Р!
18 АПРЕЛЯ 2021
17 апреля 2021

— Нападки на Музей декабристов — неуважение к светской культуре...

Сегодня, 14 декабря исполнилось ровно 190 лет с восстания декабристов на Сенатской площади. По злой иронии судьбы именно в эти дни читинский Музей декабристов — одно из главных олицетворений этой важной страницы российской истории — переживает новые нападки на сам факт своего существования. Профессор, историк Михаил Константинов рассказал о том, как повлияли декабристы на историю Читы и как относиться к идее передачи здания музея церкви.

— Михаил Васильевич, зачем дворяне 14 декабря 1825 года вышли с гвардейцами на Сенатскую площадь?

— В России XIX века была большая беда – крепостной строй, при котором крестьянство находилось фактически в рабстве. В великие пушкинские времена крестьян можно было сечь, унижать, продавать, причём даже порознь, разделяя семьи. Крестьяне не имели земли или, редко, имели её, но с большими ограничениями. Крестьянство при этом составляло подавляющую часть населения страны. Декабристы выступали за отмену крепостного права и уже поэтому совершали благое дело. Крепостничество было не только антигуманным явлением, но и мешало развиваться стране – не развивалась промышленность, не было рабочей силы, что особенно сильно сказалось впоследствии на итогах Крымской войны.

Второе принципиальное явление, против которого выступали декабристы – абсолютное самодержавие, где воля одного человека решает важнейшие государственные вопросы. Это тоже мешало развиваться в стране. Тут декабристы делились на две группы – одни считали оптимальной для России конституционную форму монархии, вторые – республиканское устройство.

— Каково значение их восстания?

— В 1825 году скончался Александр I, возникла пауза, при которой даже не было до конца понятно, кто сядет на трон. Декабристы в спешке начали планировать вооружённый мятеж, который был назначен на день присяги новому императору – им стал Николай I – 14 декабря.

Иногда говорят, что во время восстания на Сенатской площади были тысячи убитых, но надо иметь в виду, что жертвы были, в основном, со стороны восставших и зевак. Однако более важными оказались события, последовавшие за восстанием, после ареста и расправы над декабристами. Сейчас есть мнение, что декабристы были кругом неправы и предполагавшаяся ими революция – дело чёрное. История, между тем, показала, что если бы не было восстания, не возникло бы дальнейшей борьбы против крепостного права и его отмены. Так же, как, если бы не восставали рабы Рима и Китая, не ушёл бы в прошлое рабовладельческий строй. Декабристы – безусловно позитивное явление нашей истории.

— А каково значение декабристов для Читы и Забайкалья?

— После суда основную часть декабристов отправили на каторгу в Забайкалье. По моим подсчётам, ровно 100 человек из них оказались в Забайкалье. Из них 85 декабристов содержались в Чите, да и почти все, кого направили в другие места – Витим, Акша, Сретенск – транзитом здесь проходили. Например, друг Пушкина Кюхельбеккер не мог попасть из Баргузина в Акшу иначе, как через Читу.

В Читинском остроге декабристы содержались с 1827-го по август 1830 года, но доставили всех не разом, а мелкими партиями. Острогом это селение фактически не было – не имело острожного тына, ограды. Это была маленькая деревушка, но уже тогда в ней стояла старая, как её описывали, церковь. Та самая церковь, которую в народе справедливо прозвали Церковью декабристов. Сегодня это старейшее деревянное культовое строение за Байкалом.

Условия содержания декабристов в Чите, особенно в первый год, были очень суровыми. Многие думают, что они тут солили огурцы и работали на мельнице, но всё было гораздо тяжелее. Все 85 человек были закованы в кандалы и заключены в тесный, тёмный барак с несколькими общими камерами и столовой. Кандалы сняли только через год после начала каторги.

Очевидную и элементарную пользу декабристы начали приносить с самого начала заточения – здесь они засыпали Чёртов овраг. Чем дольше они находились в Чите, тем больший вклад они вносили в развитие будущего города. Военный топограф Пётр Фаленберг организовал топографическую съёмку местности, необходимую для дальнейшего развития Читы, используя сконструированный Бестужевым прибор. После съёмки был разработан план города, основой для которого стала прямоугольная проектировка Петербурга. Эта планировка сохраняется до сих пор, что отличает Читу от многих городов Сибири, но роднит её с Санкт-Петербургом.

Но решающее значение имела нравственная сила декабристов. Видный декабрист Дмитрий Завалишин писал, что нравственную силу, дух нельзя заточить в кандалы, сломить. Можно сказать, что с этим девизом декабристы и жили здесь, а Чита стала центром, столицей нравственной силы страны в тот период – всё внимание тогда было приковано к декабристам, треть из которых были героями войны 1812-го и походов 1813—1814 годов.

— В чём проявлялась эта нравственная сила?

— Во-первых, декабристы добивались того, чтобы с ними обращались достойно. После настойчивых требований с них сняли кандалы, а затем и разрешили завезти в острог книги. Это позволило создать здесь, что называется, учёную республику. Республика – это равенство всех, несмотря на разногласия в подготовке, ходе и расследовании восстания. Учёная – это свойство сообщества декабристов делиться друг с другом знаниями, а среди них были люди разной степени и разной направленности образования. По вечерам вся эта тюрьма замирала, декабристы, забыв обо всех тревогах, вели научные дискуссии на самые разные темы, от мореходства до медицины. Потом декабристы добились и постройки дополнительных помещений для собственного содержания. По данным Завалишина, было построено семь дополнительных домиков, остатки двух из них мы нашли в результате археологических исследований.

Во-вторых, декабристы не оставляли в Чите своих идей о свободе человека. Совместными усилиями на склоне Титовской сопки они воздвигли могучий крест высотой примерно в три человеческих роста. Крест был установлен на месте захоронения каторжного солдата, покончившего жизнь самоубийством в связи с тяжелейшими условиями на каторге. Этот солдат был ещё из тех каторжников, которые оказались здесь до декабристов. Он принадлежал Семёновскому гвардейскому полку и за несколько лет до восстания на Сенатской площади участвовал в мятеже против самодержавия. Декабристы, узнав об этом захоронении, по идее Лунина установили на могиле совсем не могильный, величественный крест, ставший символом веры, свободы и сопротивления. И этот крест стал одним из первых в стране публичным памятником.

Николай Бестужев стал систематически рисовать этот крест с видом на Читу, эти профессионально выполненные акварели стали пользоваться большим спросом – фотографии тогда не было, и такие картинки высылались родственникам заключённых, чтобы показать местность, где они жили. Простояв до 60-х годов XIX века, крест затем по какой-то причине исчез, но остались те самые акварели, по которым мы установили местоположение с точностью до нескольких метров. Им оказалась знаменитая смотровая площадка. В 1998 году по моей инициативе этот крест, правда, в меньших размерах и в металле, установили. Уже потом кто-то решил, что крест надо снять, а на его месте поставить часовню. Сам же крест стал закладным при строительстве храма Казанской Иконы Божией Матери – церковь присвоила себе права на этот крест, вероятно, не имея никакого понятия о его происхождении и смысле.

— Сегодня церковь пытается заявить права на здание Музея декабристов, в котором когда-то располагалась Михаило-Архангельская церковь. Как к этому относиться?

— Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. Затем с церковью, которая находилась буквально в 100 метров от острога, связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники. В народе её так и стали называть – Церковью декабристов, и вполне разумно 30 лет назад в этом здании открыли музейную экспозицию. Несмотря на относительно небольшие размеры, это один из лучших музеев нашей страны – по тематической наполненности экспозиции, наличию подлинных вещей. Будучи одним из немногих музеев по декабристской тематике, он должен охраняться и получать развитие. Но, к сожалению, в последнее время мы наблюдаем периодические атаки на музей со стороны первых лиц местной епархии. Я думаю, что церковь вряд ли заинтересована в ссоре с интеллигенцией, а то, что происходит – это неуважение к светской культуре, направленное против мнения большинства интеллигентов. В настоящее время в Забайкалье сделано многое для восстановления старых и постройки новых храмов, и эта маленькая церковь вряд ли существенно расширит возможности для отправления религиозной службы. И я скажу прямо – это здание нельзя использовать как церковное по условиям техники безопасности.

В нашей стране есть положительные примеры разрешения подобных конфликтов – обсуждение полной передачи Исаакиевского собора пресекла политическая воля, здание сохранило статус музея, а религиозные службы там проходят только в определённые дни и только с разрешения дирекции музея. Так же должно быть и у нас.

Ещё бытует совершенно неправильное представление о том, что эта церковь когда-то была казачьей. Специальное научное исследование Ларисы Храмовой, которому посвящена целая книга, показало, что эта церковь никогда не была казачьей. К великому нашему сожалению, большинство современных казаков не читали этой книги и плохо знают историю. Казаков нужно направить в позитивное, а не разрушительное русло.

В отношении Музея декабристов должны быть сопротивление со стороны интеллигенции и чёткая воля администрации – попустительство на этот счёт недопустимо, нельзя терять то, что у нас есть и чем мы можем гордиться. Если мы так много говорим о развитии туризма, то нужно не забывать, что Музей декабристов – это памятник №1 в Чите. Декабристский комплекс в Чите нужно развивать, сохраняя музей, сохраняя найденные недавно остатки Читинского острога. В Чите обнаружен острожный тын, который сооружали сами декабристы. Это редчайшая для Сибири находка, которая тоже достойна того, чтобы стать музеем, но на этот счёт в Чите полнейший стопор. Мы не можем добиться элементарного – чтобы вокруг этого памятника археологии появился хотя бы забор, который оградит историческое место от свалки, постоянно там появляющейся. Ни одна инстанция не делает и даже не задумывается о том, что мы, во-первых, можем отблагодарить декабристов за их вклад в историю города, а во-вторых, исходя из прагматических целей, создать дополнительные условия для развития туризма за очень малые деньги, но с очень большим результатом.

НазадВперёд
105 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью согласна в Вами, Михаил Васильевич. Это уникальный музей и памятник архитектуры. В качестве музея его посещают очень много людей, в том числе и приезжих. Это символ нашего города, в котором живёт дух предков!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Навальный тоже на площади как Декабристы доигрался! Скоро к нам в ссылку приедет, как Ходорковский! А рабство как и Царь было есть и будет! Только сейчас такие перевороты как тогда не проканают!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Начальнику этой епархии не стыдно? И 500 лет назад много чего принадлежало религиозным концессиям, государства целые. 21 век на дворе. В музее лбом старенькие полы проломить могут. Еще реставрацию затеют. Или свечей горящих понаставят. Да и школьники нынешние не поймут.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Воровство и подлость рулят, как можно красиво заговорить банальное воровство. Даже клич "интеллегенция" не забыли. Соглашусь с ульновым и его утверждением об подобной интеллегенцией. А оказывается все просто, хотим косить бабло и далее паразитировать на церкви и истории. Бунтари это повстанцы, а те кому Бог вверил власть ретрограды. Только почему-то сами бунтари своих крестьян так и не отпустили. А единственный, кто хотел отпустить, некий Якушин, и то без земли, а землю отдать в аренду равную обложку, которые уплачивали его крестьяне. А что значит неграмотному крестьянину дать свободу без имущества? Рост преступности, голодные бунты, развал России. Жаль, что царь их (декабристов) пожалел. Это просто враги и барыги. Необходимо найти в себе смелость признать это.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

5 классов образования, не больше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не только эту многострадальную церковь, но и всех нас уже давно пора оградить от нападок церкви.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, когда вы нас расстреляли, терзают в ГУЛАГа х, взрывали наши храмы, жгли иконы, убивали наших священников, сжигали, отрезали руки- ноги, пытали, распинали, на крестах, топили в нечистотах, разворовывали то, что мои предки созидали веками. Вы растерзали мою Россию на какие то республики. Вы угробить мой русский народ, его быт, культуру. Вы уничтожили цвет нации. И после всего вы опять говорите, что необходимо оградить? Вы в своём уме?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К сожалению, дело до конца не довели

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ага, от нападок церкви оградить, а продолжать подддаваться нападкам злобы, агрессии, наркомании, алкоголизма. Бездуховность-проблема современности.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью поддерживаю Михаила Васильевичаонстантинова. Музей Декабристов - один из лучших музеев Сибири и мы должны сделать все, что бы его сохранить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вы который Олег Кузнецов? Владимирович или Васильевич?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это Олег Владимирович Кузнецов, кандидат исторических наук, он сегодня выступил на конференции, посвященной 30 летию Музея Декабристов в поддержку его сохранения

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Властный междесобойчик? Порука основанная на чем? Но точно не на справедливости!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Казаки - бывшие коммунисты решили сделать традиционный ход - отобрать и присвоить. Простенько и безвкусно! Михаил Васильевич прав.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конфликт вокруг церкви обнажает все неприглядные стороны церковников - безграмотность, алчность, нетерпимость. А на казаков надеяться - пустое дело. Они от попов недалеко ушли. У них мораль как флюгер, откуда денежка летит туда и смотрят. Только государство сможет отогнать эту свору. Но захочет ли?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы путаете, украли то у церкви. Пострадали верующие, на церкви паразитирует музей. Что уже белое от чёрного не различаем?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Никаких идей по отмене крепостного права у декабристов не было и быть не могло, они были крепостниками и имели крепостных, которых пороли, продавали, насиловали крепостных девок каковых привычек не оставили и после ссылки. Декабристы решали свои частные, шкурные задачи, поставить на престол императором Константина и пожизненно доить с него за эту услугу, либо, поставить диктатором Трубецкого а самим при нем занять соответствующие посты в диктатуре, при этом некоторые решали и совсем уж частные задачи.Например Пестель растратил полковую казну и совершенно справедливо опасался расследования и тюрьмы за это преступление. По экспозиции - экспозиция целиком состоит из новодела и копий, причем с копий, никаких подлинных вещей , имеющих связь с реальными персонажами там нет и никогда не было. Вся эта экспозиция не более чем культмассовые декорации и склад откровенной бутафории к коммунистическим выдумкам про революционеров из 1825 года. В плане исторической ценности церковь Декабристов ценности не представляет. Никакой. Да и туристическим объектом Забайкалье, Чита в частности, не станет. Никогда. Привлечь поток туристов, хоть сколько то влияющий на экономику региона -нереально. Все бредни на эту тему досужие вымыслы господ, желающих поживиться на очередном распиле государственного проекта.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы не наблюдатель, вы невежда.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

От невежды слышу , на этом уровне дискуссий не приемлю, факты давайте.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сам же и открыл "дискуссию" по принципу "сам дурак".)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это весь уровень на котором Вы можете спорить? Невысоко, знаете ли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот она проблема русских интеллигентишек - образования нет, эрудиции нет, минусовать и оскорблять можете а аргументированно возразить - нечем. Вы хоть за мной конспектируйте -где то за умных проканаете. И еще пару этюдов о моральных качествах декабристов. Когда Александр II публику эту помиловал, вернул дворянство, разрешил вернуться в столицу из вернувшихся только один И.И.Пущин взял с собой старшего сына (из 7 или 8 детей не помню). Все остальные женщин, жен своих чалдонских, с которыми прожили около 30 лет и детей от них, бросили. А если вспомнить супругу г-на Анненкова Полину Гебель , которую так красиво изобразил режиссер Мотыль в прекрасном, но абсолютно выдуманном фильме, то данная особа славна была тем, что наняла девку-чалдонку, которую в водовозной бочке к крепость провезла и пользовали ее там хором, чуть не до смерти. Все это факты , документами подкрепленные. Выводы сами делайте. Удачи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пассаж по поводу "хором" и "до смерти" может выдать только тот, кто держал свечку. К счастью православное тюремное начальство понимало, что декабристы не давали никаких обетов безбрачия и воздержания, поэтому на мелкие шалости здоровых молодых мужчин глаза закрывало. Такое отношение с их стороны выгодно отличает их от современных фарисеев, которые жрут скоромное в пост, напившись до невменяемого состояния прутся выступать по радио, напоказ выставляют предметы роскоши, плюс некоторые другие деяния, про которые всем известно, но обсуждать которые не принято.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще в огороде есть бузина а в Киеве дядька. Если Вам нечего сказать умного, не говорите вообще ничего.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если вы хотите сказать, что не увидели связи, то ваша возбужденная, хамоватая реакция показывает, что связь вы уловили.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

проверьтесь у психиатора, в то возбуждение и хамоватость это чисто Фрейдовские реакции на правду у параноиков.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если возбудился сантехнический филолух, то ему и проверятся. И не нервничайте так, и самое главное, если вам нечего сказать умного, не говорите вообще ничего.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не позорьтесь, тролль Лаврентий! Вы доказали полную несостоятельность Ваших претензий. Не гипертрофируйте и далее свою глупость в глазах читателей этих строк!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"История, между тем, показала, что если бы не было восстания, не возникло бы дальнейшей борьбы против крепостного права и его отмены."

Золотые слова.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слова не совсем золотые, даже совсем не золотые. Откровенно говоря - чушь полная. Крепостное право одна из реалий того состояния общества, ни о какой отмене крепостного права никто тогда и не задумывался, оно было естественной составляющей государства Российского. Кончилось оно тогда, когда созрели определенные исторические условия для реализации данного действия и благом для крестьян это освобождение совсем не было. Крестьян освобождали без земли, с выкупом земельного участка под бешенные проценты да так, что крестьянин за свою землю расплатиться не мог никогда вообще. Изречение о разногласиях между конституционными монархистами и республиканцами это вообще ахинея - зачем же тогда был избран диктатор?

А вы знаете сколько было убито именно декабристов - организаторов и вдохновителей на Сенатской площади? Да ни одного. Расстрел еще не начался, когда все участники заговора под разными предлогами покинули площадь и оставили умирать солдат, которых они вывели на нее. Диктатор князь Трубецкой на Сенатской даже не появился. На допросах пели все и с такой интенсивностью, что царь Николай Павлович был вынужден дать команду глубоко не копать, дабы хоть кто то на свободе остался.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Список используемой вами литературы извольте предъявить, дабы страна знала, откуда муть черпаете.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Список большой, если Вы до сих пор этого не знали, то Вам это уже и не грозит.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, вопросов больше не имею.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В открытом доступе информация. Подъем зада с дивана помогает ее найти незамедлительно. Удачи Вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кроме восставших на Сенатской собралось много жителей Петербурга, по свидетельствам современников, несколько десятков тысяч человек, сочувствовавших восставшим. В Николая и его свиту бросали поленья и камни. Вокруг каре восставших образовалось "кольцо" из собравшегося народа разного звания. В результате расстрела правительственными войсками число погибших восставших составило около 300 чел., кроме того были убиты гражданские лица 903 человека из «черни», 39 – из служащих, 79 – женщин и 150 – из «малолетних». На основании доклада чиновника III Отделения М. М. Попова историк Н.К.Шильдер писал: « По прекращении артиллерийского огня император Николай Павлович повелел обер-полицмейстеру генералу Шульгину, чтобы трупы были убраны к утру. К сожалению, исполнители распорядились самым бесчеловечным образом. В ночь на Неве от Исаакиевского моста до Академии Художеств и далее к стороне от Васильевского острова сделано было множество прорубей, в которые опустили не только трупы, но, как утверждали, и многих раненых, лишённых возможности спастись от ожидавшей их участи. Те же из раненых, которые успели убежать, скрывали свои увечья, боясь открыться докторам, и умирали без медицинской помощи"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"ни о какой отмене крепостного права никто тогда и не задумывался"

Филолог философ, вы хотите сказать, что если бы никто не выражал недовольствия, крепостное право отменилось бы точно также? Мне почему-то кажется, что мы бы до сих пор были крепостными.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

когда кажется -креститесь, от бесов хорошо помогает и не читайте коммунистических сказок - отупляет

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Таки правильно. Еврейские сказки гораздо поучительней.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Филолог философ, приведите пожалуйста аргументы, и говорите по теме, а не по личности.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слишком сложное задание. Про "жи - ши" и "ча - ща", наверное, сможет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кто отменил крепостное право? Царь. И почему? Экономически не выгодно стало иметь крепостных. Намного эффективнее стало иметь арендаторов, арендующих барскую землю.Никакие глупости вроде борьбы за отмену просто не понадобились. Читайте книги мой Вам совет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ага. А революцию 1917 года тоже царь сделал. И себя заставил расстрелять! Экономически не выгодно же стало!

Не отмени царь крепостное право, царизм продержался бы еще меньше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Извините, но по оценкам экономистов, например, в США рабы в целом представляли собой второй по значимости капитальный актив США. На том простом основании, что они представляли такую же товарную ценность, как и те товары, что они производили. Более того, они воспроизводили самих себя и только это воспроизводство приносило крупным поместьям да 4 % прибыли в год. И вспомните, что крепостные могли быть гарантийным обеспечением займов, чем без зазрения совести пользовались.

Так что одними только экономическими причинами отмену объяснять не стоит.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

не могу спорить, у меня половину постов банят, совсем цензура распоясалась

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Такое впечатление, что вы лично там были)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

что ни говори, а из филологов философы не получаются, как ни крути. Поэтому я лучше историков послушаю, они похоже дело говорят.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Слушайте, слушайте: есть люди, выбирающие синюю таблетку (по аналогии с фильмом Матрица). Настоящуюю правду не всем комфортно знать. Так что, слушайте константинова, и вас вылечат и его вылечат. может быть.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Правильно митрополит делает. Церковь надо вернуть, чтобы казаки могли туда ходить и молиться. Казаки и строили церковь, в те времена тут кроме казаков никого и не было. Не зря девиз казаков был "За веру царя и отечество!"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Казаков повыбили в гражданку. Нынешних клоунов народ не уважает и казаками не считает. Выпишите настоящего атамана с Австралии, лучше будет. И руки прочь от музея!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Так то у прежних, а у нынешних "Ко-ко-ко" да "Дай денег, очень надо"

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый профессор замечательную песню поет, про то какие же оказывается это были замечательные люди. Однакож почему то не упоминает, о том, что якобы требуя равенства и братства, они в пылу борьбы за свободу забыли одну деталь, а именно освободить собственных крепостных. Вот такая вот оплошность, изумительная.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для того, чтобы освободить даже собственных крепостных, нужна правовая основа, если вы понимаете, о чём я.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не было препятствий в правовом поле и примеры были, освобождали некоторые прекраснодушные дурачки, учите матчасть.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да неужели?! Собственно закрепленные за землей крестьяне, рекомые - крепостные, по существу были собственностью дворянина ("спасибо" Екатерине II), могли быть проданы, обменяны, проиграны и так далее, собственно и свободу им предоставить было совершенно в силах желающего это сделать. Бунтовщики названные декабристами этого не сделали. Почему? Потому что совершенно прав "Настоящий наблюдатель", никакой свободы, равенства и братства предоставлять у них и в мыслях не было. Просто красивая сказка для народа, дабы поддержали их в борьбе за власть. А цель была проста, устроить России кровавую баню по примеру "великой" французкой революции, по кальке спущенной с вершины масонской пирамиды.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ах да, приспешники теории масонского заговора. Куда без вас)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По уму есть чего возразить, или обезьянничать будете, ИЮФ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Каждое слово - в точку. Умно, интеллигентно, достойно, мудро, терпимо, по делу, без пафоса и агрессии. Огромное спасибо Вам, Михаил Васильевич. Настоящий русский интеллигент.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это вы по Ульянову? Да, верно он о таких интеллегентах. В каждом слове подлость и ложь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Васильевич прав в каждом слове. Музей необходимо сохранить и приумножить.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Васильевич этой статьей сделал ДОЛЖНОСТНОЙ ПОДЛОГ. Как историк, он УМЫШЛЕННО умолчал о многих фактах из истории декабристов и здания церкви, которые полностью развенчивают его выдуманный вывод. А вот от человека его уровня - это уже не ошибка, а преступление. Стыдно, на старости лет-то.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как может быть прав ученый Константинов, если в одной и той же статье он сказал вначале, что острога не была а была Чита-деревушка, а ниже говорит, об Остроге, расстояние от которого до церкви составляло 100 метров. Чита не могла быть без Острога казачьего. Это аксиома. Миф о декабристах, окультуривших Забайкалье, рожден большевиками и его не так-то просто изжить. По Советской "науке" святитель Иннокентий Иркутский, настоятель Чикойского монастыря Варлаам и другие первосвященники и казачьи атаманы сделали меньше декабристов по освоению и развитию Забайкалья.НО ЭТО ЖЕ ЧУШЬ, РОЖДЕННАЯ ВОСПАЛЕННЫМИ МОЗГАМИ НЕВЕЖД, УНИЧТОЖИВШИХ БОЛЕЕ 23-х ТЫСЯЧ ЗАБАЙКАЛЬЦЕВ В МИРНОЕ ВРЕМЯ С 1927 ПО 1940 ГОДЫ. ЧЕМУ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ, ГОСПОДА И ТОВАРИЩИ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Музею быть!

Можно сколь угодно долго дискутировать на тему казаков и декабристов, кто кого из рабства не освободил, какие документы подлинные, а какие - только копии… Декабристы - это наша история и никак не меньше!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не спорим! Храм отдайте!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье, придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут.

А.С.Пушкин, 1827 г.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Александр Пушкин

*

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вот вот в пустыню. к непорочным женам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот как ворованное вернете, поговорим.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

594. А. X. БЕНКЕНДОРФУ.

4 июля 1834 г. В Петербурге.

Милостивый государь граф Александр Христофорович,

могло показаться безумной неблагодарностию и супротивлением воле того, кто доныне был более моим благодетелем, нежели государем. Буду ждать решения участи моей, но во всяком случае ничто не изменит чувства глубокой преданности моей к царю и сыновней благодарности за прежние его милости.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть, милостивый государь,

Вашего сиятельства

4 июля 1834. СПб.

покорнейший слуга

Александр Пушкин.

Намного более искреннее произведение Пушкина, чем его письма к декабристам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Опять вы все вульгализируете. Эпистолярный жанр того времени был довольно сильно регламентирован. Вспомните "Письмовники". Некоторые вольности позволяли себе в письмах к друзьям, но подобное никак не допускалось в обращениях к вышестоящим и уж тем более в официальных письмах. В принципе это сохраняется и сейчас. На портале мы можем и порезвиться, но в официальных обращениях мы такого не допустим. Ведь верно?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А Вы прочитайте все письма Пушкина к Бенкендорфу. Особенно те, где он денег клянчит или за выклянченные расшаркивается, причем бабосы то реально крутейшие. И сами вывод сделайте, где Пушкин настоящий а где дурачка изображает - и братья меч вам отдадут - а самое шикарное в этой раскладке как Пушкин через Бенкендорфа бронзовую статую Екатерины II государству Рассейскому за 25 косарей втюхивал. Это же Жванецкий отдыхает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я полагаю, что настоящий он везде. Особенно по отношению к женщинам. Там он себя почти не контролировал, что никак нельзя сказать об отношениях с уважаемым Александром Христофоровичем. Но тем не менее для нас Пушкин остается создателем русского литературного языка, а не ходоком и попрошайкой.

Кстати для меня, Полин Гебль остается крещенной Прасковьей Егоровной Анненковой, практичности и мужеству которой должны завидовать в том числе и некоторые участники бунта на Сенатской.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кстати, это ЛИЧНАЯ переписка Пушкина с Начальником III Жандармского отделения, ни чем не регламентированная, это искренняя благодарность человека человеку за реально оказанные благодеяния., как раз в то время, когда его якобы друзья "декабристы" "срок тянули".

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для примера скажем так. Вы полагаете, что в личной переписке какого-либо современного писателя с Бортниковым, писатель допускает те же выражения, что и со своими друзьями?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы заведомо исключаете, что у Бортникова могут быть друзья писатели личная с ними переписка? Отчего такая дискриминация директора ФСБ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Где я исключаю? Я исключаю только форму общения подобной: "Здорово, Санька- старый пердун, дошло до меня, что ты сын собачий . "и т. п.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И совершенно напрасно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Предположение не факт. А соблюдение определенных норм просто принято в определенных кругах, поскольку является практической необходимостью по разным причинам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кроме того я предполагаю, точнее уверен, что Александр Сергеевич и Александр Христофорович отнюдь не дураки и часть переписки сожгли сами, а может даже съели. )

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А чего бы не подискутировать? История наша многолика. Только религия, вроде как, отделена от светского государства. А тут смуту затеяли. То Семенова им подавай (кстати, как церковь к нему?), то музей. Про площадь Декабристов скоро вспомнят?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сталин, Ленин, семенов, хрущев, брежнев, войков и многие другие тоже наша история. Но бьются только за декабристов. Потому как это далеко и непонятно. А Сталина можно и потоптать, несмотря на то, что живем до сих пор его достижениями.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это какими "достижениями" Сталина живет Забайкалье? Разве железную дорогу он построил? Или храмы при нем построены? Его колхозы ушли в небытие. Главное "достижение" Сталина - десятки тысяч "дел" репрессированных забайкальцев лежат во дворце Шумова в Чите. До тех пор, пока они там лежат, Сталина будут некоторые почитать. Надо их передать в Госархив, где каждый может подержать их в курах. Это и будет прививкой от любви Сталину.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Церковь - это дом Божий! Это святое место! И если изначально на этом месте была церковь, то о каком музее может идти речь?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Бог давно не живет в нашей церкви. Церковь нынче вроде магазина - спасение за деньги покупаем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

что то Бога там не видел, а вот попов - предостаточно

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Иуда тоже был Христовым.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Михаил Васильевич! Полностью согласны и поддерживаем вашу позицию. (бывшие студенты историко - филологического факультета, когда вы были деканом, 1986 год)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Музею быть и сохранять его. Церкви строить новые. Спорить не о чем. :)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

".здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники." Так в чём проблема? Пусть будет так как было при декабристах. Если хоть кого то реально заботит их вечная память. Идеологические пристрастия М.В. Константинова понятны. Их можно уважать.Но как на это посмотрели бы сами декабристы? Им нужен музей в осквернённом храме или молитва о упокоении их душ в храме Архангела Михаила?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Религия должна объединять людей, а не вносить смуту и раздор. Время и так для страны тяжелое, а тут такая свара. У нас демократия, этот вопрос должны решать жители края. А всякие депутатики, церковники, казаки и мелкие чинуши не должны давить на общество в глупых и неправомерных публичных высказываниях. И дело не в работниках музея. Там сменилось руководство, а оно молчит в тряпочку. Дело в федеральном памятнике, восстановленном и содержащемся на средства населения эпохи СССР и современной России. Митрополия жадно алкает и метит на готовый светский продукт (прикрываясь ЗКО), не вкладывая ни копеечки, неграмотно заявляя, что здание строили казаки. Идите в архив, узнайте сами, что церковь после пожара в 18 в. строили жители Читинской слободы, в 20 в. восстановили из праха вместе с государством жители областного города Читы и в 21 в. погубить ее не дадут именно читинцы. Узнаете с удивлением в архивах и тот факт, что церковники отказались от Михайло-Архангельской церкви еще до революции, в виду ее, говоря современным языком, нулевой балансовой стоимости.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

голосовать всенародно

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для профессора истории сама история - его жизнь, работа, зарплата. Для большинства населения Читы история - рассказы о жизни в интерпретации профессоров истории. Люди вышедшие на Болотную для нас почти преступники, которые поднялись против действующей власти (по версии самой власти). Почему же декабристы для нас стали такими хорошими? Да просто так интерпретированы историками их действия, в угоду существующей власти. Не надо ломать копья за "историю", надо просто описывать события, не придавая им политической окраски, присущей временным интервалам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А давайте референдум проведем ,как народ скажет- музей или церковь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Церкви должны принадлежать верующим. И точка! Мы будем бороться за то. чтобы музей декабристов перекочевал в более подходящее место.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень наглядно показываешь на своем примере, как религиозность делает из человека варвара. Интеллигентности твоей грош цена. Поэт, Саша, не может бороться с мнением своего народа, с культурой, с музеем. так что одно из двух.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

сам то ты похоже уже перекочевал подальше от Читы, а все неймется

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью солидарен с Константиновым Михаилом Васильевичем. Давайте не будем забывать о всей значимости событий на сенатской площади и том импульсе, который декабристы дали Забайкалью. Церковь Михаила Архангела это не только святыня православной веры, памятник деревянного зодчества, но и память о декабристах. Я глубоко уважаю Русскую православную церковь, и посоветовал бы нашей церковной администрации обратить внимание на те храмы которые сейчас находятся в разрушенном состоянии (яркий пример тому церковь Успения пресвятой богородицы Нерчинского района и церковь в селе Кондуй). Эти храмы имеют не меньшую культурную и духовную значимость для России.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Декабристы всегда были символом мужества, несломленности духа, беспокойства за Отчизну, верности своим идеалам. То есть тех качеств, которых так сильно не хватает в современном обществе. Музей декабристов - это место, хранящее живую память о них и о их моральном подвиге. Поэтому музей должен быть сохранен и сохранен в том же здании, как урок для потомков, как напоминание о тех, кто очутившись здесь не по своей воле, смог много сделать для развития нашего города и края.