Р!
15 МАЯ 2021
13 мая 2021

«Фабрика» воспитания глазами Ермолина

Система детского движения вместо легендарной пионерии оказывается нужна обществу всё чаще. В 2014 году правительство Забайкальского края попросила экспертов фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив предложить государственную программу модернизации детского движения в регионе. Общественность восприняла этот документ в штыки, а кто-то даже сравнил проект с фашистской идеологией, опасаясь, что детей разделят на касты и будут отбраковывать.

В начале февраля в Читу приехал эксперт комитета гражданских инициатив, кандидат педагогических наук и один из авторов программы Анатолий Ермолин. Он представил педагогическому сообществу региона её концепцию. После отъезда эксперта некоторые СМИ, сторонники общероссийского народного фронта и пользователи соцсетей выступили с резкой критикой его идей. «Чита.Ру» разбиралось, чем предложенная концепция не угодила критикам, и что на этот счёт думает сам Анатолий Ермолин.

Воспитание личности и прибавочная стоимость

«Каждый российский регион заботится о достаточном для жизни и устойчивого развития промышленном капитале. Со времён открытия прибавочной стоимости нам известно, что за любым капиталом, будь то деньги, производственные активы, недвижимость или интеллектуальная собственность стоят люди с определённым потенциалом, способные прибавочную стоимость создавать, – то есть «человеческий капитал».

К сожалению, с рождения люди не умеют создавать прибавочную стоимость. Чтобы ребёнок стал реальной производительной силой, в него самого надо изрядно инвестировать: в его знания, умения и навыки, ценности, сильные черты характера, интеллектуальные компетенции, привычку к труду, здоровье и выносливость».

Эти слова начинают программу и есть в свободном доступе в «Живом Журнале» Ермолина. В них нет ничего нового. Давно известно, чтобы государство стабильно работало — нужно инвестировать. Инвестировать в человека, который играет главную роль в промышленном капитале региона. И если заглянуть в словари и энциклопедии, можно найти самое распространённое понятие человеческого капитала — это интеллект, здоровье, знания, качественный производительный труд и качество жизни, в общем, то, на чём держится развитое государство.

Сторонники общероссийского народного фронта в Забайкалье, тем не менее, собрались через неделю после выступления Ермолина, и, вооружившись мнениями экспертов в области образования, родителей и педагогов решили ещё раз посмотреть документ программы, который, как оказалось, ещё не утверждён на уровне правительства и является рабочим. Несмотря на то, что участники старались быть объективными и, может быть, внести что-то новое, большая часть высказалась против страшных предложений.

Брак и человеческий капитал – самые страшные слова

Что напугало участников совещания больше всего? Понятия «педагогический брак» и «человеческий капитал».

«Сразу вспоминаются антиутопия Евгения Замятина в его романе «Мы», Джорджа Оруэлла и его «1984» и, конечно, Олдос Хаксли и его «О дивный новый мир». (Согласно сюжету «Дивного мира», люди выращиваются на заводах, где на стадии развития эмбриона каждый попадает в одну из пяти каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», с максимальным развитием, до наиболее примитивных. — авт. ) То, что нам предлагается – это кастовая жёсткая жизнь ребёнка», — высказалась на заседании ОНФ доктор наук, профессор ЗабГУ Антонина Рогова. Её поддержали другие преподаватели университета.

Выступила представительница родительской общественности, у которой возникли сомнения, как программа будет финансироваться. По её словам, она просмотрела все документы, но не нашла упоминания, чтобы программа финансировалась из бюджета. Оно и понятно – раз программа не утверждена, за что платить?

Замминистра образования Забайкальского края Наталья Шибанова эти слова озвучила на той же встрече с представителями ОНФ — в крае состоялись лишь рабочие обсуждения материалов, предлагаемые для реализации.

«Заказчиком выступило государство, и это хорошо, поскольку наша власть наконец-то начала понимать, что ресурс детского движения очень большой и возможности решения многих социальных проблем тоже велики», — отметила Шибанова.

Особый «бунт» среди общественности и критиков программы вызвали трактовки «производственного брака». Исходя из текста программы, речь идёт о бездельниках, маргиналах и несовершеннолетних преступников. На слайде концепции такие люди отправляются на особую производственную линию — по перевоспитанию и постановке в строй даже самых неподдающихся.

Родители увидели в тексте программы и нарушение их прав: «Ребёнок автоматически заносится в определённый класс и, как мы поняли, не имеет возможности переходить в другие категории. Похожее можно найти разве что в «фашистской» идеологии, где по национальному признаку разделяли. Идея, что выбор будет сделан по категориям, которые представлены в программе – утопична. Кто выберет сельское хозяйство, если нет развитой поддержки этой системы? То же самое касается производственного пролетариата — в регионе нет производства».

Послушав общественность и её комментарии об опасности программы, пугаешься – неужели власти края действительно решили сделать нечто страшное с детским движением Забайкалья? На самом деле, достаточно без паники самостоятельно прочитать концепцию программы.

Три производственные линии криминального края

В самом начале проекта авторы отмечают, что семья, детские сады и школы традиционно закладывают в ребёнка основы воспитания и понимания мира, а кружки и секции укрепляют сильные стороны характера, дают опыт работы в команде, занимаются гражданским воспитанием, формируют привычку к здоровому образу жизни.

До завершения 9 классов обучения «система по производству человеческого капитала» должна провести оценку способностей и предпочтений школьников, после чего предложить им разделиться на три «производственные линии»: тех, кто будет связан с интеллектуальным трудом и попадёт в ряды «креативного класса», кто составит современный класс промышленного пролетариата и работников села и кто вольётся в обслуживающий класс.

Как видно, в тексте программы не говорится о том, что ребёнок попадает на линию раз и навсегда. Профориентация, которая действует после девятого класса в средней общеобразовательной школе и сейчас занимается тем же самым.

«Производственный брак», о котором больше всего кричат в соцсетях и СМИ, предполагает ещё процесс перевоспитания, но о нём критики почему-то молчат. Более того, такой процесс «отбраковки» существует и сейчас, достаточно вспомнить, сколько в крае есть центров по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные статистики – Забайкалье в числе лидеров по детской преступности и по преступности в целом – говорят сам за себя, «брак» есть и его нужно перевоспитывать.

«Можно красиво говорить о духовных ценностях, о том, что их нужно закреплять и пропагандировать, но, с другой стороны, Забайкальский край по многим позициям не очень благоприятный регион. У нас ежегодно из края выезжают примерно 8 тысяч человек – это молодёжь, успешные выпускники вузов, школьники и те, кто бы мог создавать инфраструктуру в крае и задавать ситуацию социально эконом культурную и экономическую», — высказалась замминистра Наталья Шибанова на встрече с представителями ОНФ.

Что нужно сделать, чтобы задержать людей? Наверное, всё-таки нужно развивать рынок труда и создавать перспективу, связанную именно с развитием производства промышленности и трудоустройства на этих местах, о чём и идёт речь в программе.

Детское движение из первоисточника

Неоднозначные критичные мнения лучше всего обсуждать с автором проекта.

Анатолий Ермолин родился 7 апреля 1964 года в станице Кущевская Краснодарского края в семье военнослужащего, подполковник запаса, переводчик-референт английского и испанского языков. С 1985 по 1994 год проходил воинскую службу на офицерских должностях в спецподразделении «Вымпел», принимал участие в боевых и специальных мероприятиях на территории Республики Афганистан, Закавказских республик СССР и России. Начиная с 1990 года Ермолин занимается воспитанием молодежи, является одним из инициаторов возрождения скаутского движения в России. После увольнения из Федеральной Службы Охраны Российской Федерации в 1994 году принимал активное участие в разработке и внедрении образовательных проектов ЮКОСа, а именно «Лицей «Подмосковный», «Новая цивилизация», Федерация Интернет Образования. Ермолин был членом комитета по международным делам Госдумы Федерального Собрания России VI созыва. В настоящий момент он член комитета гражданских инициатив и директор проекта «Гражданская взаимопомощь» Фонда Кудрина.

Ермолин рассказал нам, что авторы проекта предлагают забайкальцам самим разработать приемлемый для них «воспитательный идеал», но не навязывают её властям края.

«Программа предлагает лишь инструмент – особым образом структурированную дискуссию в интернете, принять участие в которой смогут любые заинтересованные в этом родители, педагоги, эксперты и члены научного сообщества Забайкалья. Я уже боюсь произносить в Чите иностранные термины, но такой инструмент называется «краудсорсинг» или «открытое правительство», которое на самом деле никакое не правительство, а экспертная сеть, занятая разработкой тех или иных актуальных для общества тем. Я, к примеру, состою в таком «открытом правительстве» при правительстве России», — сказал Анатолий Ермолин.

Статус предложенной программы, с его слов — проектная инициатива, вынесенная министерством образования для обсуждения педагогической общественностью: «Я подчёркиваю это потому, что в критических забайкальских публикациях, присутствует некий «флёр» конспирологии, мол за спиной родителей региональные власти «под сурдинку» проталкивают вредный для края проект. Странно при этом, авторы публикаций – зачастую анонимные – не говорят ни слова о том, что все полученные о проекте сведения они получили не путём проведения трудного журналистского расследования, а на открытой публичной презентации, где любой желающий мог задать нам вопрос и высказать критические замечания».

Простая суть всех «ужасов»

Возвращаясь к ужасам, которые увидели забайкальцы в программе модернизации, Анатолий Ермолин отмечает, что их можно поделить на объективные и надуманные.

«К объективным я отношу болезненное восприятие педагогическим сообществом старшего поколения таких профессиональных терминов, как «человеческий капитал», «производители воспитательных услуг», «рынок воспитательных услуг» и тому подобное. Как-то в Казани на презентации подобного проекта одна заслуженная дама произнесла буквально следующие слова: «Я с замиранием сердца слушала вас, пока вы не произнесли термин воспитательные услуги!» Понимаю: будучи по первой профессии офицером, прошедшим Афганистан и почти все горячие точки позднего СССР и современной России, я тонко чувствую разницу между «Служить!» и «оказывать услугу». Только проблема в том, что организовать профессиональный менеджмент в сфере служения и духовных ценностей невозможно, а вот в сфере предоставления качественных образовательных услуг – очень даже необходимо. Надо просто отделить «красное» от «деревянного», — уточнил Ермолин.

Образ «фабрики по производству человеческого капитала» авторский, но со слов Анатолия Ермолина, задолго до него Антон Макаренко (советский педагог, который организовал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей в ХХ веке, автор «Педагогической поэмы», рассказывающей о создании педагогической системы на примере колонии — авт. ) говорил про «производство и проектирование личности».

«На самом деле, спор психологов и педагогов на эту тему является извечным: многие коллеги категорически не приемлют даже такие понятия, как «программа развития личности», «эталонный портрет», или тот же «национальный воспитательный идеал». Что не мешает всем странам мира иметь и эталонные портреты, и программы развития личности, и социальные профили обучающихся, придуманные и разработанные более 100 лет назад известным российским педагогом Всеволодом Кащенко, братом ещё более известного профессора медицины, основавшего лечебное заведение. Не хочу расстраивать моих критиков, но, если они прочитают федеральный закон «Об образовании», то найдут там такие понятия, как «стандарты образования», включающие в том числе и стандарты воспитания обучающихся по разным уровням образования», — повествует наш собеседник.

Вопрос, как будут делить детей на «касты» и куда отбракуют других, удивил Ермолина больше всего: «Никогда бы не подумал, что термины «промышленный пролетариат», «интеллектуальные работники», «работники сельского хозяйства» и «обслуживающий класс», за каждым из которых стоит выверенная столетиями профессиональная лексика, могут вызывать ассоциации с кастами, евгеникой (лженаукой по выращиванию идеального человека, — авт. ) и даже фашизмом. За такие буйные фантазии обычно полагается приличный гешефт.

«Интеллектуальные работники», по мнению Ермолина, вовсе не начальники над «кастами» второго сорта, как пишут его оппоненты, а наиболее востребованные профессионалы новой экономики, работающие над решением сложных интеллектуальных задач: инженеры, учёные, изобретатели, предприниматели, учителя, врачи, работники культуры и сферы развлечений – интеллигенция, одним словом.

«Если инициаторы и авторы «разгромных» статей подскажут, в какую ещё профессиональную группу может попасть современный молодой человек после окончания школы, колледжа или вуза, я буду им премного благодарен. Но о том, что государство или кто-либо ещё должен механистически решать, кто из детей в какую профессиональную область должен быть распределён – об этом я не говорил и не писал ни слова», — уточнил Ермолин.

Он подчёркивает, что государство обязано помочь ребёнку правильно определиться с выбором своего профессионального пути, предлагая всем ученикам школ сервисы профессионального тестирования и профессиональной ориентации.

«Что ещё осталось из предъявленных нам обвинений? «Брак»? А как ещё назвать работу тех забайкальских воспитателей, которые обеспечили краю первое место в общероссийском рейтинге детских суицидов? А высочайший уровень криминализации детской среды в некоторых районах Забайкальского края – это не «брак?», — говорит он.

А собственно к чему всё это?

Правительство направило заказ, авторы предлагают систему мер, не просто так — значит, есть очевидная проблема. Анатолий Ермолин считает, что главную проблему современных воспитательных систем Забайкалья и России в целом можно сформулировать так: уже существующие системы, при всей своей яркой индивидуальности, не осознают себя в качестве важнейшего инструмента создания для региона эффективного человеческого потенциала, не хотят и не понимают, как это делать, а правительство края не видит в них эффективных исполнителей.

«Мы здесь ровно для того, чтобы организовать «встречу» тех и других, обеспечить синергию от объединения усилий и поделиться опытом такой работы в самых разных промышленных регионах России», — подытоживает автор.

Прижившаяся ермолинская «Ньюландия»

В Забайкалье уже почти 11 лет применяется другая программа, созданная командой Анатолия Ермолина. Она называется «Новая цивилизация». Суть программы — создавать «государства» в школах со своей валютой и экономкой. Программой активно пользуется центр «Искра», где смена «Ньюландия» работает по такой технологии.

За время существования смены в ней поучаствовало около 2,5 тысячи детей. По мнению директора центра «Искра» Ирины Лейно, преимущество смены в том, что дети в безопасном режиме могут оценить свои возможности в разных ролях и не набивают реальных «шишек».

«В первые годы существования смены одна из девочек придумала взять в качестве гимна песню «Иди, мой друг, иди всегда, дорогою добра». За 10 лет ни у кого не возникло возражений против него, его смысл успешно сочетается с действиями «Ньюландии». Другой пример: после первой смены на аукционе главным лотом выставили путёвку на следующий год. Приз оказался востребованным, цена взлетела, и у тех, кто претендовал на него, денег не хватило. Но рядом стоящие дети и друзья собрали деньги и ребёнок смог купить путёвку. Это реальная помощь. В программе вообще нет речи о том, что деньги — смысл жизни, говорится лишь о том, что жизнь посылает тебе вызовы, ты в ответе за их решение, но иди дорогой добра», — отметила Ирина Лейно.

Слово «критика» происходит от греческого κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение». Суть критики в том, чтобы выявить ошибки и их разобрать, указать недостатки, но прежде всего нужно их объективно обосновать, зная все тонкости проблемы, исключая субъективные суждения. Но именно этот этап большая часть общественности сегодня игнорирует.

НазадВперёд
88 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Теоретик. В школе, поди, не проработал и дня.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сейчас начнется огромное количество заказных негативных комментариев. Будем веселиться!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а кем заказных? Заказывают , наоборот, хвалители программы. У них денег полно. Вот ещё 16 млн. скоро перепадёт. Командировки то уже край оплатил.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людьми, которые потеряют, что либо от этой программы. Есть тут несколько.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конечно, не работал, там же биография есть. Бывший военный, причем махровый:) Он навоспитывает, да.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сплошное баламутство

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ермолин заявляет, что программа была вынесена министерством образования для обсуждения общественностью: Где и когда проводилась открытая публичная презентация для общественности?! НИГДЕ! Так называемая «презентация» в начале февраля проводилась для чиновников, руководителей образовательных учреждений, которые должны били ее внедрять, их просто поставили перед фактом и их мнение тоже никто не спросил. Где ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ мог задать вопрос и высказать критические замечания? НИГДЕ И НИКОГДА! Эта программа даже не имеет грифа Министерства образования РФ - неизвестно даже, проверяли ли ее там.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В феврале состоялось первое заседание региональной рабочей группы с участием представителей педагогической общественности. Это было общее знакомство с программой. Широкая публичная презентация должна была произойти только после отработки ее региональной группой.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да уж, теперь придется пообсуждать. А то некоторым руководителям образовательных учреждений, пригрозили увольнением, если откажутся внедрять.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Назовите их фамилии? Какие учреждения? Откуда информация?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

преподаватели ЗИРО, которые дали негативную оценку программе

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы уж меня извините, но для меня это учреждение вообще не авторитет. Не знаю ни одного серьезного эксперта в сфере развития детского движения там. Вообще не могу сходу сказать чем они занимаются, хотя постоянно нахожусь в сфере и образования и детской/молодежной политики. В крае в принципе есть всего человек 5 компетентных в этих вопросах. В целом они за, кроме нескольких пунктов. Считаться с мнением людей, не имеющих даже половины информации, знаний и компетенций в этой сфере, мне кажется не совсем верно и логично.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ермолин как истинный зампредеседателя Фонда Ротшильда-Ходорковского "Открытая Россия" начнет согласовывать свои темные делишки с местным населением Забайкалья?! Мы для них, наверное, как туземцы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Стыдно за все такие комментарии. Вот из-за всего этого и складывается весь негатив нашего края.

Люди! Где же ваша порядочность?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Умнейший мужчина! Ветеран. Прекрасно понимает что стране нужно будущее, а не урки на корточках у ларьков

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему у умнейшего мужчины вызывает удивление возмущение терминами "образовательная услуга", "воспитательная услуга", "медицинская услуга"? Как можно не понимать, что врачей и учителей низводят до уровня обслуги? То есть объявляют их не интеллигенцией, а обслуживающим персоналом. А высшая каста - менеджеры. Считаю, что и близко к школе нельзя подпускать

военных, не на то у них извилины заточены. А уж сочетание военного с менеджером - такие люди абсолютно не понимают гуманитариев. Кроме того, абсолютно не нравится то, что наш регион стал испытательной площадкой для реформаторов от образования. Заколебали! ЕГЭ тож у нас в числе первых регионов внедряли. Получится-не получится, на наших детей им наплевать. Вот с Москвы да Питера и начинайте свои эксперименты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Этот умнейший мужчина и наделает вам урок на корточках

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ага, умнейший. Только умнел он в школе менеджмента в США.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Начнем с того, просило ли общество Забайкальского края - правительство Забайкальского края заказывать такую программу за 16 миллионов рублей? Нужна ли такая программа обществу? Следующий вопрос: у нас в Забайкальском крае нет педагогических кадров, профессорского состава, методистов? У нас нет министерства образования, науки и молодежной политики в крае? Мы сами не можем разрабатывать программы?

Теперь по смыслу.

Программа опасна даже по тому, что она предполагает сбор информации по оценке критериев образования и развития наших детей, причем информации субъективной - от педагогического состава, что уже предполагает отнесение любого ребенка к какой либо "группе" или "касте", тем самым ребенок может быть банально лишен инициативы в будущем выборе профессии. Подобный метод навешивания ярлыков недопустим. Из набора "способностей", согласно программе, будет определяться и методика преподавания - и ребенок одной группы будет лишен изучения предметов, "неподходящих" для этой группы. Весь текст программы изобилует большим количеством несоответствий и противоречий. Из-за этих несоответствий и противоречий возникает конфликтная ситуация по отношению к этой программе педагогического сообщества и родителей. Что бы там не говорили представители министерства образования, что бы там ни утверждал господин Ермолин, отношение к программе так и останется негативным, более того - как быть с теми 16 миллионами? Я изучил программу целиком и не знаю, за что можно было заплатить такую сумму. И, да - программа действительно сходна с учением Френсиса Гальтона, что бы там ни говорил Ермолин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Запрос общества на развитие детского движения края объективно существует. Сегодня оно под мощным влиянием криминалитета. Глупо рассуждать, что без средств можно реализовать задуманные цели. 16 млн. на 600 школ - это копейки. На эти средства планировалось работать с школьным активом. Могут ли местные педагоги разработать другую пограмму. Как показывает опыт могут, но далеко не все. Большинство из них могут только рассуждать. Опыт же Ермолина востребован по всей России. В критике программы много политики.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почитайте саму программу - все станет предельно ясным. На счет криминалитета, совершенно с вами согласен. Но очень много но. 16 миллионов - оплата за программу а не финансирование внедрения программы. В моем отзыве нет политики - это, если хотите мнение педагога, отца троих детей. Опыт Ермолина, кроме Забайкальского края еще ни где "не востребован"- его пилотные проекты были отвергнуты в тех регионах, в которых была попытка их внедрить, причем с большим количеством обоснованной критики. Что касается детского движения - именно "детского движения", практически в каждой школе есть свой микроформат такой организации - министерству образования края нужно спуститься на землю и пройтись по школам, посмотреть, оценить работу педагогов и создать рабочую группу из этих педагогов, научной общественности и профессорского состава - поручить этой рабочей группе разработать концепцию детского движения и рабочую программу. Это был бы единственный верный шаг в нужном направлении. Это мое мнение, личное.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мы 20 лет ждали качества от детского движения от низов и получили много проблем. Сегодня необходимо поставить задачи сверху. При этом никто не отрицает существование зрелых детских организаций в школах. Ваш опыт из трех детей одной семьи не может быть основой формирования детской организации, где родители и сами дети совершенно разные. Как показывают Ваши тексты Вы находитесь под влиянием некоторых идеалогичесеих воззрений и мнений псевдо ученых. Любимое Ваше слово в критике "касты". Где оно употребляется? Все остальное - это плод Вашего воображения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы считаете Макаренко и Шаталова псевдоучеными? Мнение по программе уже высказали несколько экспертов в области образования, мнение однозначно негативное. С вашей точки зрения мой опыт строится только из трех детей - вы заблуждаетесь. "Некоторые идеологические воззрения" - что вы имеете ввиду?

"Все остальное- это плод вашего воображения" - все остальное это про что?

Переходя на личности в критике моей точки зрения, вы показываете отсутствие аргументов в пользу программы, которую так неумело пытаетесь защитить. Неужели так страшно, что ее действительно отвергнут?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Плохо то, что мы все время находимся в плену советской педагогики. Посмотрите на мир широким вглядом. Не нравится нам опыт США и ЕС, бог с ним. Есть много других стран. Они более успешны, чем мы в экономике и в области воспитания. Мы постоянно ищем свой собственный путь в никуда. На этом построено много философских и педагогических теорий в нашей стране. Экспертные заключения делаются по знакомым. Это мы проходили. Программы Ермолена практикоориентированы, широко используются в летних оздоровительных лагерях, скаутском движении. Дети, прошедшие через них, хотят развивать их в своих образовательных учреждениях. Они уже сделали свой выбор. Про плод - это про "касты". Где Вы их нашли?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Высоко ориентированность идей Ермолина заключается в том, что он предлагает использовать в педагогике экономическую модель - это видно невооруженным взглядом по терминам, которые используются в программе. Практикоориентированность программ Ермолина сомнительна и подлежит обсуждению в широком смысле этого слова. Большое количество заимствованных иностранных слов говорит о ее забугорном происхождении, и соответственно чуждом нашей культуре и традициям. Приведите пример "многих других стран более успешных в экономике и области воспитания". Основная масса стран еврозоны или евросоюза используют в своей правовой практике методы и жесткие формы ювенальной юстиции. Этот вопрос очень тревожит многих у нас в России, где уже были попытки внедрить такую практику. У России свой собственный путь, у нас много педагогов-новаторов, у нас сильная национальная педагогическая школа. Что касается "каст" - в программе на каждом шагу упоминание "классов", "групп", которые обладают своими признаками и есть критерии, по которым к этим группам детей нужно относить. Кроме того, идет речь о документировании самого процесса и делаются выводы о выгодности тех или иных групп и востребованность таковых - это и есть признак "кастовости".

Про экспертов - не согласен с вами, если в вашей практике так делается - советую посмотреть на себя повнимательнее, и в какой то степени принять точку зрения другого человека, либо отвергнуть ее, не переходя на личности и не сыпать обвинения в предвзятости. Эксперт человек субъективный, мнения экспертов могут не совпадать - на то они и эксперты, но если несколько человек сходятся во мнении - на это необходимо обратить внимание, значит действительно что то не так.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Каста (от порт. casta — «род; порода», от словосочетания порт. casta raça — «чистая порода») — закрытое сословие и группа людей, дорожащих своим местом в социальной иерархии.

Члены касты связаны с традиционными профессиональными занятиями и зачастую в личной жизни руководствуются эндогамией. Нахождение внутри касты требует ограничений в общении с другими людьми. В современный период феномен кастового общества наблюдается в Индии (см. Варны). Против кастовой дискриминации боролся индийский лидер М. К. Ганди, что отражено в религиозно-философской и социально-политической доктрине гандизма. Группу высших каст в Индии представляют брахманы. По мнению экспертов кастой можно считать союз племён и расу. Известны торговые, жреческие, религиозные, корпоративные и другие касты.

В современном языке термин «каста» применяется в первую очередь к основному разделению индуистского общества на Индийском субконтиненте. Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту); запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений.

http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я умею пользоваться интернетом и материалами ВИКИ. Материалы Википедии - спорны и ненаучны и не могут быть научным заключением.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Здесь нет науки. Причем здесь википедия. Это констатация факта

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Притом, что вы приводите выдержку из сомнительного источника, который не может быть истиной. Чтобы констатировать факт - нужно сделать вывод, которого вы не делаете. Умение уважать оппонента свойственно не всем, даже в научной среде.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Даже сама попытка внедрить программу без широкого обсуждения в обществе, без оценки последствий ее внедрения, без привлечения родителей, без проведения просветительской работы по программе - все это говорит , что данная программа чужда и опасна, что у внедренцев были обоснованные сомнения о возможности принятия данной программы обществом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дима, если тебя не позвали на обсуждение, может посчитали, что детей нужно прятать от тебя?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мы перешли на Т?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По педагогике тоже не соглашусь с вами - мы не находимся в плену советской педагогики, мы отвергаем ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ в угоду буржуазной, капиталистической модели - имея возможность развивать свое собственное мы пытаемся взять за основу то, что во многих зарубежных странах прошли, раскритиковали, отвергли и не используют. Приведу пример - БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС. Большое количество европейских стран его испытали и отвергли - мы же не пытаясь проанализировать причины по которым они это сделали - внедряем его у себя, наплевав на этот факт, идем в угоду коммерционализации образования. Россия взяла курс на сохранение традиционных ценностей - задача многих "псевдопедагогов" не дать процессу развиться, в зародыше уничтожить отечественную педагогику, создать расслоение уже на уровне начальной школы в детской среде, подорвать основы равенства возможностей наших детей, указав им неверные ориентиры, создать людей, специализирующихся в узкой области, беспомощных и покорных, подчиненных экономической модели существующей формации.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот Вы и сами подтвердили свою идеалогическую установку по программе "буржуазной, капиталистической модели". Смех, да и только. Про болонский процесс в системе профессионального образования Вы ничего не понимаете - "слышал звон, да не знаю где он". Мир меняется. Система образования становится более динамичной и гибкой. Система бакалавриат-магистратура применяется во всех экономически продвинутых странах.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Либо вы не владеете материалом, либо намеренно утверждаете то, в чем не разбираетесь. Я свое мнение высказал - а далее как угодно. Про переход на личности тоже писал. В отличие о вас - пишу от своего имени и не прячусь за ником.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Глупая попытка самоутвердиться в глазах избиратетелей

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Причем тут избиратели - я не собираюсь в депутаты.

Вопросы самоутверждения неактуальны.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Демагог

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дима, хватит баламутить! Судя по твоим постам, программу ты сам не читал, или перед тобой стоит задача очернить её.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В отличие от вас программу читал и обсуждал с коллегами. Читал и отзывы - они совершенно различны, но среди них нет ни одного в поддержку этой программы, в том виде , в каком она представлена.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Значит не с теми общаетесь. Знаю умнейших людей, кто эту программу поддержал. И они являются крайне серьезными экспертами в этой области, а не женщины в отделе [промолчу название] образования, которые с детьми то последний раз 5 лет назад общались.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К вашему сведению точек зрения по одному вопросу или проблеме может быть больше, чем две или три - правильная, неправильная или ваша. Причем все точки зрения могут быть в корне неверны или ошибочны.

Считаю продолжение диалога неконструктивным. На вторую вашу реплику отвечать не имеет смысла.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конечно, Вы с ещё одним товарищем тут в каждом посте апеллируете "специалистами", "умнейшими людьми", и целыми массами, не приведя не одной фамилии. Судя по всему Вы кроме своего мнения какраз ничего и не видите.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И ещё вопрос: как отзыву могут быть различны, если они представляют только одну точку зрения, судя по вашей записи?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В любом случае, эту программу можно внедрять только в учреждениях, подобных "Искре", ну и на здоровье, там и пусть внедряют, и всем будет хорошо, и Ермолин наиграется, и минобр вместе с правительством края галочки себе поставят, что типа работают, и родители, которые на знают, что им делать с детьми, детей с радостью туда сдадут.

А в школах ничего подобного внедрять нельзя, и не надо пытаться переть против закона.

Но вообще идея полностью бредовая. И замечательно провалится. Но очень жаль 16 миллионов, они не лишние в нашем крае:(

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нужно отдавать компетентным людям, а искра пусть своими делами занимается. Знаете сколько бюджет у Искры? Хотелось бы заслушать отчёт о расходовании госсредств этой организацией.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да давайте им скинемся , все читинцы, чтобы они просто деньги взяли, но НИЧЕГО в крае не внедряли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну в искру я теперь точно детей не отправлю. Вон на Украине уже наНьюландствовали. Из искры возгорится пламя. Только какое? Революционное?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

способность признавать ошибочность собственных умозаключений - один из показателей наивысшего уровня развития критического мышления. Одной из сторон в споре необходимо признать, что Указ президента РФ, утвердивший "Национальную стратегию действий в интересах детей", в Забайкальском крае не выполняется или выполняется формально. А одно из главных направлений этой Стратегии - дети - активные участники реализации Стратегии, вообще игнорируется. А второй стороне - признать, что уверенность в том, что изменить бытие через развитие сознания ограниченной части населения, ошибочна. Все-таки основная идея незаслуженно забытого Маркса - бытие определяет сознание. Об этом забывают и представители чиновников, обвиняя систему образования в оттоке населения, при чем не самого худшего, из Забайкальского края. Остается масса вопросов в том, числе к Ермолину, обвиняя систему образования в неэффективности воспитательной деятельности, с помощью кого он собирается решать поставленные глобальные задачи? Что даст реализация за наши деньги данной программы (не поворачивается рука назвать ее с большой буквы) для нашего региона? Какие изменения стоит ожидать и в какие сроки после ее реализации? Если наше педагогическое сообщество неэффективно работает, может стоит посмотреть на руководство, ведь рыба гниет с головы (это аксиома!). А может быть стоит начать с нашего бытия - повысив даже не на много качество нашей жизни?! И это в условиях задержек заработной платы тем же педагогам в Забайкалье на месяц, предзабастовочного состояния в бюджетной сфере, того самого состояния, в которое ввергло очень "эффективное" управление нашего нынешнего губернатора и его компании. Не вызывает сомнений, что что-то надо менять, но не такими способами! Что сделало реально, а не на словах, правительство края для того, чтобы сделать школу привлекательной для учеников и учителей?! и таких вопросов еще много.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не нужно говорить за всех родителей. Программу необходимо поддержать. Опыт РЮЗа и ИСКРы говорит об этом. Среди противников подписались такие деятели, которые видят только религиозное воспитание основой всего. Отсюда стенания по поводу духовно-нравственной основы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поддерживайте на здоровье! Я всего лишь против навязывания в школах и детских садах, это гос.учреждения, в них должны реализовываться ТОЛЬКО государственные стандарты. А в любых других местах пожалуйста, что угодно, ваши дети - вам и решать, куда их запихивать.

А я остаюсь при своем мнении.

И очень поддерживаю мнение Читинки из Читы, все верно сказано.

И денег все же жалко. Зря я голосовала за Ильковского:(

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Программа целиком и полностью вписывается в госпрограмму и стратегию развития детства.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это вы о чем? О какой программе речь? Яндекс скромно молчит.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слышь, родитель. Так ты отправь сразу в Америку своих детей. А чего мелочиться Рюзы, искры. первый этап прошли, теперь остальные направления там получать нужно. И религиозного воспитания боятся с духовно-нравственной основой. Ну-ну. Министр ино. дел Швеции тоже православие назвал их главным врагом. всех стран, объединяйтесь!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Никакого общественного обсуждения программы не было ни со стороны Минобразования, ни стороны Ермолина. Поднял проблему Общероссийский народный фронт, за что им огромное спасибо.

3-4 февраля было так называемое «совещание» с работниками районных отделов народного образования (то есть чиновниками, а не педагогами и общественностью), на котором Ермолин «обсуждал» программу, а именно, в течение 5 часов объяснял, как это должно работать. По окончании своего монолога отвечать на вопросы он отказался. Ясно, что никакое это не обсуждение, а банальное внедрение за спиной общественности.

Ермолин известен как «шпион Ходорковского», он с 2006 г является зампредеседателя Фонда Ротшильда-Ходорковского "Открытая Россия". В разных регионах России внедряет детские проекты по переформатированию личности.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Обсуждение было в министерстве образования, и на нем присутствовали фактически все из сферы образования. Поверьте, я там был. Проблему поднял не ОНФ, а лишь несколько человек, которым эта программа не нравиться, потому что они там не предусмотрены. 3-4 февраля он несколько часов отвечал на вопросы, на этом совещании я тоже был и сам задал несколько вопросов. Остальное - просто вода наших диванных патриотов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Значит не нужно их и не нужно "предусматривать", может именно из-за них у нас такая ситуация, может это именно они допустили, что дети в крае активно идут в " касту" - "АУЕ". Может?! Назовите их имена.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Обсуждение" в министерстве образования чиновниками не есть общественное обсуждение. "Диванные патриоты" тоже имеют детей и хотят участвовать в обсуждении. Программе не имеет грифа федерального министерства образования. Она том вообще проверялась?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я не диванный патриот, я родитель, меня программа не устраивает. И все! Понимаете? Все, этого достаточно. Меня мало волнует, что там хотят внедрить местечковые органы и чиновники без моего ведома и согласия. Только гос. стандарты, и ничего другого.

Для меня существует Закон об образовании, ему я и подчиняюсь, а у местного правительства нет никаких полномочий по внедрению в сады и школы каких-то левых программ. Только в добровольном порядке!

И хоть заобсуждайтесь.

А слово "нравится" в данном случае пишется без мягкой буквы, это же элементарно - программа (что делаеТ?) не нравиТся.

Вот и обидно, что такие вот люди, которые даже родной язык не могут выучить, стремятся решить судьбу детей.

Научитесь сами хотя бы писать грамотно, а потом уж к детям лезьте.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не надо так гореть. Программа добровольная и благодаря Вам Ваш ребенок в ней участия принимать не будет. Однако, когда ему будет 14 лет по закону он сам решит, что ему делать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

гы:)) Только с 18, увы и ах:)) Нет, можно, конечно, и с 14, если родители согласны.

Но хорошо, что вы все поняли по поводу добровольности, а то, понимаешь ли, внедрять собрались неизвестно что без предупреждения:)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ахах, и наш спор перешел к обсуждению обычной опечатки, как же я люблю этот момент анонимных дискуссий. Ах да, прошу прощения, это не дускуссия, так как ваш аргумент просто великолепен. "Меня программа просто не устраивает", это определенно гениальный аргумент. Эту программу заказало МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Есть такой у нас орган в регионе и он имеет все ПОЛНОМОЧИЯ принимать такие программы и реализовать их. Читайте закон об образовании внимательней и найдите пункт, где написано, что в рамках региональной стратегии наш край не может принимать новые программы. Вам не нравится - не участвуйте. Вас никто не заставляет, в программе четко указано, что всё на добровольной оснвое, поэтому пожалуйста, не надо разводить лишних слухов и путать наших граждан.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот именно это и требовалось доказать - участие добровольное и строго с письменного согласия родителей, потому что программа экспериментальная и не утвержденная государством. И об этом вы ОБЯЗАНЫ информировать родителей и инструктировать соответствующим образом руководство школ, чтобы не брали родителей на испуг и не шантажировали детей.

Все, больше ничего и не нужно от вас, экспериментируйте на здоровье, добровольцы всегда найдутся.

PS А грамотность все же подтяните и почитайте на досуге, что такое опечатка, а что такое ошибка:) А то неудобно как-то за вас, программы внедряете, а ошибки считаете опечатками.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Про нас уже говорят в Москве: Вчера 28 февраля в программе Агитпроп (Вести), упомянули про Забайкальскую программу Ермолина. Речь в программе шла о проблемах в системе образования. Цитирую Константина Семина «майдан и война начинается в школе… за дымовой завесой иностранных терминов продолжается демонтаж нашего массового сознания… против нашего образования и науки идет точно такая же война, как и против Новороссии, только тихая мышиная, подковёрная, незаметная…»

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Завтра Вы будете цитировать Лимонова. После завтра будет поздно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Константин Сёмин -истинный патриот. С оветую всем посмотреть этот сюжет. Там про наше образование вообще. И что Ливанов в Америку летит тоже.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Говорят, потому что легализовались те, от кого деньги уходят. Много лет работали с нашим краем и мало, что смогли изменить, а тут вдруг другие предложения появились, так сразу в бой ринулись! Причина-то всей драки не в заботе о детях кроется, а в личных интересах некоторых особ. А мы в СМИ знакомимся с их выпадами в адрес конкурентов

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вообще навязывание данного проекта детского движение связано с перспективами развития края как сырьевого придатка страны и зарубежных монополий. Ведь для работы в горнорудном кластере Забкрая, т.е. на рудниках и шахтах, принадлежащих российским и зарубежным олигархам, потребуются послушные, безропротные работники ( промышленный пролетариат). которые своим трудом и будут обогащать олигархов. И готовить эту армию послушных рабов планируют уже со школьной скамьи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наоборот, программа направлена на лидеров, с активной позицией. Они должны реализовать потенциальные возможности региона стать инновационным.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как достало вранье новаторов. И почему таких святых людей не понимают не только у нас, но и в других регионах? Еще один стимул бежать из края, ставшего полем для сомнительных экспериментов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На каких лидеров с активной позицией? Майдана? У нас другие герои- Кутузов , Суворов , Ушаков.

Слава Богу, что их по таким программам не обучали. Суворов точно "браком" бы оказался-болезненный, тщедушный.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очередной развод на народные деньги

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Про смену Ньюландия на совещании в НФ молодой человек, который занимался именно этим направлением дал абсолютно верную оценку результатам пребывания в этих сменах " Цель жизни -деньги и только деньги". У "Искры" достойное прошлое , но такие программы не красят её. Поклонение мамоне ещё никого не сделало счастливым ( не путать с богатым). Хвалят программу только те, кто может от неё погреться. Не обожгитесь, господа!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И название смены в "Искре" - "Ньюландия" дано на английском, видимо в угоду тем, на чьи гранты эта смена была организована.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И уже 10 лет на эту смену путевку почти не купишь. Вам не кажется это показательным? К названию нет смысла придираться - это глупо. Просто детский лепет. Давайте тогда от слова телевизор откажемся или компьютер, это же тоже слова заморские!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так вы уже много кого в свои сети запутали. Часть людей готова душу дьяволу продать, лишь бы кто-нибудь научил деньги зарабатывать. А я своих детей учу трудолюбию, любви к Родине и ближнему. А ваши ученики потом из-за карьеры по трупам идут. Только несчастные это люди. Жаль их. В землю то одну пойдём. В гробик денег не заберёшь, а на том свете тяжеловато будет тем, кто золотому тельцу продался.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодой человек, давший подобную оценку, видимо вообще не представляет о чем он говорит. Программа "Ньюландия" направлена на социализацию, разностороннее развитие подростков в сложнейший для них период переходного возраста. Кроме деловой игры с зарабатыванием денег, активной политической жизнью, реализацией бизнес-проектов есть крепкая дружба внутри экипажа(отряда), интереснейшие культурные проекты, ежедневная служба каждого ньюландца в КЮСе(где дети учатся взаимовыручке, навыкам выживания в полевых условиях, где воспитывают в них ответственность и патриотизм) и многое другое. Я 10 раз работала на смене "Ньюландия",из них 2 раза была старшей вожатой, уважаемые педагоги-противники концепции вы сильно обедняете смыслы, будьте ближе к детям, а не к умным речам. P.S. А Макаренко у нас, в Искре, тоже все читают и любят, это так на всякий случай, чтоб не думали что не следует.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я читала эту программу.Бред какой-то.А родительского согласия никто не спрашивал и спрашивать не собирается.Собираются внедрить втихую и всё,как всегда в добровольно-принудительном порядке.Но это противозаконно.В Законе об образовании сказано,что главная роль в воспитании детей отводится родителям и нужно пользоваться этим,а не соглашаться на всякие сомнительные программы.Это не государственная программа и я против,как и много других родителей.А 16 млн для нашего края я думаю не мало,тем более что за наши-же 16 млн будут воспитывать из наших детей рабов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, согласна с Вами, что программа полный бред, читала. Она направлена против детей, нас, родителей, нашего образования, сложившегося и проверенного временем и в целом против России. Господа создатели этой программы мы, забайкальские родители против её внедрения. Напрашивается вопрос. Для каких целей всем этим господам нужны наши дети?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Программу не читала. Но и без этого могу сказать. Преступность не будет расти, если людям будет где жить и зарабатывать. А без этого условия все заказы правительства - очковтирательство чистой воды.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это не правительство заказало! А Сорос.вопрос в другом.как Правительство им позволяет орудовать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А соответствует ли данная программа Ермолина основному документу РФ? Я про Конституцию Российской Федерации? Каждый гражданин РФ имеет РАВНЫЕ возможности на жизнь и деятельность в РФ. Если дети, прошедшие тесты, разделены на классы (группы, касты), подвергаются "особой" программе образования (умники, пролетариат, аграрии, брак), то они автоматически лишаются возможности получить ОБЩЕЕ образование. Это прямое нарушение их прав и противоречит Конституции РФ. Если есть правозащитники, поправьте меня, плиз. Но, думаю, что любое обращение граждан в прокуратуру вызовет искренний интерес правоохранительных органов, т.к. на сегодняшний момент новые реалии времени охарактеризовывают данные деяния не как простое разгильдяйство в руководстве, а более серьезные статьи, вплоть до "измена Родине".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ахахахахах

Вот чисто на интерес, кто нибудь, обратитесь в прокуратуру. Вот что они вам скажут, как вы думаете? Да пошлют вас куда подальше, ибо там хотя бы читать умеют xD xD

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Беда в том, что в прокуратуре давно уже не умеют читать!не первый год у нас реформируют образование

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я против программы ! Она нарушает Конституцию РФ , права родителей и права детей . Сейчас на каждом углу кричат о правах детей т.н. правозащитники , так в этой ситуации стоит действительно защитить права детей . Программа полностью утопичная . Сельское хозяйство , как и промышленность в крае не развиты , а кадры с яслей собираются готовить . Зачем ? Дети воспринимаются в этой программе , как товар . Циничная и утопичная , антипедагогичная программа . Формулировка "производственный брак" по отношению к детям просто чудовищна . Хотя находятся даже такие граждане , которые пытаются оправдать эту программу . Что ими движет можно только догадываться . Я против программы .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Один в один повторяется бессмысленный набор эмоций. Ни аргументов, ни вникания в суть. Когда вы мне покажете в каком месте нарушается конституция и каким образом, я вам лично объясню почему вы не правы.

+1 к заказным комментариям xD

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело- Макаренко А.С Вы не понимаете,что ребенок-личность,которая формируется,а эта программа будет разрушать её .Вам станет страшно тогда,когда вы не будете видеть в своём ребенке ваше продолжение и гордость,а будете смотреть на то,как он деградирует вместе с тем обществом,которое вы ему создаёте.Эта "среда каст" погубит его окончательно..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо всем людям,которые высказали свое мнение!если мы будем молчать,они нас загубят!