Р!
25 ИЮЛЯ 2021

Оптимизация. Теперь высшее образование

Осенью Министерство образования претворило в жизнь идею об укрупнении вузов. Ещё на этапе планирования затея вызывала неоднозначные мнения, мол, экономия — это хорошо, но сколько всего в стране уже убито оптимизацией.

А в Америке-то…

Необходимость реформ министр образования Дмитрий Ливанов и профессор бизнес-школы «Сколково» Андрей Волков объяснили в статье, опубликованной в марте в «Ведомостях». Суть текста сводилась к тому, что вузов в России много, но выпускают они не всегда хорошо подготовленных студентов. Большое число институтов-университетов создают не конкуренцию с вытекающими последствиями, а условия, в которых студентами становятся люди, желающие легко получить диплом. Как эту проблему сможет решить укрупнение? А вот как — большие вузы смогут активнее вливаться в «мегапроекты науки и технологий». Более того, таким университетам будут по плечу большие лабораторные комплексы, медицинские клиники и прочая инфраструктура для практических занятий.

В качестве успешного примера Ливанов и Волков приводили первую сотню университетов США из рейтинга Times Higher Education (Рейтинг составляется журналом о высшем образовании – ред. ). Среднее число студентов в этих заведениях равняется 30 тысячам человек — это население третьего по величине города Забайкалья.

В конечном итоге в нашей стране должно сократиться количество вузов за счёт объединения, частичной ликвидации филиалов и негосударственных учебных заведений. Некоторые некрупные вузы останутся, но выпускать они смогут только бакалавров. Чтобы получить степень магистра студентам таких филиалов придётся либо менять Альма Матер на опорный вуз, либо ехать доучиваться в головной вуз.

Концепцию объединения министерство представило уже в октябре, издав приказ о проведении конкурса на получение финансирования для создания опорных университетов. Участвовать в нём сможет любой государственный вуз федерального значения, за исключением небольшого количества заведений, руководство которых договорилось с коллегами другого учебного заведения об объединении. К заявке вуз должен приложить программу развития, запланировав достижение определённых показателей к 2020 году. В число этих маркеров успеха входит не только рост числа студентов до 10 тысяч человек, но и увеличение доходов из всех источников не менее чем до 2 миллиардов рублей, объёма научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и числа научных публикаций.

Реформа заявлена как исключительно добровольная. Однако, по предположению зампреда комитета Госдумы по образованию, члена-корреспондента Российской академии образования Олега Смолина, вниз инициатива будет спускаться принудительно.

В Минобрнауки вызывают ректоров двух крупных московских вузов. В каждом – многие тысячи студентов. Спрашивают:
– Вы хотите объединяться?
Оба дружно отвечают:
– Нет.
– А надо.
Подневольные ректоры убеждают свои коллективы принять обращение в министерство о желании объединиться. В министерстве заседает комиссия по оценке этой «инициативы снизу» и рисков объединения. И приходит к выводу, что рисков нет!»

Цитата из выступления депутата Олега Смолина

Радость ЗабГУ и пессимизм Нархоза

В Забайкалье на статус опорного вуза может претендовать только один Забайкальский государственный университет. Он, кстати, появился в результате похожей реформы, объединив в себе технический и гуманирно-педагогический университеты.

Все остальные заведения — это филиалы разных институтов и университетов. Есть ещё Медакадемия, но её, как учреждение Минздрава, затеи Минобра не касаются.

Ректор ЗабГУ Сергей Иванов в начале ноября дал интервью «Чита.Ру», объяснив плюсы объединения: «Наконец, пришло время обратить внимание на опорные региональные вузы, которые не только готовят кадры для региональных экономик, но и развивают науку, культуру, выполняют воспитательную и, в конце концов, политическую функции. Именно создание опорных региональных вузов и стало одной из важнейших задач, поставленных перед нами сегодня. Эти вузы будут иметь полный университетский функционал — диссертационные советы, докторантуру, аспирантуру, магистратуру, специалитет, бакалавриат. Вузы, которые не попадут в число опорных, будут иметь только бакалавриат».

Иванов по примеру высшего руководства отметил низкое качество некоторых вузов, в частности их филиалов и спрогнозировал для них нелёгкие времена.

Судя по всему, кроме ЗабГУ грядущим реформам среди представителей высшей школы никто не рад. Директор читинского института байкальского университета экономики и права Тамара Макаренко и вовсе уверена, что создание опорных университетов положительных результатов не даст, а аргументы о его пользе к качеству образования отношения не имеют.

«Безусловно, если строить замки из песка, можно предположить, что объединение сконцентрирует финансовые, кадровые и другие ресурсы, однако более эффективное использование этого потенциала возможно только на основе тесного взаимодействия структурных подразделений созданного опорного университета. Между тем такое взаимодействие реально только при условии единой специализации объединённых вузов, в противном случае, система не получается, она при неизбежном снижении уровня управляемости в конечном итоге распадётся опять-таки на составляющие её элементы», — считает Макаренко.

По её мнению, реформы нужно направить на повышение качества подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к процессам развития общества. Если же цель реформ — снижение бюджетного финансирования, то их результат будет таким же, как при экономии на питании.

Особенных изменений Читинский институт БГУЭП не ждёт. Являясь филиалом он не сможет влиться в опорный вуз и продолжит работать в прежнем режиме.

Неубеждённые противники

Взвешенную критику инициатив федерального министерства в октябре опубликовал ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук Владимир Сизов в журнале «Деловая Вятка».

«Если объединение вузов – благо, почему этому процессу так противится вузовская общественность? В сентябре 2012 года министр образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ об объединении Тамбовского государственного технического университета и Тамбовского государственного университета. Вскоре после этого тысячи студентов и преподавателей вузов вышли на улицу, протестуя против объединения. Министру пришлось отменять свой приказ. Теперь министерство действует «мудрее» – оно вынуждает учёные советы вузов принимать «добровольные» решения об объединении», — написал Сизов.

Он довольно логично расколотил аргументы чиновников о позитивных изменениях. Так, по его словам, укрупнение вряд ли улучшит качество образования. Даже, наоборот, преподавателям будет сложнее донести знания до больших аудиторий. Экономия на процессе подготовки сомнительна, так как вуз — это не завод, где расширение производства удешевляет продукт. Экономия на администрации — под вопросом, ведь руководитель более крупной организации требует достойной оплаты. Плюсом для управления огромным университетом потребуется создание служб и департаментов, а следовательно увеличение расходов на их работу.

Подытоживает Сизов довольно резким предположением о том, что не приватизированная сфера образования заставила некий олигархический круг укрупнить источники финансирования для более лёгкого управления.

НазадВперёд
16 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я считаю, что правильно, надо что то делать, у нас огромное число сомнительных вузов, дающих отвратительное образование. Как результат, в стране сотни тысяч дипломированных специалистов, которые ничего не умеют и идут работать в магазин. Между тем государство на их обучение тратит немалые деньги.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Идут работать в магазин не потому что образование плохое, а потому что больше идти некуда.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это Правильно! Нужно обьединить все ПТУ и рогачки с вузами! Пусть умных больше будет! А сварщиков мы и в Китае найдём!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Государство тратит деньги на обучение студентов? Это у нас в Конституции РФ прописано, что образование бесплатное, а на деле родители студента платят за обучение! И если хотите знать даже в магазине требуются продавцы с высшим образованием! А еще работодателям нужны квалифицированные кадры в возрасте 22 года и со стажем работы 5 лет! УВЫ, это нереально, как понимаете

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кранты образованию в Забакалье.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Давно кранты. Как по мне, пока только Медакадемия и Нархоз дают реальные знания, остальные - воду.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

«Иванов по примеру высшего руководства отметил низкое качество некоторых вузов» - Вот дожили! Ректор собственный вуз называет "некоторым"!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На качество образования влияет не размер ВУЗа, а то как там готовят студентов. А вот каких-то показателей по качеству подготовки в этих самых ВУЗах нет вообще. Как мне оценить - на продавцов телефонов там учат или мощнейший старт дают для карьеры и роста? Никак, угадать.

Прежде всего нужно создать прозрачную оценку результата обучения в ВУЗе, т.е. федеральное ведомство должно давать статистику по каждому ВУЗу - процент трудоустройства, сколько из них по профессии, если не по профессии то где, средний заработок студента, рост среднего заработка студента по годам и всё такое прочее.

Рассуждения в духе что лучше маленький ВУЗ или большой это какая-то дикость, не имеющая смысла. Сейчас наделают этих мёртворожденных ВУЗов-гигантов и сядут надуют щёки. А как узнать лучше или хуже стало? Скорее всего в большинстве хуже станет, а не лучше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сначала для чего то расплодили, а сейчас не знают что с чем соединить. И в большинстве учатся за деньги, так что кто деньги платит, то и девушку танцует!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чтобы сократить количество неумелых "специалистов" с купленными дипломами нужно просто отменить платное дневное обучение в вузе, оставить только бюджет. И чтобы попасть туда можно было только по итогам сданных экзаменов, а не потому что ты сирота, инвалид или по направлению.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

+1000! Все ведь просто на самом деле.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

и в итоге учиться будут только "блатные" детки, а умные они или нет - не важно

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Специалисты в странах с развитой наукой годами бьются над улучшением образования и общей системы - а тут вон оно чо, отменил платные места и дело в шляпе!! На президента не пробовали пойти избраться?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Тем не менее мое предложение сократило бы количество выпускаемых "специалистов" в разы. В нашем городе ежегодно выпускалось бы не 100, а 20 юристов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В этом-то и проблема. Они бьются над улучшением, а наши - над оптимизацией.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пусть на западе укрупняют, там уровень совершенно другой, там менталитет другой.

ПОПУЛЯРНОЕ