Р!
26 СЕНТЯБРЯ 2021
25 сентября 2021
24 сентября 2021

Окно в Китай из мёртвого села

История сезонного пункта пропуска Покровка — Логухэ началась с 27 марта 1998 года. В этот день правительство РФ издало постановление о его открытии. Из документа можно понять, что перед этим администрация Читинской области провела колоссальную работу, согласовывая этот пункт с рядом федеральных министерств и ведомств. С 2007 года пункт пропуска приостановил деятельность, и региональным властям необходимо начинать работу сначала. Или не начинать вовсе, если прислушаться к критике.

Скользкий путь могочинского леса

Источники в правоохранительных органах, говоря о пункте пропуска, прочно связывают его с именем предпринимателя Константина Нагеля. Дескать, он убедил первого губернатора Забайкалья Равиля Гениатулина в необходимости ледовой переправы, а он, в свою очередь, добился открытия Покровки в федеральных органах власти.

Можно смело говорить, что по льду Амура из Могочинского района в Китай вывозили только лес. Особо усердствовала в этой нехитрой внешнеэкономической деятельности фирма «Сосна», подконтрольная Константину Нагелю. Сколько древесины вывезли за годы существования погранперехода — с 1998 по 2007 годы — сейчас не известно. На запрос «Чита.Ру» об объёме и структуре экспорта Читинская таможня ответила, что данные отсутствуют в связи с истечением срока хранения в архиве. Сегодня можно строить какие-то догадки на основе новостей 10-летней давности. Так, в июле 2004 года на сайте «Чита.Ру», в то время работавшем дайджестом, появилась новость с такими данными: «За последние годы в Могочинском районе заметен рост объёма лесозаготовок. Если в 2002 году было заготовлено и вывезено 83,9 тысячи кубометров, то в 2003-м — уже 126,5 тысячи. Одним из крупных лесозаготовителей считается ООО «Сосна». В аренде у этого предприятия находится 207,9 тысячи гектаров леса. Заготовку и вывозку древесины ведут китайские рабочие через сезонный пограничный переход в Покровке во время зимнего ледостава. Эту работу «Сосна» ведёт седьмой год».

То есть за два года Могочинский район отправил в Китай более 200 тысяч кубометров леса — почти три тысячи вагонов. Предпринимателям и российским, и китайским этого было мало, поэтому в головах зрели мысли о строительстве моста через Амур. Летом 2004 года губернатор Читинской области Равиль Гениатулин доложил об этих планах тогдашнему вице-премьеру Михаилу Фрадкову.

Весной 2005 года с погранзаставы, находящейся рядом с Покровкой, сбежали четверо солдат-срочников. Во время побега дезертиры убили двух офицеров-пограничников, одного офицера ФСБ и троих офицеров милиции. По информации главы администрации Могочинского района Владимира Мамаева, региональное пограничное управление решило приостановить работу пункта пропуска, потому что китайские работники «Сосны» якобы спаивали пограничников. Следующий сезон пункт пропуска отработал. При этом с декабря 2006 года администрация области передала его в аренду «Сосне». То есть какое-то время пункт пропуска был практически частным. Более того, по информации системы поиска контрагентов «Скрин», одним из учредителей «Сосны» была китайская компания «Хаучен».

Сезон 2007—2008 года для Покровки — Логухэ так и не начался. В это время в стране изменилось законодательство и тем компаниям, которые не были созданы для управления пунктами пропуска, запретили заниматься такой деятельностью. Федеральные структуры дружно отказались забирать эти обязанности. После безуспешно проведённого конкурса среди компаний межведомственная комиссия решила его закрыть.

Пока вокруг пункта пропуска разворачивались трагические события, под Амазаром в нескольких десятках километров от Покровки начали строительство целлюлозного комбината. Потребность в круглогодичном пункте пропуска возросла.

В 2011 году с Покровкой связывали даже освоение Удоканского месторождения меди. Китайская газета «Чжунго Цзинин Бао» называла мост через Амур наиболее приемлемым вариантом для поставок из Китая на Удокан оборудования и рабочей силы. Кроме того, мост был интересен и с точки зрения планируемой на Шилке ГЭС. Впрочем, медные залежи и по сей день остаются крепким и недоступным орешком, а от электростанции пришлось отказаться из-за предполагаемо большого ущерба.

В 2014 году компания «Полярная», строящая целлюлозный комбинат, оживилась и устами министра международного сотрудничества Забайкалья Баира Галсанова озвучила желание об открытии погранперехода на короткий срок якобы для ввоза оборудования. Механизмы, которые понадобились на производстве, были столь громоздки, что не могли попасть в Россию через другие пункты пропуска. У этой идеи сразу нашлись критики, знающие, что представляет собой лесная дорога от Покровки до Амазара, разбитая в своё время лесовозами. Спустя две недели после оглашения идеи от неё отказались. Часть оборудования решили завезти через Забайкальск, а для остального — найти другой вариант.

Последний раз тема моста озвучивалась в ноябре 2014 года, когда глава Забайкалья Константин Ильковский обсуждал её с коллегой из китайской провинции Хэйлунцзян. Об итогах переговоров ничего не сообщалось.

Торговля, туризм и озабоченность китайцев

По информации министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма (МинМСВЭСТ) Забайкальского края сегодня вопрос открытия пункта пропуска и строительства моста актуален, как и десять лет назад, по ряду причин. Первой в министерстве называют ввоз оборудования для Амазарского целлюлозного комбината.

«В перечне подлежащего оборудования имеется 4-6 негабаритных монолитных позиций, транспортировка которых железнодорожным транспортом невозможна, что подтверждает Забайкальская железная дорога. Сложные технические сооружения иных автомобильных пунктов пропуска — Забайкальск, Олочи и Староцурухайтуй — затрудняют ввоз этого оборудования через границу. Также серьёзный вопрос транспортировки по дорогам: это очень сложно, необходимо изготавливать проект на каждый мост. Плюс другие пункты пропуска от комбината находятся далеко, а от Покровки до строительной площадки целлюлозного комбината всего 90 километров», — пояснили в отделе международного сотрудничества и внешнеторговой деятельности.

Разумеется, что поводом для открытия пункта являются интересы Амазарского комбината, который инвесторы начали строить при работающей Покровке. Приостановка работы пункта, по данным МинМСВЭСТ, вынуждает предприятие пересматривать рентабельность комбината и темпы его строительства.

Кроме того, есть предпосылки, связанные с торговлей. По мнению сотрудников министерства, китайские фрукты и овощи, ввезённые через Покровку, могли бы быть дешевле для жителей северо-востока региона. И с туризмом. В министерстве утверждают, что пункт пропуска Логухэ включён в план действий по реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути. На сегодняшний день к селу Логухэ подведены автомобильные и железная дороги, а в 60 километрах, в уезде Мохэ, имеется аэропорт. Китайские туристы, посещающие своё приграничье, по мнению российских чиновников, были бы не прочь приехать в Россию на один-два дня.

«Китайская сторона неоднократно со ссылкой на нарушение международных обязательств со стороны РФ выражала озабоченность и недоумение в связи с односторонним затягиванием российской стороной возобновления работы пункта пропуска Покровка. С этим тоже нужно считаться. Фактических препятствий для возобновления работы пункта пропуска с точки зрения международного права нет, скорее, у российской стороны даже есть обязательство по его скорейшему возобновлению работы, поскольку современный уровень обустройства пункта, после ремонта в 2014—2015 годах, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР предусмотрены обустройство и реконструкция пункта, строительство китайской стороной автодороги от пункта пропуска Логухэ вглубь государства, а российской стороной – ветки федеральной автодороги «Амур» от посёлка Амазар до Покровки с мостом через Амур», — рассказали в отделе международного сотрудничества и внешнеторговой деятельности.

На сегодняшний день, по информации министерства, пункт пропуска готов к работе при условии устранения отдельных замечаний государственных контрольных органов. Если эти недоделки будут устранены, то вопрос открытия перехода будет вынесен на межведомственную комиссию.

Не то ТЭО

О том, что больше всего в открытии погранперехода и строительстве моста заинтересована компания «Полярная», можно судить и по тому, что по её заказу в 2014 году «Иркутскгипродорнии» подготовил технико-экономическое обоснование.

Цифры, приведённые в нём, весьма занятны. Можно оставить в стороне прогнозы по грузопотоку и структуре импорта-экспорта — эти цифры сложно проверять и почти нельзя подтверждать. Но вот косвенный доход бюджетов всех уровней можно сравнивать с прошлогодним показателем всей Читинской таможни. Одна Покровка, по ожиданиям разработчиков ТЭО, будет приносить более 43,1 миллиарда рублей — в четыре раза больше, чем вся таможня, которая, на минуточку, — занимает второе по Сибири место.

Чем объясняется такой грузопоток, непонятно. В графике, которым институт иллюстрирует его структуру, говорится, что максимальный рост покажут полезные ископаемые — с 200 тысяч тонн в 2024 году до 900 тысяч тонн в 2034. В следующем графике говорится, что большую долю в экспорте к 2025 году займёт железнорудный, титановый и медный концентрат. Это совсем непонятно. Горно-добывающая отрасль сконцентрирована на юго-востоке края, который имеет свой выход на Китай и по железной дороге и по автомобильной.

Впрочем, институту видней. Ведь это обоснование МинМСВЭСТ согласовывает с Минтрансом России.

Ворота для китайских танков?

И у моста, и у погранперехода есть противники в сфере внешнеэкономической деятельности. Источник из этих кругов утверждает, что отдельные чиновники рьяно лоббируют эти проекты, так как они напрямую связаны с интересами китайских владельцев Амазарского комбината. Меж тем, производство там не работает, есть только линия деревообработки, хотя цеха должны были появиться к лету 2014 года.

«Во-первых, этот пункт — удобное плечо для вывоза сырья из России. Китай намерен заниматься делать полуфабрикат, то есть целлюлозу, оставляя всю грязь у нас. Это не даёт продукции высокой добавленной стоимости. Дальнейшее же производство будет в Китае, там из целлюлозы начнут выпускать картон и бумагу. Древесина после минимальной обработки тоже будет отправляться в КНР. Во-вторых, военные в неофициальных беседах считают мост удобным путём для китайских танков на Транссиб», — объясняет собеседник агентства.

По его словам, сейчас предпосылок и убедительных аргументов для создания моста нет. Товарооборот с Китаем снижается, пункты пропуска в Забайкальске не перегружены. Более того, перспектива использовать Покровку для нужд Амурской области весьма призрачна. В сентябре полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Александр Мотовилов на встрече с делегацией Коммунистической партии Китая представил проекты строительства железнодорожного моста через Амур между пунктами пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, мостового перехода и канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ и автомобильного моста через реку Гранитная между Полтавкой и Дунин.

«Пока пункт пропуска и мост — это такой же прожект, как Могойтуйская промзона. Никакого иностранного производства там не появилось, зато край тратит на её содержание миллионы рублей», — подытоживает собеседник агентства.

***

Затянувшемуся строительству целлюлозного комбината есть два объяснения. Либо инвестор не спешит запускать производство, пока у него не будет пути для вывоза продукции. Либо вся эта затея — ширма для масштабного экспорта древесины, которому мост послужит весьма хорошую службу. Последний вариант выглядит более вероятным. А вот доводы министерства о торговле и туризме кажутся неубедительными на фоне состояния Могочинского района и села Покровка, где осенью умер последний житель.

НазадВперёд
10 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Скоро бумажный комбинат построю, заселю землю китайцами, лес порублю! Ой заживу как в раю! Как в раю!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Стратегия нового Шёлкового пути? А ничего, что он проходит в тысячах километров от Забайкальского края и реально ничегошеньки Чите не даст. Просто это словосочетание - удобная мантра для воздействия на наших чиновников, вплоть до кремлёвского уровня. Мы же не можем отказать братьям-китайцам, вдруг они с нами дружить откажутся!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Китайцы многим своим проектам дают названия "шелковый путь". Это просто дань китайской традиции, а не дорога, как понял шелкопряд. Торговля с Россией для китайцев тоже "шелковый путь". Так что никто от китайского "шелкового пути" не отклонился. Важно вместе с китайцами искать новые решения проблем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

1. "Мост для китайских танков" - это, конечно, полный бред. Популизм сплошной. Такие объекты, как мосты и тоннели очень легко взрываются в случае военных конфликтов. 2. Кто-нибудь из вас, пишущих про Амазар, на комбинате амазарском были? Видели, сколько туда вложено и вкладывается именно в части переработки древесины в целлюлозу?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А Егорка был ли на месте строительства комбината? Съезди, родной, посмотри, пофоткай, покажи нам эти фотки. Потом порассуждаем на темы строительства новых ПРОМЫШЛЕННЫХ объектов в Забайкальском крае. А то: - "Танки китайские приедут в нашу бескрайнюю тайгу, потопчут весь лес", аж страшно становится.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А у Егорки достаточно компетенции, чтобы озвучить серьезную проблему. Только жаль, что тема осталась в стороне от всеобщего обсуждения.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Экспертизу надо делать экологическую, с условием, что эксперты будут повешены на оставшихся деревьях в случае неправильной оценки опасности

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Видите из материала, что "взятки - гладки" - один губер прикрыл опустошение забайкальских лесов, другой - новую идею нарыл: оборудование понадобилось к трем станкам завезти. Таможня вновь заявит - архивов нету, сколько древесины вывезли, не знаем. Помнится, когда подписывали соглашение об открытии ЦБК, оговаривали количество рабочих мест для своих рабочих. теперь заявляют, что работы нет. Где она эта гарантированная при подписании работа?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Эх, добротой и открытостью русского человека пользуются негодяи. И так было часто в нашей истории. Самолюбия бы нам побольше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот бы Андрею Караулову подкинуть тему.