Р!
09 МАЯ 2021
07 мая 2021
ООО Коммунальник

«Один день»: Кто в ответе за тепло

Алексей Бандуков совершенно не похож на машиниста (кочегара) котельной или начальника смены. Молодой, смешливый, в яркой оранжевой каске, он напоминает скорее стажёра. Не знала бы – не поверила, что этот человек из смены в смену держит под контролем систему подачи угля и мощные, издалека опаляющие жаром котлы «Коммунальника».

Мы открываем серию текстов в формате «Один день» о сотрудниках одной из крупнейших забайкальских компаний в сфере теплоснабжения – ООО «Коммунальник». В них мы на реальных примерах покажем, чем живут и как работают кочегары, каково управлять целой котельной и как из сварщика дорасти до руководящей должности.

В следующем году «Коммунальнику» исполнится 10 лет – Алексей Бандуков проработал в атамановской котельной почти половину этого срока. При этом по образованию он не машинист, а экономист-менеджер.

«По специальности я практически не работал – устроиться было сложно, платили не очень, да ещё и приходилось каждый день ездить из Атамановки в город. Поэтому, когда увидел объявление о наборе сотрудников в «Коммунальник», решил попробовать. Взяли машинистом-кочегаром, за два года дослужился до начальника смены. Лучше бы, честное слово, сразу на техническую специальность поступил – так и работу найти проще, и зарплата выше», – с такого откровения начинается знакомство с Алексеем, который встречает нас у контрольно-пропускного пункта.

К своему месту работы он ведёт нас медленно, давая вдоволь оглядеться по сторонам. Запрокинув головы, мы смотрим на внушительные конструкции, на присыпанные снегом развалы угля – к ним чуть вразвалочку подъезжает погрузчик. Машинист бросает в его сторону короткий взгляд и поворачивает направо, огибая угол котельной. Пришли.

В здании предсказуемо тепло и шумно. Мы поднимаемся на второй этаж, коридорами и большими залами проходим к операторской. К гулу работающей котельной привыкаешь практически сразу – до рабочего места машиниста, он доносится уже приглушённым. От разговора отвлекают разве что периодически мигающие датчики – начальник смены, коллега Алексея, то и дело подходит к ним, нажимает какие-то кнопки.

Алексей приглашает нас присесть за стол и начинает описывать свои будни. Утро машиниста-кочегара начинается в 7.00: «Встаю по будильнику, умываюсь, плотно завтракаю. До работы добираюсь за пять минут – тут, с Гагарина, недалеко идти». Официально рабочий день начинается с 8.00, но сотрудники приходят на пятнадцать минут раньше, чтобы принять смену. Пока начальник смены изучает состояние всех механизмов системы, машинист-кочегар осматривает оборудование внутри самой котельной – котлы и насосы должны работать без перебоев. Смену принимают, только если нет никаких нареканий к работе предшественников.

«Принял смену – проверяешь работу КИПиА, – продолжает рассказ Алексей и, видя моё недоумение, повторяет по буквам. – КИПиА – контрольно-измерительные приборы и автоматика».

Он разводит руками, одним движением охватывая мигающие датчики, табло со светящимися цифрами. Это и есть те самые контрольно-измерительные приборы, следить за которыми – главная обязанность машиниста-кочегара. Во время внештатных ситуаций он оказывается первым человеком в котельной, кто узнаёт о случившемся по малейшему отклонению данных. Проглядит, замешкается – пиши пропало.

«Видите, цифры изменились? – краем глаза замечает машинист. – Упала температура уходящих газов и кипящего слоя в котле – значит, скорее всего, уголь завис в угольных течках. Иногда такое бывает, особенно в сильные морозы, когда хранящийся на улице уголь попадает в «тёплый» бункер и налипает на его стенки».

Он походит к щиту управления и поясняет, что возобновить подачу угля в котёл нужно как можно быстрее – пока температура слоя не упала ниже допустимой и растапливать котёл не пришлось с самого начала. Но и резко подавать топливо нельзя – котёл может остановиться, а его повторный запуск займёт не менее 4 часов. Поэтому в зависимости от того сколько секунд длилось «зависание» угля, при возобновлении подачи топлива нужно найти «золотую середину», которую уже давно определили опытные машинисты.

Рассказывая это, Алексей нажимает одну из кнопок. Даже в операторской становится слышно, как задрожал металл – машинист включил расположенный на бункере вибратор, чтобы «вытрясти» налипший на его стенки уголь. Такой простой метод срабатывает не всегда, но на этот раз нам везёт. Алексей кивает на табло: «Всё, подача угля пошла, температура восстанавливается». Но ещё нужно осмотреть бункер и котёл, убедиться в успехе.

Из рации то и дело раздаётся что-то громкое и неразборчивое – пока машинист-кочегар беседует с нами, на всё отвечает его напарник, начальник смены. В какой-то момент поворачивается к нам и говорит: «Насос завоздушился». Алексей поднимается с места, оправляет форменную куртку и кивает – мол, следуйте за мной. На ходу объясняет, что ситуация рядовая: воздух попал в насос, воздушная пробка перекрыла доступ воде и давление резко снизилось.

Во время работы машинист-кочегар постоянно находится на связи с начальником смены. По рации координируют действия – один из операторской выключает насос, другой закрывает задвижки. Фотограф исподтишка фотографирует весь процесс: вот Алексей выпускает воздух из механизма, вот сообщает об этом начальнику и ждёт, пока тот вновь запустит насос. Вот он уже медленно открывает задвижки, по манометру следя за давлением.

Беседа продолжается и во время обеда – еду большинство сотрудников приносят с собой, хотя могут готовить и на местной, оборудованной всем необходимым кухне. Алексей тоже берёт обед из дома, так что мы спускаемся в столовую, оставляя начальника смены в операторской – присматривать за датчиками и контролировать непрерывный технологический процесс нужно постоянно.

«Вчера отключалась электроэнергия. Думаете, сидели и ждали? – Алексей цокает языком, качает головой. – Нет, спасали оборудование. Предотвращали повышение давления в котлах и трубопроводах, быстро готовили основное и вспомогательное оборудование к запуску. В общем, беготни хватало. Когда электроэнергию подали, первым делом запустили в работу подпиточные насосы первого и второго контура. Затем – циркуляционный насос. Как только давление поднялось, по одному начали включать сетевые насосы. Наконец, один за другим ввели в работу котлы».

Поднимаясь на рабочее место, машинист объясняет, что в штатной ситуации со всем справляется автоматика – сам он выполняет скорее обязанности оператора. Уже нет нужды лопатой забрасывать уголь, постоянно находиться рядом с котлом. И всё равно профессия требует не только сноровки, но и твёрдых знаний.

«Сейчас я повышаю квалификацию в учебном центре «Коммунальника». Теорию мы уже сдали, проходим практику. Через две недели ждёт практический экзамен, который будет проходить здесь, в котельной. Нужно будет показать, как ты разбираешься в оборудовании, умеешь ли правильно запускать основное и вспомогательное оборудование, – Алексей пролистывает список из пятидесяти с лишним вопросов. – Экзамен нужный, потому что на таких предприятиях должны работать квалифицированные специалисты, а не самоучки. Мы же за весь посёлок в ответе».

 
ЗабТЭК, ул. Петровская, 44
  • 8 (3022) 21-18-02
НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ПОПУЛЯРНОЕ