Р!
06 МАРТА 2021
05 марта 2021

Глава управления дорог «Забайкалье»: Мы не пилим и не рубим

Начало октября 2015 года для забайкальских автомобилистов и технических служб выдалось не самым приятным – 7 и 8 октября из-за мокрого снега и плохой видимости было перекрыто движение большегрузного и пассажирского транспорта на трассах Чита – Хабаровск и Чита – Забайкальск. Начальник управления федеральных дорог по Забайкальскому краю Евгений Присташ рассказал, как ведомство справлялось с расчисткой дорог и почему в сложившейся ситуации виноваты в том числе и водители.

«Последствия снегопада усугубила летняя резина»

– Насколько вы были готовы к октябрьскому снегопаду?

– Такая погода – явление для нашей страны заурядное. Но в октябре этого года совпало несколько факторов: снег шёл непрерывно несколько часов, и основная масса машин двигалась на летней резине. Нельзя отрицать того, что и мы оказались не на высоте, несмотря на то, что все вопросы оповещения и взаимодействия отрабатывались годами. В причинах будем разбираться и сделаем выводы.

– Хватало техники и людей для расчистки дорог?

– Вопрос с техникой и людьми у нас не стоит: и того, и другого хватает. Но ежегодно первая половина октября и первая половина мая для нас становятся самыми сложными периодами. Особенность нынешнего года заключается в том, что техника, которая должна находиться в готовности к работе зимой, ещё работает на участках, на которых ведутся ремонтные работы или идёт подготовка дороги к зимней эксплуатации. Чтобы использовать её в снегопад, её нужно переоборудовать, а это требует времени. Это одна из причин, почему иногда не получается быстро среагировать.

– Успеете ли вы доделать все оставшиеся участки до наступления морозов?

– Мы очень на это рассчитываем. В 20 градусов мороза асфальт, конечно же, никто укладывать не будет.

– В каком сейчас состоянии находятся дороги около краевого центра?

– Вообще, мы очень долго не работали рядом с Читой, потому что на удалённых от неё участках состояние было значительно хуже, и было бы неправильно здесь делать что-то, когда там люди ездили по колее. Сейчас ситуация серьёзно поменялась, и в этом году мы решили улучшить состояние дорог под краевым центром. По забайкальской и иркутской трассам мы отремонтировали участки с применением новых для нас технологий.

– Достаточно ли денег выделяется на ремонт дорог в крае?

– Нет. Достаточно их будет тогда, когда мы выйдем на соблюдение межремонтных сроков. Нам всегда было сложно доказывать необходимость выделения средств на тот или иной объект. Аргумент, что и здесь тоже живут люди, которые хотят ездить по нормальным дорогам, воспринимается как эмоциональное выражение и отсутствие инженерных доводов. Один из основных показателей, влияющих на объём средств, выделяемых на ремонт – это интенсивность движения. Понятно, что в силу географического положения, плотности населения и количества автомобилей на тысячу проживающих в регионе интенсивность движения – не наш конёк. Тем не менее, кое-что в этом направлении нам удалось сделать. Раньше, ещё в 90-е годы, когда я пытался оспаривать решения федеральных чиновников, не горевших желанием вкладывать средства в федеральные дороги в нашем регионе, закрывая двери кабинетов, по окончании дискуссии слышал иногда за спиной: «Да что вы с ним разговариваете? Это же Забайкалье!» Сегодня к нам совсем другое отношение благодаря тому, что у нас в Забайкалье на федеральных дорогах активно внедряются инновации, и стоимость наших работ, как правило, меньше, чем у коллег.

В этом году Упрдор Забайкалья получил 5,8 миллиарда рублей на содержание, капремонт и ремонт трёх автодорог и находящихся на них искусственных сооружений. Специалисты федерального госучреждения «Росдортехнология» провели мониторинг и оценили забайкальские дороги на 4,82 балла из 5.

Мы вынуждены ремонтировать те участки дорог, которые можем «втиснуть» в доведённые нам ценовые параметры. За 50 миллионов рублей мы получаем то, что по строительству обходится в 180-200 миллионов. А потом на вашем сайте ниже сообщения о введённом в эксплуатацию участке читаешь комментарий доморощенного эрудита, рассуждающего о том, как же дорого тут у нас всё получается и когда же чиновники напилятся? Не пилим и не рубим, а стремимся ответственно и качественно выполнять свою работу. То, чему нас учили и чему многие из нас посвятили свою жизнь.

– Что за инновации вы внедряете?

– В этом году управление освоило 28 новых технологий, которые позволяют существенно снизить удельные затраты на ремонт и содержание дорог, повысить качество состояния покрытия и увеличить межремонтные сроки. Например, цементобетонное покрытие. Кто думал ещё 5-7 лет назад, что мы у себя когда-то увидим его на дорогах? Сегодня аналогичные работы ведутся только в Челябинской, Новосибирской областях и у нас. В результате капитального ремонта мы получаем совершенно новый участок трассы, так как все конструктивные элементы дороги приведены в нормативное состояние.

В 2015 году закончили комплексное обустройство участков дороги Чита – Забайкальск около сёл Новоборзинское и Мирная, их общая протяжённость составила 6 километров. На этих участках установили искусственное электроосвещение, выложили два километра тротуаров, более километра пешеходных дорожек, около 3 километров пешеходного ограждения и четыре автобусных остановки. По словам Евгения Присташа, это сделано в первую очередь для того, чтобы снизить аварийность на дорогах.

«Профессионалы и случайно ветром надутые»

– Проблем в работе с подрядчиками не возникает?

– Я бы сказал, они падают нам как снег на голову. Проводится аукцион, по итогам которого победителем может стать любая дорожно-строительная компания из любого региона страны. Но подрядчик подрядчику рознь. Их можно поделить на две категории: профессионалы и случайно ветром надутые. Вторых у нас с каждым годом становится всё меньше, потому что с нами очень непросто работать.

Вообще, дороги – это очень сложно. Это сотни технологических процессов, которые в разных климатических, погодных, грунтово-геологических и иных условиях протекают по-разному. И подрядчику, чтобы успешно выполнить работы и сдать их нам, необходимо не только знать в деталях все эти технологии и процессы, но и на бумаге описать все производственные процессы, все лабораторные испытания материалов, полуфабрикатов и конструктивных элементов.

По большому счёту, я против аукционов и выбора победителей площадок по принципу «кто дешевле построит». Как правило, дёшево – значит плохо. Хорошие дороги там, где хорошие подрядчики. И хороший подрядчик не возьмётся задёшево выполнить работу, которая стоит дороже. Есть подрядчики, которые, по крайней мере, на начальном этапе реализации государственного контракта, берутся так работать, и с ними возникают проблемы — и по срокам, и по качеству.

В 2015 году Упрдор «Забайкалье» должен выполнить капитальный ремонт 64,5 километра дорог и ремонт 80,4 километра, а также ремонт 12 искусственных сооружений. В настоящее время в Москве проходят государственную экспертизу проекты на строительство обходов посёлка Агинское и города Борзя. Дорога Чита – Забайкальск несёт большую нагрузку по перевозке пассажиров и транзитных грузов. После получения заключения Главгосэкспертизы, начнётся работа по утверждению проектно-сметной документации в Росавтодоре. Реализация этих проектов должна начаться в 2017 году.

– Как вы с ними боретесь?

– Когда нас не устраивают результаты их работы по контракту, мы выписываем им штраф. Если его в течение месяца не гасят, тогда подаём исковое заявление в арбитражный суд, и, как правило, в таких случаях суд принимает нашу сторону. Если после ввода объекта в эксплуатацию на участках появляются дефекты, мы заставляем подрядчиков восстанавливать всё за свой счёт. Подрядчик обязуется устранять трещины и просадки во время гарантийного срока, и мы очень жёстко следим за тем, чтобы компания выполняла свои обязательства. Хотя надо признать, что встречаются ситуации, когда нет возможности предусмотреть все последствия реализации того или иного проектного решения. Как в случае с просадками на дороге Чита – Хабаровск, переданной нам на содержание в 2010 году. По мнению некоторых наших подрядчиков и коллег, здесь мы несколько перегибаем палку, но делаем мы это в интересах государства и граждан.

– А из других регионов у вас есть подрядчики?

– У нас есть и местные подрядчики, и компании из Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Новосибирска, которые приходят к нам со своими технологиями, оборудованием и материалами. Сегодня уже появляются забайкальские предприятия, которые осваивают эти инновации и применяют их на дорогах федерального значения, и на местных и региональных дорогах.

Многофункциональные зоны

– Сколько СТО, магазинов, гостиниц и АЗС должно располагаться вдоль федеральной трассы? Хватает ли их на забайкальских дорогах?

– На каждые 50 километров должны приходиться кафе, магазин, автозаправочная станция, станция технического обслуживания, шиномонтажная мастерская и гостиница. Если брать эти требования согласно постановлению правительства, то у нас вдоль дорог их значительно больше. Мы не попадаем только по СТО, а по количеству шиномонтажных, кафе и магазинов, превышаем норму. Другое дело, что все объекты дорожного сервиса расположены вдоль дорог неравномерно – у населённых пунктов их значительно больше, чем на удалении от них.

Сейчас мы взяли курс на многофункциональные зоны (МФЗ), где в одном месте будут сосредоточены и АЗС, и шиномонтаж, и магазин, и кафе, и кемпинг, и игровая площадка для детей. Сегодня на 741-м километре дороги, как раз на границе с Амурской областью, проектируется такая зона. С нашей стороны мы уже подписали договор обоюдного пользования земельным участком. На «Амуре» ещё хотим поставить МФЗ на 51-м километре под Читой и на 1069-м километре дороги Иркутск – Чита, где раньше был стационарный пункт весового контроля. В типовых проектах МФЗ предусмотрены стоянки для 20-30 большегрузных автомашин. Такие зоны финансируются не из бюджета, их будут строить инвесторы.

НазадВперёд
13 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бла, бла, бла! Федералку Царь спонсирует! В крае мне положите!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Упрдор ток федеральными заведует, барин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец, Евгений Михайлович! Все четко и грамотно. Федеральные дороги реально улучшились в последнее время. Респект Упрдору!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Царские бабки на федералку - лакомый кусок!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно какова стоимость строительства с нуля 1 км дороги по уровню, как федералка перед Читой с запада? Чтобы качественно и не менее, чем на 5 лет без ремонта хватало.

Одна из московских фирм предлагает услуги по строительству дорог по технологии укрепления грунта и холодной стабилизации, приводя ряд преимуществ своей технологии перед традиционной. Одно из преимуществ цена за кв метр: 640 р. против 3000 р по традиционной технологии. Дается гарантия 5 лет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Можно было бы и ответить, но вопрос не совсем корректно поставлен. Во-первых, укрепляют исключительно слабые грунты, то есть имеющие низкую несущую способность. Как правило, это грунты пылеватые. У нас же, в Забайкалье, в основном скальные грунты в теле насыпи. Ну, и зачем, скажите на милость, их укреплять и что там стабилизировать?

Во-вторых, скорее всего, "московская фирма" предлагает добавку, позволяю-щую устраивать, да простят меня специалисты, влагопрерывающие, водонепроницаемые прослойки в теле насыпи или в основании дорожной одежды. Если Вы имеете в виду компанию «Статус-Грунт», то насколько я понял из их рекламного материала, 640 руб./м2 стоит только устройство именно такого слоя, изолирующего нижние (может быть, слабые или переувлажненные) слои насыпи от конструкции дорожной одежды. И это достаточно дорого, на мой взгляд. Хотя не берусь судить, т.к. недостаточно данных по добавкам, технике и технологии.

В-третьих, непонятно, с чем сравнивается предложение. Что значит, традиционная технология? Технология чего? Строительства дорог вообще или только укрепления грунтов? А может быть стабилизации?

Но по-любому, иметь 640 руб. на грунте за 1 квадрат - это шибко круто.

Без портков - это точно, да и за исподнее не ручаюсь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, та самая компания, инфа с ее сайта. И все-таки тогда какова стоимость 1 км дороги класса "федералка" с нуля на наших скальниках? Правильно ли я понял, что 640 руб. - шибко круто, т.е. в смысле очень дорого, т.к. не требуется ничего укреплять?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Стоимость строительства 1 км автомобильной дороги II технической категории сегодня составит для наших условий где-то от 320 до 380 млн. рублей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хм, разброс солидный, на порядок, получается - от 42 (при цене за квадрат 3 т.р.!) до 380 млн. за км. При цене 380 млн. без исподнего не останешься, но без порток - точно :)

Спасибо всем за участие! Полученная информация ценная и на первое время для ориентировочных расчетов достаточная.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кто ремонтировал объездное шоссе перед 9 мая? Налили гудрону и набросали камешков. Видно новые технологии противотуманку мне разбили!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Эта дорога - региональная. Федералы тут не при чем. У них технология ШПО (шероховатая поверхностная обработка) уже несколько лет не применяется. Так что ., шерше, как говорят в Тунисе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дороги в России- самые дорогие в мире( как и олимпиада, чем. футболу). Видимо северная специфика ? А почему нет специфики на Аляске, Финляндии, Канаде ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а кто отвечает за региональные дороги, тел. дайте