Р!
28 ИЮЛЯ 2021
27 июля 2021

Что важно знать о рекламе в интернете?

Стремительное развитие интернета порождает множество вопросов, в том числе и об интернет-рекламе. Обладая огромным опытом в производстве и публикации коммерческого контента, «Чита.Ру» совместно с юридическим бюро «Феникс» публикует ответы на самые часто задаваемые вопросы о правовой стороне рекламы во Всемирной паутине.

Как регулируется реклама в интернете?

Реклама в интернет подпадает под общие требования федерального закона «О рекламе», однако специальных положений о распространении там рекламы, в законе нет. Таким образом, реклама в интернете подчиняется лишь общим для рекламы в России требованиям.

Какие обязанности есть у рекламодателей?

Предоставлять при необходимости сведения о наличии лицензии, обязательной сертификации и государственной регистрации. Рекламодатель банковских, страховых и иных финансовых услуг обязан указывать все условия, влияющие на их стоимость. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи предполагает предоставление регистрационных данных. Застройщики обязаны указывать сведения о месте и способах получения проектной декларации.

Что важно знать о рекламе алкоголя в интернете?

По общему правилу реклама алкоголя в интернете запрещена, однако запрет не касается алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5% объёма готовой продукции, например, безалкогольного пива. При этом запрещена реклама безалкогольного пива с использованием логотипа, используемого для обозначения, в том числе алкоголя, из которой чётко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво.

Запрет на рекламу алкоголя затрагивает, в первую очередь, Рунет и все интернет-сайты, зарегистрированные в доменах su, ru, рф, а также русскоязычные страницы сайтов в иных зонах. Под понятие рекламы не попадают сайты производителей или продавцов алкогольной продукции, на которых приведены ассортименты товаров.

Часто возникает вопрос, будет ли являться рекламой алкоголя использование изображения бутылки в кадре? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку инспектор ФАС субъективно может посчитать, что это ненадлежащая реклама, а вам придётся доказывать обратное.

Что важно знать о рекламе лотереи?

Любая, в том числе и беспроигрышная лотерея относится к стимулирующим мероприятиям — конкурсу, игре или чему-то иному, условием участия в которых является приобретение определённого товара.

В рекламе стимулирующего мероприятия необходимо указывать сроки и правила его проведения, источник информации об организаторе мероприятия, количество призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроки, место и порядок их получения.

Что важно знать о рекламе медицинских услуг?

После полугодового запрета, в июне 2014 года было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации, включая интернет-СМИ.

Закон отдельно запрещает использование образа медицинских и фармацевтических работников, а также указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, если это не подтверждено реальными научными исследованиями. Использование образов медицинских и фармацевтических работников разрешено: в рекламе медицинских услуг; в рекламе средств личной гигиены; в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники; в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в рекламе, размещённой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Запрет указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования не распространяется на рекламу лекарственных средств и на рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Судебная практика не относит к рекламе медицинских услуг рекламу услуг целителей, однако имеются судебные постановления, относящие массаж к простым медицинским услугам – в этом случае опять же нужна лицензия. В конце 2014 года Госдума отклонила изменения в закон «О рекламе» об ограничении распространения деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и прочих.

Что важно знать о рекламе финансовых услуг?

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности не может быть определена на момент заключения договора с потребителем.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, указывающие полную стоимость кредита. На рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения закона не распространяются.

Что такое недобросовестная и недостоверная реклама?

Недобросовестной является реклама, которая:

  1. Содержит некорректные сравнения рекламируемой услуги с находящимися в обороте услугами других исполнителей. При этом понятие «корректности» или «некорректности» не универсально и носит оценочный характер;
  2. Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; при этом деловая репутация может принадлежать не только гражданам, но и юридическим лицам. Деловая репутация лица — это внешняя оценка его деловых, профессиональных, предпринимательских качеств;
  3. Содержит описание услуги, реклама которой запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она подаётся под видом рекламы другой услуги, а также под видом рекламы исполнителя такой услуги;
  4. Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Законодатель выделяет несколько форм недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки ущерб деловой репутации другому субъекту; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества услуг или их исполнителей; некорректное сравнение рекламируемых услуг с услугами других хозяйствующих субъектов; продажа, обмен или иное введение в оборот услуг с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации оказания услуг; получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  1. о преимуществах рекламируемой услуги перед находящимися в обороте услугами, которые оказываются другими исполнителями;
  2. о любых характеристиках услуги;
  3. об ассортименте услуг, а также о возможности их приобретения в определённом месте или в течение определённого срока;
  4. о стоимости услуги, порядке её оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения услуги;
  5. о гарантийных обязательствах исполнителя услуги;
  6. об условиях оказания услуги, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации услуги;
  8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  10. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемой услуги;
  11. о фактическом размере спроса на рекламируемую или иную (к примеру, конкурентную) услугу;
  12. об объёме производства или продажи рекламируемой или иной (конкурентной) услуги;
  13. о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приёма заявок на участие в нём, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  14. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  15. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  16. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  17. об изготовителе или о продавце рекламируемой услуги.

Включение в рекламный материал как информации, искажённой в соответствии с иными, достоверными данными, так и ложной информации при отсутствии каких бы то ни было достоверных данных, позволяет отнести такую рекламу к недостоверным.

Каковы последствия размещения ненадлежащей рекламы?

Согласно закону о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причинённого здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тысяч до 25 рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила