ПочтаВыйтиРеклама на порталеИркутскАгинское

Чита.Ру — Информационный портал Читы и Забайкальского края

 

«Город изнутри»: Станкостроительный завод воскресший

Мой городЧита
Фото: Ксения Зимина
Фото: Ксения Зимина

Планы перевезти читинский Машзавод на Станкостроительный завод в посёлке ГРЭС изначально казались мне слишком призрачными. Как можно сохранить почти загнувшееся производство, сослав его на окраину города? Каково было моё удивление — на станкозаводе кипит работа, и восстановление линейки продукции Машзавода — только один проект.

Магниты всему миру

Станкостроительный завод был создан на базе ремонтно-механического завода. Сотрудники говорят, что в архивах завода имеются справки, датированные 1939 годом, но принято считать, что работать по назначению он начал всё-таки с 1957-го. Первоначально он назывался заводом металлорежущих станков, находился в подчинении Читинского экономического административного района, а затем, в связи с укрупнением совнархозов – Восточно-Сибирского совета народного хозяйства, управление которого находилось в Иркутске. К 1965 году завод вновь переводится в подчинение Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и получает своё известное наименование: Читинский станкостроительный завод.

Завод работал в достаточно узком спектре промышленности — магнитные плиты, которые поставлялись для предприятий всего Советского Союза и на экспорт. Завод был единственным предприятием в СССР, производящим такую магнитно-технологическую оснастку на постоянных магнитах. Он же выпускал металлорежущие станки разной направленности, магнитные патроны, синусные плиты и другую оснастку на магнитах. Экономический кризис в 90-е годы не дал заводу умереть, несмотря на появившуюся конкуренцию за рубежом, в частности дешёвые плиты в Китае. Предприятию не без потерь удалось сохранить основной кадровый и производственный потенциал.

Нынешний собственник предприятия Сергей Селезнёв окончил Читинский политехнический институт, был бизнесменом, но проработал один срок заместителем губернатора по промышленности в Агинском Бурятском автономном округе при Баире Жамсуеве. В 2001 году вместе с партнёрами Селезнёв выкупил Станкостроительный завод, который был уже на этапе банкротства. Сумму, которую пришлось выложить за завод, удовлетворив все требования кредиторов путём восстановления платёжеспособности предприятия, сам Селезнёв держит в секрете, но отмечает, что в регионе таких случаев больше не было — когда бы обанкротившееся предприятие уходило к новым собственникам не с торгов.

— Нелёгкие времена для завода наступили в 2009 году. Появился выбор – продать, разрушить или перепрофилироваться. Мы продали часть помещений, и появились инвестиции, — рассказывает Сергей Селезнёв. — Эти средства мы решили вложить в какой-нибудь хороший проект. Обратились к знакомым в Санкт-Петербурге, которые занимаются разработкой транспортных средств, с просьбой посоветовать направление. Для нас обнаружилась серьёзная рыночная ниша: существуют небольшие вездеходы для развлечения, будь то снегоходы или квадроциклы и есть многотонная тяжёлая гусеничная техника. Середины нет, потому что нет разработок, сформированного и продвинутого рынка сбыта. Я собрал своих сотрудников и сказал — идём в длинное, но сказочное путешествие. И мы его прошли: разработали документацию, техзадание, построили прототипы, откатали, устранили все шероховатости, и в настоящее время освоили серийное производство вездехода TERRANICA Dreamtrack, аналогов которому в России нет, — поясняет он.

Затем появился новый проект – поднять Машзавод, в отношении которого уже начиналась процедура банкротства. В 2014 году завод был выкуплен у прежних собственников. Цеха Машзавода сегодня занимают 13 тысяч квадратных метров, соответственно, требуют существенных затрат на тепло- и энергоресурсы — не менее 4 миллионов рублей в месяц. Для предприятия это коммунальное бремя было непосильным. С учётом специфики прежнего производства по полному циклу, оборудование предприятия было рассредоточено по всей его территории, станки ржавели без дела, что по мнению Селезнёва, является недопустимым.

Проблема требовала решения. Оптимальный выход виделся в объединении потенциала двух предприятий на одной производственной площадке. Совместно с правительством Забайкальского края, владеющего частью акций предприятия, было решено базовыми для двух заводов сделать производственные площади Станкостроительного завода на ГРЭСе, где будет реконструирован самый молодой цех Станкозавода 1970-х годов. Его площадь в несколько раз меньше машзаводского, поэтому энергозатраты,по прикидкам руководства, сократятся до 400 тысяч рублей в месяц.

Тёплый цех и старые станки

Чтобы увидеть вновь создаваемые цеха, нам приходится прокатиться вглубь Станкостроительного завода. На фоне обветшавших помещений, советских слоганов и досок почёта без имён и фамилий большая часть зданий используется. Центральную часть территории завода занимает обновлённый корпус. Внутри здания продолжается реконструкция, залиты свежие ровные полы, стены обшиты утеплителем, в оконных рамах установлены стеклопакеты, в помещениях тепло. Плоская крыша здания заменена на стропильную кровлю.

— Отопление подключили неделю назад, идёт процесс установки теплового узла. В феврале мы планируем запустить первые линии оборудования с Машзавода, — рассказывает встретивший нас директор Станкозавода Константин Крупский.

На заводе обособлено помещение по сборке вездеходов. Там нас встречают четверо рабочих, занятых на тот момент основной работой. Кроме того, на заводе есть цех, где обрабатывают полимеры по инновационной технологии. Их изготавливают для деталей подвески, гусениц и других элементов того же вездехода. Полимер невозможно отлить, только спечь при температуре около 200 градусов, и только потом из него можно нарезать заготовки для последующей обработки. Селезнёв уточняет, что читинцы — единственные в России, кто серийно применяет такую инновацию.

Рассказывая о планах, Селезнёв показывает планировку помещений завода на чертежах, где видно, что станки планируется разместить в трёх пролётах, а сборка вездеходов перенесена в помещение, площадью всего 420 квадратных метров.

— Оборудование для Машзавода ставим специально покомпактнее, потому что уже знаем, что в скором будущем купим и установим два новых станка с ЧПУ (числовое программное управление — авт. ). Вручную на старых станках мы просто не успеваем делать многие детали, — отмечает Сергей Селезнёв. Он убеждён, что нет смысла увеличивать площади на Станкостроительном заводе. — Лаборатория размещена отдельно, инструментальный цех — отдельно, а бывший стол заказов будет перестроен под столовую, — говорит Сергей Селёзнёв. — Каждый квадратный метр должен приносить отдачу. Развиваться необходимо не за счёт дополнительных площадей, а за счёт технологий. Дублирующие станки уже не нужны, а вот компьютерные технологии необходимы. В планах предприятия к весне запустить в работу аппарат для лазерной резки металла, который обошёлся предприятию в 15 миллионов рублей.

— Работа с высокоточным оборудованием требует аккуратности, скорее всего рабочим придётся ходить в белых халатах, — говорит улыбаясь Сергей Селезнёв. — Представьте, что метал можно разрезать аккуратно, как кусок масла кухонным ножом. Такого оборудования в регионе больше нет, мы первые. А постепенно и вовсе от ручных металлорежущих станков уйдём. Так и станем серьёзным машиностроительным предприятием Восточной Сибири, — говорит мой собеседник.

Сегодня у предприятия, приступившего к демонтажу оборудования, непростой период, если не сказать сложнейший. Рабочие Машзавода приступили к разборке своих станков. Каждой бригаде предстоит демонтировать свои рабочие станки, после чего пронумерованными связками деталей станки будут перевезены из тепла в тепло и собраны уже на месте в цехах Станкозавода. Свежезалитые полы толщиной в 600 миллиметров рассчитаны на столь тяжёлое оборудование, поэтому заливать дополнительный фундамент не потребуется.

Селезнёв рассказывает, что переехать на новое место согласились практически все, лишь бы работа была. Предполагается, что после объединения на предприятии будет работать примерно 100 человек. Помимо опытных рабочих имеющих подчас уникальные профессии, например фрезеровщик винтовых пар, на предприятие приходят молодые специалисты, которые будут работать с уже новыми станками. С сожалением Сергей Селезнёв говорит о том, что главный конструктор Машзавода написал заявление об уходе, потому что ему неудобно ездить на ГРЭС. По словам моего собеседника, это потеря для предприятия, но жизнь не стоит на месте и ставка будет на молодёжь.

Читинцы к москвичам со своим караваем

Переезд станков с Машзавода в новые цеха по меньшей мере был бы бессмысленным, если бы не было заказов на производство, в частности на холодильные установки, которые, к примеру, устанавливаются на спецобъектах Министерства обороны. Прежние собственники жаловались на то, что холодильные установки для нужд Министерства обороны, которыми славился читинский завод, практически стали не востребованы, а ничего другого делать не получалось. В итоге остались мелкие заказы, которые кое-как позволяли закрывать долги, не говоря о развитии предприятия.

— Машзавод был фактически единственным изготовителем холодильных машин для Московской компании «ВНИИХолодмаш-Холдинг», работающей для нужд Минобороны. Но предыдущие собственники по разным причинам поссорились с москвичами, писали, что изготовить агрегаты не могут, мотивируя это реорганизацией. Тем самым, завод был лишен серьёзных заказов. Машзавод занимался продажей запасных частей и обслуживанием тех, старых, давно произведённых машин. Когда был выкуплен контрольный пакет акций, сразу же поехали к старым компаньонам в Москву мириться, — вспоминает Селезнёв. — Благо и там сменились собственники и все руководство.

В России аналогичные компрессоры за время конфликта освоили в Пензе, на большом заводе, но, по словам Селезнёва, этот продукт не совсем соответствует требованиям заказчика. Благодаря переговорам достигнуто соглашение о предоставлении данных заказов Машзаводу.

— Шесть компрессорных агрегатов, три из которых предстоит выпустить в первом полугодии 2016 года, принесут заводу почти 70 миллионов рублей. Причём агрегаты новые, 300-киловатные, Машзавод такие ещё не делал. Фактически мы будем осваивать новый продукт. Если проект будет успешно реализован, Вниихолодмаш будет продолжать работать с нами, — уточняет Селезнёв.

Во время выполнения оборонзаказа, к лету 2016 года, по задумке собственника, будут реконструироваться и другие производственные цеха завода – для лаборатории, столовой и иных необходимых объектов инфраструктуры.

Только в этом году 30 миллионов рублей вложено в ремонт производственных помещений Станкозавода. Краевых денег, по словам Селезнёва, тут нет.

— Да и как край нам должен помогать, — задаётся вопросом мой собеседник. — Мы делаем цех под себя, сами же зарабатываем и вкладываем. Но региону будет большой плюс: каждый проект — это около 35 миллионов рублей налогов в бюджет, — подчёркивает Сергей Селезнёв. — Губернатор нас поддерживает словом. На всех совещаниях в Москве, представителям других регионов и ведомств он рекомендует завод для сотрудничества. А стоять в очереди и ждать, когда нам дадут деньги из края — странно.

Терраника – это отдельный бренд

Помимо работой над оборонзаказом Селезнёв и его компаньоны занимаются выпуском вездеходов TERRANICA Dreamtrack, к котором 60% комплектующих будет делать Машзавод.

«В следующем году мы планируем закупать станки и оборудование, чтобы на 65-70% выйти на локальное производство. Наши дилеры находятся в Томске, Уфе, Питере, Москве, Новосибирске, выходим на СНГ и США. Вездеход придуман нами с нуля, имеется около восьми патентов», — уточняет Селезнёв.

С такими позитивными прогнозами кажется, что Машзавод может переродиться на площадках Станкостроительного завода и нести пользу Забайкалью стабильными налоговыми отчислениями и рабочими местами. Если планам предприятия суждено сбыться, преодолев всевозможные риски — инвестиционного, организационного, производственного характера, то у него есть все шансы стать солидной индустриальной площадкой, в противном случае остаться проектом, о котором мы будем вспоминать с горестью, глядя на застроенные магазинами территориями.


город изнутри,станкостроительный завод

«Город изнутри»

«Город изнутри»: Гостинично-развлекательный комплекс «Аркадия»   Огромный гостиничный комплекс «Аркадия» заметен издалека из многих уголков центра Читы - высокое многоэтажное здание, сияющее в ночи зелёным неоном букв. Сегодня мы заглянем внутрь, чтобы увидеть, насколько изменилась гостиница за последние годы.

«Город изнутри»

«Город изнутри»: Забайкальский протезно-ортопедический центр   Нужно время, чтобы тело, привыкло к жизни с ампутированной конечностью, приспособилось к новым условиям. А ещё нужна большая сила воли и терпение, чтобы продолжать тренировки, не отложить в сторону протез.

«Город изнутри»

«Город изнутри»: Тайны Казанского собора   "Неправильно использовать церковь в качестве помощи жить лучше, нужно благодарить бога, когда тебе хорошо..."

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Самое читаемое за сутки

  • Самое комментируемое за сутки

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Да, работы очень много надо сделать. чтобы поднять эти два завода Читы. Станкозавод вообще жалко, там работали в две смены. Почти половина жителей Грэса работало на стнакозаводе. были даже династии.

Почему два?Остался уже один.А если точнее то остался цех.Работа его только в прожектах.С Новым годом машзавод!

Что вы прошлым живете, ну был завод, его уже давно нет, осталось одно название, нужно двигаться дальше, радует, что есть в этом крае люди готовые заняться производством.

Производство вездеходов идет в китае-здесь только отверточная сборка.Вспомните как в Агинске чудо-автомобиль собирали.Сейчас начало второй серии того же фильма.

Да наплевать, отверточная сборка то же производство, которое рано или поздно перерастет в полноценное, потому как иначе это тупик, я думаю Селезнев это понимает. НУ первый раз не получилось, не ошибается тот кто ничего не делает.

В Китае производства нет никакого - агрегаты из Китая, что-то из России. Это нормально! Вы любое автомобильное производство возьмите. Да и в конце-концов какая разница откуда, ведь налоги здесь платятся, в крае, где итак почти ничего не осталось, а вы последнее готовы обхаять. Правильно подметили – не ошибается тот, кто не делает ничего. Пусть пытаются - даст Бог может и толк будет правда

Вам вездеход нужен?Мне например ни к чему.

Сами ничего не делают и других осуждают, совок в головах наших граждан не победим, ему ни к чему и другим значит не нужен

А почему "совок", а не например "демократия"? Вот кто-то что-то сболтнул свободно в свободной стране. Не?

Новогодние праздники зло. Че токо в голову не придет. Какой завод, какие вездеходы по 3000000 рублей? Развели девчонку. НЛО надо строить.

В голове должна быть свобода. НЕ?

А это смотря что у вас значиться под свободой. Свобода мысли? Наверное, да.

Опять же, а если у человека в голове или болезни или такого намешано, что его впору в психиатрическую сдать (свободы т.е. лишить), дабы он не пошел кого-то убивать "НЕ?"

Свобода, это вообще призрачное довольно понятие.

Вот вы не свободны. И я не свободен. И даже Путин с Обамой и Меркель не свободны.

А вот суверенитет? Как чемодан большой, тяжелый, неудобый, и без ручки. Можешь тащить - тащи на здоровье, пока его хватит.

Свободные Философы любящие свободу, блин.

(приходят на ум золотые слова генерала Епанчина из к\ф "Даун Хаус")

Вот демагог. Речь шла о том что человек осуждает вполне законные действия другого человека, вот в чем совок.

Может и демагог. Другие вопросы поступили, на них были даны ответы.

А Вам, месье, еще в 1 ответе дали понять, что "совок" это у вас в голове, который у вас застрял, и выдернуть его не можете\не хотите. А у него - "демократия"!

Троль вы обычный все с ног на голову перевернули

Не густо про вездеход.

Все заводы СССР восстановить не получится у России.

А зачем их восстанавливать они не кому не нужны? Нужно создавать новые, можно на старых площадях.

На старых площадях дороже! Дешевле и эффективнее строить с нуля с новыми материалами и технологиями. А вообще я очень рад что хоть какое-то движение началось с Машзаводом.правильное делают, что переносят его на окраину города.вот еще бы разобрали каркасы Машзавода и сделали бы там что-нибудь путевое!

Все заводы СССР восстановить можно. Однако сначала надо восстановить СССР, а затем уж восстанавливать все остальное. Все в Ваших руках россияне и забайкальцы, кто Вам мешает, собирайтесь, решайте, меняйте власть в стране и далее все сбудется.

Не надо нам никакого СССР, нужно строить нормальное государство основанное на уважение человека, где государство для человека, а не человек для государства

Не получается пока, 25 лет строим и чего-то не выходит. может чертежи не те?

Если уж машзавод прикончили, то территорию с цехами отдать под троллейбусный парк. На строительство нового у города денег никогда уже не будет и расположение удобное. Ведь мэр только и говорит, что для пуска троллейбусов на КСК и Каштак нужно построить сначала депо.

Депо на КСК строить нужно, ну не как ни в центре города, к тому же завод городу не принадлежит выкупить у собственников дороже выйдет, чем новое депо на КСК построить

Аппарат для лазерной резки металла, про который говорит Селезнёв,

не первый в регионе. Такой аппарат уже второй год используется на

предприятии "Черновские ЦЭММ".

алюминий режет?

Как-то однобоко получается. Переезд идет, люди довольны. Машзавод снимают с места и везут на окраину, в такие же облезлые помещения, ура, товарищи, а что же на месте Машзавода? Прогиб засчитан

Ничего хуже чем эти развалины по среди города не сделают.

нормальное развитие событий. Машзавод заглох уже давно, ещё за долго до появления ИКК и компании. А то, что его перенесли и начали хоть какие-то действительно делать вещи. Так это же только положительно! Главное не стоять на месте, по немногу развиваться. И правильно, что эту разруху уберут с центра города. Может что стоящее появится. Я не про торговые центры, а про жильё.

главное во всей этой затее освобождение земель в центре города под строительство и обогащение Селезнева и Кокоса от продажи земли и металлолома. ничего другого построено не будет.

+1000000000

а почему Вас это волнует? любите считать чужие деньги?

А кто сказал,что деньги чужие? С какого момента чьи-то деньги становятся чьими-то еще?

А почему нет, они завод купили с долгами и имеют полное право их возместить

Видимо у вас у самого горький опыт был, раз приходится к фото так присматриваться. Даже лохи мозгом дойдут, что если бы хотели по русски говоря распилить, украсть и все такое, то шумиху бы не раздували, а г-н Селезнёв лично с планами перед журналистами и фотографами не стоял бы. Фото с трёх точек это работа фотографа, задача которого показать всё как есть.

Браво! Дай вам Бог удачи, а краю - серьезное промышленное производство, рабочие места и налоги!

Машзавода как завода давно не существует, все по кусочкам разделено и продано, Станкозавода тем более. Зачем столько внимания вокруг отверточной сборки малогабаритного вездехода? Восстановили хоть как-то устаревший цех, что-то пытаются производить, не купи продай, а хоть какое-то производство.Почему нет? Лишь бы много денег из бюджета не просили, а сами своими силами. А За 3 млн уж больно дорого, как альтернатива квадроциклам, снегоходам, малотоннажными вездеходам? На эти деньги их можно по 3 штуки купить, а то и более. Не знаю кто их покупать будет, уж больно цена завышена.

Можно устроиться на это предприятие, и какие есть вакансии? Хоть не сейчас, а на будущее.

Я на Альтесе бегущую строку видела, но не помню какая вакансия. Возьмите и позвоните, чего здесь-то писать. Так работу не найдёшь!

Спасибо. Но хочу именно туда устроиться.

Интересно, господина Селезнева интересует содержимое отзывов или нет? Или это для проформы. В целом выразить хотелось свое мнение по поводу утопии настолько дорогих никому не нужных вездеходов. Посмотрите в сторону малогабаритной техники в виде малых тракторов и погрузчиков, очень перспективно, востребовано и реально.

Все что показал господин Селезнёв ничего не понимающей в производстве журналистке это полукустарные мастерские. Чтобы хоть что то выпускать нужны современные станки, а главное кто будет работать на этих станках, где они возьмут высококвалифицированных станочников. Второе - нужны хорошие конструкторы одержимые идеей такие как Саша Банников и Саша Кожевников и технологи. Ведь самое главное в производстве это оснастка, даже если её спроектируют то кто её будет делать. А без этого это очередная профанация. Закончится все это тем что Селезнёв распродаст все на металлолом положит денежки в карман и на этом закончится история с машзаводом, так же как это случилось с КСК.

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.

 
 
 
 
Закрыть

Вы успешно подписаны на уведомления!

Кому-то интересны все важные новости, мы их присылаем чаще, а можно переключиться на редкое получениеуведомлений, и мы обещаем присылать только очень и очень важные новости в таком случае.
Изменить вид подписки можно в любой момент.

Получать уведомления: