НОВОСТИ
21 ИЮЛЯ
20 июля
19 июля

У счастья нет национальности

Семейное счастье и благополучие не имеет национальной принадлежности. Минувший фестиваль национальных культур в Агинском был тому подтверждение – семь разных диаспор уживаются в посёлке, вносят свой вклад в благополучие на бурятской земле, а главное, учат терпимости, которой нам катастрофически не хватает.

Предприимчивые армяне

Самая большая по численности диаспора, которая живёт в Агинском Бурятском округе – армянская. Окружное отделение союза армян Забайкалья было создано только в 2012 году, и предприниматель Размик Димаксян является его руководителем. Он курирует не только Агинское, но и населённые пункты дальше от Борзи до Забайкальска. Армяне заселяются целыми семьями, сегодня их в округе около 300.

Димаксян с гордостью рассказывает, что здесь среди армян нет чернорабочих, которые нанимаются на сезонную работу, у всех своё дело: «После распада Советского Союза многие приезжали на заработки, как говорится «грачи прилетели». Сейчас всё радикально изменилось. У каждого, кто здесь живёт, есть гражданство или вид на жительство. Предприятия во владениях армян разнообразные: это и кондитерские цеха, хлебопекарня, асфальтобетонный завод. Помимо бизнесменов, среди нас есть и спортсмены, и люди искусства, певцы, танцоры».

Фото: Ксения Зимина

Сам Размик Димаксян, несмотря на то что армянин, роддом из Грузии. Он приехал в Забайкалье ещё в начале 90-х, когда началась грузино-абхазская война и штурм Сухуми. Воспоминания о боевых действиях сохранились в его памяти, как сцены остросюжетного фильма, — по всему городу национальная гвардия начала свои бесчинства.

«Они вычисляли богатых людей и регулярно грабили. Чтобы этого не случилось и со мной, в 1991 году приехал в Читу к двоюродному брату. Приехал, честно скажу, временно, с намерениями вернуться, как только там ситуация стабилизируется. Но случилось так, что мне предложили восстановить в округе сгоревший асфальтобетонный завод. Получилось, начал зарабатывать первые копейки. Потом перевёз свою семью», — вспоминает армянин.

На вопрос, тяжело ли армянам жить на чужой земле, Размик Димаксян с гордостью заявляет, что армяне не боятся трудностей: «Когда нет земли, мы перемалываем камни и туда сажаем зерно, поэтому испокон веков привыкли к трудностям. Здесь нам легко дышать, говорю без всякой лести. Окружные власти нас поддерживают. Сомневаюсь, что в любом другом районе власти настолько близки к народу. Порой жители видят своих руководителей где-то по телевизору или читают в газетах, наши же постоянно в контакте».

Фото: Ксения Зимина

Некоторые называют армян, живущих здесь, обидным словом «бурмяны» — бурятские армяне. Но их это, кажется, совсем не обижает. Агинчане зовут бизнесмена, руководителя диаспоры по-своему – Роман. Но он своё настоящее имя помнит и произносит с гордостью.

Киргизский уют в степи

«С моим будущим мужем мы вместе учились в Москве. В 1985 году я вышла за него замуж и переехала в Агинское. Первые годы я жалела, что так поступила, поскольку как только спустилась с трапа самолёта, промёрзла до самых костей. В душе я рыдала, что попала в такой холодный регион», — вспоминает со смехом другая жительница посёлка, уроженка Киргизии Кундуз Будажапова. Сегодня ей с мужем на суровых степных просторах живётся хорошо, но уже вместе с пятью детьми и тремя внуками.

Будажапова по призванию должна работать учителем, но вместе с мужем решилась на авантюрный шаг – восемь лет назад они открыли туристическую базу «Степная колыбель» на озере Ножий в 30 километрах от посёлка.

«Это озеро считается самым большим в округе. Весной туда прилетают все перелётные южно-австралийские птицы, в том числе лебеди. База на сотню человек была открыта в 2007 году. Есть деревянные дома, кемпинги, похожие на НЛО, кафе, баня. Отдохнуть в основном приезжают из Читы, посёлка Карымского, Краснокамеска и даже Хабаровска. Бывали и туристы с Америки из Миннесоты, — немного буднично повествует хозяйка бизнеса. — Начала заниматься предпринимательством, потому что нужно было зарабатывать деньги и помогать родителям. Тогда киргизов в округе не было, а позже ко мне приехала родная сестра. Вся семья там, кроме нас двоих».

Фото: Ксения Зимина

Можете себе представить, каково в голой степи построить турбазу простым людям, ещё и неместным. Каждый гвоздик на счету. Но киргизка отмечает, что власти округа на первых этапах строительства базы не остались в стороне и помогли кредитом. Но пока бизнес не окупился.

В шутку киргизы сами называют себя бурятскими — «буркирами». Кундуз Будажапова легко сравнивает обычаи своего народа с бурятскими и говорит, что они очень похожи: «Такие же белые юрты, созвучный язык. Я почти в совершенстве владею бурятским, но язык свой за 30 лет не забыла. Когда приезжаю на родину не использую ни одного русского слова».

Культура в понимании узбеков

Узбеки основались в округе сравнительно недавно – три года назад. Рустам Макханов приехал к своим родственникам в Дульдургу и начал развивать искусство: «Я с детства воспитывался в культуре – окончил театральный художественный институт имени Островского в Ташкенте, факультет драмы и кино».

Он рассказывает, что на родине и сам неоднократно снимался в фильмах, работал в театре и на телевидении. Но желание быть ближе к родственникам заставило приехать на забайкальскую землю.

Фото: Ксения Зимина

В 2014 году на окружном конкурсе талантов «Две звезды» Макханову и его партнёрше Ирине Винник присудили первое место в номинации «Вокал». На больших мероприятиях узбеки не упускают возможности проявить себя, более того, сам Рустам Макханов работает в отделе культуры.

Диаспора узбеков по сравнению с армянской или киргизской небольшая, около 20 человек. На фестивале национальных культур богатый стол манит вкусным пловом, приготовленным в лучших традициях. А вокруг стола шумно. Вот и сам Рустам Макхамов говорит, что узбеки всегда живут под флагом дружбы.

Путь якутской любви

Представители якутского народа в основном женщины — те, кто по любви приехали на родину своих мужей. Их семь семей, кто-то только создаёт семью, есть и те, кто в округе больше 40 лет. Якуты, в отличие от киргизов, говорят, что в Забайкалье климат и условия идеальны для образования семьи.

«Здесь климат хороший. Погода всегда солнечная и люди добрые», — почти хором рассказывают женщины, поправляя на себе народные украшения.

Фото: Ксения Зимина

Якутка Александра Батогаржалова — мать-героиня первой и второй степени. Она рассказывает, что в молодости, в далёких 70-х познакомилась с бурятом во Владивостоке, когда училась гидрометеорологическом техникуме.

«Мой будущий муж служил в этом городе. Там мы познакомились, а потом я переехала к нему. Так что меня сюда привела любовь. Вот мы родили семерых детей да живём здесь, — с улыбкой повествует умудрённая якутка. — Дети у нас способные, например, наш сын Руслан – модельер, он победитель конкурса национальной одежды. Туда съезжались с нашего Забайкалья, Якутии и Монголии. Он шил бурятскую стилизованную одежду. Мы гордимся им».

Фото: Ксения Зимина

Шэнэхэнские буряты — как у себя дома

Местность Шэнэхэн находится во Внутренней Монголии Китая недалеко от города Хайлара. Название образовано от бурятского слова «шэнээхэн» «новый», имея в виду новое место жительства. В начале XX века буряты уехали туда с берегов Онона из-за нехватки пастбищ, позже из-за гражданской войны и сталинских репрессий. Так и стали они называться «шэнэхэнские буряты», и их общая численность составляет, по разным данным, от 6 до 7 тысяч человек. В конце 90-х годов буряты стали возвращаться обратно и, сохранив истинные обычаи, начали передавать их в массы, но на земле, которую считают своей.

Руководитель землячества шэнэхэнских бурят Жамбал Дашицыренов почти не говорит по-русски, поэтому мне приходится с ним общаться через переводчика. Он рассказывает, что в 2009 году в окружном национальном музее состоялась целая выставка, которую шэнэхэны перевезли со своих земель. Сам Дашицыренов – доктор буддийской философии и преподаватель в Агинской буддийской академии.

Фото: Ксения Зимина

Сегодня землячество насчитывает около 50 человек. Миграционная служба и власти округа стараются помогать переселенцам в оформлении документов и получении гражданства, чтобы они снова жили на родине. Среди шэнэхэнов развито традиционное сельское хозяйство, которое они медленно, но верно возвращают в обиход.

Светлые умы Тувы

Землячество тувинцев — в основном невесты, приехавшие по любви за своими мужьями. Семьи все многодетные, и её представители тоже стараются работать на благо округа. Тувинка Аяна Дармаева с гордостью заявляет, что дети, рождённые в этих семьях, одарённые и способные.

«Моя дочь выиграла все этапы научно-практической конференции и съездила даже в Америку в составе сборной России. Её тема была «Психология и культура воспитания национальной семьи русских и бурят», — говорит Дармаева. Опыт сплочённой многонациональной семьи помог дочке в учёбе.

Фото: Ксения Зимина

Сегодня Аяна Дармаева работает директором театра драмы и синтеза «ДалиТэ», до этого трудилась воспитателем в центре эстетического воспитания детей, вела театральный кружок.

«Нас никто не обижает, и мы стараемся быть толерантными, а в своих семьях прививаем сразу две культуры – бурятскую и тувинскую, — говорит Дармаева. — Жить всем народностям нужно в согласии».

11 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Всем хорошо в Забайкалье.кроме коренных Забайкальцев

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Может быть им хорошо потому что они не ноют, а работают и поддерживают друг друга. Так называемые "коренные" крайне редко помогают друг другу, в основном, завидуют и злорадствуют.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Качество жизни у каждого в голове! Чем больше человек трудится, тем меньше времени остается на нытье и зависть! Наша семья забайкальцев коренных и нам не хуже , чем другим.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что вы видели, кроме труда?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Почему видели, мы и сейчас видим смысл жизни не в нытье или брюзжании, что все плохо, что кто-то виноват, что где-то хорошо. Не понимаю, что плохого в труде-это нормальное состояние адекватного взрослого человека во всем мире! а кроме труда, у нас отличные семейные отношения, успешные и позитивные дети, друзья, постоянные ежегодные поездки на отдых, стараемся посещать различные культурные и значимые мероприятия у нас в городе! Нам нравится жить, хотя трудности тоже бывают, но стараемся не падать духом, поддерживаем друг друга и в горе и в радости.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А я и не сказал, что труд - это плохо! Плодами вашего труда пользуются другие. То, как вы работаете, должны значительно лучше жить вы, а не за счёт вас.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

они сами и пользуются плодами своего труда, чётко же ответили, а провоцировать не нужно, живите с миром

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А есть ли геи среди представителей титульной нации?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

успехов вам и благополучия ары джан

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Русских как всегда не пригласили ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а что, есть диаспора?) мы же коренные жители.

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить