Р!
26 ФЕВРАЛЯ 2021
25 февраля 2021

Учитель из 80-х: Современные дети забыли слово «надо»

Почётный работник образования России Наталья Куликова хотела посвятить свою жизнь геологии. Карта легла иначе, и юная выпускница геофака в конце 70-х пришла в школу №5 Читы и стала учить детей географии. Интерес учительницы к краеведению сдружил несколько десятков классов, а в последующем созданный ей туристический отряд стал визитной карточкой школы. Однако с годами ориентиры школьников стали меняться. Сегодня во главе всего стоит личность школьника и его «хочу», а не коллективное «надо», преобладавшее ещё в 80-е.

— Почему тогда вы решили стать учителем?

— В школу работать я идти не собиралась. Закончила географический факультет, потому что хотела стать геологом и связывала свою жизнь с этой профессией. В самом начале сентября ко мне домой пришла завуч 5-й школы с грустными известиями – умерла преподаватель географии Лидия Смолер. Преподавателя на замену не осталось, а учебный год уже начался. В школе знали, что я закончила геофак, поэтому стали меня уговаривать выйти на работу. Откровенно признаться, учителем я себя никогда не видела. Мне нравилось ходить по горам в экспедиции, но отказать в помощи я не могла.

Первый год в школе был очень тяжёлым, поэтому мысли уйти меня не покидали. Если бы на моём пути не попался туризм, я бы точно не состоялась в качестве учителя. Но огромная поддержка ребят в этом деле позволила мне проявить себя, и дело постепенно пошло.

— Как вы стали заниматься туризмом в школе?

— Я просто предложила пойти в поход на верховье Никишихи. Рассчитывала, что соберётся несколько желающих, а пришло человек 20. Я даже воскликнула — «куда же вас столько!». В то время не было таких жёстких рамок, чтобы писать приказы и отчитываться. Учителя и родители знали, что дети ушли со мной и доверяли. С Никишихи мы пришли на городской туристический слёт. В основном люди съехались туда на автобусах, привезли кухни, столы, палатки, а мы как истинные туристы — пешком. Первый слёт, конечно, проиграли, но опыта набрались. Увидели, где, чего и как, а через пару лет стали призёрами и 10 лет держали этот кубок. С годами позиции ослабли, но до сих пор мы принимаем участие в слётах.

 — Почему сдали позиции?

— Во-первых, это связано с моим возрастом, я же не могу вечно бегать по горам. Во-вторых, дети, по сравнению с тем временем, изменили отношение к таким мероприятиям. Наверное, это одна из черт того, былого образования: в классах были коллективы, и мы дружно стремились к новым целям. Раньше мы жили общей идеей, например, быть первыми на турслёте. Для достижения этого мы тренировались, ходили в походы, готовили краеведческий материал, причём все это делали, потому что было волшебное слово «надо». А сейчас предлагаешь работу, а ученик может спросить – «почему я? Я не хочу». В результате из-за этого «не хочу» нам приходится отказываться от идей.

В нынешней системе образования мы воспитываем личность. Порой появляется предложение куда-нибудь поехать, но всё замыкается на мыслях поехать на базу и балдеть там. Пойти на Высокогорье пешком – это слишком непосильная задача. Надо же нести рюкзак, преодолевать трудности. Ценности совсем изменились.

— Какие тогда ценности ставятся сейчас?

— Ребёнок должен быть сконцентрирован на своём образовании. Государство теперь требует образованную личность, поэтому это главная задача.

— А как на это влияет ЕГЭ?

— Скажем, ЕГЭ — это большая лотерея. Конечно, человеку, который подготовлен, сдавать такой экзамен несложно. Однако есть множество детей, который чисто психологически теряются и сдают хуже, чем могли бы. Поэтому результаты ЕГЭ далеко не всегда объективны. Если судить по моей географии, единый госэкзамен — это определённый механизм натаскивания. На даты, фамилии, факты, шаблонное описание местности. Но развёрнутый ответ, построенный цепочкой, тот, что спрашивали раньше на устном экзамене, услышать сегодня крайне трудно. Дети стали отвечать односложно, мысли формулируют скупо. В этом ЕГЭ снижает качество образования, отучает от умения мыслить логично. Моя география – широкая картинка, складывающаяся постепенно из разных знаний. При едином экзамене всё сужается до констатации фактов.

— А много детей сейчас выбирают географию для дальнейшего поступления?

— Поскольку в вузах география не принимается в качестве вступительного экзамена, естественно, возникает проблема в отношении к предмету. У нас в Забайкалье её вообще нет. Я не скажу, что ребята не любят географию, нет, они с удовольствием приходят на уроки, а при использовании современной техники появилась возможность наглядно объяснять многое, что раньше приходилось показывать на пальцах. Разумеется, есть светлые головы, способные выйти на федеральный уровень, есть те, кто приходит на факультатив и с удовольствием занимается, но лишь утолить свой интерес. Все это не находит практического применения, потому что сам предмет не востребован в будущем.

— Вам от этого поворота обидно?

— На детей я не обижаюсь, на мой предмет ходят, никогда не было побегов с уроков. Если я веду курс, ко мне приходят желающие. А вот на государство можно обидеться. Предмет, который всё в себя вбирает – и физику, и частичку химии, и математику, как его можно игнорировать? До смешного доходит, когда дети, собираясь в путешествие в другую страну, меня спрашивают, где она находится. Но государство пока не считает, что география может быть востребована. То, что сокращают часы, перебрасывают их на математику и русский – понятно, это нужно для подготовки к ЕГЭ. Но, допустим, сокращать трёхчасовой курс по странам мира в 7-м классе до одного – это уже абсурд. Как узнать об Африке или Индии за час?

— А какой была методика преподавания в 80-е?

— Тогда у нас была практико-направленная методика. Она, в принципе осталась и сейчас такой же, во всяком случае у меня. Но раньше учитель выдавал больше материала, был во главе этой информационной части. Мы давали знания, объясняли всё детально, рассказывали. Литературой пользовались больше. Информации было много. Выходили на улицу потом, применяли на практике свои знания — я учила определять азимут, строить розу ветров. Сейчас есть компьютеры и наша задача — научить детей пользоваться этой информацией.

— И основной пласт информации с годами значительно изменился?

— Ну, у меня в географии горы как стояли, так и стоят. (смеётся) Но в те годы подача материала шла от учителя. Какие это горы, как они устроены, в чем их особенность? Учитель ставил картинку, показывал практически на пальцах, рисовал на доске. Теперь я должна задать ученикам вопрос, как выглядят эти горы, они ищут информацию сами и выдают мне результат. Роль учителя с точки зрения информационного поля немного поменялась. Да и на экскурсии мы уже намного реже ездим, поэтому что нужны автобусы, а лишних денег на их аренду нет. Раньше это было бесплатно. Теперь только в том случае, если удаётся собирать платную экскурсию.

— В советские годы многое было закрытым для изучения из-за режима власти?

— То, что казалось военно-промышленного комплекса, например, этого никто не преподавал. Тогда это была закрытая информация, а сейчас в каждом учебнике она есть. Во всём остальном информация была направлена на воспитание патриотизма, но факты точно не подменялись, о пропаганде и речи быть не могло. И страны мира мы изучали, разве что больше, чем сейчас. Мы больше воспитывали любовь к Родине. А в остальном целом природа, хоть и меняется, но остаётся стабильной.

— Потом приходилось ли объяснять детям, что происходит с государством и почему некоторые её составные части отделились?

— Старшеклассники ещё путались, а младшие классы всё быстро схватывали. Мы-то, взрослые, иной раз и сейчас ошибаемся, ведь для нас страна так и осталась той, советской. Как говорится, у кого что в крови сидит. А детям привыкать было не к чему, поэтому мы просто рассказывали им, что был Союз, а теперь нет его. Вот и всё.

— Если изменилась роль учителя, значит, дети должны заниматься самообразованием?

— Пока мы не достигли такого уровня, чтобы дети, сидя в интернете, получали знания. Наверное, 70% их учеников точно играют или переписываются в соцсетях.

Из-за этого с годами не стало сложнее найти язык с детьми и их родителями?

— Нет, проблем никогда не было. Возникают трения, но их легко решить. И с родителями общий язык всегда находила. Бывают, родители кричат мне — «вы обязаны», на что я отвечаю весьма объективно. Чтобы ребёнок хорошо учился – задача родителей, наша – дать знания. Посмотрите на наши возможности, зарплаты, часы работы, обеспечение и сравните их с обязанностями. Родители сейчас считают, что школа должна и воспитать, и обучить, а им остаётся только одеть и накормить. Это неправильно. Раньше ощущалась поддержка родителей. Если мы уходили в поход, нас провожали огромными компаниями. Один раз поехали в Улан-Удэ по местам ссылки декабристов, так родители вместе с представителями школы устроили нам торжественную встречу. Отношение было иным.

Учитель и школа было чем-то высоким и значимым. Сейчас авторитет учителя в глазах некоторых родителей упал до уровня обслуживающего персонала. А когда педагог учит, он вкладывает огромную часть души и интеллекта. Просто холодный автомат учить не может.

 — А переживаете вы, что у вас пока нет замены?

— А кто придёт, если нет факультета? Раньше, конечно, были наставники, помогали молодым педагогам. Параллельно работали по два-три биолога и географа, да и школа была в два раза больше – доходило до 1,2 тысячи человек. Тогда наставничество было развито. Меня наставляла завуч Галина Борисовна, которая сидела на моих уроках, а учитель химии Галина Викторовна со мной ходила по квартирам учеников, чтобы познакомиться поближе. Надо отдать должное за корректность их работы, ведь все в молодости пороли ошибки. Вызывая к себе в кабинет, завуч умела отчитать спокойно без криков и ругани, но ты действительно задумывался. Сейчас такого нет.

Сердце кровью обливается, когда думаешь, что с моим уходом всё пропадёт. Музей в школе — это всё, что я создавала на протяжении 40 лет, продолжая дело после Лидии Семёновны. Очень жалко, если это всё пропадёт, там столько материала. При моей нагрузке в 28 часов я не успеваю его поддерживать, но стараюсь изо всех сил. Политика государства, видимо, не брать детей в 10-й класс, а отправлять на рабочие специальности. В нынешнем 10-м классе уже 32 человека.

— Чего бы вам хотелось получить от нового учебного года?

— Спокойствия, целенаправленной работы, а не той дерготни, которая обычно бывает. Она связана с теми мероприятиями, которые посылает нам городской комитет образования. У меня есть план работы, составленный на год. Потом нам начинают говорить, что начинается месячник, допустим, права, и я должна провести классный час на эту тему, а свои планы сдвинуть. Могут поставить перед фактом, что приходит тот или иной человек, но о чём он будет говорить, толком неизвестно. Игнорировать положения тоже нельзя – это ведь лицо школы. Почему бы не спустить все положения за год, чтобы подстроиться? Раньше такого не было – были большие блоки воспитательной работы. Моя работа воспитывала гуманизм, патриотизм, личность. Когда я составляла план работы, продумывались все моменты. Сейчас же постоянно отвлекают от своего плана, навязывая другое. Говорят, «Наталья Евгеньевна, ну, надо». И я делаю, потому что воспитана ещё на этом слове.

НазадВперёд
30 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Проявляю уважение к таким учителям! Хоть лично и не знаком с учителем, но чувствую что человек с большой буквы! Желаю спокойного и плодотворного года!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слава богу дети умнее стали, никакое "коллективное надо" на веру не принимают, им нужно рассказывать что и почему, заинтересовать идеей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ваша субъективное мнение не подтверждается объективными фактами. Согласно данным ЮНЕСКО Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 47-е.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот, сразу видно "старую школу" - я говорю про мировоззрение современных детей, они мне про какой-то "интеллектуальный потенциал молодежи", подсчитанный при Сталине. Вы когда пишете думайте хотя бы минуту перед этим.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Представляю какое у вас мировоззрение, если даже с пониманием самых элементарных вещей у вас не все в порядке. Подсчитанный не при Сталине, а в настоящее время, сталинский период дан для сравнения. Исправляйте зрение, успехов в учебе, меньше двоек на уроках, слушайтесь родителей, уважайте старших.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мировоззрение современных детей сводится к потребительству: они зачастую не знают, что кроме прав есть ещё обязанности. Ждут,когда разжуют и дадут, иные и проглотить . сами не могут. Не все,конечно, но довольно приличное количество.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

>Во всём остальном информация была направлена на воспитание патриотизма, но факты точно не подменялись, о пропаганде и речи быть не могло.

Спасибо, поржал ))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какая пропаганда на географии, смешливый ты наш? "Наши горы по строению значительно лучше капиталистических, потому, что наши"? Какие ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ факты могли подменяться? Координаты стран? Названия столиц, рек, гор? География-одна из тех наук, которые невозможно идеологизировать.Даже политическая география всего лишь дает знания о существующих странах, границах, столицах и, немного, о самой стране.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Оказывается, кони уже в интернете работать научились.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наш самый лучший учитель! Дорогая Наталья Евгеньевна, поздравляю Вас с началом учебного года. Спасибо Вам за терпение и самоотдачу! Долгих Вам лет жизни и крепкого здоровья! Ваш любимый 11 "А"! (выпуск 2003г.)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Замечательный учитель Наталья Евгеньевна! Пришла учителем к нам в класс после Лидии Семеновны Смоляр. Глядя на её молодость, мальчишки частенько старались подшутить над ней. Уроки она проводила очень интересно, давала много информации, которой не было в учебниках. Все её очень уважали и любили, и любим сейчас! Наталья Евгеньевна, поздравляю Вас и всех учителей родной 5 школы с 1 сентября! Здоровья Вам крепкого, терпения, счастья!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо Вам за все, Наталья Евгеньевна! До сих пор помню все столицы государств. Терпения, здоровья, успехов в Вашем нелегком труде.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не объективный учитель, оскорбляет учеников

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Теперешнее ученики сами кого хочешь оскорбят так, что взрослому не ответить. Все думаю, когда же в школах поставят видеокамеры, чтобы вы своих деток наглядно увидели. А в них себя. По детям очень хорошо видно, у кого какие отношения дома и манера общения в семье.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я из 80-х, мы хамили учителям и не всегда вели себя положительно, а еще и уроки срывали и скрепки .! не надо идеализировать и приговаривать оооооооооо как раньше было . А вот мои дети не были в хамстве замечены и более продвинуты чем я))) Так, что .тупиковая мысль ((("наши дети хуже нас"!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кем не замечены, вами? Вот мой пост как раз об этом. Вы бы сильно удивились. Видела таких деток, дома с мамочкой прощаются-целуют, с папочкой встречаются вечером-целуют. Муси-пуси. А вне дома мат на мате, хамство, развязность и разнузданность. И это девочка, соседка. И родители считают, что ее оговаривают. Так что не обольщайтесь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А когда эта "девочка" попадется на криминале- вой будет несусветный! Ведь, она же "такая-растакая, это нехорошие людишки ее оговаривают!" У нас во дворе был мальчик-хулиган и задира, но стоило только появиться мамочке-тут же бежал к ней, прижимался к боку и начинал канючить на тему "а меня обижают". В каком она была шоке, когда он попал на учет в ИДН ! Причем, его "милое" поведение было зафиксировано видеокамерой соседа (тогда они были почти экзотикой)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

слышу как разговаривают дети между собой,языки им бы вырвать,а мамаши и не знают,потому что ,как правило ваши детки играют в чужих дворах .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

конечно надо; нужен двусторонний контроль, чтобы учителя могли показать родителям художества НЕКОТОРЫХ детей, но и чтобы родители в любой момент могли посмотреть и послушать словотворчество НЕКОТОРЫХ педагогов

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Халецкой спасибо за хорошее интервью. Современная школа и дети очень отличаются от советской, где все таки был коллектив и другие отношения. Теперь и учителя и ученики страдают индивидуализмом. Такие учителя редкость. Это действительно Учитель, а не препод. Последние из могикан.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна, низкий поклон Вам, как Учителю и как Человеку! Всегда с теплом вспоминаю школьные годы. Ведь это был не поддельный интерес, именно Вы зажгли нас географией, туризмом, спортивным ориентированием, историей школы, края. Была отличная команда единомышленников, и старших, и младших. И было не мало побед и достижений. И в жизни все пригодилось. Желаю Вам профессиональных и творческих успехов, здоровья, сил, терпения и гармонии! Именно благодаря таким учителям школа до сих пор не потеряла своего предназначения. С уважением, Роман.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна, спасибо Вам огромное за Ваш труд, знания, которые Вы мне дали, большой интерес к географии! Благодаря Вашим урокам я смогла стать призером городской олимпиады по географии и до сих пор еще что-то помню:) Спасибо Вам и родной пятой школе!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ясно,что из данного интервью понятно, что Ком-ты образования по всей стране изжили свое предназначение.Они стали тормозом в развитии образовании. ПОДУМАЙТЕ! Сколько денег можно перенаправить в школы, если убрать эту ни кому не нужную структуру.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна - лучший учитель! Именно из ее уроков я впитала истинный патриотизм и любовь к родному краю! Наш факультатив помог мне сдать ЕГЭ по географии на 5, узнать много интересного о строении земли, почвах, странах, ГОКах, стоянках древнего человека на территории Забайкальского края и о многом другом. Спасибо, дорогая Наталья Евгеньевна!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна, хороший человек и отличный учитель! Выпускник школы №5

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Самый лучший учитель географии!Всегда объяснит тему,никогда не откажет!Спасибо вам за ваши старания.Долгих вам лет жизни.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ, УВАЖАЕМАЯ НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА за Ваш благородный труд! Я мама одной из Ваших учениц - выпускниц 2003 года! Ваше отношение к ученикам и их родителям - выше всяких похвал! Музей в школе - просто замечательный! Я помню стихи своей дочери в музее! Низкий Вам поклон, УЧИТЕЛЬ! А всем злопыхателям - на себя посмотрите, на свое поведение и воспитание! "начни с себя - и все получится!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за такой материал и Учителю и Чита.Ру. Поклон нижайший.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна, спасибо Вам большое!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наталья Евгеньевна, спасибо Вам огромное за терпение, за те знания, которые Вы в нас вложили, мы Вас помним и любим!