Р!
24 ОКТЯБРЯ 2021
23 октября 2021
22 октября 2021

12 смелых: Митрополит на красночикойской земле

Самолётик с багуловыми ветками за полтора часа домчал нас до Красного Чикоя. Ещё с высоты можно увидеть на краю лётного поля толпу, ждущую L-200. Сразу же митрополит Владимир попал в кольцо красночикойских певуний. Такие уж тут традиции — без песни никого не отпускать.

«12 смелых» — живущие и работающие в Забайкалье храбрецы, не побоявшиеся пустить в свою жизнь на целый день журналистов и фотографов, чтобы честно и искренне показать, каковы они есть в труде и отдыхе, какие мысли их посещают, какие одолевают сомнения, что за рингтоны звучат на их мобильных телефонах и кто им звонит. Журналисты таскались за ними в леса, убирали с улиц мусор, разрабатывали законы, осматривали пациентов, ездили на дальние чабанские стоянки, молились, чтобы читатели «Чита.Ру» смогли сделать то же самое рядом со смелыми.

Минуя гостиницу, сразу едем в храм. Владыка задаёт вопросы о приходе, состоянии церкви и прочих внутренних делах, но его ведут трапезничать в помещение воскресной школы.

Перед едой обязательна молитва. На столах — по-деревенски незамысловатые яства — грибы, соленья, жареная свинина с картошкой. За столом тоже разговор о церковных делах. В основном, о школе, директор которой пришла поприветствовать митрополита.

При храме в Красном Чикое учатся порядка двух десятков детишек, познают Закон Божий и с недавних пор — церковнославянский язык. К ним хотят присоединиться и взрослые — жалуются директору, что некоторых вещей просто не понимают. Поводов для похвалы в школе больше, чем проблем, но, как и всякий руководитель, директор просит помощи. Школе хочется построить детскую площадку. Митрополит Владимир советует обратиться в епархию, где помогут составить заявку на грант.

В Красном Чикое владыка второй раз. В прошлом году он был здесь на престольный праздник храма — в день памяти апостолов Петра и Павла. Нынешний визит более основательный — нужно побывать в других сёлах, посмотреть на храмы, которые восстанавливаются или строятся, плюс посетить монастырь, где жил местночтимый святой Варлаам Чикойский.

После обеда начинается поездка. Сначала — в Захарово, там недавно отремонтированная Крестовоздвижнеческая церковь получила в подарок от золотодобывающей артели колокола.

Церковь, срубленная из кедра более 120 лет назад, по-настоящему красива и велика даже по читинским меркам. В советское время в ней был клуб, и здание прилично обветшало, но тем не менее сохранилось. Всем селом её привели в порядок и около трёх лет назад начали вести службы. В неё даже перекочевали сохранившиеся старинные иконы — потемневшие и истёртые.

Митрополит с местными священниками освящает колокола и разрешает опробовать их. Прихожанам это чрезвычайно нравится, и они осторожно дёргают за языки, прислушиваясь к плывущим под свод храма звукам, а затем благодарят владыку.

«Мы знаем, какой сложный период несколько лет назад был в нашем отечестве. В советский период многие храмы были закрыты, разрушены, были поруганы святыни и расхищена церковная утварь. Церковь Божия была гонима и притесняема. Но мы видим, что в селе Захарово благолепнейший храм, воздвигнутый нашими благочестивыми предками, сохранился. Ещё впереди предстоит освящение храма после его возрождения. Величие этого храма, высокого и просторного, говорит нам о крепкой вере, которая была в русском народе. Мы видим дома, в которых люди жили 70, 100 и более лет назад — небольшие рубленые избы. И видим, какой величественный, воистину соборный храм стоит здесь. Это говорит о том, что люди в прежние времена были более богобоязненными и благочестивыми. Все свои силы и труды полагали на то, чтобы угодить Господу», — говорит митрополит.

Глава села Зинаида Моторина с приходом на должность самым активным образом начала работу по восстановлению церкви. За это ей и её союзнику, руководителю ООО «Вертикаль» Сергею Корешкову владыка вручает от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные медали в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Священников Моторина ведёт в свой кабинет. Вопрос у неё один — нужен захаровцам батюшка. А разговоров больше. Во-первых, пожаловалась, что цены за ремонт колокольни заоблачные, что приход растёт, что крыльцо храму ремонтировал отец с тремя сыновьями — по легенде в позапрошлом веке на строительстве работала такая же бригада. Да и в целом про родное Захарово поведала — село хорошее, отчего не рассказать.

«Школа вместе с садиком — 260 ребятишек. Школа у нас 11-летка, входит в пятёрку лучших по краю. Есть интернат, живут ребятишки из других сёл, художественная и музыкальная школа. Это филиалы, но для нас-то они школы. Не люблю, когда говорят — периферия. Кажется, как будто заболевание какое-то», — говорит Моторина.

«У нас всё, что за МКАДом — это периферия», — шутя, успокаивает её владыка.

Селяне всё это время ждали владыку около администрации. Не хотели отпускать, просили благословения и совета. Но в планах на сегодня ещё два визита, а день короток.

В селе Малоархангельском храм начал расти два года назад. Уже возвели сруб, но в нём ещё нет ни окон, ни пола. Впрочем, встретиться с владыкой туда собрались с десяток прихожан. После молитвы он обратился к жителям: «Всех вас призываю приложить свои усилия, всем миром, как в старину. Кто-то, может быть, списывает своё нежелание участвовать в создании прихода на проблемы, на кризис. Но у нас на Руси никогда не было времени, чтобы не было проблем. Однако всегда храмы строились. Я сейчас в Захарово уже говорил, что наши предки ставили веру в Бога во главу угла, заботились о спасении души и старались дать на строительство храма. Поэтому мы и видим сейчас такие благолепные старинные церкви».

К нему обратилась бабушка, не то оправдываясь, не то сообщая обстановку, с семейским напевом рассказала: «Не можем никак достроить. Забыла слово. Безменов, что ли, шибко богатых то есть у нас нету». Новый глава села Георгий Андреевский проясняет обстановку — строится церковь, как всегда, на пожертвования. Можно было бы вставить окна, но начал «ходить» угол. Весной эту проблему решат, и дело пойдёт быстрее.

Следующее село — Архангельское. Церковь тут тоже относительно нова. Сруб маслянеет свежей смолой, а внутри к аромату ладана примешивается дым берёзовых поленьев из большой печи. Храм по-настоящему деревенский — на его стенах, как и в Захарово, сохранились иконы, которым, судя по всему, не одна сотня лет. Тенора певчих, сплетаясь с сильным голосом митрополита Владимира, трогают душу. У некоторых прихожан после богослужения на глазах блестят слёзы.

На выходе из храма владыка замечает розовеющий закатом кусочек неба между сопками и щёлкает его телефоном. Чуть позже он записал им песню трёх бабушек-чикоянок, пришедших на встречу в семейских нарядах.

«Хотели ещё дедушку с балалайкой привести. Он и играет, и поёт. Да только к нему китайские туристы сегодня приходили, он с ними и выпил. Не допьяна, конечно, а с запахом к митрополиту идти застеснялся», — поясняют селяне.

Хотя старообрядцы в XVII веке откололись от православия, отказавшись от реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, сегодня разногласий нет.

«Есть некие отголоски раскола, но они не являются разделяющим фактором между людьми, — считает митрополит. — На Красночикойской земле, да и вообще в Забайкалье люди живут в мире и согласии. Известны факты, когда люди из православных и старообрядческих семей вступали в брак».

Из Архангельского мы возвращаемся в гостиницу и замертво падаем. Владыке ещё предстоит разговор с настоятелем местного храма отцом Игорем.

Утро едва прорезает черноту ночи, а мы уже собираемся в Урлук — одно из самых отдалённых сёл района. Оно находится ближе к монгольской границе, чем к райцентру, а по прямой здесь ближе до Улан-Батора, чем до Читы. Тем не менее — это русское село.

Местные жители рассказывают такую околоисторическую легенду — когда русские послы захотели установить границу, то пригласили монголов за стол, а их люди в это время увели монгольских коней за сотни вёрст. Через несколько дней веселья, когда пришла пора вбивать пограничные столбы, монголы хватились коней и услышали от русских такое предложение: «Кони ваши ушли домой, посему, где они остановились, там и будет ваша земля».

В образованном охотниками Урлуке после известных событий обосновались старообрядцы, а в 1820 году в восьми километрах от него в келье поселился нижегородский крестьянин Василий Надежин. Через несколько лет он принял постриг в монахи под именем Варлаам и воздвиг Иоанно-Предтеченский монастырь. Мощи Варлаама, извлечённые в 2002 году из руин монастыря, находятся в кафедральном храме в Чите. В 2016 году исполняется 170 лет преставления Варлаама Чикойского и 190 — со дня основания монастыря.

В Ильинском храме после богослужения к владыке обращается местный житель Илья Свистунов, нашедший икону, которую, по его словам, Иоанн Крондштадтский в 1895 году подарил одному из последних настоятелей Чикойского монастыря Аверкию. Икону он нашёл в конце 90-х в ужасном состоянии, отреставрировал и передал в храм.

В этот монастырь владыка с другими отцами планирует добраться на ГАЗ-66, чтобы инициировать восстановление обители забайкальского святого. А нас ждёт долгая дорога до Читы.

НазадВперёд
3 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Большое спасибо! Прекрасный репортаж.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо за познавательную историю! Очень интересно! Делаете хорошее дело, просвящаете людей. А то сидим мы каждый в своей коробке и не видим ничего, не замечаем, что рядом, параллельно есть другая жизнь, интересные судьбы людей, сел, храмов. Мне бы хотелось, чтобы этот проект имел продолжение, а лучше всего стал традицией.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

посмотреть бы бюджет этой поездки.

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ