Р!
06 ДЕКАБРЯ 2021
05 декабря 2021

ЗабИЖТ изнутри

Аббревиатура ЗабИЖТ знакома каждому забайкальцу, и здесь нет абсолютно никакого преувеличения. Но далеко не каждый знает, каков он на самом деле — институт, готовящий в своих стенах будущих железнодорожников Восточной Сибири и не только. Мы предлагаем вам небольшую прогулку по самым интересным местам одного из крупнейших вузов нашего региона.

Попав на просторную парковую территорию института, уже на подходе к учебному корпусу понимаешь, насколько серьёзно вуз относится к своей миссии, и насколько сильно его преподаватели и студенты гордятся родным институтом. Просторно, красиво и даже величественно.

Институт начинается с просторного холла с расписаниями, полезной информацией и доской почёта.

Отсюда стартуют многочисленные коридоры и переходы, потеряться в которых с непривычки — проще простого. Этажи, двери, пролёты кружат вновь прибывшим голову.

За одной из дверей находим библиотеку, в которой вам не предложат Байрона и Толстого. Многочисленные стеллажи уставлены специальной железнодорожной и научной литературой.

Проходим мимо институтской столовой, ароматы которой притягивают магнитом, но наш пункт назначения не здесь, а ближе к лабораторным классам.

Хотя заглянуть одним глазком в приёмную директора института всё-таки тоже интересно.

Итак, первая настоящая аудитория для практических занятий. Здесь расположены станционные пульты, моделирующие работу шести связанных между собой станций. На каждую оборудован отдельный пульт, на котором студент может задать маршрут, отправить или принять поезд. Здесь учатся работать в штатном режиме и решать нестандартные ситуации, такие, как отправка или приём поезда через маневровые маршруты при поломке на одном из основных путей. Всё это — работа дежурного по станции, а точнее пары дежурных. Один заполняет все журналы и отвечает за телефонную связь, что, поверьте, очень и очень непросто. Другой полностью занят работой за пультом. Стоящий рядом компьютер дублируют информацию, отображающуюся на пульте.

Все станции различны по конфигурации и сложности. Интересно, что это не абстрактные ученические макеты, а копии настоящих станций, реально действующих где-то среди хитросплетений РЖД. Ангара и Крайняя – промежуточные, на которых поезда почти не задерживаются, а Таёжная и Озёрная – очень серьёзные участковые станции, где могут быть прицеплены дополнительные вагоны, заменены локомотив и локомотивная бригада.

Как в реальной жизни, так и в лаборатории дежурный по станции находится в неотрывной связи с диспетчером. Последний всегда в наушниках, всегда у телефона, всегда готов быстро дать ответ на вопрос дежурного. Смысл работы диспетчерской заключён в нормативный график — идеальную картину движения поездов. Но объективная реальность не идеальна, и диспетчеры заполняют график исполненного движения, отражающий фактическую ситуацию на дороге. Сравнивая график исполненного движения с нормативным, диспетчеры ищут способы улучшить движение поездов, сведя к минимуму задержки и простои на Таёжной, Озёрной и других обучающих станциях и путях между ними. Свои решения диспетчеры передают дежурным по станциям, что называется, к исполнению.

За соседней дверью студенты сдают преподавателю зачёт по знанию одной из основных инструкций. Всего инструкций три – правила технической эксплуатации, правила сигнализации и правила маневровых работ. Каждую нужно знать наизусть. Там же стоят компьютеры, на которых можно работать с настоящим графиком движения поездов по всей России, правда, не в реальном времени. Компьютер загружает график передвижений всех российских поездов за один из дней 2010 года. Масштабы, объёмы и точность информации поражают. Будущие железнодорожники изучают, как правило, самый сложный отрезок забайкальского участка дороги Чита – Карымская. Но не будем мешать зачёту, пройдём дальше.

Вот здесь готовят будущих проектировщиков железных дорог. С обычными партами здесь соседствуют нивелиры, теодолиты, какие-то ландшафты, по которым год от года студенты прокладывают свою первую дорогу, чтобы потом перейти к практике.

Мы спускаемся на нулевой этаж института, где находятся ещё более удивительные лаборатории. Часть из них не имеет аналогов во всей России. Вот он, коридор нулевого с фотографиями фотохудожников по стенам.

Аудитория ОКЖД – общего курса железных дорог. Студенты младших курсов знакомятся здесь с устройством локомотива, габаритных и светофорных систем. Всё изучается на электрифицированных стендах, показывающих, например, работу светофоров. В ЗабИЖТ очень внимательно относятся к оснащению всех кабинетов и аудиторий. В большинстве из них есть мультимедийные доски и видеопроекторы, которые значительно экономят учебное время — не нужно каждый раз выводить схемы и формулы архаичным мелом.

А вот и гордость института – лаборатория, в которой размещена настоящая локомотивная тележка. Не просто копия, а реально действующий механизм, на примере которого воспитано уже не одно поколение локомотивщиков. Двигатель тележки подключён к электросети и прямо здесь, в лабораторных условиях, может быть разогнан до скорости 40 километров в час. Именно на этой скорости у настоящего локомотива включается генератор.

Чуть дальше увидим другой объект лабораторных работ – настоящую колёсную пару, на примере которой студенты изучают работу привода генератора. Тоже разгоняется, тормозит и делает всё то, что происходит в железнодорожных реалиях.

В соседней аудитории изучается всё, что связано с тормозной системой. Никаких муляжей или заменителей, никаких устаревших механизмов и устройств. Студент может не только посмотреть, но и самостоятельно собрать — разобрать автосцепку. Средства и силы на создание таких лабораторий тратятся не зря — будущие железнодорожники должны учиться не только по учебникам. Любая деталь поезда должна запомниться студенту не картинкой в книге, а реальным железным воплощением инженерной идеи.

А вот сердце локомотива или, другими словами, настоящий, исправный локомотив ВЛ-80 в разрезе. В одной лаборатории собрано всё электрооборудование, которое находится в машинном отделении настоящего электровоза. Здесь можно изучить все блоки, смоделировать неисправность электровоза, чтобы студенты могли найти и устранить её. Больше всего взгляд притягивается к пульту машиниста. Разумеется, он полностью рабочий. Всё – материалы, запахи, даже шумы — здесь передаёт атмосферу настоящей работы машиниста. Многие из действующих забайкальских локомотивщиков обучались именно здесь.

Ещё на нулевом можно найти уникальный действующий тяговый двигатель электровоза – работу одного из дипломников института. Когда юноша представил свой экземпляр преподавателям, они были шокированы тем, что студент умудрился не только разрезать и покрасить, но и сохранить все функции исправного двигателя. Такого макета тоже нет больше нигде.

Мы идём на улицу. За институтом раскинулся полигон с настоящими путями, колёсными парами, вагонами, светофорами. По сути, настоящий участок российской железной дороги, на котором без риска для движения можно осваивать одну из самых интересных и востребованных профессий. За счёт полигона студенты имеют бесценную возможность выйти и своими глазами увидеть или сделать всё, что им до этого рассказали на лекции.

Чтобы показать и подробно рассказать обо всём, что есть в ЗабИЖТ, понадобится не одна, а целая серия таких статей. Но какой-то части нынешних выпускников посчастливится увидеть всё своими глазами и стать частью этого огромного института. Приём документов на заочное обучение стартовал уже 1 июня, а с 19 июня здесь ждут тех, кто будет учиться очно. Приёмную комиссию можно найти в этом же здании на Магистральной, 11. Телефон приёмной комиссии 24-03-80.

Ознакомиться с условиями поступления на разные специальности Забайкальского института железнодорожного транспорта можно на сайте zab.megalink.ru. Абитуриентам также будет полезно почитать интервью директора института Николая Сигачёва, опубликованное на «Чита.Ру» в мае.
НазадВперёд