Забайкалье отстегнули от развития Дальнего Востока
Правительство России 15 августа утвердило новую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Цели стали менее размытыми, миллиарды господдержки сохранились — всё вроде хорошо. Вот только Байкальский регион остался, по большей части, лишь в названии госпрограммы. Федеральному правительству было настолько всё равно, что таблицу с расходами на развитие Байкальского региона оставили девственно чистой и не постеснялись.
Новая редакция государственной программы уже не первая. Правительство внесло поправки уже через год после её принятия — в апреле 2014-го. В последнее время государственная политика на Дальнем Востоке сделала крутейший поворот в современной истории: появился закон о территориях опережающего развития, Владивосток получил статус свободного порта, без оглядки на Японию была принята программа развития Курильских островов, вышел закон о «дальневосточном гектаре», в конце концов. Изменения были учтены правительством в новой редакции госпрограммы развития, а на Байкальский регион просто забили.
Географически, Байкальский регион — это три района Иркутской области, четыре района Забайкальского края и Республика Бурятия целиком. Всем трём упомянутым субъектам РФ не посчастливилось стать частью Дальневосточного федерального округа, но все три претендуют на преференции для отдалённых районов страны. Сенаторы и депутаты от Забайкалья, Бурятии и Иркутской области составляют в парламенте так называемую «байкальскую группу», которая лоббировала вхождение региона в госпрограмму и безуспешно пыталась добиться его включения в закон о ТОРах.
В новой редакции упоминания Байкальского региона выглядят рудиментами. «Ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона» — это цели, обозначенные в варианте 2014 года. В версии 2016-го регион упоминается только в одной из двух целей — о повышении уровня социально-экономического развития, обеспечивать потребности в трудовых ресурсах и удерживать население правительство планирует только на Дальнем Востоке.
Задачи обновлённой госпрограммы стали шире. Первая — формирование ТОРов на Дальнем Востоке, вторая и третья — привлечение инвесторов и в ДВФО, и в Байкальский регион, четвёртая — правовое обеспечение развития только Дальнего Востока, пятая — развитие транспортной инфраструктуры всего макрорегиона и шестая — о Курильских островах. В предыдущей редакции почти все задачи были о транспорте: улучшение дорог, портов, реконструкция аэропортов — теперь всё собрано в одном пункте.
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы привели к одинаковой для каждого года сумме — 46,65 миллиардам рублей: до 2016 года они варьировались от 26 до 77 миллиардов. При этом запланированный объём господдержки с 2014 по 2020 год снизился на 65 миллиардов рублей, а всего до 2025 года правительство планирует выделить на программу 511 миллиардов.
Но не стоит обольщаться полумиллиарду рублей — сколько придёт в Забайкалье, из программы непонятно. Паспорт подпрограммы «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» безобразно неинформативен: объём финансирования её реализации «не предусмотрен», и поэтому непонятно, как правительство собирается «создать современные конкурентоспособные производства» в прибайкальских субъектах федерации.
В предусматривающей 145 миллиардов подпрограмме «об обеспечении реализации госпрограммы» Байкальский регион упомянут только в названии. Внедрение новых подходов к опережающему развитию, улучшение координации органов власти при работе с целевыми и инвестиционными программами — всё только в отношении Дальневосточного федерального округа. В предыдущей версии документа такого жёсткого разделения между Дальним Востоком и Байкальским регионом не было.
Единственная подпрограмма, по которой Забайкалье, вероятно, получит финансирование — «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Она предполагает реконструкцию автодорог «на всей территории макрорегиона» и строительство дополнительных главных путей и разъездов на Байкало-Амурской магистрали. Общая сумма ассигнований на программу — 161 миллиард рублей, из которых 16 миллиардов — из бюджетов субъектов РФ.
Несерьёзность планов правительства в отношении Байкальского региона ясно видна по единственной точной цифре, указанной в госпрограмме — количеству новых рабочих мест. В Забайкальском крае, Республике Бурятии и Иркутской области их планируется создать 2,63 тысячи. Для сравнения, в одном только Владивостоке рабочих мест должно стать 74,8 тысячи.
Федеральное правительство к 2025 году ожидает от реализации программы 1730 миллиардов рублей инвестиций, преодоление проблемы оттока населения, создание 103 тысяч рабочих мест, рост транспортных перевозок и улучшение связей Дальнего Востока с центром страны. Зачем в новой версии упомянут Байкальский регион, если авторы программы всё равно не уделили ему внимания, — не ясно.
В июле, после неаккуратного заявления депутата Николая Говорина, что в администрации президента рассматривают возможность включить Забайкалье и Бурятию в ДВФО, казалось, эта перспектива — последний шанс вклиниться в поток федеральных дотаций. Федеральные эксперты со скепсисом отнеслись к возможности перетасовок в округах: с одной стороны, новые регионы высосали бы из Дальнего Востока часть денег — и это плохо, а с другой сама идея — просто чушь. Но, если в августе правительство утвердило госпрограмму без внимания к Прибайкалью, значит, о присоединении Забайкалья и Бурятии к Дальнему Востоку власти не думали всерьёз. До 2025 года мы остаёмся сами по себе.
Андрей Кефер, министр финансов Забайкальского края с января 2013-го по июль 2016 года:
«Программа была предметом нашего с министерством экономического развития постоянного обсуждения с Минвостокразвития РФ, именно — вхождение Забайкальского края как полноценного представителя программы. Работа была серьёзная. Если программа утверждена правительством (в текущем виде — ред.), можно сделать вывод, что поставленные нами цели не достигнуты. Мы и раньше присутствовали там поверхностно, практически как статисты в названии.
Как бы ни относились к господину Ильковскому, Константин Константинович в бытность губернатором не только наипристальнейшее внимание этой программе уделял, но и говорил, что мы должны формировать федеральную повестку в части нашего представительства в этой программе. Знаю, что Наталья Николаевна эту эстафету подхватывала, ставила те же задачи Сергею Новиченко (вице-премьер, врио министра экономического развития — ред.). О качестве исполнения могу только гадать, но судя по текущей информации, видимо, нужных результатов мы не достигли.
Что это будет значить для края? Ответ закономерный: ничего хорошего. Отсутствие финансирования — вот и всё».
Комментарий министерства экономического развития о влиянии утверждённой программы на жизнь Забайкальского края на момент публикации получить не удалось.
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Забайкалье не сможет обеспечить всех местами в детсады по нацпроекту «Демография» — Кефер 44
Ванчикова предложила регистрировать участников мероприятий с указанием о прививке от COVID 39
Читинка показала содержимое подаренного на выписку из роддома набора для новорождённого 30
Директор шоколадной фабрики Павел Новиков подал документы на праймериз «Единой России» 20
Кефер предложил обращаться в УФАС с ростом цен на сахар до 87 р. за кг в сёлах Забайкалья 19