Р!
20 АПРЕЛЯ 2021
19 апреля 2021

Штрафы за урну без педали - о приёмке читинских школ

Комитет образования читинской администрации 20 июля завершил приёмку всех городских школ. ИА «Чита.Ру» узнало, как проверяют школы, где уже сегодня по новому стандарту готовы принять детей-инвалидов и сколько новых учреждений требуется городу, чтобы разгрузить остальные.

В городе работают 52 школы, из которых четыре — начальные плюс школа-интернат для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, центр образования и одна открытая или сменная школа — №8. Вместе с заместителем председателя комитета образования Читы Александром Сучковым мы сходили в 42-ю — посмотрели, что и как принимают. Она находится в Ингодинском районе по улице Белорусская, 1, здесь около 600 учеников. Школа открылась в 1964 году — в ней просторные панорамные окна, узкие лестницы, широкие секции и пахнет свежей побелкой и краской.

Замдиректора по учебно-воспитательной работе Светлана Бабеева рассказывает, что подготовка к приёмке начинается с марта — руководство аккумулирует сэкономленные за год средства и взносы на ремонт, который стартует с каникулами. Если при школе работает лагерь, то ремонт выпадает на выходные или праздники. Текущий ремонт делается традиционно силами техперсонала, преподавателей и родителей — все дружно берутся за мойку окон, покраску, отдирают жвачки под партами и стульями и стирают шторы. Сумму, затраченную на подготовку школы в 2016 году, Бабеева назвать затрудняется — что-то делается в течение года, что-то в период каникул. На капитальные ремонты деньги выделяет администрация. Как раз к визиту комиссии и формируются заявки на капремонт — где-то актовый зал, где-то цокольный этаж и так далее.

В 2014 году на ремонты в школ администрация выделила более 60 миллионов рублей, в 2015-м эта сумма уменьшилась до 22,5 миллиона рублей, а в 2016 году составила 29,7 миллиона рублей.

Светлана Бабеева поясняет, что принимать школы начинают с прилегающей территории — смотрят на состояние спортивных объектов, фасада, лестниц и даже рассадку клумб. Далее всё от подвала до крыши — трещины, сколы, окна, полы, лестничные пролёты, освещение. Комиссия, которая инспектирует школы, состоит из специалистов комитета образования и сотрудников Госпожнадзора. Роспотребнадзор проверяет учреждения отдельно. Специалисты ведомств оценивают санитарное состояние здания, систем тепло- и водоснабжения, пищеблоков, спортзалов, санузлов, сигнализаций, огнетушителей, систем водоотведения, классов, в том числе для работы с детьми-инвалидами, и учительских. В 2016 году, по данным администрации Читы, ремонты были проведены практически в каждой школе — от кабинетов, лестниц и санузлов до кровли, ограждений, вентиляции и замены окон. Комитет образования проверяет в основном нормативные документы, классы, наличие или отсутствие необходимого оборудования, информационных блоков. У каждого кабинета и помещения есть свой паспорт с описанием оснащения и графика работы. Приёмка школ — мероприятие плановое, но бывают проверки по индивидуальным планам ведомств в течение года.

Госпожнадзор, соответственно, проверяет противопожарные системы, выходы, планы эвакуации, огнетушители. Роспотребнадзор — санитарно-гигиеническое состояние всего — кабинетов, столовых, пищеблоков, медкабинетов, санузлов. Так, например, по новым требованиям СанПиНа в туалетах должны быть обязательно установлены урны с крышками и педалями, дозатор жидкого мыла, бумажные полотенца. Как пояснила замдиректора по административно-хозяйственной части, 42-ю школу в 2015 году даже оштрафовали на 3 тысячи рублей за отсутствие вышеперечисленного.

В СанПиНе для школ прописаны нормы от организации питания, физических нагрузок и до расписания уроков, комплектации классов, высоты парт и стульев, расстояния между рядами, уборки. Например столовые, вестибюли и туалеты подлежат влажной уборке после каждой перемены, а спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Или, чтобы рационально подбирать мебель для профилактики нарушений осанки, рекомендуется во всех классах устанавливать ростовые линейки. Вот размеры мебели и маркировка по росту ученика.

В комитете образования Читы есть планы капитального и текущего ремонтов, план по замене пожарной сигнализации и энергосбережению. Согласно последнему, над каждой доской в школах должны быть установлены специальные светильники — они обеспечивают хорошее обозрение текста и графики из любой точки класса и берегут глаза школьников.

Требования к школам, по словам Александра Сучкова, не меняются кардинально последние несколько лет. Большинство школ советской постройки функционируют по проектам — те требования, которые сегодня есть в СанПиНе по расположению помещений или их площади, для большинства российских школ не котируются, только для новых. Например, школа №42 проектировалась так, что в актовом зале размещается и столовая — ряды столов прямо перед сценой.

По данным мэрии, при проверке в 2016 году серьёзных нарушений в школах города не выявили. Несерьёзные, со слов Сучкова, обычно связаны с оформлением паспортов кабинетов и других документов. Он возглавляет комиссию второй год и заверяет, что приёмка проходит гладко.

Фотографии двора школы №16 от участника проекта Стань известным репортёром

Когда мы начали осматривать школу, у входа была припаркована машина. По словам замруководителя комитета образования, всё решается в индивидуальном порядке — в 42-й школе в учебное время этого делать нельзя. Администрация школы при этом отвечает за всю территорию школы, кроме состояния дорожного покрытия — это полномочия города.

Равные права

С 1 сентября начнут действовать два новых образовательных стандарта (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, по которым для них будут созданы индивидуальные маршруты обучения, независимо от того, где они учатся — в общеобразовательной, коррекционной школе или на дому. Учитель в зависимости от результатов ребёнка, сможет предлагать родителям изменения маршрута, добавляя новые элементы. Такая образовательная система появится в России впервые. При этом все общеобразовательные школы, которые по новому стандарту обязаны будут принимать детей, должны быть оборудованы специальными классами, сенсорными комнатами, просторными и удобными туалетами. Все это финансируется через госпрограмму «Доступная среда». По программе также оборудуют пандусы, расширяют дверные проёмы, заменяют напольные покрытия, убирают пороги. На сегодняшний день 31 школа в Чите уже участвует в программе: 2, 3, 5, 6, 7, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 29, 30, 33, 36, 37, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 50, 52, школа-интернат №4 и Городской центр образования. Кроме оборудования, в школах есть специалисты, прошедшие подготовку для работы с этой категорией школьников — это тоже норма ФГОС.

Что касается пандусов, то в 2012 году Центральный суд Читы постановил, что не все школы обязаны их устанавливать. Решение объяснялось нерентабельностью. Но с началом действия ФГОС отсутствие пандусов выглядит странно — ребёнку с ВОЗ школы не в праве отказать. Тем не менее, Сучков как представитель комитета образования, настаивает на исполнении решения суда. Но отмечает, что в большинстве школ уже работает «Доступная среда» — в некоторых одно время даже предлагалось установить электрические пандусы на лестничные пролёты. Но от этой идеи быстро отказались из-за того, что проекты большинства школ с достаточно узкими лестницами — места всем детям не хватит. Плюс электричество — школы пытаются сэкономить. Поэтому занятия для детей-инвалидов решили организовать на первых этажах. В 42-й школе есть отдельный вход для детей, спортзал, сенсорная комната, широкие туалеты.

Сколько школ построить?

Экс-министр образования Забайкалья Анатолий Чумилин в феврале говорил, что в генплане Читы социальным объектам уделено мало внимания — точечная застройка города многоквартирными домами требует новых школ и детских садов. Эта проблема наиболее актуальна в Центральной части города — густонаселённых микрорайонах Северный и Каштак. Ближе к окраине такой проблемы нет. Чумилин называл сложившуюся ситуацию просчётом прошлого. В 2016 году в Забайкалье планировалось построить несколько школ — в том числе в микрорайоне Октябрьском в Чите на 1 тысячу мест. Территории под школы, по словам министра, нашлись бы после сноса ветхого жилья, если бы работала программа по переселению из него.

Сегодня 42 школы в городе переполнены. По словам Сучкова, для разгрузки в Чите требуется ещё 2-3 новых школы. Вот те 10 школ, которые готовы принять учеников разного возраста в 2016 году:

Адрес
7посёлок Наклонный, проезд А. Булгакова, 60
10посёлок Песчанка, улица Юности, 4
131-й микрорайон, улица Лазо, 81
15улица Рахова, 75
20посёлок Биофабрика, Романовский тракт, 77
29улица Луговая, 87
39посёлок Аэропорт, Жилой городок, 15
46улица Промышленная, 49
51посёлок Восточный, улица Юбилейная, 3
Городской центр образованияулица Богомягкова, 36

 

НазадВперёд
7 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2."

А в этой желтой бумажке "Высота кабинетов должна быть не менее 3,6 квадратных метров".

Даже скопировать нормально не смогли? Высота в квадратных метрах.поколение растет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а в чём собственно проблема? в обеих цитатах квадратные метры указаны. что не так?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В квадратных единицах измеряется площадь, а не высота)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Милости просим в школы у чёрта на рогах!?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очередной гвоздь в гроб образования. На уроке за 45 минут ни один учитель не в состоянии работать с детьми, обучающимися по разным программам. Дети с ограниченными возможностями требуют максимума внимания. Значит, дети с обычными возможностями многого недополучат. Т.е. армия детей, которым необходим репетитор, увеличится.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А "маршруты обучения" это как? Так же как "дорожная карта"? Почему не учебный план или программа обучения? Теперь часто и не знаешь "послали" тебя или предлагают план действий.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Интересно,а столовую в школе N 3 привели в порядок или закрыв глаза приняли?