Р!
28 СЕНТЯБРЯ 2021

Из Забайкалья по «Чайному пути»

Великий чайный путь – это караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. Путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет после, стал основой для развития туризма и создания международного маршрута. Забайкалье играет ключевую роль – именно здесь начинается туристический путь.

Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с начала 90-х годов при поддержке России, Монголии и Китая. Интерес к проекту вылился в проведение совещания всероссийского масштаба с участием представителей власти регионов Сибири, туроператоров и холдинга «РЖД-Тур» 4 июня, которое пройдёт в столице Забайкальского края. Факт, что Чита, а не город-миллионник Новосибирск, или любой другой город Сибири, станет точкой координации «Чайного пути» — крупнейшего из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, заставляет испытывать чувство гордости и одновременно тревоги. Трансграничный проект, вполне возможно, повлечёт за собой развитие въездного туризма в регионе если будет проведена чёткая координация из столицы Забайкалья.

Карта «Чайного пути»

Неоспорим тот факт, что родина чая — это Китай. Исследователь, ветеран туризма Забайкалья Альбина Ходаковская в своих публикациях о «Чайном пути» пишет, что первое упоминание о растении встречается в Китае в I веке нашей эры, во время правления династии Хань. Тогда же появился и иероглиф «ча». Однако есть сведения, что китайцы знали чай уже в III веке до нашей эры. О том, как люди обнаружили чайный куст, в Китае сложена романтическая легенда — в 2737 году до нашей эры в чашку божественного земледельца Шэнь Нуна случайно попали листья чайного растения. Попробовав отвар, он, якобы, был потрясён его вкусом и тонизирующим эффектом, и стал пить ежедневно.

«Европа узнала чай лишь в начале 16-го века. В 1517 году португальские мореплаватели привезли его в дар своему королю, а по-настоящему Старый свет «распробовал» чай почти 100 лет спустя, когда голландские суда доставили в Европу первые партии «китайской травы». Чай в Европу попадал с запада — морским путём, и с востока — через Россию», — пишет автор.

Чай был для России дорогим удовольствием, по данным Ходаковской он стоил примерно в 10 раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Наиболее значимым в хозяйственно-административном, торговом и дипломатическом отношении для России стал Нерчинский острог. Первое посольство, которое проследовало в Пекин через Забайкалье, в 1670 году возглавил нерчинский казачий десятник Игнатий Милованов. Он «с товарищами» ехал в столицу Китая через Маньчжурию, проложив тем самым новый маршрут для русских посольств. Путь пролегал от Нерчинска до Аргуни в районе Цурухайтуя до рек Ган и Хайлар, затем через Большой Хинган и по долине реки Ял.

В соответствии с Нерчинским договором граница между обоими государствами устанавливалась по реке Аргуни на всём её протяжении, далее по реке Горбице, а от её верховьев — по Каменным горам — Становому хребту, далее по Амуру. Превращение Забайкалья в своеобразный центр пересечения дипломатических и торговых связей позволило краю заявить о себе как о перспективном в экономическом и политическом отношении. В связи с установлением кратчайшего пути Нерчинск становится крупным торговым и дипломатическим центром и получает в 1689 году статус города — центра Нерчинского округа. Кроме того, начиная с 1704 года, серебро и золото из руд, добываемых на Нерчинских заводах и используемых для производства российских монет, доставлялось на Монетный двор в Москву, затем в Петербург.

Нерчинск становится центром учреждённого Нерчинского уезда в 1690 году. Закрепляясь в Забайкалье, русское население стало устанавливать довольно тесные торговые связи с Китаем и Монголией. Китайские торговцы сами не приезжали в Россию, но через эвенков и монголов доставляли свои товары в русские остроги. Служилые люди покупали их оптом, а затем сбывали в Даурии или отправляли через Сибирь в Москву и другие города. Даурские служилые люди, а также приказчики московских купцов, постоянно проживающие в Иркутске и острогах Даурии, были посредниками в русско-китайской торговле, возникшей по инициативе самого местного населения.

Уже в последней четверти 17-го века Нерчинск приобретает значение крупного центра русско-китайской торговли. Из Китая через Нерчинск везли чай, ткани, ревень, скот, а из Нерчинска в Китай отправляли в большом количестве пушнину, главным образом соболя, лисицу, горностая, песца, колонка, сурка, мерлушку. В округе с 1856 года были учреждены ярмарки, существовала и постоянная торговля, например, в Чите работало 10 магазинов и лавок, в Нерчинске — девять. В Пекине работала русская торговая фактория, где велись большие торги.

Сибирский тракт и подъём Читы

Московско-Сибирский тракт (колёсно-гужевая дорога из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался ветками на Нерчинск и Кяхту – авт. ) был проложен к 1735 году. По территории Забайкалья он проходит через Улан-Удэ, Читу с выходом на Шилку, Нерчинск и далее. До строительства Транссибирской железнодорожной магистрали Московско-Сибирский тракт являлся главной транспортной артерией между Европейской и Сибирской частью России, а 11 июля 1851 года по императорскому указу образуется пограничная Забайкальская область. Она занимала обширную территорию — современной Бурятии, Забайкальского края и части Амурской области. Чита получает статус города.

Благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги основные потоки товаров из Китая стали проходить через станцию Маньчжурия. В Северный Китай потянулась масса русских купцов и промышленников, которых привлекали поощрительные железнодорожные тарифы. Маньчжурия стала снабжать Забайкалье, Дальний Восток и Восточную Сибирь своим хлебом, вытесняя с этих рынков западно-сибирскую пшеницу. Из Северного Китая через станцию Маньчжурия поступали зерно, продукты питания, чай, шелковые ткани, фарфоровые изделия, сахар-леденец, корень женьшеня и разные товары. Но главным и дальним транзитным товаром был чай — он был дорогим и приносил высокий доход. В обратных товаропотоках из Забайкалья в Северный Китай доставлялись полуфабрикаты из Европы, преобладали хлеб, соль, железо, лесоматериалы, мануфактура, спирт и прочее.

Всему свету опыт рассказать

После перестройки в России вместе с традиционной торговой формой внешнеэкономической деятельности появились других виды экономического взаимодействия с зарубежными странами, например, миграция иностранной рабочей силы, привлечение иностранного капитала, создание свободных экономических зон. Но самое главное, получил развитие и въездной и выездной туризм, с экскурсиями и рассказами из истории. Значение туризма сложно переоценить в современных экономических условиях. Правильное продвижение тур продукта и их демонстрация привлекает иностранцев в субъекты, что сказывается на экономике и инфраструктуре в целом.

Разработкой и утверждением проекта «Великий чайный путь» занимаются ещё с конца прошлого века. В этом году заинтересованные участники провели первое заседание в Красноярске с участниками субъектов Сибирского федерального округа, второе — в Иркутске 27 марта с представителями из провинций Китая. Пять регионов трёх стран подписали протокол о создании трансграничного маршрута «Великий чайный путь». Пока проект запускается на территории России с организованным пресс-туром в августе для представителей зарубежных СМИ при поддержке Ростуризма. Следующим этапом может стать организация регулярного маршрута по железнодорожной дороге в беспересадочных прицепных вагонах по маршруту от приграничного Забайкальска по России через Читу, Улан-Удэ, Иркутск и дальше по тропам «Чайного пути».

Представители Забайкальского края на заседаниях совета предложили рассмотреть свой опыт организации подобных маршрутов. В 2012 году туристическое бюро путешествий «Спутник» организовывало маршрут «Степная звезда», в 2014 году туроператор «Надежда» организовывал подобные поездки в Китай и обратно.

Эти компании смогут поделится опытом. Турфирма «Надежда», по словам директора компании Альбины Колток, делала проект международного уровня «Посланники юности, мира и дружбы», в рамках которого два года подряд по 100 человек отправлялись из Читы в столицу Внутренней Монголии — город Хух-Хото.

«В основном это были творческие юноши и девушки. До Забайкальска они ехали поездом, дальше самолётом. Потом у нас был проект по Забайкалью – «Моя малая родина Забайкалье». Рассказывали детям о малой Родине, с экскурсией. Выезжали в Нерчинск, показывали Бутинский дворец, рассказывали, как были подписаны торговые договоры на территории города», — рассказывает Альбина Колток.

Есть у компании и международных проект, посвящённый 70-летию окончания Второй мировой войны, «Чита-Хайлар — города-побратимы». В рамках этого проекта уже 86 человек слетали в Хайлар, а на конец августа этого года запланирован ещё один тур.

«В проекте есть экскурсии на тему Второй мировой войны, с акцентом на рассказы о восточном направлении. История западного направления известна более-менее, а о боях на восточной стороне страны мало что рассказывают», — уточняет директор по туризму компании.

Пока ещё неизвестно, какая из компаний будет курировать проект – региональные операторы или «РЖД Тур» (специализированная туристическая компания холдинга «РЖД» в области туризма и организации туристических перевозок, — авт. ), которая уже имеет опыт организации аналогичных маршрутов по всей территории России. Заместитель генерального директора «РЖД Тур» Александр Львов, который также приглашен к участию в конференции 4 июня, отмечает, что компания готова представить свои предложения по организации взаимодействия всех заинтересованных сторон – как в организационном плане, так в части возможного субсидирования проекта.

Сегодня «РЖД Тур» выступает оператором разнообразных железнодорожных туристических проектов – как коротких туров «выходного дня» в эконом-сегменте, так и многодневных круизных путешествий в вагонах класса «Люкс». Например, туристический поезд «Императорская Россия», ежегодно назначаемый в сообщении Москва – Пекин – Москва, в этом году будет курсировать в период с 23 августа по 14 сентября.

«Состав традиционно поедет из Москвы с ночными железнодорожными переездами и дневными остановками в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и Улан-Удэ, Улан-Баторе до границы с Китаем. Дальше пассажиры пересаживаются на китайский состав и едут в Пекин. Отличается такой маршрут от «Чайного пути» тем, что рассчитан на вип-класс – он достаточно дорогой, предназначен в первую очередь для европейских и латиноамериканских туристов, хотя периодически среди путешественников слышна и русская речь. Тур рассчитан на две недели, в пути следования и в городах организовано полноценное трехразовое питание, вагоны оборудованы душевыми кабинами и всеми средствами для комфортабельного путешествия», — рассказывает заместитель гендиректора.

Для российских граждан среднего класса компания предлагает менее продолжительные и затратные маршруты «выходного дня» с организацией перевозки в купейном сегменте. Для планируемого маршрута по «Чайному пути» с целью формирования приемлемой стоимости перевозки также предполагается задействовать обычные купейные, но современные вагоны.

Преимущество подобных туров, по словам собеседника, в том, что на всём пути следования турист едет в одном и том же вагоне: «Туристы в этом вагоне ночью едут, утром выходят в новый город на экскурсионную программу. Гостиница не нужна — и это существенная экономия. При этом личные вещи остаются в вагоне, и домашние тапочки вечером ждут туриста под той же полкой, где были оставлены утром».

Караван отправляется в 2016 году

Маршрут «Великого чайного пути» хотят сделать регулярным в 2016 году — с мая по ноябрь. Продолжение маршрута на зиму будет зависеть от поддержки государства.

Пока китайская сторона намерена продолжить работу по организации специального туристического поезда «Звезда Евразия» по маршруту Пекин — Маньчжурия — Чита — Улан-Удэ — Иркутск. Его запуск запланирован в августе этого года.

Среди других сроков в итоговом протоколе значится совместная разработка транспортных направлений. Например, доставка туристов самолётом из Хух-Хото до столицы Монголии — города Улан-Батора, потом на специальном туристическом поезде через Улан-Удэ до Иркутска и обратно тем же путём. Рассматривается также открытие регулярного рейса Улан-Удэ – Хух-Хото – Улан-Удэ.

Не исключено, что уже в этом году будет организован международный трансграничный автомобильный пробег Маньчжурия – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Улан-Батор – Ажихасатэ (китайско-монгольский пограничный пункт пропуска – авт. ), и кольцевой туристический маршрут Маньчжурия – Забайкальск – Чойбалсан – Ажихасатэ с использованием безвизового режима.

Будет спрос, если бы не риски

По статистике, которую озвучивает представитель «РЖД Тур», только в прошлом году более 400 тысяч китайских туристов приехали в Россию с целью отдыха. Из этого напрашивается вывод, что маршрут «Великий чайный путь» будет востребован.

«Большая часть туристов едет в Москву или Санкт-Петербург, но территории за Уралом тоже привлекательны, и красот там не меньше», – считает собеседник агентства. Есть проблема с большими расстояниями, и именно запуск чартерного вагона позволит создать приемлемый тариф на железнодорожные перевозки. Сложности со стоимостью возникают, когда перевозки являются разовыми и нерегулярными, если же это встаёт на поток, то и работа, и ценообразование будут выстроены по-другому». Техническая возможность для организации маршрута, по мнению Львова, имеется.

Какой бы ни был спрос, новое решение нужно продвигать, особенно это касается китайского рынка. Александр Львов отмечает, что китайская сторона консервативна в своих видениях, поэтому достаточно часто приходиться сталкиваться с ситуациями, когда к новым идеям относятся с недоверием. Поддержка проекта на государственном уровне становится гарантом его реализации.

Пока одна из гарантий для китайцев видится в том, что маршрут включён в план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в России на период до 2020 года, подписанный председателем правительства Дмитрием Медведевым. После проведения совещания в Иркутске китайская сторона предложила довести до руководителей Монголии России и Китая идею о необходимости включения «Великого чайного пути» в перечень объектов нематериального культурного наследия ООН, в дальнейшем соединив «Чайный путь» с Евроазиатской железной дорогой в России. Тем самым заинтересованность иностранцев в проекте, которой не было раньше, всё-таки прослеживается.

Делегация из Китая на совете в Иркутске предложила взять на себя изготовление всех рекламных материалов о маршруте на трёх языках и попросила участников предоставить всю информацию.

Интерес в маршруте для россиян пока прослеживается слабо. Сложно назвать данные по количеству желающих отправиться из Читы, например, в Иркутск или Улан-Удэ на чартерном поезде. Однако по прогнозам, китайская сторона 4 июня может высказать идею в продлении маршрута по Китаю и тогда уже будет интересно нам.

Пока также непонятно, как именно будет организован маршрут. Туроператоры каждой территории 4 июня должны будут предоставить намётки своей программы, способной заинтересовать как минимум 200 туристов, сложить хорошее впечатление о регионе, побудить приехать вновь или оставить положительные отзывы. По итогам совета в Иркутске известно, что правительство Республики Бурятия предложило связать «Неделю туризма в Сибири» и празднование 350-летия Селенгинского острога в сентябре к планируемому пробному маршруту. Правительство Забайкалья аналогично предложило принять участие туристов в финале чемпионата России по шахматам с 5 по 18 августа.

Насыщенная событиями история трёх регионов сможет вписаться в маршрут и привлекать туристов, если ей правильно распорядиться. Заместитель директора Нерчинского музея Александр Литвинцев уточняет, что план августовского пресс-тура для иностранных СМИ на территории Нерчинска не включает посещение места, где был подписан Нерчинский договор – по сути самый интересный момент как для китайских, так и для японских туристов. Зато в плане мероприятий есть бал во дворце Бутина, костюмированное театрализованное представление, где семья купца встречает гостей и проводит экскурсию по дворцу. Здесь и ощущается напряжённая ситуация – от проработанности маршрутов как раз-таки и зависит спрос «Великого чайного пути», нежели от федеральной поддержки и отчётов на бумаге.

НазадВперёд
7 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Букаф много и ни о чем. Рассказ о том, как лебедь, рак и щука затеяли сыграть квартет! Кто мутит этот проект?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

знамо кто - Золдатова

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Насчет четкой координации проекта очень уж сомнительно учитывая кто этим занимается. Даже в тексте все смешали: и детей, и побратимов, и степную звезду - все в один котел, все чайный путь. Если уж действительно такой проект будет реализован надо сделать все, чтобы привлечь турфирмы Забайкальского края, а не пришлый РЖД-тур. Разве у наших туроператоров нет опыта в своем крае организовать маршрут, да еще с учетом пересечения госграницы?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вкусный текст. Пусть и с идеей все будет хорошо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Познавательно. Спасибо за статью. Захотелось снова заварить чашечку горячего. Что-нибудь еще заказывать будете? - Нет, мне еще кипяточка.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Билет в пассажирском поезде от Читы до Москвы уже 8 т.р. в плацкартном вагоне. Можно представить, сколько будет стоить чартерное "удовольствие" от РЖД.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А при чем тут "чайниковый" тренд. Обыкновенный туристический состав по обыкновенной жд дороге. А еще настораживает, что этому "проекту" нужна государственная помощь. Это уже было, но нашим чиновникам нужно собрать кучу обсуждений, столов, конференций и пр.