Р!
19 МАЯ 2021
18 мая 2021

Оптимизация искусства. Школа чародейства и волшебства в Нерчинске

Долгая дорога обратно, как ни пыталась, не смогла убить впечатление, которое я бережно вынесла майским вечером из старинного здания художественной школы в Нерчинске. Тогда с застывшей улыбкой я 4 часа сидела в машине, вцепившись в картину мальчика Саши, которую везла в Читу, чтобы подарить одному человеку на память, и думала, что если есть место, где бережно хранятся, а не разбиваются о реальность детские мечты — то это школа имени Николая Верхотурова, которую 40 лет назад поставила на ноги крымчанка Надежда Гладкова, оказавшаяся в Забайкалье по воле советской судьбы — распределения после университета. Сегодня хрупкий мир, который Гладкова шила-лепила-рисовала десятки лет, пытаются разрушить, лишив автономности и передав музыкальной школе.

Надежда Гладкова, если это произойдёт, уже решила, что из Нерчинска уедет, потому что не хочет быть главой всего лишь отделения. В январе её бюрократическим комом накрыла эта новость, тогда же она твёрдо решила не сдаваться. Сегодня в «художке» помимо неё работают два преподавателя — уедет Надежда Константиновна, не успеет подготовить себе преемника, и всему, что есть сейчас, придёт оптимизационный конец. Сохранить школу как самостоятельную образовательную единицу — принцип. И директор планирует его отстоять.

Лелеющая талант

Художественная школа имени портретиста Николая Верхотурова, успевшего пережить три эпохи — Российской империи, послереволюционной России и СССР, была образована в 1976 году, правда, сначала его имя не носила. Сначала вообще не было в Нерчинске никакой школы.

Надежда Констатиновна после окончания художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института летом 1972 года по распределению приехала в Нерчинск. Тогда молодая южанка и не подозревала, что посвятит основанной ею школе 40 лет, и уж тем более не думала, что её детище однажды решат сделать отделением музыкалки.

Сперва Гладкова полтора года работала в доме офицеров в военном городке, потом — в техникуме на ставке художника и преподавателя эстетики. В 1975 году завотделом культуры местной администрации Леонид Бянкин предложил Надежде Константиновне основать художественную школу — по краю их тогда массово открывали. Она долго не соглашалась, потому что оставаться в Нерчинске вовсе не собиралась. Но в 1975 году у неё родился сын, девушка испугалась — родственников в Забайкалье нет, да ещё и школа — когти рвать подальше, и только.

Но Бянкин ей тогда сказал, что если школу не открыть сейчас, то её, возможно, в Нерчинске и вовсе не откроют в ближайшие годы. И она решила остаться и поставить художку на ноги. Зарплаты-то были «малипусенькие», но город развивался, была возможность жить и «роскошная природа вокруг», будто ей прокормишься — поля вокруг раскинулись на километры. Поднимать школу было очень тяжело, никакой помощи особенно не оказывали. Тем не менее, усилиями Гладковой художка разместилась в старинном жёлтом здании, и в 1976 году половицы заскрипели от первых шагов будущих художников.

Школа работала год, два, а Надежда Константиновна всё ещё думала об отъезде. Каждый раз набирала класс и говорила себе: «Ну, ещё один и всё". Так прошло 39 лет.

Она вспоминала, как приехала в Забайкалье и попала в окружение красоты. Не то чтобы она её раньше не замечала, художница ведь, но Хабаровский и Забайкальский края впечатались в её сознание как нечто особенное. Чужая земля очаровала, но за эти годы отчего-то так и не стала своей. А вот дети — они родные.

Ради них она закинула леской подальше в реку мысль об отъезде, и осталась сидеть на нерчинском берегу.

Ставить оценки — значит загнать в рамки

Её школа — как платформа 9 и ¾ во всем известной книге про Гарри Поттера. Приходишь на улицу Ярославского к жёлтому зданию с небольшой табличкой, поднимаешься по ступенькам, делаешь несколько шагов по веранде, толкаешь кряхтящую дверь, на которой нарисован глаз — и оказываешься в безвременьи и царстве искусства. Здесь очень спокойно, немного тесно — всё заставлено необходимыми для работы материалами. Всюду ковры, в классах очень светло — большие окна. Не похоже всё это на образовательное учреждение — больше на дом.

После открытия школы оценки в ней выставляли 3 года, потом Гладкова поняла, что это «топит талант детей». Она считает, что если нет оценки, то работает душа, работает для себя, по совести. «Дети привыкают к самостоятельной оценке, они конкурируют между собой не в отметках, а в мастерстве». Рисуют не за пятёрку, не потому что необходимо, а потому что действительно хотят этого. Так Надежда Константиновна пытается дать им шанс просто заниматься искусством, для себя и других — дарить людям красоту.

Красота — это вообще лейтмотив всего, о чём говорится и что создаётся в стенах школы. Но красота не пустая, звенящая или шуршащая, а наполненная смыслом, иногда тихая и даже незаметная большинству. Её можно найти в себе, в природе, в людях, можно подслушать в песне, прочитать о ней в книге и потом воплотить в реальности так, как чувствуешь и понимаешь. Художники здесь не только учатся рисовать, лепить и создавать предметы искусства, они достаточно много читают, знают правила этикета — Гладкова растит нерчинскую интеллигенцию.

Как бы там ни было, дипломы художники всё-таки получают, как положено, оценки в них выставляются не по совокупности всех лет, а по результату, который ученикам удалось достичь. Сегодня в школе учатся 63 человека.

«Изобразительная грамота очень сложная, но научить детей говорить на этом языке — значит научить их говорить со Вселенной», — считает Гладкова.

Вселенная Надежды Константиновны и реальный мир стоят напротив друг друга и пытаются вглядеться, понять, примириться — живёт школа за счёт мизерного финансирования и родительских взносов — на это покупаются материалы, а их нужно много — в художке занимаются прикладным творчеством, живописью, флористикой (картины из цветов — ред.), графикой, лепкой, шитьём кукол. На стенах школы фактически нет свободного места — они увешаны картинами, драпировками, рыбками, цветами. Всё это хочется разглядывать, страшно трогать — кажется, что коснёшься и оно оживёт, выпрыгнет из рамок, заговорит, уплывёт — уж больно живо воплощены фантазии детей.

Творческие работы учеников художественной школы выставлялись в Западной Германии, Израиле и США. Ежегодно проходят выставки в Нерчинске и Чите. Сотни подопечных Гладковой сегодня учатся в лучших училищах и вузах страны. Она гордо рассказывает, что поступают все с первого раза и с выбранного пути сворачивают редко — талант, бережно взрощенный в стенах школы, берёт своё.

Надежда Константиновна говорит, что талант нужно «нежно лелеять», а ни в коем случае не загонять в рамки. В её школе стараются сохранить индивидуальность детей. А так мало где делают, я это по себе знаю. Как «лелеять» в условиях нынешней системы образования — загадка. Разгадать её удалось Гладковой. Художественная школа имени Верхотурова — одна из лучших в крае и единственная, где не ставят оценки.

Сюда поступают без конкурсного отбора, берут всех, но не всех оставляют. В начале пути ребёнок и сам понимает — лежит у него душа к занятиям или нет. Директор отмечает, что важнее всего — трудолюбие и желание. Есть они — будет и художник.

Деградация и ошибки родителей

Надежда Константиновна считает, что сегодня Нерчинск разрушен, а потому менталитет жителей поменялся, «всё вокруг нивелировалось до уровня деревни». Пьянство, отсутствие работы, бегство в Читу, опустошение и нежелание видеть вокруг себя ничего, кроме шоу — вот как она описывает город.

«Культура низкая, на выставки никто не ходит, людей это не интересует. Пляски-песни — этим их ещё можно завлечь, но живопись — это интеллектуальный труд, тут нужно думать. Мы проводим и мастер-классы на площади каждый год, приезжие всегда подходят, смотрят, местные — нет», — с досадой и даже обидой рассказывает директор.

Она горда своими детьми, «они другие» — заточенные, как острый карандаш, на интеллектуальную красоту. Но это не все ценят, в том числе и родители. Многие из них считают, что профессия художника не прокормит, и после окончания школы запрещают детям идти по творческому пути дальше. Так и получается, что вырастают плохие юристы или учителя, или кто угодно «не в своей тарелке» — люди, однажды отказавшиеся от своего таланта. Такое мнение родителей Гладкова считает необъективным — всё-таки если у человека есть пресловутый талант — ему так или иначе будут открыты пути для его реализации.

Борьба за автономность

Прошло почти 9 месяцев, как я вернулась в Читу после той встречи. Тогда, в мае, меня делегировали от Федерации профсоюзов с одной целью — разузнать всё об ученике Надежды Константиновны Саше — 18-летнем восьмикласснике с особенностями речи, который всё своё время посвящает рисованию. До сих пор я помню каждый уголок, который мне показали в школе, как вокруг здания бегала чёрная собачонка-прикормыш, которую приютили учителя и подкармливали дети, была ещё одна, кажется. Помню стол, который накрыли к приезду простой практикантки преподаватели, и учеников, которые краснели, смущаясь моего присутствия. Помню, что пока мы ехали и обратно, мне казалось, что за нами шлейфом тянется тяжёлый запах красок, бумаги, клея, старых стен, глины и пыльного мая, заскочившего в школу с улицы и осевшего на старом полу — всё вперемешку.

Директор чудесной художки уже полмесяца бьётся за существование в автономном от музыкальной школы режиме. Решение оптимизировать два учреждения приняли в городской администрации, потому что бюджет на 2016 год ограничен. Надежда Константиновна готовит обращение в минкультуры и минобразования Забайкальского края. Если школы сольют в бурном потоке оптимизации — она уже решила, что не останется работать. Много лет Гладкову зазывали в Читу, она отказывалась, а теперь не знает… Сегодня вместе с ней в художественной школе трудятся сын Алексей и 20-летняя девочка Наташа, которая окончила училище культуры в Иркутске — её Гладкова хочет научить всему, что знает, чтобы потом, возможно, передать управление школой. Это если школа будет самостоятельной.

Надежде Константиновне важно сохранить художку именно такой — отдельной единицей с безотметочной системой, в отдельном здании, пусть старом, пусть скрипящем и требующем ремонта. Она 40 лет создавала мир, в котором дети могут на время укрыться от своих проблем и заниматься настоящей магией — искусством. И теперь не может себе позволить отдать его кому-то.

НазадВперёд
35 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Неужели чинуши погубят такую хорошую школу?!Надо бороться,не сдавайтесь!Удачи Вам!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

>Неужели чинуши погубят такую хорошую школу?!

>чинуши погубят хорошую

Чинуши все хорошее погубят

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жданова, помогите сохранить школу, и я пойду по улицам агитировать за Вашу кандидатуру на предстоящих Выборах СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО! Живу в Краснокаменске!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Обязательно нужно сохранить эту школу. Лучик света и доброты в нашем бедном Забайкалье. Может быть стоит в Бутинском дворце знакомить туристов с работами учащихся, продавать их работы. Нужно помочь школе выжить. Ну уедет Надежда Константиновна и что дальше? Город потеряет еще одного незаурядного организатора. А ведь Нерчинск рассматривают как один из центров будущих туристических маршрутов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А наших детей там унижали и доводили до слез(((((( И мы ушли.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Извините, но такое не возможно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Извините, но такого не может быть, тем более в стенах этой школы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ещё как может

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Это называется дисциплина. Сама закончила эту школу. Зато в обществе не стыдно теперь появляться. Вот где по настоящему учат нормам поведения, а не то, что в простых школах. Привыкли эти неблагодарные дети нюни распускать

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С нас дерут оптимизацию, а художку не тронь? А профилакторий в Первомайске? Или всех или никого.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А компетентность Руководителя бюджетника по 10-ти бальной системе стремится к минус 100))))))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пусть пишет Заявление по собственной не компетентности)))))))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А сколько слез в детстве пролили великие спортсмены, звезды балета?))) Хотите лёгкого пути своим детям из глубинки?))))) Не смешите!)))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Зря Вы ушли! Ваши дети из-за лени судя по всему манипулировали вами с помощью "крокодиловых слез"))))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Знакомая фраза "Дети вами манипулируют с помощью "крокодиловых слез" Так говорила всегда сама Н.К. Но когда ребенок утром просыпаясь говорит со страхом: Я не хочу идти в художку, то приходится задумываться, как там с ним обращаются?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Знаю многих людей, которые закончили эту Школу! И я Вам так скажу: Все кого знаю ОЧЕНЬ порядочные люди, которые всегда и поддержат и на выручку придут! И судя по этому факту, с ними и обращаются там правильно и мозги на нужное место ставят! Подрастет дочка обязательно в Художку отдам! А Вы себе задайте вопрос: Правильный ли путь своему чаду прокладывайте!?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Может быть, тут дело не в учителях, а в одноклассниках. Было дело - сама не хотела идти на кружок, потому что некоторые одноклассники насмехались. Хотя против преподавательницы ничего не имела. Но в любом случае надо было поговорить с ребенком и понять причину.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Именно в преподавателях! Нет денег у родителей - ты козлище в этой школе. Гладкова вообще очень лицемерная дама и интригантка (одно слово - подруга Сыроватки). В глаза говорит одно, за глаза - другое. Обгадить человека прилюдно при его отсутствии (в том числе при детях) - это ей раз плюнуть. А назавтра она спокойно будет ему же улыбаться и петь дифирамбы. Сложный человек. Очень сложный. она и город обзывает и сравнивает с помойкой, при этом с радостью приняла звание почётного гражданина (с шестой попытки).

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Сейчас вижу, что только вы оскорбляет человека за глаза. Ещё и подписывайтесь вымышленым никому. А Гладкова держала и держит школу не только как профессионал, но и как хороший хозяйственник! Хочется спросить у вас и вам подобных (недовольных): Чего Вы добились? Что для города сделали? А критиковать кухонные критики умеют без особого труда и умственные усилий!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Знаете,я 7 лет проучилась в этой школе,и ничего подобного не испытывала,если ваши дети ленивые белоручки,которые кроме мышки компьютерной ничего не держали это проблемы их воспитания.В школе нужно трудиться,думать,фантазировать,конечно,кому хочется взяться за ум и по настоящему впахивать,легче поплакать и сдаться.И уйти.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Наталья Константиновна считает, что сегодня Нерчинск разрушен, а потому менталитет жителей поменялся, «всё вокруг нивелировалось до уровня деревни». Пьянство, отсутствие работы, бегство в Читу, опустошение и нежелание видеть вокруг себя ничего, кроме шоу — вот как она описывает город." - НУ, НУ спасибо на добром слове((((((( Хорошее описание города.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы не знаете,зачем Сыроватки так позорят свою дочь? Я бы со своим ребенком так ни за что не поступила! Она же бедная ни в чем ничего не понимает,все же видят уровень ее не образованности,да еще этот Гуськов! Может она у них приемная?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что за чушь, читайте внимательней статью, это всё произошло при другим министре культуры, а тем более это решается на местном уровне!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кто такая Наталья Константиновна?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Детей в школу человек 20-30 ходит. Это что? Все мы низкого уровня, по словам Н.К.? бедненькая 39 лет мучается. (чё же не уехала в Крым?) Что-то здесь нехорошо пахнет.что-то здесь не так, как на картинке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В этой школе реально учится не более 30 детей. Принимают всех, потом смотрят - если родители не дарят подарки личные для Н.К. и для школы (те же ковры), то дети становятся бесталантными и их всячески гнобят. Если ребёнок рисует каракули, но родители башляют деньги и подарки - это дитя неописуемо талантлив. Кроме того, все "преподаватели", а их трое - родные сыновья Гладковой. Плюс идёт зарплата ещё на одного "преподавателя", который уже лет 5 в Нерчинске не проживает. Младший сын Гладковой с женой живёт непосредственно в школе, они вообще считают здание своим домом. Надежда Константиновна очень любит торговать детскими работами, но никто не знает куда идут вырученные средства. Словом, рассказывать можно долго.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Есть два вида Нищебродов: Нищеброд по количеству денег в кармане и Нищеброд по уровню культуры))) Вот сижу и думаю, судя по вашей подписи к комментарию и его содержанию к какому виду относитесь Вы?))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот такие "любители народа" и привели нашу страну к нищите в 90-е, а сейчас делают всё чтобы НАРОД тупел! Карманы набивать баблом легче, когда "твой любимый народ" тупеет))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Выпустился из Нерчинской ДХШ много лет назад. И ответственно могу заявить: уровеню подготовки детей в этой Школе в областях: культуры, искусства могут позавидовать процентов 99 из всех учреждений доп.образования в нашем крае! Заканчивали мы Школу ещё в те времена, когда врачам и учителям в Нерчинске платили зарплату продуктами. И наши родители из числа учителей, врачей, военослужащих всячески поддерживали и нас и школу. У наших родителей была ЦЕЛЬ: воспитать творчески-, культурно-, нравственно-, интелектуально-, духовно- развитых детей! И Нерчинская ДХШ (и лично Надежда Константиновна, Виталий Павлович, Алексей Александрович, Александр Александрович) способствовала в этом как никакое другое учреждение в городе. К сожалению, сегодня молодые родители считают, что уровень развития их детей зависит от числа и качества гаджетов.Родители, это абсолютно ошибочное представление! Я бывал и в Европе, объездил добрую половину Азии, и подобные Школы это штучное явление в тех краях! Нерчинцы, берегите Художку! Вашим детям повезло!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Согласен!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Гоните паганой метлой руководство города и района! Художку нужно сохранять!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Выбор в глубинке не большой, либо криминал, либо интернет, либо Художка будет воспитывать ваших детей.печаль. Я бы выбрала Художественную школу для своих детей! Но, мы в Борзи живём.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Школа, это прекрасно! В сентябре 2015 года я хотела сдать на обучение в школу своего внука. Переступив порог художественной школы г.Нерчинска, я на ткнулась на грубое приветствие директора Гладковой Н.К. - "Кто вам разрешил войти". Покидая это учреждения у меня сложилось первое впечатление, что там встречают только нужных людей.А работы учащихся ХШ очень прекрасные.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

На мой взгляд, главная суть вопроса реорганизации и слияния ДХШ с ДМШ то,что художественное направление будет продолжать свою деятельность только в рамках Детской школы искусств! Поэтому воспитание творчески-, культурно-, нравственно-, интелектуально-, духовно- развитых детей также будет продолжаться и Надежда Константиновна с преподавателями ДХШ будут продолжать свою творческую деятельность как и раньше.

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ