НОВОСТИ
20 ОКТЯБРЯ
19 октября
18 октября

Дарима Доржиева: Школа – это не игрушка

Фото: Фото из архива Даримы Доржиевой

Постоянные поездки от Агинского до Читы, кажется, только добавляют этой женщине сил. Маленькой и хрупкой она кажется до тех пор, пока не начинает говорить. С первых минут нашего телефонного разговора («поймать» Дариму Доржиеву удалось только так) становится понятно, что её убеждения – кремень, и мода тут ни при чём, выбор – осознанный, продуманный, работа в школе – любимая.

Дарима Доржиева – член комитета по социальной политике законодательного собрания Забайкальского края, баллотировавшаяся в депутаты от партии «Единая Россия». Работает директором Агинской средней общеобразовательной школы №1.

— Вы учитель по профессии. Почему решили отойти от педагогики и пойти в депутаты заксобрания Забайкальского края?

— Я не считаю, что я отошла от педагогической деятельности. Мне показалось, что нужно поучаствовать в нормотворчестве, касающегося проблем учительства, школы, всей системы образования. Исходя из таких соображений, я и исполняю обязанности депутата законодательного собрания второго созыва на непостоянной основе и работаю в школе, тем самым содействуя развитию системы образования и учительства.

— Если бы вам предложили перейти на постоянную основу в региональный парламент, вы бы согласились?

— Вопрос на засыпку… Пока подобных предложений не поступало, тем не менее если мне бы показалось, что моя работа будет более результативной, то вопрос бы обсуждался. Но я всегда ощущала и ощущаю себя именно в школе. В моей биографии был момент, когда я уходила в управление образования. Несомненно, это очень большой опыт для меня. Но моё место в школе, рядом с детьми и учителями.

— Вы говорите, что вопросы, которые назревают в образовании, требуют законодательного подхода? О каких вопросах мы говорим?

— Считаю, что в этом плане очень продуктивно был отработан депутатами, членами комитета по социальной политике вопрос определения нормативов финансирования школ. Он стоял очень остро. На тот момент, а это было несколько лет назад, закон был принят очень своевременно.

На сегодня нерешённых проблем тоже много. Например, желательно закрепить правовые нормы по финансовым обязательствам и региона, и муниципалитетов, которые бы касались норм содержания школ и детских дошкольных учреждений.

Тот же пресловутый вопрос, почему собирают деньги в школы? Речь идёт о добровольных пожертвованиях родителей на нужды школы. Так это не от хорошей жизни делается. Сегодня муниципалитеты по-разному подходят к вопросам содержания своих организаций, к вопросам финансирования. Считаю, что нужно закрепить нормативы коммунальных расходов, расходов, связанных с содержанием школ и других бюджетных организаций.

Другой вопрос – финансовое наполнение муниципальных бюджетов. Краевой бюджет достаточно тяжёлый, сегодняшние реалии экономики по стране вообще очень сложные. Тем не менее, это не снимает с нас обязанности решать перечисленные проблемы.

— Какое финансирование необходимо школам, чтобы не собирать деньги с родителей на ремонт и содержание?

— Я привела этот пример, потому что это такая жареная тема, хотя, быть может, так широко школы деньги с родителей и не собирают. Что касается нормативов, то их нужно просчитывать, выверять по разным параметрам, объемным показателям, нужен кластерный подход в решении данной проблемы.

— Согласны ли вы с утверждением, что советская система образования в школе была более целостной и глубокой, нежели сейчас?

— Эту тему любят все обсуждать. Все считают себя профессионалами, и каждый ссылается на свой опыт. Я не считаю данное сравнение корректным. Та система образования была актуальна для того периода времени. К сегодняшней системе российского образования очень много нареканий, и они оправданы тем, что у нас без конца проходят новации и реформы. Но в целом образование должно соответствовать духу того времени, в котором оно существует. Поколение детей сегодня и даже всего 10 лет назад – совершенно разные. Это другой менталитет, другое видение мира, другой подход. Сейчас главное не растерять то позитивное, что было в советском образовании и нарастить современное. В этом, наверное, мастерство педагога сегодня.

— Вы как директор школы, как педагог что бы добавили в образовательные программы, если бы вам дали такую возможность?

— Я бы больше давала возможностей для проектных занятий, видов и форм обучения, когда школьники самостоятельны в поиске и выборе. Они дают результаты. Ещё сегодня нужно говорить ещё и об отсутствии мотивации со стороны родителей и учащихся. Процесс учёбы в школе – труд, и нужно прикладывать усилия, чтобы получить результаты. Я наблюдаю снижение учебной мотивации. Возможно, этому есть объективные причины: занятость родителей, безнадзорность. Сегодня детки приходят в школу и считают, что процесс обучения – это лёгкая игра, а учитель должен научить. Но обучение – это сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей.

— Я сталкиваясь с позицией, когда родители считают, что они отправили ребёнка в школу, и научить ребёнка – задача учителя. Как вы думаете, как распределяются роли?

— Все мои коллеги согласятся, что проблема есть. Родительская позиция «учитель и школа обязаны» существует. Конечно, тот минимум, который установлен стандартами, профессиональными обязанностями, учитель выполнит. Но если мы говорим о качественном продвижении ученика как личности, необходимы взаимный интерес и взаимная мотивация. Мотивировать должен родитель.

Сегодня школа оказывает образовательные услуги. Родитель – это заказчик услуг. Хотим мы с вами этого или нет, это нужно принимать.

— В последние месяцы учителя, выходившие на акции протеста из-за недофинансирования отрасли, стали одной из самых активных социальных групп Забайкалья. Как вы думаете, насколько интенсивным должно быть внимание властей, чтобы учителя не приостанавливали работу и имеют ли они на это моральное право?

— Право приостановить работу из-за невыплаты зарплаты есть у каждого. Но право каждого учителя, глядя в глаза ребёнку, сказать: «Извини, я не проведу урок, потому что мне не платят зарплату» — личная ответственность учителя. Исходя из этих позиций, массово не уходят. Наше сообщество достаточно монолитное. Это одна из самых активных категорий. Я бесконечно уважаю коллег за мобильность, социальную активность, ответственность и те позиции, которые они всегда держат друг перед другом и перед остальными. Учителя – это те люди, которые определяют настроение на селе. Несомненно, сегодня ситуация достаточно непростая. Тем не менее, усилиями законодательных и исполнительных органов власти в регионе задолженности по выплате заработной платы и отпускных, по моим данным, не имеется. Надеюсь, эта ситуация сохранится и до конца 2015 года, и в 2016 году органы исполнительной власти будут так же чётко отрабатывать и без задержек выплачивать ту зарплату, которую сегодня гарантированно должны получать педагоги.

В канун 1 сентября я хотела бы поздравить всё учительское сообщество края, учащихся, родителей с новым учебным годом! Желаю всем оптимизма, терпения и надежд на лучшее завтра всего Забайкальского края!

— В Заксобрание края вы избирались от «Единой России». Насколько активно вы поддерживаете эту партию?

— Моё вступление в партию было моим выверенным чётким решением было много лет тому назад. Как человек твёрдых убеждений я не меняю свои позиции относительно политических партий. Я являюсь секретарём местного первичного отделения «Единой России» в посёлке Агинское. Конечно, иногда возникают и у меня как у члена партии вопросы к внутрипартийной дисциплине, но это рабочие вопросы. Если есть работа – они будут. Тот, кто не работает, их не задаёт. Я своё будущее связываю с этой партией. В этом плане выбор делать нужно один раз.

— Начинается не только учебный год, но и очередной сезон в заксобрании края. Что планируете делать?

— Основную часть своей депутатской деятельности я связываю со своим избирательным округом, с теми вопросами, которые сегодня есть здесь. Это проблема мест в детсадах, строительства начальной школы в хуторе Тридцати трёх партизан и так далее. Буду продолжать работу по обращениям граждан и работать по вопросам, включённым в план работы комитета.

— В двух — трёх словах: что самое главное в работе депутата?

— Держать ответ перед своими избирателями. Сложно, когда видишь проблему, пытаешься её решить, и решить её прямо сейчас не получается.

5 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прекрасная женщина! Восхищаюсь ей и равняюсь на нее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поддерживаю ее! Женщина в политике - дело нелегкое и она с этим успешно справляется, не смотря на то, что я не сторонник партии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Набор наукообразных слов типа кластерный подход и т д перевешивает. Хочет казаться умней чем есть?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Этот "набор" говорит о том, что она и является умной женщиной, хорошим руководителем, политиком и т.д. Значит человек идет в ногу со временем. Знает свое дело, применяет научные подходы и может использовать научные слова! в своей речи - это вполне нормально!

Очень интересное интервью! Спасибо!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хотелось бы, чтобы некоторые руководители и их заместители школ не унижали простых учителей, работяг, которых любят дети. Есть такие, от кого бегут молодые учителя. Вам вопрос, можно их как-то поставить на место? Угнетает еженедельный контроль по урокам завуча, молодые бегут. Контроль бесповодно. Для чего это делается? Нужны ли люди с образованием в школах? Вас я очень уважаю. Спасибо.

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить