Р!
17 СЕНТЯБРЯ 2021

Дальновидное объединение: Ректор ЗабГУ о грядущем реформировании вузов

Продолжается реформирование в сфере образования, на новом этапе речь идёт о создании региональных опорных вузов. Ректор Забайкальского государственного университета Сергей Иванов рассказал «Чита.Ру» о том, как федеральный центр определяет основные тренды развития системы высшего образования — этим вопросам было посвящено совещание ректоров российских вузов в Москве.

— Часто ли министр образования собирает совещания, подобные прошедшему в сентябре?

— Подобного совещания ректоров с участием министра образования России и всех его заместителей не было очень давно. И это был не съезд ректоров, а именно рабочее совещание, где говорилось о реформах, о проблемах и перспективах высшего образования в стране.

— Проведение этого совещания — сигнал к новым, ещё более серьёзным переменам?

— Конечно. С 2012 года действует новый закон об образовании, разработана программа развития образования на 2016—2020 годы. Нам предстоит, во-первых, расширение сетевого взаимодействия между вузами, во-вторых, создание базовых кафедр на предприятиях и учреждениях, в-третьих, развитие дистанционного образования. Ну, и ключевой вопрос — изменение ландшафта системы высшего образования. Эти изменения происходят давно, но сегодня мы подошли к очередному, очень важному этапу. Сегодня в России сформирована сеть федеральных университетов, которые борются за позиции в международных рейтингах и на которые государство обращает особое внимание. Но, наконец, пришло время обратить внимание на опорные региональные вузы, которые не только готовят кадры для региональных экономик, но и развивают науку, культуру, выполняют воспитательную и, в конце концов, политическую функции. Именно создание опорных региональных вузов и стало одной из важнейших задач, поставленных перед нами сегодня. Эти вузы будут иметь полный университетский функционал — диссертационные советы, докторантуру, аспирантуру, магистратуру, специалитет, бакалавриат. Вузы, которые не попадут в число опорных, будут иметь только бакалавриат. И конкурс на опорные региональные вузы объявляется уже этой осенью. Точнее, объявляется его первая волна, которая определит первые полтора десятка опорных региональных вузов страны. Вторая волна намечена на следующий год.

— Что нужно, чтобы стать опорным региональным вузом?

— Начнём с того, что речь идёт именно об оптимизации высшей школы. В первую очередь, будет сокращаться филиальная сеть высших учебных заведений. Не секрет, что в 90-е годы было создано огромное количество филиалов вузов, и многие из них — сомнительного качества, нацеленные не на образование, а на извлечение прибыли любыми способами. Второе: будут сокращаться негосударственные вузы. Мы знаем, что не все негосударственные вузы плохи, но их тоже неоправданно много. И, наконец, третье — это укрупнение государственных вузов, речь идёт о том, что в каждом регионе останется один — два крупных многопрофильных университета. И то, что 3 года назад в Чите произошло объединение ЗабГУ и ЗабГГПУ, было очень правильным, дальновидным решением. Сегодня это предстоит пройти всей стране. Именно так формулируется тренд: если вы хотите стать опорным региональным вузом — объединяйтесь. Кроме этого, опорный вуз обязательно должен иметь поддержку своего региона. Третье условие — необходимость разработки концепции вуза, видение того, что мы дадим обществу, став опорным вузом. Под эту концепцию будут разработаны программы с конкретными мероприятиями и шагами. Сделать это будет непросто, но это, несомненно, будет реализовано. Кстати, если разобраться, всё это не так уж ново, как может показаться на первый взгляд. Вспомните, раньше в регионах создавалось в основном по три вуза — педагогический, медицинский и политехнический по профилю региона.

— Какова сегодня карта высшего образования в Забайкалье?

— В Чите сегодня мы имеем ЗабГУ, в котором учатся около 17 тысяч студентов — одну из самых больших организаций в крае. По сути, это и есть опорный региональный вуз, который не готовит только медиков и агрономов, но этот статус нужно будет подтвердить. Есть очень уважаемая всеми медицинская академия, пользующаяся авторитетом по всей стране, но подчиняющаяся другому министерству — минсоцздравразвития. Всё остальное — филиальная сеть, которой в этой ситуации будет нелегко.

— Но как пойдут эти самые процессы? Каждый вуз будет сам за себя, или есть возможность договариваться?

— Обязательным условием является то, что объединение возможно только на добровольной основе, на основе решения учёных советов вузов. Конечно, нужно вести диалог, исходя из практических, разумных соображений. Например, краю, несомненно, нужны агрономы. Но при нынешних реформах непонятно, что станет с агротехническим образованием в Забайкалье — напомню, существование всех филиалов сейчас под вопросом. С одной стороны, аграрные специальности необходимо сохранить, с другой — не может быть никакой экспансии, нужно сообща договариваться, каким может и должно быть высшее образование в Забайкальском крае. Это важно ещё и потому, что давно понятно — никто не приедет сюда со стороны. Мы вынуждены ориентироваться только на собственных людей и на собственные кадры, воспитать которые — наша задача.

— Вообще всё совещание было посвящено именно этому вопросу, или обсуждалось что-то ещё?

— Все прекрасно понимают, что в сфере высшего образования есть проблемы, которые требуют неотложных решений. Ключевых проблем две — заработная плата и имущественный комплекс. Майские указы президента и дорожная карта министерства обязывают нас повышать зарплату профессорско-преподавательского состава так, чтобы выдерживать её отношение к средней заработной плате в регионе. Мы её выдерживаем, и, что бы там ни говорили, средняя зарплата нашего преподавателя — более 40 тысяч. Подчёркиваю — средняя, потому что преподаватели работают по-разному и по-разному получают. И на совещании прозвучало, что одна из важнейших задач ректоров на сегодня — не опустить уровень заработной платы ниже существующего, как бы сложно это ни было.

Вторая, ещё более серьёзная проблема — имущество. Только нашему вузу с советских времён досталось более 100 объектов недвижимости, начиная от хозяйственных построек на Арахлее и заканчивая корпусом исторического значения на Чкалова, 140, и всё это требует содержания. Сегодня у нас есть общежития, которые представляют собой реальные жилые дома. И для нас это головная боль, порой я себя чувствую не столько ректором, сколько главой какого-то жилого района в городе, это ненормально. И впервые на совещании прозвучала мысль о том, что от всего лишнего нужно избавляться.

— Не будут ли финансовые проблемы перекладываться на тех, кто придёт обучаться в вуз в дальнейшем? Не будет ли увеличиваться плата за обучение или сокращаться контингент студентов на бюджетной основе?

— Начну с последнего — количество бюджетных мест не только не сократится, но и увеличится. Сегодня мы знаем планы приёма на 2016 год и можем смело говорить о том, что нам добавили около 300 бюджетных мест — более, чем кому-либо из соседних регионов. Эти дополнительные бюджетные места будут созданы на инженерных и педагогических специальностях, в которых нуждается край в первую очередь. Что касается цен для тех, кто учится на коммерческой основе: нужно чётко понимать, что мы сами цены не регулируем. Есть нормативная стоимость обучения по каждой специальности, установленная министерством. Опускать цены ниже этого уровня мы не можем, но и завышать их не имеем права. Всё, что мы можем — это добавить стоимость в пределах реальной инфляции. В этом году нас обвиняли в повышении цен, но я поясню, в чём там было дело. Есть в ЗабГУ специальность «хореография», стоимость обучения на которой была крайне низкой. Потом министерство подняло цену на эту специальность, и мы в соответствии с законом тоже подняли её до обозначенного уровня. Никакой самодеятельности здесь не было. Возвращаясь к сути вопроса — финансовые проблемы вузов ни в коем случае не должны лечь и не лягут на студентов.

— Какие задачи вы, как ректор, ставите перед университетом? К чему нужно стремиться?

— Во-первых, сохранить образовательный цикл от бакалавриата до докторантуры и даже шире — у нас есть лицей, в котором дают прекрасное довузовское образование. В этом году из 112 выпускников лицей дал более 20 медалистов — это больше, чем в любой другой школе края. Средний балл ЕГЭ наших лицеистов выше среднероссийского. Весь образовательный цикл нужно сохранять и развивать. Сюда же входит повышение квалификации.

Во-вторых, оптимизировать структуру направлений подготовки внутри вуза. Мы никогда не тронем базовую инженерную подготовку, педагогическое образование. Кроме этого, есть специальности и направления, которые никогда не принесут коммерческой выгоды, но очень значимы и должны быть в таком многопрофильном образовательном научно-культурном центре, как ЗабГУ. Это, например, социально- культурная деятельность, культурология. Но есть специальности, от которых мы, вероятно, откажемся. Вот об этом нам предстоит серьёзно подумать.

В-третьих, развитие науки, которая сегодня по всей стране переместилась преимущественно в университеты. У нас есть пять диссертационных советов, три научных журнала, всё это мы сохраняем, несмотря на большие трудности. За науку нужно биться.

В-четвёртых, сохранять и развивать воспитательную и культурную функции вуза. Сегодня большинство статусных, больших мероприятий в регионе проходит с большой долей участия ЗабГУ, университет располагает целым комплексом музеев, хорошей спортивной базой. Говорить о культурно-воспитательной составляющей вуза можно долго.

В-пятых, развиваться согласно требованиям времени.

 
  • 8 (3022) 35-16-35
НазадВперёд