Р!
14 АПРЕЛЯ 2021
13 апреля 2021

«Джой»: Немного радости

Реальные истории, особенно истории успеха, хороши тем, что фактически из них можно выкроить что угодно – от психологического кино в духе «Охоты на лис» до христианской методички «Несломленного». Берешь факты, тасуешь в произвольном порядке – и вуаля, вот уже перед нами не жизнь реального человека, а зрелище с моралью и выводами. «Джой» в этом смысле не исключение – Дэвид О. Рассел так перекроил изначальный сценарий, написанный, кстати, в тесном сотрудничестве с самой героиней истории, что там почти ничего не осталось не то что от исторической правды, но даже и от традиционного голливудского замысла. И по этой самой причине «Джой» оказывается большим исключением из голливудских правил, которые гласят, что в истории успеха нет ничего важнее успеха.

Расселу скучно работать по лекалам. Мастер гротеска, способный сделать многослойный пирог там, где другие ограничились бы одним пресным блинчиком – он плевать хотел на реальные события, истории успеха и все прочее. У его героини даже фамилии нет. Зато у нее есть мама с сериалами, где женщины 17 лет ищут силу, а находят все равно очередного мужика, двое детей, бывший муж в подвале и папа на пороге. Его только что вернула бывшая жена, и он тоже будет жить в подвале. Между тем сама Джой когда-то хотела быть изобретательницей. Она — три раза хаха – изобретает швабру, которую не надо выжимать, и пытается на этом заработать в мире, где женщина на экране может только перебирать бусики и платья, волочащиеся по полу. И вот мы описали сюжет фильма – но ни разу не упомянули ни одного имени, кроме имени героини.

В этом и прелесть нового фильма Рассела. Это многослойный кокон из деталей, ситуаций и голосов, в самой сердцевине которого находится живая женщина Джой, что значит «радость». Главное здесь – не оболочки, а эмоции героини, ее лицо, которое Рассел так часто берет крупным планом. Несмотря на впечатляющий актерский состав, это кино только для Дженнифер Лоуренс: в некоторые моменты камера так сконцентрирована на ней, что голоса других словно глохнут, смысл их слов теряется. Остается только это лицо, поза, выражение глаз. Чистые эмоции в диапазоне от кромешной усталости до холодного гнева. То, что хорошо знакомо по опыту каждой женщине, с детства помещенной в кокон социальных установок и требований и пытающейся из этого кокона выйти.

Да, это феминистское кино, а вы как хотели? Пока в соседнем кинозале суровый небритый мужчина выбирается из брюха лошади, тут у нас женщина XX века добивается успеха, но лошадь никак не желает ее выпускать. Рассел берет все трансляции «женского места в мире», перемешивает и вываливает на экран результат – абсурдный, безумный, откровенно несправедливый мир, где даже прощения совершенно искренне просят в формате «это я внушил тебе, будто ты что-то из себя представляешь». Даже когда Джой побеждает – ее лицо остается таким же усталым. И это можно понять. Ведь семья – это главное в жизни женщины, и мы же вот только что смеялись над «изобрести швабру», да?

НазадВперёд
1 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

безумно прекрасная вещь. слишком немногие понимают, как непросто иногда просто жить и тащить на себе весь этот паноптикум. и как швабра (или посудомойка, или пакет для запекания) может если не спасти, то, как минимум, существенно упростить жизнь.