Р!
16 МАЯ 2021
15 мая 2021

Бизнес-леди из Забайкалья: Главное в любом бизнесе – люди

Наталья Хафизова строила частный стоматологический бизнес практически с нуля, без предпринимательского опыта и в условиях жёсткой конкуренции. Сегодня она руководит стоматологией «Эстом» с пятью отделениями, охватывающими весь спектр стоматологических услуг, в том числе детскую стоматологию.

ИА «Чита.Ру» продолжает серию интервью с успешными предпринимателями Забайкальского края, чтобы показать примеры, как можно работать, получая прибыль и меняя регион к лучшему.

О том, как строить собственный бизнес в Забайкалье и обеспечивать качественные стоматологические услуги, корреспонденту ИА «Чита.Ру» рассказала бизнес-леди из Читы Наталья Хафизова.

Сертификат доверия – высшая награда для предпринимателя.

– Как давно вы открыли собственный бизнес, что этому предшествовало?

– По лицензированию клиника «Эстом» была открыта 1 мая 2008 года – эту дату можно назвать её официальным днём рождения. Но работа над созданием стоматологии началась задолго до этого. Мысль организовать собственную стоматологию пришла ко мне, когда я ещё работала заместителем главного врача по лечебной работе в стоматологической клинике ГОУ ВПО ЧГМА. В какой-то момент я просто поняла, что не смогу реализовать все свои идеи на базе государственной клиники. Для того, чтобы оказывать качественные стоматологические услуги, мне нужно было осуществить свои задумки, а это можно было сделать лишь освободившись от границ и рамок, в которые так или иначе поставлены государственные и федеральные стоматологии.

– С какими сложностями столкнулись, будучи начинающим предпринимателем?

– Сложностей было много. Строительство стоматологии обернулось для меня «стройкой века». Я бы никогда не осилила её в одиночку, без значительной моральной и материальной поддержки людей, которые поверили в меня в сложный период становления клиники.

Например, сильно мешал существующий в нашем крае бюрократизм. Он всегда был частью системы, даже когда нас отчаянно пытались убедить в обратном. Проявлялся бюрократизм преимущественно в длинной цепочке инстанций, которые необходимо было пройти для получения лицензии. Непременно нужно было получить акты обследования, экспертные заключения едва ли не каждой организации города, при этом выждав определённое время, отведённое на рассмотрение документов. В целом, на утверждение проектной документации, строительство, установку оборудования, оформление всех рабочих документов и получение лицензии у нас ушёл ровно год.

Другой проблемой была необходимость привлечь новых пациентов. Уже на тот момент стоматологий в городе было предостаточно, а про клинику «Эстом» никто не знал. Многие клиенты пришли к нам следом за «своими» врачами, других привела реклама. Новые пациенты появляются и сейчас: согласно ежемесячной статистике, большинство из них приходит по рекомендации. Мне кажется, это многое говорит о клинике – если люди её рекомендуют, значит, они доверяют нашим врачам и качеству оказываемых нами услуг.

– Кстати, о доверии. В начале этого года стоматология «Эстом» получила сертификат доверия работодателю. Планируете ли вы участвовать в каких-то конкурсах в 2015 году?

– Если говорить о сертификате доверия работодателю, то с ним вышла забавная история. Ещё перед Новым годом мы готовились к предстоящей плановой проверке Государственной инспекции по труду в Забайкальском крае. Новость о ней нас сильно взволновала – обычно такого рода проверки не заканчиваются безнаказанно. Мы работали и продолжаем работать над обеспечением охраны труда, соблюдаем существующие на сегодняшний день статьи федерального закона. Несмотря на тщательную подготовку, мы всё же были приятно удивлены, когда в ходе проверки нам сказали, что клиника соответствует всем требованиям по охране труда. Тогда же нам предложили подать заявку на получение сертификата доверия работодателю, что мы и сделали.

Признаюсь, я горжусь этим документом даже больше, чем дипломом «Лучшие стоматологи – 2010» и наградой «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА-2012», хотя получить их было так же приятно и нелегко. На межрегиональном конкурсе, прошедшем в 2012 году, стоматология «Эстом» вошла в число победителей и была награждена сертификатом и золотой медалью за качество услуг и профессионализм персонала. «ГЕММА-2012», как и каждая из наших побед, является заслугой всего коллектива, итогом труда каждого сотрудника.

Я очень рада руководить одним из предприятий, обладающих наградами за доверие и качество, и готова ещё не раз участвовать в конкурсах, если какие-то из них покажутся интересными.

На первом месте всегда должны быть люди

– Можно ли выделить какой-то главный принцип ведения вашего бизнеса?

– На первом месте всегда должны быть люди. Сплочённая, сработавшаяся команда делает половину любого бизнеса. Очень важно понимать, что в одиночку каши не сваришь – всегда нужно советоваться с окружающими тебя людьми, прислушиваться к ним не только на всевозможных консилиумах, но и в частной беседе. Многие хорошие и интересные идеи появляются и принимаются в неформальном общении на тех же корпоративах.

– Правда ли, что в Забайкалье трудно подобрать кадры?

– Я с подобным не сталкивалась. Думаю, здесь сказывается существование в нашем регионе очень сильной медицинской академии, которая регулярно выпускает из своих стен хороших специалистов, в том числе и стоматологов. Многих из наших врачей мы буквально воспитали и подготовили сами: к нам приходили студенты, пробовали себя в работе ассистентов врачей-стоматологов, а затем возвращались уже квалифицированными, дипломированными специалистами. Так когда-то в «Эстом» пришли стоматолог-терапевт, ортопед, ортодонт, детский стоматолог – практически все врачи, в которых нуждалась клиника.

Кроме того, должна отметить, что коллектив в последнее время обновляется молодыми специалистами. Врачи, с которыми мы начинали в 2008 году, продолжают работать и обучать новых сотрудников. Основной состав, костяк коллектива сохранился до сих пор: доктора из нашей стоматологии не переходят в другие клиники. Некоторые из них, правда, переезжают в центральную часть страны, но и это радует. Признаюсь, мне приятно знать, что стоматологи, вышедшие из стен ЧГМА и отработавшие некоторое время в нашей клинике, продолжают работать в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Москве, Благовещенске и Красноярске. Они остаются востребованными.

Здоровье дороже денег

– А чувствуете ли вы, как предприниматель, влияние западных санкций, рост курса валют относительно рубля?

– Думаю, это чувствуют все. Когда курс рубля падает, люди начинают задумываться, на что потратить деньги: на отдых, обед в ресторане или своё здоровье. Последнее, что логично, всегда лидирует. Наверное, именно поэтому за время кризиса у нас ни разу не было убыточных месяцев: клиенты по-прежнему доверяют нашей клинике и идут именно к нам.

– Трудно ли бизнесу в нашем крае выживать при существующей системе налогообложения?

– Наша система налогообложения сказывается на любом бизнесе. При рассмотрении каждого закона о налогах всегда звучит верная, но, к сожалению, идеалистичная мысль – дать возможность бизнесу «встать на ноги» и начинать взимать с него налоги лишь спустя определённое время. Такую поправку, естественно, никогда не примут, так как это невыгодно отразится на бюджете. В своё время именно поэтому проиграла выборы Ирина Хакамада: она тоже высказывала идею о кардинальном реформировании налоговой системы.

– После введения налога на имущество в 1% многие предприниматели начинали подумывать о том, чтобы уехать в города с более мягкой системой налогообложения. А вам когда-нибудь хотелось уехать из Читы?

– Мне, конечно, хотелось, но клиника держит меня в родном крае. Пока я не могу даже подумать о том, чтобы оставить своё детище без присмотра. Понимаете, я ведь строила стоматологию «Эстом» с нуля, с первого кирпичика. Много месяцев оформляла документы, выбирала здание, нанимала специалистов, помогала клинике расти. После такого бросить её непросто.

– Может ли сегодня бизнес рассчитывать на поддержку краевой власти?

– Буду говорить за себя: ни я, ни стоматология «Эстом» никогда не получали какой бы то ни было поддержки от государства. Даже сертификаты и дипломы, которые висят на стенах, приходили по почте и никогда не вручались лично в руки. Единственное исключение составляет сертификат доверия работодателю, который был выдан Государственной инспекцией по труду в Забайкальском крае при участии Федерации профсоюзов Забайкалья и торгово-промышленной палаты Забайкальского края.

Вообще, взаимоотношения между государственными и частными стоматологиями были достаточно сложными. Я это почувствовала на собственной шкуре, когда открывала отделение детской стоматологии и приглашала врачей к сотрудничеству. В тот момент главные врачи многих государственных стоматологических клиник запрещали своим сотрудникам совмещать работу или как-то помогать частным клиникам. Мне в этот период очень помогла поддержка Строгановой Татьяны Викторовны, детского стоматолога высшей категории, которая не побоялась совмещать работу в частной и государственной клиниках.

– Вы рассказали о взаимоотношениях с государственными клиниками. А как вы справляетесь с конкуренцией между частными стоматологиями?

– Конкуренция представляла по-настоящему серьёзную проблему только на этапе становления клиники. Тогда нашей задачей, действительно, было привлечь как можно больше новых посетителей, наработать клиентскую базу. Во многом нашему продвижению поспособствовало открытие первого для негосударственной стоматологии детского отделения. Люди были приятно удивлены, обнаружив, что необязательно стоять в очередях за талонами – можно позвонить и записаться на удобное им время. И пусть сейчас мы не единственные, кто предоставляет подобную услугу, клиенты продолжают приходить, возвращаются на повторные приёмы и профилактические осмотры.

Огромную роль здесь играет то, что наши детские стоматологи проходят тренинги по работе с детьми. В работе с малышами нельзя спешить. Детский стоматолог должен быть для них отчасти психологом и немного волшебником. В клинике всё происходит постепенно, ребёнка никто не торопит. В первое посещение малыша знакомят с инструментами, кабинетом, помогают привыкнуть к врачу. Во вторую встречу он уже позволяет себя осмотреть, в третью – проходит лечение. Помимо такого подхода, детей и родителей очень радует комфортная обстановка, возможность включать мультфильмы во время различных процедур. Многие ребята, возвращаясь на повторное обследование, приносят свои любимые мультики и смотрят их в процессе осмотра или лечения.

Кроме того, в вопросе конкуренции позволяет выигрывать стоимость услуг. Все мы знаем, что стоматологии можно примерно поделить на дорогие, класса «люкс», и государственные, куда чаще всего приходят люди, которые не могут позволить себе дорогостоящее лечение. Когда мы открывались, мы заняли нишу между этими типами клиник, и, таким образом, привлекли к себе внимание различных клиентов. Мы изначально рассчитывали на среднего потребителя.

«Клиника была моим вторым ребёнком»

– До сих пор существует стереотип, что женщина на руководящей должности – это нонсенс. Сталкивались ли вы с подобным скептическим отношением?

– Наверное, мне повезло, но – нет. Мне даже кажется, что мужчины с большим уважением относятся к женщинам-руководителям, умеющим взять положение в свои руки. Хотя должна заметить, что в Забайкалье представительниц якобы слабого пола на руководящих должностях меньше, чем в крупных городах и регионах нашей страны.

– Не мешает ли ведение собственного бизнеса общению с семьёй?

– Мешает не ведение бизнеса, мешало его открытие. В первые годы после создания клиники я всю себя отдавала работе: не только руководила, подбирала и обучала персонал, заключала договора, сотрудничала с поставщиками, но и сама принимала пациентов. В те месяцы я находилась в клинике с самого открытия и до конца рабочего дня, меньше уделяла внимания домашним. Мой сын тогда говорил: «Мама, у тебя двое детей – я и твоя клиника».

И в какой-то мере он был прав – стоматология была моим детищем, и я очень долго с ней нянчилась. Я не ходила в отпуск, не брала выходные дни, так как считала, что всё должно быть под контролем. В первый свой отпуск я каждый день заходила в интернет и узнавала, как поживает без меня клиника. Во второй раз сказала себе: «Нет, ты сможешь, должна отпустить её в «свободное плавание». И, знаете, она не рухнула, все прекрасно справлялись с работой, пока я отсутствовала. Тогда я и поняла, что мой второй ребёнок, моя стоматология давно выросла, просто мне нужно было время, чтобы это осознать.

Важно постоянно самосовершенствоваться

– Что бы вы посоветовали человеку, решившему открыть собственное дело?

– В современной рыночной ситуации – не открывать сразу. Нужно переждать, изучить рынок, понаблюдать за происходящим со стороны и только после этого принимать решение. Но это решение должно быть взвешенным и продуманным, к нему нужно подходить «маленькими шажочками». Важно постоянно самосовершенствоваться: следить за меняющимися законами, посещать обучающие циклы, семинары и тренинги. Я сама стараюсь не пропускать те из них, на которых рассматриваются интересующие меня темы. Это могут быть выездные циклы или вебинары – не важно. Главное – постоянно получать новую информацию. Предприниматель всегда должен быть в курсе событий и инноваций, чтобы поддерживать качество услуг на высшем уровне.

 
Эстом, стоматологическая клиника, ул. Бутина, 109, 1 этаж, 1 помещение
  • 8 (3022) 35-28-08
НазадВперёд
4 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Главное в любом бизнесе люди" - хорошие слова. Но не в любом, поверьте. Есть бизнес "купи-продай", так вот в таком бизнесе главное - деньги! На людей им наплевать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Аналогично!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Барышни у Вас на ресепшине очень симпатичные, всегда между прочим! Где таких берете?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С удовольствием ходим туда всей семьей.

Цены приемлемые и обслуживание устраивает.

Спасибо!