Р!
26 ИЮЛЯ 2021
25 июля 2021
24 июля 2021
50 депутатов

Дарима Доржиева: Школа – это не игрушка

Постоянные поездки от Агинского до Читы, кажется, только добавляют этой женщине сил. Маленькой и хрупкой она кажется до тех пор, пока не начинает говорить. С первых минут нашего телефонного разговора («поймать» Дариму Доржиеву удалось только так) становится понятно, что её убеждения – кремень, и мода тут ни при чём, выбор – осознанный, продуманный, работа в школе – любимая.

Дарима Доржиева – член комитета по социальной политике законодательного собрания Забайкальского края, баллотировавшаяся в депутаты от партии «Единая Россия». Работает директором Агинской средней общеобразовательной школы №1.

— Вы учитель по профессии. Почему решили отойти от педагогики и пойти в депутаты заксобрания Забайкальского края?

— Я не считаю, что я отошла от педагогической деятельности. Мне показалось, что нужно поучаствовать в нормотворчестве, касающегося проблем учительства, школы, всей системы образования. Исходя из таких соображений, я и исполняю обязанности депутата законодательного собрания второго созыва на непостоянной основе и работаю в школе, тем самым содействуя развитию системы образования и учительства.

— Если бы вам предложили перейти на постоянную основу в региональный парламент, вы бы согласились?

— Вопрос на засыпку… Пока подобных предложений не поступало, тем не менее если мне бы показалось, что моя работа будет более результативной, то вопрос бы обсуждался. Но я всегда ощущала и ощущаю себя именно в школе. В моей биографии был момент, когда я уходила в управление образования. Несомненно, это очень большой опыт для меня. Но моё место в школе, рядом с детьми и учителями.

— Вы говорите, что вопросы, которые назревают в образовании, требуют законодательного подхода? О каких вопросах мы говорим?

— Считаю, что в этом плане очень продуктивно был отработан депутатами, членами комитета по социальной политике вопрос определения нормативов финансирования школ. Он стоял очень остро. На тот момент, а это было несколько лет назад, закон был принят очень своевременно.

На сегодня нерешённых проблем тоже много. Например, желательно закрепить правовые нормы по финансовым обязательствам и региона, и муниципалитетов, которые бы касались норм содержания школ и детских дошкольных учреждений.

Тот же пресловутый вопрос, почему собирают деньги в школы? Речь идёт о добровольных пожертвованиях родителей на нужды школы. Так это не от хорошей жизни делается. Сегодня муниципалитеты по-разному подходят к вопросам содержания своих организаций, к вопросам финансирования. Считаю, что нужно закрепить нормативы коммунальных расходов, расходов, связанных с содержанием школ и других бюджетных организаций.

Другой вопрос – финансовое наполнение муниципальных бюджетов. Краевой бюджет достаточно тяжёлый, сегодняшние реалии экономики по стране вообще очень сложные. Тем не менее, это не снимает с нас обязанности решать перечисленные проблемы.

— Какое финансирование необходимо школам, чтобы не собирать деньги с родителей на ремонт и содержание?

— Я привела этот пример, потому что это такая жареная тема, хотя, быть может, так широко школы деньги с родителей и не собирают. Что касается нормативов, то их нужно просчитывать, выверять по разным параметрам, объемным показателям, нужен кластерный подход в решении данной проблемы.

— Согласны ли вы с утверждением, что советская система образования в школе была более целостной и глубокой, нежели сейчас?

— Эту тему любят все обсуждать. Все считают себя профессионалами, и каждый ссылается на свой опыт. Я не считаю данное сравнение корректным. Та система образования была актуальна для того периода времени. К сегодняшней системе российского образования очень много нареканий, и они оправданы тем, что у нас без конца проходят новации и реформы. Но в целом образование должно соответствовать духу того времени, в котором оно существует. Поколение детей сегодня и даже всего 10 лет назад – совершенно разные. Это другой менталитет, другое видение мира, другой подход. Сейчас главное не растерять то позитивное, что было в советском образовании и нарастить современное. В этом, наверное, мастерство педагога сегодня.

— Вы как директор школы, как педагог что бы добавили в образовательные программы, если бы вам дали такую возможность?

— Я бы больше давала возможностей для проектных занятий, видов и форм обучения, когда школьники самостоятельны в поиске и выборе. Они дают результаты. Ещё сегодня нужно говорить ещё и об отсутствии мотивации со стороны родителей и учащихся. Процесс учёбы в школе – труд, и нужно прикладывать усилия, чтобы получить результаты. Я наблюдаю снижение учебной мотивации. Возможно, этому есть объективные причины: занятость родителей, безнадзорность. Сегодня детки приходят в школу и считают, что процесс обучения – это лёгкая игра, а учитель должен научить. Но обучение – это сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей.

— Я сталкиваясь с позицией, когда родители считают, что они отправили ребёнка в школу, и научить ребёнка – задача учителя. Как вы думаете, как распределяются роли?

— Все мои коллеги согласятся, что проблема есть. Родительская позиция «учитель и школа обязаны» существует. Конечно, тот минимум, который установлен стандартами, профессиональными обязанностями, учитель выполнит. Но если мы говорим о качественном продвижении ученика как личности, необходимы взаимный интерес и взаимная мотивация. Мотивировать должен родитель.

Сегодня школа оказывает образовательные услуги. Родитель – это заказчик услуг. Хотим мы с вами этого или нет, это нужно принимать.

— В последние месяцы учителя, выходившие на акции протеста из-за недофинансирования отрасли, стали одной из самых активных социальных групп Забайкалья. Как вы думаете, насколько интенсивным должно быть внимание властей, чтобы учителя не приостанавливали работу и имеют ли они на это моральное право?

— Право приостановить работу из-за невыплаты зарплаты есть у каждого. Но право каждого учителя, глядя в глаза ребёнку, сказать: «Извини, я не проведу урок, потому что мне не платят зарплату» — личная ответственность учителя. Исходя из этих позиций, массово не уходят. Наше сообщество достаточно монолитное. Это одна из самых активных категорий. Я бесконечно уважаю коллег за мобильность, социальную активность, ответственность и те позиции, которые они всегда держат друг перед другом и перед остальными. Учителя – это те люди, которые определяют настроение на селе. Несомненно, сегодня ситуация достаточно непростая. Тем не менее, усилиями законодательных и исполнительных органов власти в регионе задолженности по выплате заработной платы и отпускных, по моим данным, не имеется. Надеюсь, эта ситуация сохранится и до конца 2015 года, и в 2016 году органы исполнительной власти будут так же чётко отрабатывать и без задержек выплачивать ту зарплату, которую сегодня гарантированно должны получать педагоги.

В канун 1 сентября я хотела бы поздравить всё учительское сообщество края, учащихся, родителей с новым учебным годом! Желаю всем оптимизма, терпения и надежд на лучшее завтра всего Забайкальского края!

— В Заксобрание края вы избирались от «Единой России». Насколько активно вы поддерживаете эту партию?

— Моё вступление в партию было моим выверенным чётким решением было много лет тому назад. Как человек твёрдых убеждений я не меняю свои позиции относительно политических партий. Я являюсь секретарём местного первичного отделения «Единой России» в посёлке Агинское. Конечно, иногда возникают и у меня как у члена партии вопросы к внутрипартийной дисциплине, но это рабочие вопросы. Если есть работа – они будут. Тот, кто не работает, их не задаёт. Я своё будущее связываю с этой партией. В этом плане выбор делать нужно один раз.

— Начинается не только учебный год, но и очередной сезон в заксобрании края. Что планируете делать?

— Основную часть своей депутатской деятельности я связываю со своим избирательным округом, с теми вопросами, которые сегодня есть здесь. Это проблема мест в детсадах, строительства начальной школы в хуторе Тридцати трёх партизан и так далее. Буду продолжать работу по обращениям граждан и работать по вопросам, включённым в план работы комитета.

— В двух — трёх словах: что самое главное в работе депутата?

— Держать ответ перед своими избирателями. Сложно, когда видишь проблему, пытаешься её решить, и решить её прямо сейчас не получается.

НазадВперёд
5 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прекрасная женщина! Восхищаюсь ей и равняюсь на нее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поддерживаю ее! Женщина в политике - дело нелегкое и она с этим успешно справляется, не смотря на то, что я не сторонник партии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Набор наукообразных слов типа кластерный подход и т д перевешивает. Хочет казаться умней чем есть?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Этот "набор" говорит о том, что она и является умной женщиной, хорошим руководителем, политиком и т.д. Значит человек идет в ногу со временем. Знает свое дело, применяет научные подходы и может использовать научные слова! в своей речи - это вполне нормально!

Очень интересное интервью! Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хотелось бы, чтобы некоторые руководители и их заместители школ не унижали простых учителей, работяг, которых любят дети. Есть такие, от кого бегут молодые учителя. Вам вопрос, можно их как-то поставить на место? Угнетает еженедельный контроль по урокам завуча, молодые бегут. Контроль бесповодно. Для чего это делается? Нужны ли люди с образованием в школах? Вас я очень уважаю. Спасибо.

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ