Р!
24 ИЮНЯ 2021
23 июня 2021

Борцы с тюнингом

В начале 2015 года по России волной прокатились сообщения о борьбе ГИБДД с незарегистрированными доработками, которые вносятся в конструкцию автомобилей. Вступил в силу новый технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств, который устанавливает запрет практически на любой тюнинг, будь то железный силовой бампер, лебёдку и даже шноркели (воздухозаборник двигателя, выведенный на уровень крыши — И.Х.). Если на них нет специального заключения от ГИБДД, то модификации нужно убирать либо быть готовым к тому, что первый же инспектор отправит машину на штрафстроянку.

Никакого ксенона

Первая редакция техрегламента о безопасности транспортных средств была принята в 2010 году. Регламент работал на территории Единого экономического пространства, куда кроме России входят Армения, Беларусь и Казахстан. В документе были прописаны требования к машинам, начиная с коэффициента сцепления колёс с дорожным покрытием и модификации подушек безопасности, заканчивая запретами на изменения в конструкции — обвесы, тонированные стёкла, ксеноновые фары и так далее.

Техническое регулирование в отношении автомобилей было разработано для повышения уровня безопасности и сильно походит на международный регламент, Европейские ГОСТы и заводские описания машин. Официальное СМИ правительства страны — «Российская Газета» — в 2011 году писала, что в регламенте есть масса неточностей, допущены орфографические ошибки, а вместо словосочетания «Единое экономическое пространство» употребляется выражение «Евразийское экономическое сообщество».

Автомобилисты были возмущены, что техрегламент до принятия не обсуждали с ними в формате публичных слушаний. Общественники, несогласные с правилами, протестовали. Один из таких забайкальских джиперов говорит, что водители пытались собирать митинги, но недовольных оказалось недостаточно для акций протеста.

«Сначала придушили американские машины с американской светотехникой (в США иное направление света регламентируется по углу наклона, поэтому зона освещения получается почти симметричной, также разрешены фары янтарного цвета, в РФ — только белые — И.Х.) У нас нельзя такими пользоваться, должны быть поворотники оранжевые и отдельно от стопламп. Потом рынок пострадал по дальнобойным машинам. Техрегламент жёстко ограничивал длину автопоезда и расположение седла у тягача. Постепенно такие грузовики, как Freightliner, перестали ездить в России, потому что они либо нарушают, либо цепляют короткие прицепы. В нашей стране же официально не продают капотных седельных тягачей, соответственно, и заступиться было некому. Остались одни «бескапотники». В каком-то смысле, Европа стала рулить по техрегламенту», — рассказывает джипер.

Новая редакция документа разрабатывалась с 2011-го, а вступил он в силу в 2015 году на всей территории Единого экономического пространства. Фактически он не сильно отличается от предыдущей редакции, там остались всё те же запреты на внесение изменений в конструкцию автомобилей.

Поймать за бампер

Технический осмотр легковых автомобилей из функций ГИБДД был изъят с подачи экс-президента Дмитрия Медведева ещё в 2012 году и передан Российскому союзу страховщиков. Связано это было якобы с ростом коррупции в ГИБДД, когда многие получали нужные документы о техосмотре без фактического его прохождения.

Полиция проводила профилактические мероприятия по выявлению незаконно установленных прямотоков (глушитель без перегородок, создающий при работе двигателя большой шум — И.Х.) или ксенон (ксеноновые лампы намного ярче простых из-за газоразрядного источника света высокого давления — И.Х.), но такие рейды были нерегулярными и редкими. Единственным способом воздействия на нарушителей для сотрудников ГИБДД стала статья 12.5 КоАП об эксплуатации машины с неисправностью, где изменения в конструкции автомобиля считаются нарушением. В качестве наказания сотрудник может выписать штраф в 500 рублей или предложить водителю устранить допущенное нарушение на месте. Как правило, это сделать невозможно — не отрывать же силовой бампер прямо на дороге.

Основатель забайкальского клуба любителей внедорожников «Диверсант» Семён Шифрин рассказывает о том, что ему не давали переписать на себя автомобиль Toyota Tundra из-за железного бампера и лебёдки. Приходилось искать штатный, чтобы потом после оформления менять всё обратно: «Но тогда никто не говорил об аннулировании учёта. Просто не давали перерегистрировать».

В июне 2016 года МВД заявило о намерении вернуть техосмотр от частников обратно в ГИБДД. Ведомство ссылалось на рост аварийности из-за попустительского отношения страховых компаний к прохождению техосмотра. Правительство РФ поручило Минэкономразвития разработать новую реформу техосмотра, а именно возложить на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта контроль над страховщиками. Кардинальных изменений реформа не предусматривала, единственным новшеством были штрафы для страховщиков за несоблюдение требований при техосмотре.

Житель Читы, который занимается куплей-продажей автомобилей рассказывает о том, что когда новый техрегламент был введён на территории всего Единого экономического пространства, началась война за право проводить техосмотр. Было несколько резонансных случаев, когда прошедшие техосмотр автомобили с поломками продолжали ездить по городу, что стало причинами, например, пожаров в маршрутках из-за неверно установленного газового оборудования или травмирования пассажиров в ДТП.

«Появилось некое письмо, где сотрудникам ГИБДД на местах было сказано останавливать машины для проверок. Но на местах, видимо, поняли шире. И взялись за «тазы» (отечественные автомобили с заниженной подвеской — И.Х.) на отпиленных пружинах, внедорожники, останавливали, если видели тонировку, маршрутки, автопоезда. В ГИБДД будто опомнились, что есть тот самый техрегламент и модернизация машин без разрешений невозможна, поэтому они начали вылавливать машины прямо на дорогах», — добавил источник.

Рейды по джиперам прошли в Приморском, Хабаровском краях, на Камчатке, в европейской части страны взялись также за заниженные «тазы», автобусы, фуры. Мои собеседники говорят о том, что сотрудники ГИБДД в Чите весной тоже начали останавливать машины, имеющие видимые изменения, и настоятельно советовать регистрировать этот тюнинг.

«Существенное отличие Забайкалья от других западных регионов — в Чите не знают, как за это оштрафовать. А механизм прост: останавливают, фотографируют, выписывают штраф в 500 рублей за эксплуатацию автомобиля с неисправностью, могут дать предписание, а могут и не дать, но в любом случае протокол попадает в регистрационно-экзаменационный отдел УГИБДД по месту жительства, — рассказывает джипер. — В течение 10 дней нужно приехать туда и показать машину. Если у сотрудников не будет вопросов, и водитель устранил неисправность, то можно уезжать, а если нет, то регистрацию аннулируют и машину поставят на штрафстоянку или отнимут документы и номера до устранения».

Верните всё как было

Для того чтобы зарегистрировать изменения, нужно приехать в МРЭО на стоковом автомобиле (в заводской комплектации — И.Х.). После этого нужно получить разрешение на планируемый тюнинг, например, на установку дополнительного света, баков газа или лебёдки. Все комплектующие для тюнинга должны иметь сертификаты безопасности, и устанавливать их можно лишь в лицензионном сервисном центре. Потом нужно получить сертификат научного центра НАМИ (Научный автомоторный институт — И.Х) о том, что это всё установлено по правилам и только после этого можно ехать снова в МРЭО и регистрировать тюнинг. Сертификат НАМИ, по подсчётам источника, стоит от 7 тысяч рублей за каждую позицию.

В Забайкалье тоже уже есть свои частные случаи, когда регламент сработал против водителя. Семён Шифрин привёл пример из своей практики, когда регистрацию его автомобиля, который находился в Москве и был остановлен сотрудниками Госавтоинспекции, аннулировали в Чите по запросу из столицы.

«Мой Jeep Wrangler в Москве был остановлен сотрудниками ГАИ. Сфотографирован. Выписали штраф в 500 рублей и вроде бы всё. Машину через месяц продали, а когда новый владелец поехал, его то в тот же день остановили и доставили в отдел полиции. Выяснилось, что регистрация аннулирована и машина в розыске. И аннулирование производилось не где-нибудь, а в МРЭО Читы по протоколу из Москвы. Схема работает! Впоследствии машину выкупили со штрафстоянки, поставили штатные бампера и подвеску, сняли всё лишнее, выписали ей новый договор купли-продажи, восстановили регистрацию. В таком виде джип вообще не вызывает интереса. На восстановление стока в ноябре ушло под 200 тысяч рублей. Чтобы вернуть тюнинг, уйдёт 50 тысяч, а на легализацию по регламенту расценки в России разные, но, примерно, от 50 до 150 тысяч рублей», — говорит Шифрин.

МВД России готовило письмо о «Методических рекомендациях по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию», где ничего не говорится про необходимость вернуть автомобиль в стоковое состояние. «Коммерсант», ссылаясь на заместителя начальника отдела технадзора ГИБДД России Сергея Чипурина, писал, что у Госавтоинспекции нет требований приводить переоборудованные машины в первоначальный вид для согласований. Чтобы исключить эту практику, подготовлена даже дополнительная рекомендация в регионы, но в документальном виде это решение до мест не дошло.

Старший госинспектор отдела надзора УГИБДД в Забайкальском крае Олег Яльцев объяснил, что при перерегистрации автомобиля изменение в его конструкции вызывает вопросы, если на этот тюнинг нет никаких документов и он не зарегистрирован в ГИБДД. При этом не всегда нужно приводить машину в стоковое состояние, чтобы ехать в регистрационное подразделение ГИБДД.

«Всё зависит от того, какие именно изменения внесены в конструкцию автомобиля, и влияют ли они на безопасность дорожного движения. Автомобиль с завода изготовителя не был оснащен заниженной подвеской или, скажем силовыми бамперами, и этот новый тюнинг может быть не всегда безопасным. При установке лифт подвесок изменяется, увеличивается дорожный просвет, и изменяется центр тяжести автомобиля, что сказывается на его устойчивости. Установка несертифицированных бамперов, лебёдок, кенгурятников может быть травмоопасной не только для водителя и пассажиров автомобиля, но и для пешеходов», — говорит Яльцев.

Получить заключение предварительной технической экспертизы можно в аккредитованной испытательной лаборатории, информация о них размещена в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. При получении положительного ответа необходимо обратиться с заявлением в отдел технадзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД по Чите в кабинет № 4 с заявлением. Инспектор Яльцев уточнил, что подписанное заявление ещё не даёт право на эксплуатацию машины — до тех пор, пока водитель не получит свидетельство о соответствии требованиям безопасности и не зарегистрирует эти изменения в ГИБДД.

Яльцев добавил, что работа по выявлению нарушений ПДД, связанных с доработкой автомобилей, ведётся пока ещё не в полном объёме. Инспекторы активно работают по установке газового оборудования, в частности маршрутных такси, но в ближайшее время тюнингу автомобиля — установка «кулеров», лифт подвесок, усиленных бамперов, прямотоков — будет уделено пристальное внимание.

«Чтобы знать, какие именно доработки станут для водителя проблемой, нужно обращаться за консультацией к инспекторам технического надзора в Чите либо в районные подразделения ГИБДД. Они, изучив документы и осмотрев автомобиль, скажут, что является возможным в конструкции, а что нет, разъяснят процедуру и дадут перечень документов для регистрации изменений. Не стоит думать, что машину тут же заберут на штрафстоянку — нет таких жёстких требований. После консультации можно будет уже с пониманием обращаться в компании, которые занимаются выдачей заключений предварительной технической экспертизы — в Чите их несколько. Там необходимо получить весь перечень документов, а после снова ехать в группу технического надзора», — разъясняет офицер.

Госинспектор подчеркнул, что контроль за нормами техрегламента будет вестись и дальше, поэтому водителям стоит побеспокоиться о сертифицировании тюнинга своих машин.

Технический регламент — это не закон, который не имеет обратной силы, поэтому с момента принятия документа незаконными стали машины, переделанные задолго до этого момента. С одной стороны, только так можно уберечь водителей от горе-мастеров, использующих кустарные подделки вместо качественных деталей, но с другой благая идея утонула в бюрократии. Нужно обратится в НАМИ, потом в технадзор, вносить изменения и потом опять ходить по инстанциям. А высокая стоимость процедуры и сложности при её прохождении мешают развитию автоспорта и столь любимого забайкальцами автомобильного туризма.

НазадВперёд
16 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Может хоть рыба восстановится в верховьях, а-то прут всюду браконьеры со шноркелями да лебедками. Пусть теперь в карьерах гоняют, штрафуйте их почаще!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Плохие консультанты у вас по теме. Одинчитинский джипер не читал новость о новых номерах для переделанных спецавто? Ограничивают его эксплуатацию по месту и времени. И это разумно. Бигфут в городе и не нужен, а ущерб природе от его эксплуатации надо будет возместить материально.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а, интересно, кто-нибудь понял, о чем пишет этот господин?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очередные поборы Московских олигархов с терпил на колёсах!

К стате скоро номера новые введут по самое небалуйся!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вот тебЕ живой пример как хозяева тюниных авто спасают жизнь, делают работу спец служб https://www.chita.ru/news/93557/.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прикольная позиция, конечно. "Самоварный" силовик от дяди Васи из гаража или от дяди Ляо из Поднебесной будет менее травмоопасен для пешеходов чем более прилично сделанная железяка от ARB или TJM?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы больше не пишите незнакомые слова из трех букв, пожалуйста. ВАЗ, ГАЗ, УАЗ - можно!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Статья о сложных жизненных ситуациях Семёна Шифрина?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как сложно жить!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И так понятно на джипе пожары тушить легче. Зачем продавать то была?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все правильно делают и законотворцы и ГИБДД. Никаких изменений в конструкцию автомобиля вносить нельзя. А то наделают кенгурятников и понтуют по городу.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А потом бьють бандурами-лябётками школьникам по ранцам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лучше бы так боролись с алкоголизмом и наркоманией. нашли блин до чего докопаться.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чот смеюсь я над страданиями Сени. Как купил в салоне два года назад своего Хайлендера - так и езжу, никто не придирается, а его, бидняшку - затравили прямо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Схема получилась один-в-один как при оформлении конструкторов. Видимо НАМИшники пожаловались вверха, что денежный поток от СКТСок иссяк после тотального запрета на замену агрегатов, вот и придумали новый денежный ручеек из воздуха. Естественно, за счет автомобилистов. У них же карман бездонный - можно и транспортный налог, осагу стричь, теперь ещё и за переоборудование копейка упадет. Честно говоря, я удивлен что плату за данную процедуру сделали разовой. Как-то не похоже на очередную "заботу" государства. Думал, что с фантазией подойдут, с помесячной оплатой за езду со шноркелем. И к обоснованию топорно подошли - опять эфемерная забота об абстрактных пешеходах, поголовно погибающих под силовыми бамперами и падающими шноркелями, а также беднягами-водителями, на мозг которых весьма негативно сказывается шум от прямотока (личное имхо - прямотоку не на что воздействовать, т.к. если владелец его устанавливает, то у него априори отсутствует предмет воздействия).

ЗЫ. А чего сюда "кулеры" приплели? Что вообще гаишники под этим словом понимают? Китайческую "ноздрю" приклепанную на капот "девятки" или вентиляторы из системного блока ПК, налепленные на радиаторах маршруток для усиленного охлаждения ОЖ в летний период?!?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

20 лет водительского стажа. Ну вот почему то я не видел ДТП произошедших по причине затюниных внедорожников, не видел, что прицеп отрывался из за ТСУ, что б Ж бампером таранили пешеходов не видел. А вот, что машины слетают с трассы в кювет из за просадки подушки дорожного полотна (так называемых волн) из за пробитых колес в ямах, из за луж на трассах федерального значения, из за образовавшейся снежной колеи - видел, так же видел что дтп происходит из за отсутствие или спрятанного за кустами дорожного знака минимизерных стрелках на светофорах, видел как пешики падают на пешеходном переходе так как там лед…