Р!
30 НОЯБРЯ 2021
29 ноября 2021
Исчезающая Чита

Кирпичный монолит Бумагина

Кирпичный дом на улице Анохина, 114, примелькался своими жёлтыми кирпичными стенами и резными синими ставнями. Заброшенная каменка в центре города, что она тут делает? Дом Бумагина — так называется это здание — памятник регионального значения, от которого открестились все ведомства. Дом, в котором до сих пор живут люди и надеются на расселение.

Объекты культурного наследия принято оберегать, чтобы потом гордиться ими, иначе какой смысл вносить здание в реестр. Чита хвастается многими домами с величавой историей, знакомство с которыми врезается в память туристов. Потом эти восхищения невиданной архитектурой кочуют из одной публикации в другую, постепенно обрастая фактами или байками. Хуже, когда памятники регионального значения признаны ради галочки, но так и не удостоились внимания городских и краевых властей. Как, например, дом Бумагина.

Еврейские мещане

Историческая справка, которую удалось собрать министерству культуры Забайкальского края, гласит, что дом первоначально принадлежал Иркутскому мещанину Самуилу Срулевичу. В феврале 1914 года он обратился в Читинскую городскую управу с просьбой утвердить проект плана дома по Коротковской. Предполагалось построить деревянный дом, конюшню в глубине двора. Примечательно, что по линии улицы Коротковской на плане дом уже был.

Через четыре года иркутский мещанин выставил купчую крепость на продажу одному велижскому мещанину Витебской губернии (расположена в современной Белоруссии, — авт. ) Менделю Рувимовичу Бумагину. В сети есть информация только об одном портном Менделе Бумагине из Витебска. Библиотека журнала «Мишпоха» пишет, что он был участником событий августа—сентября 1941 года под Витебском — время немецкого геноцида евреев, но бежал, и остаток жизни проработал в Москве.

Так вот, Срулевич продал участок земли «мерою с северной и южной сторон по 31-й линейной сажени, с восточной и западной по межам Самойлова и наследников Слуцких по 25 линейных сажени, а всего 850 квадратов сажени с постройками за 50 000 рублей». Поскольку владелец имения находился в Харбине, заведующим и управляющим земельным участком и домами был оставлен ломовой извозчик Анатолий Нахимович Китаевич. По данным Книги Памяти Якутии, Китаевич родился и жил в Чите, но был арестован 3 августа 1930 года в Амурской области, став жертвой репрессий советского режима (реабилитирован 26 января 2001 года заключением республиканской прокуратуры, — авт. ). Владение Бумагина было муниципализировано постановлением Дальревкома от 17 ноября 1923 года, а 14 мая 1925 года был составлен акт о передаче имущества Бумагина в ведение Горкомхоза.

По акту участок владения был застроен только на 695,9 квадрата из имеющихся 850 квадратов сажени. На участке имелся кирпичный двухэтажный флигель на три квартиры с подвалом и одноэтажный кирпичный жилой дом, состоящий из четырёх комнат с печным отоплением. В нём был общий коридор, кухня, сени с кладовкой, десять окон. Ещё на участке был расположен жилой деревянный дом площадью 91,8 квадратных метров с мезонином, на кирпичном фундаменте, состоящем из шести комнат, при общем коридоре, двух сенях с кладовкою и двумя кухнями. Там же была ванная комната, туалет и подвал с электрическим освещением. Кирпичная кузница и конюшня, также располагались на участке.

Три семьи под разбитой крышей

В доме с непростой историей продолжают жить люди. Сегодня там ютятся три семьи, и, мягко говоря, не в лучших условиях. Межведомственная комиссия администрации Читы 31 марта и 9 сентября 2010 года признала все квартиры непригодными для проживания, не подлежащими капитальному ремонту и реконструкции в связи с физическим износом здания в целом. Указанные решения были утверждены распоряжениями мэра Читы. Более того, в 2012 году приказом Министерства культуры РФ дом Бумагина признан объектом культурного наследия регионального значения, а значит, проводить в нём какие-либо работы, реконструкцию или снос стало незаконным. Таким образом, жители остались в аварийном доме, в котором даже не могут сделать ремонт.

Наталья Беляева и муж Николай живут в каменном домике больше 30 лет в квартире №2. Их семья здесь воспитала двоих детей, они давно живут отдельно и воспитывают своих детей. Другая семья, по рассказам Натальи, успела приватизировать жильё, а третьи сдают квартиру кому-то в аренду. С виду дом выглядит аккуратно, жители как могут поддерживают хозяйство. Беляевы с удовольствием впускают интересующихся судьбой усадьбы внутрь и устраивают экскурсию, рассказывая про все «прелести» памятника.

«Красивый дом, теперь памятник архитектуры, да только до ума его никто не доводит. Если в оконную раму ткнуть отвёрткой, она, наверное, насквозь пройдёт. С фасада ничего ремонтировать нельзя, только во дворе, потому что его не видно с улицы. И то, чтобы окно поменять, нужно было столько бумаг собрать в министерстве культуры! Зато приходили однажды какие-то чиновники, спрашивали, где царское печное литьё? Опомнились. Не было его тут в помине», — рассказывает глава семейства, иногда переходя на крик.

Некоторые факторы разрушения он всё же остановить не в силах. «В доме появилась большая трещина после того, как начали строить высотку рядом. Почва села, печка отделяется теперь от стены. Щели огромные, заделал, как смог», — продолжает он показывать изъяны. Пока шло строительство, Беляевым и их соседям разбили крышу. Кое-что залатали, но общий вид покрытия оставляет желать лучшего.

Одно окно в доме заменено на пластиковое — как раз для этого Наталья собирала документы в министерстве культуры. Дом, по справке ведомства, не имеет аналогов в застройке Забайкальского края, является образцом кирпичной застройки с декоративной рельефной пластикой, да только фасад от сырости стал крошиться. Николай ещё несколько лет назад закрыл его плиткой, чтобы спасти. Вода, которая течёт с крыш, разрушила кладку из овальных кирпичиков по всему периметру, только счастливчики остались.

«Мне рассказывали, что в дом жил купец и конный двор принадлежал ему. Тут были столовые, прачечные, кузницы, а в нашем доме жил сам хозяин. Потом с приходом советской власти конный двор убрали и выстроили школу. Это мне рассказывал дед Михаил Касперович», — вспоминает хозяйка дома. По её рассказам, некий Касперович жил тут и трудился в автохозяйстве, в чьём ведении и был дом. А потом его передали городу.

Жильцы приглашают нас к себе. В доме конкурирует уют и ветхость: печка, которую семья белит два раза в год, постоянно лопается, особенно зимой, приходится замазывать, чтобы в отопительный сезон не случился пожар. Боковая стена дома покрылась плесенью и её закрыли пластиковыми панелями. Высоченные потолки украшают люстры. Рамы окон сгнили, но их стёкла блестят чистотой. Жильцам хочется сказать спасибо за то, что сохраняют в порядке 100-летний дом-памятник, причём за свой счёт.

Беляева рассказывает, что вопрос с выселением, который инициировала мэрия, решён ещё в июле 2015 года. Когда прокуратура Центрального района пришла к выводу, что власти проявляют незаконное бездействие, подвергая опасности жизнь жильцов аварийного дома, то обратилась в суд с иском. По его решению, людей должны были расселить в течение месяца — то есть в августе. Но сами видите, за пять лет ничего не изменилось.

«В том большом здании находится строительная компания «Читаэнергострой», они как-то обмолвились, что хотели расселить нас, а территорию забрать себе и что-то там построить. Но, разумеется, дальше разговоров не ушло. Предприятие сделало нам металлический забор, правда, пришлось заплатить, — сетует Наталья. — Вот бы город забрал этот дом под музей или образовательные учреждения, жалко ведь постройку, но и жить в таких условиях мы устали».

Хозяйка помнит, как ещё 15 лет назад писала заявление, чтобы жильцам подвели коммуникации, но городские власти отказались что-либо делать, поскольку дом уже тогда был признан непригодным для проживания. «В 2010 году мы повторили процедуру, и нам снова сообщили, что нас давно пора расселять из этого аварийного дома. Вот уже шестой год мы здесь продолжаем ждать».

Дождутся ли жители дома обещанного ещё летом новоселья — вопрос, который администрации Читы должны задавать правоохранительные органы. Судьба помещений остаётся неизвестной и, скорее всего, дом Бумагина так и останется памятником архитектуры только в бумагах Минкультуры, а в реальности превратится в полуразрушенную лачугу без средств на реконструкцию.

НазадВперёд
3 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как же утомило это наше министерство культуры и центр охраны и сохранения культурного наследия. Чтобы показать свою нужность они объявляют памятником любой сарай, а дальше хоть трава не расти. Денег на реконструкцию и содержание нет, и делать мы вам ничего не дадим -Ведь это же памятник! А если пересилить вашу веселую контору в этот дом? Деньги на ремонт найдете, или решите что не такой уж это и памятник?

Вы как собака на сене, в пример вам дом по ул.Анохина точнее воспоминания о нем, прямо под окнами вашей славной конторы, по Анохина 53. Вы никому не дали его в аренду или в ремонт -ПАМЯТНИК! говорили вы, и где он? даже фундаментов не осталось. ЯРЧАЙШИЙ пример вашей бездарной работы. Хочется спросить вас господа: - А за что вы вообще деньги получаете сидя в таком количестве, за счет нищенского бюджета региона? Ваши действия приводят только к разрушению памятников, а не к их сохранению, и еще активнейшему препятствию что-либо сделать с любым объектом. Видимость работы, и создание образа максимальной значимости.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

красивый памятник!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Товарищ, который встречался с памятниками сначала изучите законодательство РФ, кто должен нести бремя содержания памятника, и кто сдает их в аренду, а потом уже рассуждаете и вешайте ярлыки.

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ