Р!
14 ИЮНЯ 2021
13 июня 2021

12 смелых: Санавиация над Читой

О санзадании лётчики узнают за два часа до вылета. Отправляемся в Борзю за двумя едва родившимся малышами, которым требуется помощь врачей. Командир Ан-2 Николай Баранов и второй пилот Василий Сивов принимают решение на взлёт.

«12 смелых» — живущие и работающие в Забайкалье храбрецы, не побоявшиеся пустить в свою жизнь на целый день журналистов и фотографов, чтобы честно и искренне показать, каковы они есть в труде и отдыхе, какие мысли их посещают, какие одолевают сомнения, что за рингтоны звучат на их мобильных телефонах и кто им звонит. Журналисты таскались за ними в леса, убирали с улиц мусор, разрабатывали законы, осматривали пациентов, ездили на дальние чабанские стоянки, молились, чтобы читатели «Чита.Ру» смогли сделать то же самое рядом со смелыми.

Лётчики поджидают нас в офисе к 9.30. На кухне тихонько посапывает чайник, Николай, познакомившись с нами, предлагает по кружечке вкусного чая, а сам — изучать документы.

Вместе с ним мы идём в диспетчерский пункт, предварительно выписать пропуска. «Держите их при себе, на обратном пути нужно будет сдать», — предупреждает командир.

Мы входим в комнату диспетчерской. Капитан как командир воздушного судна принимает решение на взлёт, и передаёт данные — на какой высоте пойдёт самолёт, сколько топлива необходимо, проговаривает пункт назначения и прочие необходимые элементы для работы. Диспетчер принимает информацию и даёт добро.

На взлётной полосе наш Ан-2 уже вовсю готовится к полёту, подключено электропитание, техники в рабочих куртках занимаются своими делами. Малейший сбой в оперативности — и рейс 100% будет задержан, чего допустить нельзя.

А пока капитан показывает в ангаре сверкающую «Цесну», которая по сравнению с величавым Ан-2 выглядит ещё неопытной, но вполне амбициозной.

Второй пилот Василий находится в кабине и получает информацию от диспетчера. Она передала прогноз погоды – наш и на аэродроме назначения, дала данные по облачности, ветру, возможным осадкам, давлении и прочих явлениях природы.

Приехали врачи, их двое. С собою они привезли баллоны с кислородом, аппаратуру для перевозки малышей, и препараты, необходимые в полёте. С лётчиками они хорошо знакомы и разговаривают привычно. Врачей, как и лётчиков, работающих на санзадании, не так уж и много.

«Садитесь, девчонки, поехали», — шутливо говорит нам пилот корабля. Поехали.

Заняв места в кабине, лётчики начинают проверять системы самолёта и готовиться на взлёт. Это непохоже на взлёт лайнера. В кабине пилотов кипит работа, но незаметная пассажирам. Команды Николая звучат тихим потоком, без напряжённости. Если абстрагироваться от ситуации, возникает ощущение, что мы собираемся в увлекательное путешествие на автобусе, вот только сейчас запустимся и поедем.

Мощный Ан-2 плавно трогается с места, а через пару мгновений уже никаким образом не похож на тяжеловеса, скорее, на самодовольную птицу в читинском небе. Земля всё дальше уходит под крыло, замедляя свой бег.

Командир Баранов в авиации с 1986 года. «Сначала летал в Костроме, потом перевёлся в Читу. Сам местный, с Балея. Молодёжь нынче неохотно идёт на Ан-2, хочется в белых рубашках ходить, с пафосом летать на «Боинге». А тут нужно думать на несколько шагов вперёд, на автопилот не понадеешься», — шутит лётчик.

Подсев поближе, я наблюдаю, как два пилота делят обязанности между собою. Второй пилот держит штурвал. Молодой и энергичный, он горит желанием делать всё сам. Поэтому сам управляет самолётом, о чём-то переговаривается по радиосвязи с командиром.

На приборах можно рассмотреть данные расстояния и скорости, на навигаторе рассчитано время прибытия нашего самолёта. Всё по Гринвичу – то есть к этому времени нужно прибавить восемь часов.

«Ветер попутный, поэтому прибор показывает одну скорость, а на деле мы летим быстрее. Сегодня хорошо, не болтает, пока прохладно. Если будет теплее, земля прогреется солнечными лучами, воздух станет менее плотным и более лёгким, и поднимется вверх. На его место опустятся более холодные массы – нисходящие, поэтому и образуется турбулентность», — объясняет лётчик, и следом интересуется, как я себя чувствую.

Дальше капитан рассказывает, что ситуации в его карьере были разные. Порой человек грезит небом, а летать не может: «Эдуарда Русина знаете? Он же пилот. Закончил училище, пришёл работать, полетал полгода на Ан-2 и ушёл. Не смог. Может быть, он бы и переучился на другую технику, но ушёл и занялся коммерцией, а теперь уж и депутатом стал».

Тем временем яркий солнечный свет озарил кабину, а несколько бликов прокрались в пассажирский отсек. Глядя из окон с такой высоты, легко можно разглядеть отдельные рисунки облаков и очертания населённых пунктов, распластавшиеся кляксами между сопок. Прошло меньше 20 минут, и мы пролетаем Могойтуй, который выглядит вполне внушительно. Видны посёлок Оловянная и полигон Цугол.

— А вы летаете только на Ан-2?

— По документам не положено больше двух. У меня есть два допуска – на «Цесну» и Ан-2. Если летать на «Эльке» (чешский l-410, — авт. ), то нужно будет отказаться от чего-то. А мы же работаем по закону.

Чуть дальше мы видим строящийся аэродром в Степи. «Вся территория аэродрома при Анатолии Сердюкове была разворована. Шойгу пришёл, восстановил», — говорит Баранов, направляя свой палец в сторону взлётной полосы.

— Сердюков же теперь ведает авиапромом в Ростехе, — уточняю я.

— Ага, через год все наши самолёты продаст.

— Так они же частные?

— Всё равно продаст, — пошутил лётчик. — При нём военные лётчики не летали, керосина не было, все с армии бежали.

В читинском «Аэросервисе» пока 13 лётчиков, но санзадания могут выполнять три командира и столько же вторых пилотов. Остальные выполняют рейсы по краю.

Громкий звук двигателя проникает в кабину и становится похож на однородный гул, к которому привыкаешь и он уже не мешает говорить с медиками. Через полтора часа мы начали снижаться, но я так и не увидела полосы, только голые борзинские степи и холодную землю. У дороги стояла одинокая машина скорой помощи и ждала нас. В итоге самолёт мягко приземлился в поле, что на самом деле — подготовленная и официально зарегистрированная взлётно-посадочная площадка.

«Все такие площадки у нас наперечёт. Один раз поступило санзадание в Агинское. Но площадки там нет, от неё власти округа официально отказались. Вызов был сложный, сильно пострадали люди после ДТП, и пришлось лететь. А бывали случаи, что и сесть некуда, поэтому санитарный рейс невозможно выполнить – это небезопасно», — после приземления объясняет капитан.

Второй пилот Василий открывает двери и помогает медикам выгрузить всё необходимое оборудование в автомобиль. Врачи районной больницы давно поджидают коллег, чтобы увезти их к пациентам. Ещё они привезли обед для пилотов, такой уговор. Подготовка к транспортировке детей из больницы займёт не менее двух часов, поэтому лётчикам остаётся ждать, когда врачи вернутся.

«Такая вот работа, ждать да догонять, — шутит пилот. – Но это мелочи. Важно безопасно доставить пассажиров».

Баранов звонит в Читу, сказать, что экипаж прибыл на место, иначе будут искать. В это время молодой лётчик делает и бросает снежки из подтаявшего на солнце снега. Переведя дух, он зовёт нас на обед.

«Посмотрим, что доктора нам привезли…ого, сегодня богато!» — удивляется Василий, выкладывая контейнеры с вкусностями. Он быстро накрывает импровизированный стол на несколько блюд, которые однозначно не назовёшь больничной едой. Суп, картошка, мясо, салатики.

Годы работы научили лётчиков есть сразу – пока не остыло. Временами, вспоминает капитан, в 40-градусный мороз, содержимое контейнеров через 5 минут превращалось в лёд.

Пока мы едим, местные зеваки проезжая мимо, останавливаются у самолёта и начинают фотографироваться рядом с ним. Мы продолжаем обсуждать рейс, попутно летчики отвечают на мои вопросы.

«Хорошо, сейчас рейс в Красный Чикой и в северные районы ходит, загрузка большая. Там задействовано федеральное финансирование. Санавиация финансируется по-другому — там краевые деньги. Сейчас краевой лимит увеличили – в итоге, мы и работаем, и больным помогаем», — объясняет командир, заедая суп кусочком хлеба.

Потом, немного подумав: «Как кто-то болеет или лес горит – нам хорошо, потому что мы работаем. Но наверное, это неправильно».

На солнце в кабине стало жарко, поэтому после обеда все выбрались на поляну. Кажется, что воздух наполнен ароматом весенней свежести, несмотря на даты в календаре, которые усердно напоминают про приход зимы.

Второй пилот Василий Сивов мечтал летать с детства. До «Аэросервиса» трудился в ДОСААФ. Объяснить ощущения человека, который, вопреки природе, научился летать, наверное, сложно. Смесь из острых запахов топлива, гула двигателя и неба, разделённого на белые следы инверсии, – об этом можно мечтать.

— Почему вы решили стать лётчиком?

— Не помню, маленький был. Хотел сам. Подневольно сюда никто не идёт. Ещё не встречал таких, — задумчиво говорит Василий.

Помимо авиации он увлекается ещё одним необычным ремеслом – играет на губной гармошке. Но упросить его сыграть мне так и не удалось. Сбежав в кабину, Василий присел подремать. Небо, вероятно, учит лётчика легко и быстро засыпать, не теряя при этом контроля за ситуацией.

Спустя два часа показалась машина врачей. С собой они привезли новорождённых девочку и мальчика. Мальчик был подключён к кислороду, девочка мирно сопела в нескольких слоях тёплых одеял. Лётчики оперативно загружают баллоны с кислородом, все приборы и помогают зайти на борт врачам. Не теряя лишних минут, мы взлетаем, даже не успев попрощаться с радушной борзинской землёй.

Лететь обратно было сложнее и дольше. Ветер был уже встречным и его потоки бесцеремонно трясли самолёт. Пришлось снизить высоту. Ан-2 шумно скользил в забайкальском небе, в кабине было немного напряжённо за жизни новых пассажиров.

В аэропорт Читы мы прибыли под лучи заходящего солнца, примерно в 17.00. Нас ждала целая команда врачей, водителей и персонала, обслуживающего самолёт. Воздушный корабль в очередной раз не подвёл своих пилотов, выдержал все испытания и доставил пациентов в целости и сохранности. Правда, девочке рейс не понравился – в знак своего недовольства она громко заплакала.

Машина детской реанимации ждёт у места посадки самолёта. Пилоты помогают носить вещи в карету скорой помощи и машут рукой. Теперь судьба малышей в руках докторов. Счастливого пути!

Техники заправляют самолёт, поскольку оставлять его без бензина на ночь нельзя, иначе из-за конденсата всё замёрзнет. Мы делаем общее фото, и можно отправляться в офис, заполнять внутреннюю документацию для отчётности. А когда вышли на улицу, то Чита уже погрузилась в вечернюю мглу. Завтра ждёт новый день.

НазадВперёд
9 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Здорово! настоящие герои своего времени.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С Василием работали много лет, знаем его как доброго, порядочного руководителя. Очень рады, что сейчас он занимается любимым делом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Замечательно, что есть такие люди. С Василием проработала 13 лет, замечательный человек, добрый, грамотный. Он играет не только на губной гармошке, но и на саксофоне, занимается дайвингом, а как он танцует! Удачи тебе, Василий!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Летал вместе с Василием. Хороший лётчик. И товарищ. Сильно хвалить не буду, а то еще загордиться :) Для меня авиация - обычное дело. Без восторгов. А вот то, что он через годы осуществит другую мечту, которая у него просматривалась, но он про неё не говорил — респект, вызвало уважение. Я о музыке. Василий, зря не сыграл, надо было.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это действительно смелые. Спасибо за то что есть Аэросервис. Благородное дело.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Аэросервис-так держать! Командир юморной

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это наверное лучшее что Я читал за последнее время на чита.ру

СПАСИБО. Ирине Халецкой огромное спасибо, очень легко читать и не мог оторваться от текста на фотографии, позже вернулся и просмотрел.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

какой красивый парень!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это действительно классные мужики, настоящие профи! Часто с ними летаем (сейчас пореже из-за прибытия вертушки).

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ