НОВОСТИ
21 ОКТЯБРЯ
20 октября
19 октября

«Культурный слой»: Арт-объекты из ничего

Современный человек искусства часто общается со своей аудиторией с помощью неизъяснимых образов, символов, словосочетаний, звуков, жестов – чего угодно, лишь бы выразить то, что кто-то уже выражал. Стремление найти новые формы, задать новые тенденции в изобразительном искусстве, музыке, танцах, литературе – всё это издалека может показаться нелепыми попытками догнать то, что десятилетиями мирно стоит на месте – идею, уникальность которой определяет не форма выражения, а сама мысль о возможности её воплощения.

Читинский рекламщик Александр Матвеев вряд ли себя относит к тем, кто неустанно ищет новые формы, потому что он их нашёл случайно. Даже не так. Он сначала начал фотографировать обычные вещи, а потом понял, что это арт-объекты. Из этого родился проект-протест, который автор называет уникальным – аналогов ему на обширном пространстве искусства сегодня нет.

Декоративная Россия, случайные взгляды и необъятный смысл початого стакана с пивом

Вначале было интервью или диалог, если это не одно и то же. Мы сидели с Матвеевым в одном из кабинетов большого офисного здания и интересно говорили обо всём, что касалось и не касалось его проекта. По окончании осталось приятное послевкусие хорошей беседы, но через какое-то время очарование от уникальности идеи художника сменилось непониманием. Но, может быть, понять получится у тех, кто прочитает текст и посмотрит на творчество читинца. Может быть, сложатся контексты, сойдутся реки в морях и океанах, таки что-то произойдёт, и идея Матвеева действительно будет воплощена – в сознании многих или даже всех.

Александр Матвеев одним из первых в Чите начал работать с рекламой и торговыми марками, это были 90-е годы. Сегодня забайкальцы живут в окружении созданных им логотипов. За 20 с лишним лет работы он создал стопроцентно узнаваемые бренды и придумал запомнившиеся многим рекламные кампании. Он автор логотипов «Чита.Ру», ресторана «Жемчужина востока», «FrancCafe», компании «Алюком», сети магазинов «Славел». Параллельно работе рекламщик занялся социальным проектом под странно сотканным из кириллицы и латиницы названием ТихаяЖизньStillLife, в котором он протестует против депрессивного сознания и типичного мышления современного человека.

Проект Матвеева — это 24 объекта, на которых случайно остановился взгляд. Он неоднозначный по содержанию, нетипичный по форме и далёк от того, что принято называть искусством. Но это искусство в чистом виде, во всяком случае, по своему посылу.

Фото: Oem

Матвеев пришёл в редакцию в конце декабря до запуска своего проекта – демонстрация планировалась в музейно-выставочном центре, но в последний момент сотрудники центра отказали ему в поддержке. Формат проекта – это выставка одной картины. В течение 12 месяцев каждые две недели в одном из залов на Чкалова, 120А должна была происходить смена принта. Специально для этого Матвеев отобрал 24 объекта из тех, что фиксировал несколько лет случайно, не выставляя цвет и не применяя никаких эффектов к фотографиям. Концептуально эти картинки отражают важные события в жизни автора, который изначально ставил цель уйти от изображения брендов и глянца, но потом признался, что уйти не получилось – они повсюду.

Перед тем, как начать подготовку к своему проекту в Чите, рекламщик побывал в столице на 6-й Московской биеннале современного искусства. Именно это, по его словам, дало толчок тому, что сегодня называется «ТихаяЖизнь». Он говорит, что всё современное искусство концептуально, и в России в том числе. Считает, что его проект как раз такой, и кажется, что на одной только концепции и держится. Сложно разглядеть в его «картинках» что-то большее, чем просто предметы. Но они интереснее, чем кажется на первый взгляд. Эти зафиксированные объекты относятся к определённым периодам в жизни автора. Но вот объяснять, к каким, Матвеев не собирается – зритель сам должен разглядеть, увидеть и понять то, что изображено на снимке.

Пока мы добирались до сути проекта, прошло немало времени и было озвучено много интересных мыслей: «Все говорят, что мы живём в депрессивном регионе. Это не потому, что у нас нет возможностей. А потому, что у нас у всех почти депрессивное сознание, включая региональную власть. И когда наши люди выезжают в другой город или страну, то видят там только преимущества, а недостатков не видят. А там недостатков – в Москве, Санкт-Петербурге, больше, чем у нас. Мы не видим плюсы своего региона, потому что все наши взгляды и ориентиры направлены в столицы. То, что есть здесь, мы не считаем нужным, ценным. У нас масса хорошего, мы это просто не желаем замечать. Брендированием города и края никто не занимается. И об этом тоже мой проект. Позы лучше, чем пепси».

Матвеев считает Россию декоративной по сравнению с Европой – там всё рационально, функционально. Что эта декоративность в крови русского человека, что у нас и государственность вся гламурная. И что вообще все стремятся к декору, хотя ситуация в последнее время меняется.

Фото: Александр Матвеев

Вещи требуют определённого взгляда

Автор не называет свои картинки фотографиями. Говорит, что это просто фиксация объектов с помощью фотоаппарата: «Вы можете взять видеокамеру, кисть, уголь и делать то же самое. Это лишь средства, которые помогают решать определённую творческую задачу. Современное искусство в мире и в России концептуально, а средства выражения вторичны. Концепцию проекта я ниоткуда не брал, не подсмотрел, она первична и самостоятельна – это простые предметы, представленные как арт-объекты».

Принцип фиксации

«Вещи, которые нас окружают, требуют определённого взгляда. В своей массе люди видят всё одинаково — в Таиланде, России, где угодно. Но буквально всё, что лежит под ногами представляет определенный интерес. Бывают моменты, когда обыкновенные предметы становятся значимыми и тогда получается история, рассказ. В мелочах есть самое ценное. Для меня лично предметы — не просто сопровождение жизни. Они имеют свою историю. Это надо увидеть и понять. Меня раздражает то, что сегодня происходит подмена ценностей и понятий, люди стали мыслить стереотипно. Мне захотелось взять что-то маленькое и показать его суперценность».

Сухая шкурка рыбки

Представьте. Вот есть изображение рыбы, которая лежит и ждёт, пока её съедят. Она уже давно солёная, давно лежит, давно ждёт, шкурка подсохла. А Матвеев её фотографирует, и вот, почему: «В данном случае меня интересует не сами предметы — они лишь средства, которые транслируют моё видение. Я хотел остановиться на том, что привлекло моё внимание, вот и всё. Меня дома спрашивают, зачем я это фотографирую и занимаюсь ерундой. Но для меня это не ерунда».

Фото: Oem

Искусство или протест?

«В проекте есть своя эстетика, а есть ли искусство — не мне решать», — говорит Матвеев, и добавляет, что слово протест он бы не использовал. При этом он не хочет рассказывать зрителю, что есть эти объекты, потому что зрители привыкли, что им всё объясняют: «Они сегодня не в состоянии самостоятельно воспринимать образы. Вот есть, например, экскурсии – человек сначала ходит, ничего не понимает. Потом приходит экскурсовод и всё ему объясняет, и он сразу думает, что всё понял. Человеку необходимо рассказывать, объяснять. Я же хочу, чтобы он остановился и сам решил, что изображено на картинке. Никакой конкретной реакции от зрителя я не жду. Проект в большей степени экспериментальный. Тут как в спорт лото: где ждёшь, там не сработает, а где не ожидаешь — там получается. Для меня интересен сам процесс».

Бренды и опыт, от которых никуда не деться

Сначала Матвеев хотел фиксировать просто предметы, исключив из пространства изображений бренды. Но они уже вплелись в массовую культуру и плотно засели в сознании людей. От них никуда не деться, и более того, не стоит деваться, оказывается.

«Брендов в этих картинках не так много, и они попадаются там неслучайно. Визуально они мне нравятся также, как и реклама. Подавляющее большинство людей ненавидят её, но парадоксально — живут, отдыхают, покупают и поступают согласно рекламным посылам. Снимки носят налёт рекламы – некоторые из них неоднозначны по фактуре, другие по сюжету и цвету. Когда я фиксировал и отбирал объекты, он делал это неосознанно. Вещи, которые казались мне лакированными, сразу отбрасывал, глянца и гламура старался избегать. Рекламный опыт здесь помогал анализировать при отборе картинок для выставки».

«Понятие красоты относительно. Меняется время, меняется понятие красоты. Я допускаю, что будут люди, которые скажут, что это безобразно».

Пока Матвееву не хватает сподвижников и единомышленников. В их отсутствии приходится искусственно стимулировать процесс создания проектов, искать спонсоров. Сегодня он сократил количество участвующих в реализации проекта. Чем больше спонсоров привлекаешь, тем сложнее организовать процесс – буквально всё нужно согласовывать. Просителем никому быть не нравится.

Фото: Oem

Наступил 2016 год, и Матвееву предстоят поиски новой экспозиционной площадки, а пока его проект запускается на сайте mad.ru. Несколько картинок в разное время появятся там с подписями. До конца января он планирует разместить два снимка. Догадаться о том, что скрывается за освежёванной тушкой кролика, распластанной на скатерти со снежинками, или понять смысл початого стакана пива пока можно будет в онлайн-режиме. Удался ли проект Матвеева, пока сложно сказать. Но то, что эти картинки обратят на себя внимание и остановят взгляд – очевидно. Напоследок цитата: «Если историю не получается донести до зрителя, значит проблема либо в нём, либо в авторе. Есть люди, которые посмотрят и ничего не увидят в картинке, потому что они не мыслят визуально — покажи им Матисса, Репина и они не поймут. Некоторые люди мыслят музыкально, вербально и не получают от изображения без контекста никакой информации».

А многие просто не хотят получать эту информацию, наверное.

19 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мне очень нравятся снимки. По моему, просто здорово!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Нельзя так злоупотреблять!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну не всем понятно, но если подумать - то можно к какой-то философской идее придти. Искусство не терпит будней

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

фигня какая-то

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это вы еще сильно приукрасили!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А нераспечатанная бутылка водки-это полный шедевр!

Какого же мусора надо накопить в головушке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это не парадоксы и не чудачества Александра Матвеева - это творческий поиск своего пути.

Прочтите труды Р. Грегор "Глаз и разум" (1970 г.), "Разумный глаз" (1972 г.), С. Даниэля "Искусство видеть" (1990 г.) и станет Вам понятен поиск и мир Матвеева.

Молодец Саша!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прошу внести правку. Труд Грегори правильное название "Глаз и мозг".

осталное всё верно. Писал по памяти.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Булка хлеба впечатлила. Вообще очень хорошие снимки. Есть над чем поразмыслить. Удачи автору снимков!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Плюсую, хлеб мною не был узнан, показалось камень в пледе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ага. А какая отмазка в случае чего!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

какая то скрытая реклама алкоголя и не более того

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

:) и как всегда всё тот-же, лишь слегка постаревший за 20 лет, в своей любимой клетчатой рубашке

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, тогда и с хлебушком все понятно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ясно что концепции нет и снимки лакированные фотошопом, ну хоть так многие художники уже всячески эту "Тихую жизнь" делали

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что там за ошкуренная маленькая кошечка, замотанная скотчем?! (((((((( Не для нее придет весна. Матвеев это ест?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Про кошечку в скотче напишите, про кошечку! Что он сделал с кошечкой и зачем?!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

У меня в холодильнике зацвела резаная тыква. Лепота!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень интересные работы,молодец Саша!

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда