Р!
12 АПРЕЛЯ 2021

Бюджет из дыр и надежд

Проект главного финансового документа, по которому краю предстоит прожить ровно один предстоящий год, а не три, как было до сих пор, первый раз был рассмотрен 26 ноября на расширенном заседании комитета по бюджетной и налоговой политике регионального заксобрания. Проект защищали министр финансов Андрей Кефер и первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов. Понятно, что это не окончательный вариант бюджета 2016 года, и ещё будет немало правок. Но общая концепция уже прослеживается, вынуждая закрыть ладонью лицо и обречённо мотать головой.

Мнимый дефицит

Объём доходов бюджета по прогнозу краевого минфина в 2016 году составит 37 миллиардов рублей. Это на 3,4 миллиарда меньше, чем в первоначальном варианте закона о бюджете 2015 года. Объясняется тем, что налоговые и неналоговые доходы края сокращаются на 1,5 миллиарда рублей, да ещё и Москва урезала финансирование почти на 2 миллиарда.

Расходная часть бюджета будет равна 37,4 миллиарда рублей. Дефицит всего 460 миллионов, то есть почти в 11,5 раза меньше, чем изначально планировалось на 2015 год. Но это вовсе не значит, что краевой минфин разработал некую гениальную схему, чтобы уменьшить дефицит. На самом деле к 2016 году Забайкалье подошло с таким огромным госдолгом, что он практически сравнялся с собственными доходами региона, которые на будущий год намечены в размере 24,3 миллиарда рублей. До полного сходства остались считаные проценты, и вот это разница — 460 миллионов — это и есть сумма дефицита, которую мог показать в проекте бюджета край, написать цифру больше просто не позволяет Бюджетный кодекс. Реальная же нехватка денег на полноценное существование региональным правительством оценивается в 14 миллиардов рублей.

«Исходя из возможностей краевого бюджета, мы в очень умеренном варианте предусмотрели расходы на оплату труда и начисления, публичные нормативные обязательства, на социальные выплаты, взносы на обязательное медицинское страхование за неработающее население, субвенции муниципальным образованиям края, коммунальные услуги, аренду, уплату налогов и содержание казённых учреждений. И если следовать логике 2015 года, то формально эти расходы запланированы на 8 месяцев», — уведомил депутатов глава минфина Кефер.

Однако министр поспешил заверить, что неприкрытая деньгами треть года не так уж и страшна, ведь с 2016-го бюджет будет исполняться в так называемом программном формате. То есть главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) — министерствам, муниципалитетам — будут выделяться деньги на госпрограммы, а они будут иметь право самостоятельно перераспределить расходы «в рамках тех приоритетов, которые они сами себе поставят». Кефер подчеркнул, что тем самым значительно увеличиваются полномочия главных распорядителей, а также, на его взгляд, увеличивается их ответственность за принятые решения. Иными словами, денег мы вам дадим меньше чем обычно, а вы уже думайте сами, мы с вас потом спросим, ежели что пойдёт не так.

Несогласные

Но, как показало обсуждение, не каждый вопрос ГРБС сможет решить самостоятельно. Ярчайший тому пример — ситуация с перечислением денег в Москву за неработающее население. Схема такова, что регионы обязаны до 20 числа текущего месяца отправлять в федеральный центр энную сумму денег, чтобы обратно получить те же деньги и плюс полмиллиарда рублей. Так и формируется фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) на месяц. Схема достаточно понятная и прозрачная, но в 2015 году власти Забайкалья не согласились с тем, что по данным Пенсионного фонда в крае числится 747 тысяч человек неработающего населения, и сослались на данные налоговой, которая говорит, что в регионе к этой категории относятся всего 608 тысяч граждан. Поэтому в бюджет 2015-го решено заложить денег меньше, на что федерация дала чётко понять — не прокатит. Доводы о несоответствии статистических данных края были отвергнуты и теперь нам не хватает 842 миллиона рублей, чтобы система ОМС до конца года работала без перебоев.

С 2016 годом ситуация ещё хуже. Оплата за неработающее население в бюджете заложена в сумме 4,5 миллиарда рублей, а реальная потребность — 6,8 миллиарда. По словам руководителя территориального фонда ОМС Алексея Бутыльского, по новому постановлению правительства РФ, которое вышло 21 сентября 2015 года, если край не предусмотрит реальную сумму, то в январе денег вообще не получит. «Как мы тогда будем выходить из этого положения с учётом того, что и в декабре у нас нет денег для взноса за неработающее население? Получается, мы два месяца как бы пролетаем», — обратился Бутыльский к представителям правительства края.

По текущему году первый вице-премьер Алексей Шеметов, хоть и неубедительно, но пообещал, что деньги будут найдены за счёт «перераспределения лимитов», но только почему-то на ноябрь. Про декабрь пока речи не идёт. Что касается 2016 года, то Шеметов поспешил успокоить, что, мол, в 2015 год край входил «с чётко понимаемым дефицитом» по оплате за неработающее население и «путём последовательной и кропотливой работы» смог «максимально компенсировать этот разрыв». В ответ на это председатель профильного комитета заксобрания Владимир Хорохордин подчеркнул, что теперь ситуация совсем иная: «Модель может такая же — мы входим с дефицитом, но, как сказал Алексей Бутыльский, и министр финансов это подтвердил, если в бюджете 2016 года не будет того, что нужно, то мы в принципе не получим финансирования, поэтому тут ситуация принципиально другая и отличается от 2015 года кардинально».

Успокоить депутатов попытался министр финансов Кефер.

«Мы с коллегами оценивали степень риска. На уровне Совета Федерации и Госдумы ведутся серьёзные и жаркие дебаты по поводу передачи финансирования здравоохранения на федеральный уровень в полном объёме. И мы знаем, что с соответствующей инициативой депутаты уже выступают, поэтому мы заняли такую выжидательную позицию. Посмотрим, как будут развиваться события. При этом мы понимаем, что если никаких подвижек на уровне федерации в части решения этого вопроса не будет, то нам надо будет перераспределять ресурсы и добавлять на ОМС для того, чтобы мы банально получили финансирование в январе 2016 года», — неуверенно утешил Кефер.

В общем, ждём. А на самом деле — судорожно думаем, где найти недостающую сумму. И времени до конца года всё меньше, скоро уже бюджет принимать.

Долг платежом красен

Подобных дыр в проекте бюджета хоть отбавляй. Финансирование сокращается практически по всем направлениям, о повышении зарплат бюджетникам в такой ситуации думать и не приходится. Финансирование аграрного сектора уменьшается почти в два раза, обещание губернатора Константина Ильковского о выделении Краевой больнице №4 Краснокаменска 40 миллионов рублей игнорируется, денег на компенсацию льготного проезда на общественном транспорте в Забайкалье запланировано недостаточно, что приведёт к дальнейшему росту долгов перед перевозчиками. И это только часть тех опасений, которые озвучили депутаты на заседании. У краевой прокуратуры список замечаний насчитывает 10 пунктов. Среди них и нехватка денег на жильё для детей-сирот, и заложенные копейки на профилактику инфекционных заболеваний.

К тому же краевые власти всерьёз планируют начать отдавать долги. В 2016 году, по словам Алексея Шеметова, регион вернёт банкам и федеральному центру около 11 миллиардов коммерческих и бюджетных кредитов. Это немногим меньше половины всего госдолга Забайкалья, обслуживание которого — уплата процентов по кредитам — в 2016 году обойдётся в 2,5 миллиарда рублей.

Первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов уверен, что столь сложная ситуация с бюджетом Забайкалья на 2016 год сложилась, в том числе, из-за федерального центра, который «навалил» на регион непосильные расходные обязательства, а финансирование год от года урезает.

«Если взять сопоставимые субъекты по количеству проживающих, по территории, мы видим, что мы находимся в самых неравных условиях, а есть субъекты с меньшим количеством проживающих, которые получают в разы больший объём финансовой поддержки», — посетовал Шеметов.

В ответ на просьбу Владимира Хорохордина предоставить план, как правительство будет действовать в такой сложной ситуации, Алексей Шеметов ответил достаточно резко: «Коллеги, вот не обижайтесь, но депутаты — это же не только те, которые контролируют и распределяют, утверждают. Это ровно те же люди, которые вместе с органами исполнительной власти должны работать на благо региона. Потому я вам говорю, это должен быть не только план действия органов исполнительной власти и правительства, это в том числе и ваш, Владимир Николаевич (Хорохордин — авт. ), должен быть план, как мы будем совместно работать с Госдумой, Советом Федерации. У вас тоже достаточно полномочий, чтобы греметь в набат, чтобы бюджетная проблема края решалась».

Тем не менее предложение по поводу подготовки плана Шеметовым было принято.

***

На заседании профильного комитета депутаты не приняли никакого решения о том, рекомендовать проект закона о бюджете на 2016 год к принятию или нет — это было только ознакомительное мероприятие. Решение же будет приниматься 7 декабря на очередном заседании, на 3 декабря назначены публичные слушания. За это время депутатам всех комитетов заксобрания Владимир Хорохордин предложил вносить свои предложения, но, повторюсь, общая концепция ясна и она неутешительна. Мы же будем следить за тем, в каком виде документ дойдёт до второго — окончательного чтения.

НазадВперёд
16 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чё то у Кефира с Шеметовым лица всё печальней и печальней становятся! Видать хоронить кого то собрались!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точно бюджет похоронят!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чё то у Кефера с Шеметовым лица всё печальней и печальней становятся! Как будто кого то похоронили!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Благодаря тупой социально-экономической политике Москвы большая часть регионов России, включая Забайкальский край, находится на грани выживания.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Благодаря тупой бюджетной политике Ильковского, Шеметова и Кефера население Забайкальского края все дальше и дальше опускается за черту бедности. Зато у них ШОСы, Зарницы, Кинофестивали и Чемпионаты по шахматам. На сколько еще хватит терпения у народа ЗК?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Когда выплатите аванс за ноябрь! Достали уже с задержками. С апреля 2014 года постоянные задержки заработной платы. На работе нам объявили,что за ноябрь ещё дадут зарплату,а за декабрь и в 2016 году не будет зарплаты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сколько стоит костюмчик у Кефера?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сущие копейки, по сравнению с суммой дефицита бюджета.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Н-да, развалили москвичи в 90-е годы всю страну с этой выдуманной ими перестройкой и ваучерами, отскладировали у себя все народные деньги из банков, затем выкупили все ценное в регионах и теперь тянут отсюда все соки, а за несчастной копейкой к ним еще теперь и с поклоном идти нужно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а что обещает хозяин бюджетной дыры

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Схема достаточно понятная и прозрачная, но в 2015 году власти Забайкалья не согласились с тем, что по данным Пенсионного фонда в крае числится 747 тысяч человек неработающего населения, и сослались на данные налоговой, которая говорит, что в регионе к этой категории относятся всего 608 тысяч граждан. Поэтому в бюджет 2015-го решено заложить денег меньше, на что федерация дала чётко понять — не прокатит. Доводы о несоответствии статистических данных края были отвергнуты и теперь нам не хватает 842 миллиона рублей, чтобы система ОМС до конца года работала без перебоев.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Поэтому в бюджет 2015-го решено заложить денег меньше -КЕМ РЕШЕНО ФИО ? Доводы о несоответствии статистических данных края были отвергнуты - ну а сверку можно было сделать ? Пенсионного фонда и данные налоговой хотя и так понятно истина здесь не ..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точно про ЗК

"Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья."

"Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!"

© Н.В.Гоголь, "Мертвые души"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Судя по тексту депутаты принимают не годовой бюджет на 2016 год, а 8 месячный. И то, может даже меньше. Не пойму чего все с умными лицами то сидят, это же филькина грамота , а не бюджет края на год. Козе понятно, что расходы занижены, не факт, что вся кредиторка за 2015 учтена. Снижение собственных доходов на 1,5 млрд.руб. это по весьма оптимистичным прогнозам, надежд, что федералы заберут на себя медицину в 2016 году очень мало. Вообще надо идти на слушания, и задавать эти вопросы, неравнодушные дерзайте.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Абсолютно правильный вывод. Депутаты принимают закон о бюджете, а это значит отвечать перед бюджетниками, ветеранами труда, матерями будут и т.д. Н.Жданова и компания, т.е. депутаты из правящей партии, которая по определению партия-банкрот.Менять К.Ильковского нельзя, нет реальных кандидатов, да и Правительство РФ ничем не собирается помогать, Очередного заложника Забайкалье как субъект не переживёт.Мы банкроты, от этого надо исходить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

задрать налоги что сейчас и делается вместо развития Забайкалья и не только