Р!
08 МАРТА 2021

ЗабИЖТ для умных

В Чите прошла III краевая выставка научно-технического творчества молодёжи, на которой было представлено более 100 научно-исследовательских проектов и технических предложений. Одну из наиболее внушительных экспозиций представил Забайкальский институт железнодорожного транспорта. Хороший повод ещё раз посмотреть на ЗабИЖТ как на перспективу для поступления.

Пришедшие в «Мегаполис-Спорт» одиннадцатиклассники не могли не обратить внимание на стенды железнодорожного института, на команду его студентов — вчерашних школьников, которые уже сегодня предлагают свои разработки для пользы российских железных дорог.

Что показывали?

Чтобы раскрыть суть каждого из проектов, понадобится слишком много времени и слишком большой объём текста. Поэтому, чтобы не тратить время на профессиональные нюансы, просто перечислим. На выставке были представлены:

  1. Вариант сокращения простоев в обработке почтово-багажных вагонов в соответствии со «Стратегией бережливого производства»;
  2. Стенд для наглядного обучения и контроля знаний студентов по системе жизнеобеспечения пассажирских вагонов;
  3. Разработанный студентами обучающий программный комплекс «Клуб У» — программа для изучения принципов контроля подвижного состава;
  4. Разработка от секции «Автоматика, телемеханика и связь». Её суть заключается в том, что при повороте прожектор подвижного состава не освещает часть подвижного пути. Инновация позволяет поворачивать прожектор поезда таким образом, чтобы при движении не возникало «слепых» зон видимости, от чего безопасность движения существенно выигрывает.

Каждая из представленных научно-технических разработок была полностью придумана и реализована группами студентов-соавторов.

По итогам «НТТМ Забайкальского края — 2015» студенты 4-го курса ЗабИЖТ Андрей Марков и Пётр Шашков получили дипломы победителей в номинации «Лучший проект по техническому творчеству» за проект системы коррекции направления светового потока прожектора локомотива. Второе место в этой же номинации присудили студенту 5-го курса Сергею Петлину за проект «Разработка обучающего программного комплекса КЛУБ-У». Третье место в номинации «Лучший научно-исследовательский проект» присудили студенту 2-го курса Читинского техникума железнодорожного транспорта Ивану Егоркину с проектом «Модернизация аппарата управления процессом перевозок и обеспечение безопасности движения поездов в ОАО «РЖД».

Зачем это нужно «РЖД»?

Заместитель директора ЗабИЖТ по научной работе и дополнительному образованию, кандидат технических наук Дмитрий Яковлев утверждает, что активная научно-изобретательская деятельность студентов института держится далеко не на голом энтузиазме.

«Сегодня ОАО «РЖД» активно поддерживает вузы в научной и рационализаторской деятельности. В Чите это взаимодействие олицетворяет главный инженер ЗабЖД Александр Большаков. Разумеется, компанию интересуют не абстрактные, а вполне конкретные разработки студентов и аспирантов, которые принесут не только пользу, но и прибыль. В связи с этим пока не очень хорошо спонсируются фундаментальные исследования, но это скорее признак нашего времени в целом. По большому же счёту, научная работа в стенах ЗабИЖТ не просто есть, она кипит. Такие выставки как раз и направлены на то, чтобы развить в молодых ребятах творческую, изобретательскую мысль», — делится замдиректора вуза.

Зачем это нужно студентам?

Понятно, что компании выгодно, когда научно-техническая мысль развивается не только в конструкторских и иженерных лабораториях, но и в содержащихся за её счёт учебных заведениях. Но почему сами студенты всё активнее берутся за новые разработки? Мотивация проста и очевидна.

Во-первых, работая по ходу обучения над каким-то конкретным проектом, студент заранее определяет тему своей выпускной квалификационной работы. Чем внимательнее и детальнее он проработает свой проект, тем больше он имеет шансов блестяще защититься и сразу получить хорошую и хорошо оплачиваемую должность на железной дороге. При этом «РЖД» поместит его именно в тот коллектив, который позволит способности и навыки молодого специалиста не развить и максимально реализовать. Это может быть дорожная комплексная лаборатория или какой-то инженерный центр.

Во-вторых, студенты работают над своими проектами отнюдь не на голом энтузиазме. ОАО «РЖД» спонсирует разработки студентов ЗабИЖТ живыми деньгами. Специалисты компании просчитывают экономический эффект от каждого изобретения; за внесение рационализаторских предложений студенты поощряются разовой премией, а если какая-то разработка внедряется в дорожную практику и начинает приносить реальную прибыль, то процент от этой прибыли начинает отчисляться изобретателям.

В-третьих, разработка повышает рейтинг студента. Другими словами, все пометки в наградном листе личного дела студента впоследствии увидят в «РЖД», а это тоже важный момент при приёме на работу. Живой ум, инициативность, способность к изобретательству — все эти важные качества могут быть отражены в личном деле будущего железнодорожника ещё до того, как они выпустится из вуза.

В-четвёртых, научная и изобретательская деятельность — это реальные вузовские прибавки к студенческой стипендии. Кстати, сам вуз от такой работы тоже только выигрывает. Каждая разработка — это статьи, публикации, а значит и повышение индекса цитирования — одного из важных показателей успешности высшего учебного заведения.

До и после вуза

Было бы несправедливо не упомянуть, что на этой же самой выставке были представлены и стенды выпускников, уже работающих на РЖД. На одном демонстрировали новый уникальный датчик удара токоприёмника о контактную сеть, позволяющий диагностировать в том числе и очень серьёзные проблемы. Сейчас датчик проходит экспериментальные испытания на забайкальских железных дорогах и, кажется, всё идёт к тому, что скоро устройство будет использоваться не только как датчик удара, но и как полноценный механизм диагностики параметров контактной сети.

Второе изобретение называется почти поэтически — «Продление жизни рельса». Эта программа довольно чётко прогнозирует износ рельсов и подсказывает, какое «лечение» нужно старому рельсу, чтобы он не отжил своё раньше времени. Проект абсолютно рабочий и тоже ждёт своего внедрения в дорожную практику.

На выставке присутствовали и лицеисты ЗабИЖТ. Пока они только начинают свой путь к открытиям, но уже до конца года для них и школьников Читы на базе Малой железной дороги организуется кружок изобретателей. Это совместный проект ЗабИЖТ и ОАО «РЖД», который смотрит в самый корень жизненно важного для дороги вопроса развития изобретательской и новаторской деятельности. Свою заинтересованность самыми юными научными талантами институт обозначил и на самой выставке. Так за проект «Источник автономного освещения из вторичного сырья» девятиклассник из Агинского Тамир Балдандоржиев получил от ЗабИЖТ специальный приз — ручку 3D.

Наука, изобретения, открытия бывают не только в книгах, их можно сделать своей реальностью. Определяя свой вуз и специальность, выпускники школ выбирают не только будущую профессию, но и стиль жизни на ближайшие несколько лет студенческой жизни. Сделай верный шаг, выбери дорогу.

НазадВперёд