Р!
21 АПРЕЛЯ 2021
20 апреля 2021

Учитель из 2000-х: Аттестация — оскорбление для педагога

Первое десятилетие XXI века легко можно назвать временем активных перемен в системе среднего и высшего образования в нашей стране. В лучшую или худшую сторону — другой вопрос, но, тем не менее, как раз тогда была утверждена предусматривающая поэтапное увеличение финансирования Национальная доктрина образования, которой должны были соответствовать все реформы в школах и вузах. К наступлению миллениума учитель биологии гимназии №9 города Краснокаменска Михаил Капустин работал в общеобразовательных учреждениях далеко не первый год и даже десятилетие, поэтому ему нетрудно сравнивать и то, что было раньше, и то, что стало сейчас.

— Первая волна реформирования образования в 90-е годы в России проходила как-то спешно, несколько сумбурно, и это на фоне задержек зарплат, недостаточного финансирования, в целом кризиса в стране. Вы чувствовали, что ситуация стала меняться с наступлением нового десятилетия?

— На мой взгляд, в начале XXI века в образовании начался некоторый подъём. Стали появляться новые учебники, программы, было из чего выбирать. Но есть одно большое «но» — не стало единой государственной обязательной программы, в частности, в биологии, которую я преподаю. Программа была примерной, используя которую учителя должны были сами выстраивать свою работу. И до сих пор вместо летних отпусков мы корпеем над созданием этих «шедевров». Поэтому, например, практически все из более десятка средних школ нашего города и Краснокаменского района работают по разным программам. И учащиеся, приходящие из других школ, испытывают затруднения.

— Значит, образовательные реформы не настолько эффективны, как хотелось бы, а, наоборот, усложняют учебный процесс?

— Мне кажется, что все эти школьные реформы делаются ради реформ. Не успев завершить и проанализировать одну, начинают новые. Для чего, для кого? Так, появились федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) – это тот же петух только в профиль. Стало больше бумажной работы. В последнее время были распоряжения Министерства образования об уменьшении бумажной отчётности, но теперь мы её сдаём в электронном виде. А аттестация учителей – это вообще оскорбление для педагога. Проработав 40 лет в школе, я должен кому-то доказывать, что я учитель и могу трудиться. Аттестовать меня могут только мои ученики своим отношением к учёбе по моему предмету и оценками по этому предмету при вступительных экзаменах в вуз. Так или иначе, идёт разрушение хорошей советской образовательной системы. Когда-то наши ученики на мировых олимпиадах занимали первые места, сейчас нас обгоняет Китай и другие страны. И не надо обвинять учителей, что они плохо учат. Надо проанализировать все реформы, сделать выводы.

— Первое десятилетие нового века в общем образовании России прошло под знаком единого государственного экзамена. Начиная с 2001 года к эксперименту ЕГЭ подключались всё новые и новые регионы до тех пор, пока итоговая аттестация в такой форме не стала обязательной для всех выпускников. А как вы относитесь к ЕГЭ?

— К единому государственному экзамену я отношусь отрицательно. Конечно, для самих учащихся это очень удобно — сейчас можно сдать ЕГЭ, а потом, не выезжая за пределы родного города, поступить в институт в другом регионе, а не ехать лично, чтобы сдать вступительные экзамены. При этом к ЕГЭ идёт постоянное натаскивание на выполнение тестовых заданий, поэтому той глубины знаний, которые учащиеся получали до введения единых экзаменов нет.

— Скажите, по вашему опыту, дети боятся ЕГЭ?

— Мои ученики не боятся, так как у них хорошие знания по предмету.

— В начале 2000-х также активно обсуждался вопрос о введении в стране 12-годичной системы обучения в средней школе. На ваш взгляд, почему эта инициатива не прижилась? Как вы думаете, хватает ли ученикам 10 лет за партой? Как вы относитесь к переменам, связанным то с отменой 4-го класса и перескакиванием из 3-го в 5-й, то к обратному введению 4-го?

— Десяти классов вполне достаточно. Когда же дети учатся 11 лет, то они получают много лишней информации. Есть вопросы, которые учащиеся уже знают, и не стоит на них останавливаться, а некоторые вопросы наоборот сложны для понимания — они изучаются в вузах на том или ином профиле, и не нужно в школе заморачиваться на них. Согласен с тем, что начальная школа должна включать в себя 4 года обучения. За 3 года ученик не осваивал программу, поэтому вновь и вернулись на 4 года. В моей жизни был переход с 10 на 11 лет учёбы и наоборот. Я сам попал, когда вновь перешли на 10 лет обучения. И вот несколько лет тому назад вновь сделали 11. Кому это надо, не знаю.

— Стало ли государство лучше относиться к учителям в 2000-х? Может быть, стало больше поддерживать в финансовом плане, не допускать задержек выплат, как это было раньше, когда не видевшие денег месяцами учителя вынуждены были бастовать?

— Сдвиги, конечно, определённые наблюдались, но, скажу честно, за последние 10 лет задержки по зарплате всё же были. Но такими, как зимой 2014-го и весной 2015 года, не помню. Наша гимназия в марте даже приостановила работу, чтобы на нас обратили внимание и на нашу мизерную зарплату, которую я бы лучше назвал пособием. Государство на словах радеет за учителей, очень много говорят о повышении заработной платы, но учителя эти повышения не ощущают.

При моём стаже в 40 лет и высшей квалификационной категории, чтобы получать 20 тысяч рублей, надо вести более чем одну ставку. Смотрю свой расчётный листок за март 2015 года, ставка — 5,6 тысячи рублей в месяц, со всеми накрутками начисление составляло 26,8 тысячи рублей. С мая расчёт стал производиться по новой системе: ставка выросла более чем на тысячу, в нагрузке ничего не изменилось, те же часы и всё остальное, но итоговое начисление почему-то выросло менее чем на 100 рублей. И где прибавка? Вот поэтому молодые учителя в школу не приходят, я говорю о своей, а многие педагоги наоборот уходят, уезжают в другие регионы. Кстати, они там устраиваются работать в школе и получают зарплаты вполне достойные.

— А как в то время менялись ученики? И что в связи с их изменениями требовалось от учителя?

— Учащиеся становились и становятся всё информированнее, не умнее, а именно информированнее, поэтому работать становится сложнее, но интереснее. А чтобы не отставать от учеников, приходится постоянно учиться. Даже вот при моём возрасте пришлось освоить персональный компьютер и уметь выуживать информацию из Всемирной паутины.

— Развитие технологий не стоит на месте, но учебник всегда остаётся учебником. На ваш взгляд, учебная литература видоизменилась со временем?

— Учебная литература становится неинтересной, сложной. Взять хотя бы учебник за 5-й класс, который лежит передо мной. Параграф №5 охватывает страницы с 19-й по 25-ю. Это вместе с текстом, рисунками и задание. Могут ли учащиеся освоить все это за один 45-минутный урок? Раньше такой объём изучался за несколько уроков.

— И всё же, подводя итог, какими вы запомнили 2000-е?

— Скажу несколько философски — мы были моложе, поэтому тогда был и сахар слаще, и вода мокрее. И помнить то время надо, но обидно, что всё, что было хорошего, стали разрушать. Однако надо жить сегодняшним днём, заново поднимать родное Забайкалье. Если не мы, то кто?

НазадВперёд
34 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя" министр образования А. Фурсенко.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Разве это плохо было создать человека творца?

Тем более сегодня имеется определённый дефицит в этих "творцах".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Павлович, спасибо Вам за ЗНАНИЯ, полученные на уроках.На первом курсе университета можно было не учить генетику,её я знала на отлично благодаря Вам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это кто же из моих одноклассников отметился? Представьтесь)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"А аттестация учителей – это вообще оскорбление для педагога. Проработав 40 лет в школе, я должен кому-то доказывать, что я учитель и могу трудиться. Аттестовать меня могут только мои ученики своим отношением к учёбе по моему предмету и оценками по этому предмету при вступительных экзаменах в вуз." - я считаю, что если человек уверен в своих компетенциях, то такая проверка ему только на пользу. А отношение к учебе, оценки в вузе - может быть и показатель, только никак не влияющий на конкуренцию между педагогами, немотивирующий так сказать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

оценки в вузе - это результат, а аттестация преподавателей, уже сдавших экзамены в институте - имитация бурной деятельности. Зареформировали до соплей не только образование, но и всю страну. Месяца не проходит,чтобы что-то не меняли, начиная с часового пояса, заканчивая порядком выдачи решений в судах. Люди не успевают отслеживать изменения даже в своей профессии, а тем более приспособиться к ним, получить стабильные показатели и отследить влияние изменений на качество, время и результат работы. В стране реформы ради реформ. А отсутствие стабильности - это гарантированно плохой результат работы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И, кстати, мотивация - контрпродуктивна. А вот дисциплина - это система. Почитай статью Збынека Драба почему дисциплина гораздо важнее мотивации Только в системе нашего образования не скоро поймут эту разницу. В советское время всегда полагались на дисциплину, а мотивация была просто дополнением.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а я считаю, конкуренция - двигатель прогресса. как в товарах, так и тем более в услугах. Пример - да возьмите любой товар или услугу в конкурентной среде\стране и неконкурентной . Автопром у нас и в Европе, бытовая техника у нас и в Японии, и т.п. Есть конкуренция между специалистами - есть стимул к саморазвитию. Иначе ровное болото.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не буду спорить про конкуренцию, мотивацию. Этому тут не место, да и время жалко. Скажу просто: в советском государстве не было аттестаций преподавателей, не было конкуренции за рабочие места, а уровень образования был на несколько порядков выше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конкуренция. Что может быть естественнее конкуренции? Борьба за пастбища, за самку, за место у корыта с отрубями. Но, как говаривал Бол-Кунац "Именно то, что более естественно менее всего подобает человеку". Одно из отличий человека-творца от человекобарана это то, что творец не может не творить и творит он независимо от того есть у него конкурент, или нет. Он продолжает это делать, даже если ему не платить, гнать из племени, травить цикутой, рубить голову, садить на бочки с порохом, жечь на костре. И несмотря на все усилия многоликих фурсенко всегда найдутся люди, которые "желают странного".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И с кем же аттестующийся педагог конкурирует?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

с более грамотным. их очень много

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да скоро в школах учителей не будет. Какая конкуренция? Посмотрите количество выпускников педа в этом году(((

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Аттестация не сделает посредственного учителя гееиальным учителем. Должно быть что-то другое. Наверное, прав Михал Палыч, результаты учеников должны быть оценкой мастерства учителя.

Когда родители выбирают учителя для ребенка первоклассника, они не смотрят на итоги аттестации, а спрашивают у предыдущих учеников, силён ли учитель.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Михаил Павлович! Успешного нового учебного года! Учить детей нелегко, но для учителя, в сердце которого живет любовь к детям и желание дать им новые знания, - это труд, приносящий радость!

Желаем Вам энтузиазма, стремления внедрять новые технологии и

использовать новые приемы! Вдохновения, настойчивости, новых открытий и творческих свершений! Новых высот в преподавательском искусстве! Главное - здоровья!

Ваши бывшие и нынешние коллеги.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Павлович, вы лучший учитель, в гимназии мы с удовольствием ходили на ваши уроки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Денис, правда. Михаил Павлович, часто вспоминаю ваши уроки. Спасибо вам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Павлович, здоровья Вам и большое спасибо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ты учился 10 лет назад, а сейчас и школа другая и учителя другие.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Артём, спасибо за статью!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так получилось что в кризис попал под сокращение и вернулся в школу, а там оказывается что меня лишили всех ранее полученных разрядов, так как каждые пять лет нужно доказывать свое "право на профессию" которое я доказал в вузе закончив его с красным дипломом. Поработав год ушел из школы поняв что все что там творится, не совместимо с моим понятием педагогики, да и вообще работы на которую стоит тратить свое время.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4 дня составляла рабочую программу по русскому языку, 6 кл., 41 печатный лист, а начинала работать в 80-ые. Тогда тематическое планирование уроков писали от руки в тетрадочке.Без пояснительных записок, методического и психологического обоснования, без указания, что должны знать и уметь на каждом уроке, списка литературы для учителя и учащихся и т.д и т.п.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И вопрос, кто проводит аттестацию? Функционеры, ни дня не работавшие в школе либо сбежавшие. Ведь это ж ясно, принимающие квалификационные экзамены далекооо не всегда достойные и профессиональные

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ведь то же самое можно сказать и про учителей по отношению к ученикам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ни чего плохого в аттестации не вижу. Это как ЕГЭ если знания есть то они и на ЕГЭ проявятся и ни куда от них не деться и ЕГЭ не страшен. Так же и аттестация. Может этот конкретный учитель и профессионал, знающий свое дело и постоянно совершенствующий свои знания и умения. Но далеко не все такие. Аттестация усиливает ту же дисциплину. К тому же за 40 лет даже в биологии очень много поменялось. Нужно идти в ногу со временем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кстати 26 тыс вполне не плохая зарплата. В Чите большинство населения гораздо меньше получает. Где еще биолог 26 тыс может заработать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что же в педвузы не идёт никто? Получали бы огромные зарплаты))) Продавец домой пришёл - ему покупатели не звонят, товар он в личное время не расфасовывает, книги по экономике не читает) А учитель - всем должен, всем обязан, отношение у многих родителей к учителям - как к лакеям, в школу заходят, даже здороваться нужным не считают. А у самих образование - в лучшем случае техникум (я не обобщаю, пример привожу, на иных родителей молиться рады за воспитание ребёнка и просто человеческое отношение)))). Никто своего ребёнка в пединститут не отдаст, зато язык почесать, Марь Иванну грязью пополивать - ай да молодцы)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Аттестация в современных реалиях-это нормально.Зачем так драматизировать и заламывать руки? Никто никого оскорблять не собирается.На предприятиях по нормам трудового законодательства аттестовывают разных сотрудников, подтверждают квалификацию.Мне представляется,что это правильно, и, как говорится, ничего личного.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мой КЛАССНЫЙ руководитель, спасибо за знания!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Павлович всегда отличался адекватным восприятием окружающей действительности и трезвой её оценкой. Спасибо, Учитель, что привили это и нам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Артём, спасибо за статью, за то, что не забываешь свою гимназию! Проблем в сегодняшнем образовании даже больше, чем вы с Михаилом Павловичем обозначили. Пока есть в школах учителя из СССР, будем "держать оборону". А вот дальше. За будущее страшно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мой дорогой и уважаемый классный руководитель и учитель биологии! Спасибо за данные Вами знания! Всех благ Вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Неблагодарный труд . 26 тыс это копейки за такую работу . Уроки провел , домой пришел проверяешь тетради , работы всякие , планы пишешь, дневники проверяешь, выставляешь в электронный оценки. Готовишь мероприятие на классный час, родители и дети постоянно звонят вплоть до 23:00 вечера+ ответственность на плечах . Пока все сделаешь время уже два часа ночи. А еще есть своя семья и дети. И получала я за 30 часов 18 тыс

Больше в школу ни ногой, хоть и деток люблю очень

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Павлович. вряд ли вы это прочитаете спустя 3 года после публикации статьи, но так вышло, что наткнулся я на неё только сейчас, поэтому мало ли. вы замечательный человек и педагог, тут не поспоришь, хотя вы и приложили руку к моему отчислению:) с этого момента моя жизнь изменилась просто вверх ногами, я в какой-то момент думал, что потерял все. Подростки они такие, максималисты, и часто не могут принимать рациональные и действенные решения. Я смог пройти значительный путь, который был весьма непростым, с учетом изменившихся условий, но достиг много, хотя все и относительно. Так вот, будьте повнимательнее к ученикам, внешнее проявление трудного характера это как раз таки недостаток работы педагога, который не смог увлечь ученика, а то и вообще не разобрался в происходящем в этом подростковом мире. И я помню эту комиссию по отчислению, это формальное обсуждение при заранее принятом решении. И кстати, лица, которые были в Комиссии, почти все, ну так себе людишки, ни интеллектом особо не выделялись, ни идей у них не было ( к вам это кстати не относится и к жигулиной). Ни-че-го, пустые и никакие. Жигулина тогда молчала, одна единственная не принимала участия в этом спектакле, спасибо ей за это. Ну что ж, я смог выжить! С проблемами с родителями и учителями, Противопоставлением себя всем, абсолютно глупой картиной мира. Где же вы были тогда с рассуждениями о том, как надо «поднимать целину»?