Р!
21 ФЕВРАЛЯ 2020

ТГК-14 готовит преемников

О значении профильного образования в школах, о необходимости специализированной подготовки и обеспечения сознательного выбора школьниками своей профессии сейчас говорят на всех уровнях власти. Владимир Путин не раз подчёркивал, что ученик должен иметь право самостоятельно выбирать, какие профильные предметы изучать углубленно, однако и государство должно проводить осознанную образовательную политику в соответствии с интересами национального развития и реалий рынка труда как на текущий момент, так и на перспективу. В некоторых регионах России уже успешно реализуются проекты, направленные на опережающее развитие кадрового потенциала. Можно гордиться тем, что Забайкальский край и Республика Бурятия тоже входят в их число. С 2014 года энергетики ТГК-14 и общественная организация «Совет молодых энергетиков» реализуют уникальный межрегиональный профориентационный проект «Энергоклассы». Сегодня можно подвести первые итоги этой работы.

Взгляд компании

Возле корпуса энергофакультета Забайкальского государственного университета останавливается автобус, из которого выходит группа старшеклассников. Только что они побывали на Читинской ТЭЦ-1 – флагмане энергетики Забайкалья, где специалисты ТГК-14 рассказали ребятам о технологическом процессе производства тепловой и электрической энергии, провели по всем цехам, показали работу оборудования и персонала. Уже после экскурсии многие спрашивали про вакансии, заработную плату, социальные гарантии.

Однако прежде, чем стать инженером-энергетиком, необходимо получить специальное образование. Чтобы сориентировать будущих абитуриентов и дать им представление о студенческих буднях, ребят пригласили в один из ведущих университетов региона. В сопровождении учителей, кураторов и представителей вуза десятиклассники заходят в холл и оказываются в мире студентов и учёных, лекций и семинаров, лабораторий и огромных, похожих на амфитеатры, аудиторий.

Это лишь небольшой яркий фрагмент одного из дней учеников профильных энергетических классов. Весь учебный год у них расписан по часам. Проект «Энергоклассы» объединил 360 талантливых школьников Забайкальского края и Республики Бурятия, стремящихся получить серьёзный багаж знаний по основам большой энергетики. Почему именно к этим ребятам такой повышенный интерес? Лучше всего на этот вопрос нам ответит заместитель генерального директора по правовой и кадровой политике ТГК-14 Александр Темнышев.

— На протяжении многих лет мы наблюдаем не лучшую ситуацию на производстве, пришла пора её переломить. Большинство специалистов, которые обладают хорошими инженерными навыками и могут качественно выполнять высокотехнологичную работу в этом направлении, сейчас находится в возрасте 50—60 лет. Подготовку новых специалистов нужно начинать именно в школе. По проекту «Энергоклассы» в школах тех населённых пунктов, где находятся структурные подразделения компании, мы открываем специальные классы, в которых профессионально ориентируем детей на специальность инженера-энергетика. Это Каменск и Улан-Удэ в Республике Бурятия, Чита, Шерловая Гора, Приаргунск в Забайкальском крае. Мы помогаем старшеклассникам подготовиться к выпускным экзаменам таким образом, чтобы они смогли осознанно и уверенно поступить на энергетические факультеты высшей школы.

Каждый старшеклассник, стремящийся стать успешным после окончания школы и занять лидирующие позиции в окружающем его конкурентом мире, уже во время обучения в школе ищет интересные и нужные образовательные программы для реализации своих амбиций. И энергетики ведут профориентационную работу, начиная со средней школы.

— При выборе профиля обучения подростки впервые принимают ответственное решение, влияющее на их будущее. Мы часто наблюдаем ситуацию, когда свой выбор старшеклассники осуществляют, основываясь на модных образах из голливудских кинофильмов, — комментирует Александр Темнышев. — Поэтому мы начинаем работать со школьниками уже с 13—14 лет, когда у ребят формируется мотивация для будущей профессии, мы даём возможность понять, что быть энергетиком престижно. Благодаря такому предпрофильному обучению после 9-го класса ребята с уверенностью делают свой выбор в пользу энергоклассов.

Предпрофиль включает в себя особые уроки-встречи с успешными людьми, которые трудятся в ТГК-14, обзорные экскурсии на крупнейшие объекты компании. На этом же этапе ведётся активная работа с родителями, ведь это они должны помочь сделать выбор. Именно помочь, а не решить за подростка; делать вместе, а не вместо сына или дочери. Главный результат этой работы — число желающих попасть в энергокласс после 9-го класса ежегодно растёт.

По словам Александра Темнышева, создание системы энергоклассов стало частью социальной политики компании по привлечению и закреплению молодых специалистов. За счёт собственных средств компания ТГК-14 укрепляет материально-техническую базу кабинетов энергетических классов, в школах установлены специальные информационные стенды ТГК-14 для знакомства школьников не только с материалами о профессиях энергетического профиля, но и текущей деятельности ведущей энергетической компании региона. Часть средств удалось привлечь по линии муниципального гранта. Обучение в энергоклассах для всех ребят является бесплатным.

— Актуальные учебные программы, подкреплённые практическими занятиями, проводимыми на энергообъектах компании, позволят существенно повысить качество довузовской подготовки старшеклассников по профильным предметам, сформировать у ребят научное мировоззрение, — уверен Александр Темнышев. — В следующем учебном году читать лекции и проводить практические занятия ребятам будут также преподаватели ведущих профильных вузов. Часть занятий будет проходить в стенах университетов. В отдалённых посёлках мы будем организовывать выездные семинары или вебинары. Кроме того, планируем использовать опыт наших коллег из центральной части России по организации летних энергетических смен на базах оздоровительных лагерей. Сейчас разрабатывается форма официального документа, который будет подтверждать завершение двухгодичного курса профильного обучения. Наиболее способные во время учёбы в институте будут получать дополнительную стипендию от ТГК-14. Мы не только привлекаем молодых в сферу энергетики, но и стараемся удержать их за счёт дополнительных социальных гарантий.

Инициатива ТГК-14 получила высокую оценку на всех уровнях власти. В начале года под председательством вице-премьера Правительства Забайкальского края Сергея Чабана состоялось совещание по вопросам обеспечения квалифицированными кадрами реального сектора экономики Забайкалья.

— Система образования должна быть ориентирована на постоянно меняющийся общественный спрос, на конкретные интересы семей, местных предприятий. Проект «Энергоклассы» — это взаимовыгодное и взаимозаинтересованное сотрудничество всех участников процесса — как самих школьников, так и профильных институтов и производственных предприятий, — отметил Сергей Чабан во время совещания. — Нужны профессиональные преемники, причём во всех технических, производственных отраслях. Реальный эффект от запущенной программы «Энергоклассы» мы почувствуем уже лет через 5. Но если не делать этого сейчас, то через 5–10 лет ситуация станет ещё сложнее.

Взгляд учителей

Воспитание нового поколения профессиональных энергетиков, которым предстоит не только эксплуатировать действующие и вводимые мощности энергетической отрасли, поддерживать их надёжную и безаварийную работу, но и создавать новые, отвечающие требованиям современности энергетические объекты — задача масштабная.

Склонный к точным наукам ребёнок ещё в школе осознанно выбирает будущую, весьма престижную профессию и становится максимально открытым для занятий с учителями физики и математики. Кроме ощущения сопричастности к профессиональному энергетическому сообществу у него появляется солидная профильная подготовка для восприятия вузовской программы. Вот что об этом думает Татьяна Наделяева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №42 посёлка Шерловая Гора:

— В прошлом году к нам обратились представители ТГК-14 с предложением открыть на базе школы энергокласс. Как известно, в старших классах сейчас введено углубленное изучение школьных дисциплин для поступления в вузы. Ребятам, выбравшим физику и химию, мы предложили пойти в энергокласс. Шерловогорская ТЭЦ является градообразующим предприятием нашего посёлка, многие родители наших учеников трудятся на станции, поэтому мы без труда набрали новый профильный класс. По итогам первого учебного года можно сказать, что ребята успешно освоили программу элективного курса «Общая энергетика», познакомились с историей энергетики Сибири, посетили энергообъекты региона во время специальных экскурсий. Наши ребята буквально загорелись новой перспективой. Из 15 человек 10, я уверена, целенаправленно придут учиться на энергетический факультет и потом останутся в Забайкальском крае, это ведь очень важно.

Коллектив Шерловогорской школы, безусловно, заинтересован в дальнейшем развитии этого направления профильного образования. Для ребят из отдалённого посёлка это реальный шанс повысить качество своих знаний в области физики и математики, получить более высокий балл на ЕГЭ и без проблем поступить на технические специальности.

Пока мы беседуем с Татьяной Наделяевой, за стеной в огромной аудитории декан энергетического факультета Сергей Мирошников рассказывает школьникам об образовательном процессе и условиях поступления. Студенческий актив университета в игровой форме, привлекая самих школьников, показывает, что внеучебная деятельность энергетического факультета является неотъемлемой частью жизни студента и делает её яркой и интересной.

Кроме этого, школьники уже успели побывать в физкультурно-оздоровительном комплексе ЗабГУ, в учебных лабораториях, студенческом конструкторском бюро, на современном автоматизированном тепловом узле – увидели всё то, что на несколько лет станет их вторым домом при выборе профессии инженера-энергетика.

Все участники проекта — ребята с активной жизненной позицией. Они понимают, что энергокласс — это отличный шанс на стабильное будущее. С безусловными плюсами такого профильного обучения соглашается и директор читинской школы №11 Владимир Старчаков:

— Сейчас мы готовим второй набор в энергокласс, и вместо 10–12 человек, как планировалось, в него записалось 16! И это не удивительно. Даже занятия в классах проходят в необычной форме. Например, «Уроки успеха», на которые поделиться опытом, как за несколько лет пройти путь от машиниста до начальника смены станции, к нам приходят ведущие специалисты ТГК-14. Или «Уроки победы», где ребята узнали об исторической роли энергетиков в Великой Отечественной войне. В нашей школе есть и «Аллея энергетиков», ученики вместе со специалистами ТГК-14 и активистами «Совета молодых энергетиков» высадили саженцы ильма. И если в минувшем учебном году дополнительные занятия вели представители ТГК на базе нашей школы, то в новом году у ребят появится возможность дополнительно заниматься на базе университета, то есть понемногу привыкать к студенческому будущему. Интерес у ребят есть, и я надеюсь, что наши выпускники станут достойной сменой для энергетической отрасли.

В Улан-Удэ по проекту «Энергоклассы» ведётся аналогичная активная работа по предпрофильному обучению. Классный руководитель 9 класса «Г» школы № 25 Оксана Иванова отмечает высокую эффективность организованной энергетиками работы со школьниками:

— Ребята занимаются с удовольствием. У нас на один час физики и химии больше, добавлен элективный курс. Изучаем очень много дополнительной литературы, ездим на экскурсии. Многие дополнительно посещают кружки и факультативы по энергетике. И, конечно, школьники задумываются о будущем выборе пофессии. В 9 классе будут сдавать физику как профилирующий предмет.

Взгляд будущих энергетиков

Невысокий, с вихрами на голове и пылью далёких дорог на кроссовках паренёк представляется очень солидно:

— Меня зовут Носков Юрий Сергеевич. Я закончил 10-й класс.

— Почему ты пошёл в энергокласс?

— Это дополнительный шанс поступить в престижный институт, получить востребованную профессию с нормальной зарплатой.

— Как у тебя с математикой?

— После занятий в энергоклассе стало намного лучше. Экзамен написал на четвёрку. Но знаю, что нужно ещё будет подтянуться, без этого никак.

— Тебе нравится учиться в энергоклассе?

— Конечно. Это и учёба, и экскурсии, и встречи с успешными энергетиками. Эта поездка в краевую столицу запомнится надолго. Мне очень понравился сам город, нам организовали отличную обзорную экскурсию по Чите. Поразила своими масштабами Читинская ТЭЦ-1. Самое важное, что мы побывали в университете, встретились с преподавателями и студентами.

Одноклассник Юрия Виктор Щеглов тоже делится своими впечатлениями от поездки и участия в проекте «Энергоклассы»:

— Благодаря ТГК-14 я много узнал и своими глазами увидел, что представляет собой энергетика нашего края. Теперь я понял, что энергетика была, есть и будет, это стабильная работа и заработок. Хочется поблагодарить за хорошо организованную экскурсию не только на Читинскую ТЭЦ-1, но и в ЗабГУ, где можно получить профессию энергетика.

Ученик читинской школы №11 Никита Хаян:

— Учиться в энергоклассе интересно. Всего нас 11 человек. У нас идут не только углублённые занятия по физике и математике, но и дополнительные уроки, на которых мы изучаем строение электростанции, принципы организации генерирующих предприятий. Да, учиться в энергоклассе непросто, но если не лениться, то всё получается.

Всю пользу от учёбы в энергоклассе лучше детей понимают их родители, переживающие за судьбу своих чад. О своей уверенности в будущем сына рассказывает мама Никиты Ольга Валерьевна:

— Я очень довольна, что мой сын выбрал обучение по энергетическому профилю. Теперь у него есть хорошая перспектива поступить в институт и после его окончания без проблем устроиться на работу. Появилась чёткая цель, к которой нужно идти. Никита действительно будет поступать учиться на энергетика, это наше будущее, наша уверенность в том, что он получит достойную, престижную и хорошо оплачиваемую профессию.

Ученица школы № 25 города Улан-Удэ Арина Рыморева тоже настроена серьёзно:

— Очень интересно изучать энергетику, узнавать, как производится энергия в городе. Я достаточно много узнала и подтянула физику, химию и математику. Мне нравится учиться в энергоклассе, особенно интересны экскурсии на ТЭЦ-1.

Рыморева Татьяна Анатольевна поддерживает стремление дочери получить энергетическое образование:

— Занимаясь в энергоклассе, моя дочь подтянулась по таким предметам, как химия, физика, математика. Радует и то, что наши дети уже определяются с будущей профессией. А энергетика – это очень востребованная профессия во все времена.

НазадВперёд