Р!
21 АПРЕЛЯ 2021
20 апреля 2021

По ком звонит рында

Долги Сретенского судостроительного завода превышают три месяца и равны почти трём миллионам рублей. Во время, пока рабочие ищут сотню рублей на продукты, бывшие и действующие руководители завода спорят, кто кому и сколько должен.

Одни требуют вернуть на предприятие более 8 миллионов рублей, которые бы пошли на выплату зарплат, другие признают лишь 3 миллиона рублей. От подписания мирового соглашения отказываются.

Безвременье склоки

Сретенский судостроительный завод так и не смог выбраться из состояния банкротства, в котором он побывал уже несколько раз. Крайняя процедура закончилась в 2015 году, когда предприятие получило федеральную субсидию и смогло расплатиться с почти 80-миллионными долгами. Задумывалось, что после оздоровления гиганта советского кораблестроения сменят руководство предприятия, что и было сделано. Новые руководители, привлечённые в регион командой Константина Ильковского в конце 2014 года, должны были поднять завод со дна и вывести его на качественно иной уровень развития.

Сретенский судостроительный завод создан в 1935 году.

1997—2014 годы – предприятие возглавлял Пётр Похитонов. Потеряв доступ к гособоронзаказу, завод начал испытывать материальные трудности, коллектив постепенно сокращался. Завод пережил несколько процедур банкротств.

Конец 2014 года – предприятие возглавила группа инвесторов, приведённая в регион командой второго губернатора Забайкальского края Константина Ильковского.

Август 2015 года – инвесторы расторгли договор о приобретении предприятия, к управлению вернулся Пётр Похитонов.

Момент, когда склока началась между бывшим директором завода Петром Похитоновым и собственниками, зашедшими на предприятие в 2015 году, позицию которых озвучивал соинвестор Дмитрий Рябец, отследить сложно. Однако с этого момента для завода начался ещё более тяжёлый период.

Новые собственники не смогли или не захотели удержаться у руля. Возвращение Похитонова ознаменовалось подачей иска в суд на «инвесторов от Ильковского».

Спор о деньгах

Не получавшие несколько месяцев зарплату рабочие обратились в забайкальское отделение общероссийского народного фронта (ОНФ), представители которого выехали на завод в феврале. После этого на площадке ОНФ в Чите обсудили проблему, но решения так и не нашли. В итоге на заседание круглого стола пригласили обе конфликтующие стороны, министра экономического развития края Сергея Новиченко, руководителя региональной госинспекции труда Юлию Шадурскую и представителей других ведомств.

Все сделки завода во время работы там инвесторов проводились через компанию «Центрпоставка», так как напрямую завод из-за сложного финансового состояния и ареста счетов не мог участвовать в аукционах. Через эту процедуру, по словам присутствующих, сегодня предоставляется 90% всех заказов.

Таким образом удалось получить заказ от пограничного управление УФСБ России на два катера, работу по которым оценили более чем в 5 миллионов рублей.

Однако контракт не был выполнен в полном объёме: во время работы над ним власть на заводе вновь поменялась.

— Мы заключали сделку с пролонгацией выплаты в 200 миллионов. Мы не стали выплачивать эти деньги, пришли к нотариусу и аннулировали сделку. Завод вернулся к старому хозяину. Мы поняли, что это невозможно (выплачивать указанную сумму – авт.) плюс на нас начали всех собак вешать за всё это время, — пояснил по телефону после заседания круглого стола бывший соинвестор предприятия Дмитрий Рябец.

После смены руководства возникла заминка, которая привела к просрочке заказа. В итоге, по словам руководителя «Центрапромпоставка» Игоря Федотова, вместо 5,5 миллионов рублей за катера его компании погрануправление перечислило 5,4 миллиона рублей.

— Реально с пограничного управления мы получили 5 миллионов 398 тысяч рублей, из которых 227 тысяч рублей были возвращены обратно в качестве уплаты пени в связи с нарушением сроков. По нашим данным, с учётом проведённого зачёта задолженность составляет 2, 948 тысяч рублей за ремонт катеров, — сказал Федотов на заседании круглого стола.

Завод в январе 2016 года через суд потребовал от «Центра промпоставки» перечислить 5,5 миллиона рублей. Однако на встрече в ОНФ директор завода Пётр Похитонов заявил, что за прошедшие с момента подачи иска месяцы были выявлены новые спорные моменты, которых в настоящее время 7, и сумма требований завода возросла до 8,7 миллиона рублей.

Проблема в том, что решение суда, каким бы оно не было, будет не раньше августа, а деньги на зарплаты людям нужны сейчас.

— Мы согласны закончить сверку и подписать мировое соглашение, чтобы сократить сроки судебных процедур по делу, округлённо на 3 миллиона рублей. В процессе сверки с Петром Петровичем (Похитоновым – авт.) мы выяснили ещё несколько спорных сумм, которые мы готовы принять после дополнительной проверки, — обратился к присутствующим Игорь Федотов.

Однако и мировое соглашение в итоге стало чем-то не реальным: «Центрпромпоставка» им предлагал закрыть спор о долгах между предприятиями, Сретенский завод в лице Петра Похитонова настаивает на выплате не 3, а почти 9 миллионов. Сейчас у предприятий 7 взаимных встречных обязательств, ни по одному из них нет согласованной суммы.

— Если любой из нас сейчас перечислит свои лишние деньги на счёт ССЗ, обратно он их не получит никогда. Потому что предприятие фактически банкрот, счета арестованы, рисковать своими деньгами не получится, — добавил Федотов, по ходу дела попеняв Похитонову на то, что тот никогда не уплачивал налоги: сейчас этот долг у завода составляет 107 миллионов рублей.

— Предприятие должно функционировать немного в другом режиме, чем сейчас. Его нужно оптимизировать и сокращать. Вы говорите, вывозили металл. Это тоже один из способов в том числе рассчитаться за заработную плату. Держаться за те площади, которые, мы сейчас уже точно знаем, не будут работать, на мой взгляд, глупо, — обратился Федотов к директору ССЗ, сидевшему напротив него. Тот слушал с лёгкой саркастической улыбкой.

На смене режима работы для вывода предприятия из коллапса настаивает и экс-инвестор Дмитрий Рябец: «У меня давно было предложение Ильковскому, что надо выводить завод в банкротство, потом выкупать краю, он бы достался за 3 копейки. После этого идти к большим федеральным структурам, отдавать им, и тогда они с ним что-то смогут сделать. Тогда бы можно было его сохранить. Завод нужно ужимать, но это уж вопрос техники. После заказов он бы сам по себе ужался. Такие площади больше не нужны».

— По нашим данным, задолженность составляет 8,7 миллиона рублей. С мировым соглашеним происходит некий шантаж: вы согласитесь на то, что мы вам должны 3 миллиона, мы вам заплатим, — ответил Пётр Похитонов. – «Центрпромпоставка» — фирма типа однодневка. Уставной капитал 10 или 12 тысяч, директор и учредитель в одном лице Федотов. Офис всегда закрытый, на котором стол и два стула, никакого имущества, никакого персонала. Я считаю, что здесь в чистом виде мошенничество. Нам было понятно, что с нами не рассчитаются. Это было с самого начала задумано, что расчёта не будет.

По его словам, ситуация сдвинулась с места только после того, как дело получило огласку: «Родились договора уступки, акты сверки, которые датированы августом (2015 года – авт.), хотя в декабре (того же года – авт.)их не было.

— Пётр Петрович, вы уверены, что в августе, выиграв суд, вы с этой фирмы сможете взыскать эти суммы? – прервал монолог директора завода министр экономического развития края Сергей Новиченко.

— Да нет, конечно. Я более чем уверен, что они захлопнутся после суда.

— Сегодня они предлагают отдать вам 3 миллиона рублей. Подпишите с ними, а потом досуживайтесь.

— Они ставят вопрос, что подпишите на 3 миллиона, и всё.

— Стоит вопрос, чтобы в процессе сверки выявить ту сумму, которая реально существует. Пусть это будет не 3, пусть будет 3,5 миллиона рублей. Думаю, больше она не будет всё равно даже по решению суда, — вклинился в обмен фразами Игорь Федотов. — Подписать на эту сумму мировое соглашение, и не надо нам заниматься судебными разбирательствами всё лето.

С недели, которая начнётся 14 марта, завод в Сретенске планирует перейти на неполную рабочую неделю. Мерцанием в конце тоннеля для рабочих может стать разве что оплата контрактов с БТРЗ и фирмой из Санкт-Петербурга.

— Зарплату месяца на 2 мы закроем той выручкой, которую мы рассчитываем получить, — сказал Пётр Похитонов, добавив, что поступления средств должны произойти в ближайшее время.

Временное лечение

Однако даже если «Центрпромпоставка» согласится с предъявляемыми долгами и заплатит их, это будет лишь временным решением проблемы. То же самое, что больного гриппом один день пичкать витаминами: станет полегче, но не вылечит.

— Ситуация на предприятии последнее время ухудшается. С начала года катастрофически падает производственная загрузка, новых заказов нет. Перспективы на ближайшее время по получению заказов не просматривается. Ситуация с «Центрпромпоставка» — частный случай, который в текущее время не позволяет решить проблему с выплатой зарплаты. А вообще-то здесь более глобальная проблема с предприятием. Даже если мы решим проблему с расчётом с «Центрпромпоставка», на какое-то время это может облегчить нам ситуацию, а в общем-то она всех наших проблем не решит. Наша главная проблема – нет производственной загрузки, — рассказал на заседании Пётр Похитонов.

Он признал, что, возможно, одна из причин такого положения заключается в плохом поиске заказов, однако в последнее время получить их заводу напрямую стало практически невозможно: по закону для участия в любом аукционе требуется обеспечение заявки. ССЗ серьёзных заказов в кораблестроении не видел уже 15 лет, перебиваясь изготовлением металлоконструкций, мебели, модульных зданий, оконных рам.

Например, 15 марта очередной аукцион на производство двух самоходных судов должно объявить правительство Камчатского края.

— Продукция для нас идеально подходит. Мы ждали этот заказ, знали о том, что он будет. Но, скорее всего, мы не сможем участвовать, потому что «входной билет», обеспечение, стоит 3,5 миллиона рублей. Их откуда-то надо взять. Получить белую банковскую гарантию для нашего предприятия тоже практически не реально, — добавил Похитонов. — Предприятие спасти может только производственная загрузка, то есть заказы. Желательно, долговременные. Мы не просим у кого-то денег, бюджетных вливаний. Нужна работа. Так получилось, что мы оказались отлучены и от госзаказа, и от гособоронзаказа. Нас вытолкнули с этого поля. С тех пор у нас началась проблемы. Говорить в таких условиях о возрождении предприятия не приходится.

Сергей Новиченко выслушал обе стороны.

— Мы видим выход из положения в следующем: должна появиться компания, которая возьмёт на себя роль участника торгов, — резюмировал он. — Мы со своей стороны готовы искать варианты в том числе снижения издержек этой компании на обеспечение гарантии. Мы готовы предложить гарантийный фонд Забайкальского края, но мы не можем сегодня предложить его заводу, потому что у завода есть другие основания, чтобы не участвовать в этих торгах. Времени осталось мало. Каждый здесь должен принять какое-то решение. Переступить через себя в том числе, — обратился он к участникам спора.

В части заказов Новиченко напомнил ситуацию с «Востокгеологией», контракт с которой завод выполнил не вовремя и не качественно.

Заказы со стороны «Востокгеологии» были размещены, но есть одна проблема: завод не может выполнить заказы ни в срок, ни соответствующего качества. Они не прошли контроль качества по линии безопасности «Востокгеологии».

Этот разговор состоялся в кабинете губернатора, когда приезжало руководство «Норникеля», когда обсуждали размещение заказов в том числе и на наших предприятиях. В том числе ССЗ.

— Та команда, которая в то время руководила, работала в этом направлении, но они их оформляли на подставную фирму «Сретенская верфь». Они забрали заказы и на площадке Машзавода их исполняли. Когда ушли с завода, забрали эти заказы. Завод эти заказу не выполнял. Это подрыв репутации, — парировал Пётр Похитонов.

А выход где?

Надежда на получение госзаказов у Сретенского судостроительного завода есть, уверен бывший губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. Однако для возможности выбраться из сложного положения нужно «освежить» команду предприятия.

— Надо, чтобы собственники были адекватны сегодняшнему времени. Они все величайшие профессионалы, но сегодня там должны быть немного другие люди. Там должно быть переоснащение производства, 3D- моделирование, молодёжь приходила. Хотя бы костяк из 2-3 человек сформировать. Должны быть совместные действия, но в первую очередь – действия собственника, — на ходу по телефону говорит Ильковский.

Когда-то назначенным им министр экономического развития Сергей Новиченко уверен, что Кокуй и Сретенск можно будет со временем включить в список территорий опережающего развития. Для этого нужно, чтобы появился бизнес, «который заместит рабочие места Сретенского судостроительного завода». Кроме альтернативы ССЗ участники проекта должны пройти специальную программу обучения.

— Каждый здесь должен принять какое-то решение. Переступить через себя в том числе, — обратился он к спорящим.

Настроение Новиченко поддержал и депутат Говорин.

— Во главу угла надо ставить то, что там находятся люди, которых нельзя оставлять в такой ситуации. Это будет социальный взрыв. Ваши судебные разборки и претензии могут продолжаться до нового года, — обратился он к сидящим по разные края длинного, почти во весь кабинет, стола бывшим партнёрам.

Через день после встречи выяснилось, что пока какого-либо практического результата она не принесла: ни та, ни другая сторона не собираются идти на мировую. Когда счёт идёт на миллионы, не до долгов по зарплатам.

НазадВперёд
10 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот тебе инвесторы выкупили завод подъёмного оборудования в пгт Оловянная были большие обещания восстановить производство, в конечном итоге дорезают уже последний металлолом в цехах здания рухнут а фирма выручив деньги с металла исчезнет, это просто новые ушлые предприниматели которые нашли способ себя обогатить за счёт таких заводов банкротом увольняют рабочих набирают ханыг режут металл продают и уходят, со ссз так же и получится

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ой Ой! Прям скарип души нам! На металл пусть распилят завод! На зарплату как раз хватит!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

в рынду не звонЯт, рынду бьют! делайте кастрюли если нет заказов. деньги зарабатывайте.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну да пусть пилят и что и так все китайское ничего своего нет а потом совсем

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

от всей команды стоящей у власти в забкрае мы слышим только упражнения в словоблудии и более ничего! вот теперь уже в кокуе рассуждают о мифических территориях опережающего развития! боже мой про нью-васюки мы уже читали, теперь нам вешают на уши лапшу про нью-кокуй! а уже нет в крае КСК, ЗПО в оловянной, окончательно растаскивают машзавод и т.д. и т. п.. Г-н Новиченко и К* вы что-нибудь реально можете сделать?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а вы?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чем-то смахивает на ситуацию с Первомайским гоком. Те же долги, отсутствие заказов, тоже уже пилят оборудование. В конечном итоге раздербанят все, и еще одним предприятием станет меньше!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

пока медведев и либеральное правительство у власти - току не будет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очередные похороны страны

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не списывайте раньше времени, завод еще в строю

ПОПУЛЯРНОЕ