Р!
12 АПРЕЛЯ 2021
10 апреля 2021
Агинское

Музей и религия: вариант забайкальский

Исповедующие буддизм забайкальцы готовятся к важнейшему празднику. Грядёт начало весны, скоро наступит новый год по лунно-солнечному календарю, в воздухе витает радость предчувствия чего-то хорошего и большого.

В преддверии торжества Забайкальский краеведческий музей имени А.К. Кузнецова подготовил и открыл тематическую выставку «Буддийские образы Белого месяца». Здесь можно увидеть редкие, весьма ценные и объективно великолепные экспонаты, попытаться понять внутренний мир готовящегося к новому ежегодному циклу верующего, ощутить тонкую грань реальности с чем-то иным, взглянуть в глаза величественных божеств и внутрь самого себя. О важнейшем музейном событии февраля рассказывает автор выставки, заместитель директора музея Эдуард Шелофаст.

— Как давно в Забайкалье пришёл праздник, известный нам как Сагаалган?

— Традиции празднования Сагаалгана в Забайкалье, восходят ко времени, когда в среду монгольских народов начал проникать буддизм. В XIII веке буддийские традиции только появлялись и осторожно приходили в традиционные монгольские верования. Превалировать они начнут в XVII-XVIII веках. Поэтому Сагаалган, как один из немногих истинно забайкальских народных праздников, имеет глубокие исторические корни, проникающие во все аспекты культуры и хозяйственного уклада коренного населения. Я рад представившейся возможности поздравить земляков с этим удивительным и значимым праздником.

— Но таким, каким мы его знаем сейчас, праздник был не всегда?

— Разумеется. Первоначально это был праздник белой пищи и отмечался он отнюдь не зимой. Это был календарный праздник осеннего периода, совпадавший со временем забоя скота. Теперь же принято связывать понятие Белого месяца с зимой и снегом. Но белая пища остаётся одним из главных символов праздника до сих пор. Кроме того, важную религиозную составляющую в празднование Нового года внёс своими реформами Дже Цзонхава.

— Почему выставка называется именно так?

— Все праздник знают, отмечают, а контекст его чуть менее известен… в упрощенном понимании — это новолуние и Новый год, в более сложном – это почитание образов божеств, вписанных в пантеон крупнейшей и древнейшей мировой религии. Этот праздник и эти образы территориально и духовно гораздо ближе к забайкальцам, чем, к примеру, Хеллоуин, восходящий корнями к древним кельтам, или День святого Валентина, слабо привязанный на сегодняшний день к какой-либо из религий.

— Выставка открылась 17 февраля, раньше наступления Белого месяца. Почему?

— Дата открытия была выбрана неслучайно. Именно сейчас у буддистов начинается большая подготовка к Сагаалгану. Работать выставка будет в течение двух месяцев. Это обусловлено и правилами экспонирования музейных предметов и временными рамками самого праздника.

— В основной экспозиции музея уже есть блок, посвящённый буддизму в Забайкалье. Почему возникла идея расширить его до такой специализированной выставки?

— Исторически и традиционно Забайкалье – это буддийский регион, коих в России единицы. И краеведческий музей, как публичная институция, должен эту особенность в своей работе учитывать. А поскольку мы храним коллекции, связанные с буддийской культурой и искусством, музей стремится их продемонстрировать в один из главных для верующих праздников. Именно наш регион был той точкой на карте России, где буддизм закрепился и откуда он начал распространяться дальше, в том числе и за пределы Российской Империи. Этому способствовали наши выдающиеся земляки. Так, Агван Доржиев имел не только высшую учёную степень доктора буддийской философии и являлся учителем по искусству диспута Его Святейшества Далай-ламы XIII, но и играл важную посредническую роль во взаимоотношениях тибетского и российского правительств. Как известно, по его инициативе в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский храм, посвящённый Калачакре. Он же провёл первое богослужение и публичную лекцию в Париже. Широко известен своей деятельностью и выдающейся художник Осор Будаев и многие другие.

В Забайкалье и сегодня проживает очень много буддистов. И на это нельзя не обращать внимания. А главное, буддийская тематика столь обширна и многопланова, что раскрыть её посредством только одной постоянно действующей экспозиции крайне сложно. Речь в данном случае может идти об отдельных направлениях и школах, об особенностях присущих им учений, например, Ваджраяна-Мантраяна, в более упрощённой трактовке известная как тантризм, с её мистицизмом и закрытостью. Имена практикующих йогинов-тантриков были известны далеко за пределами этнической Бурятии. Это и отдельные стороны жизнедеятельности дацанов-монастырей Забайкалья, скажем, медицина и лекарская практика эмчи-лам, с многовековой тибетской традицией. Особые истории связаны с книгопечатанием, получившем значительное развитие в Агинском дацане на рубеже XIX-XX веков, с полисемантизмом мистерий Цам и так далее.

Нужно понимать, что проект нынешнего года, ни в коем случае не стремится выразить всё великолепие и многообразие буддийской Дхармы, да это и невозможно, он ставит своей целью визуально отразить, в том числе, и с использованием практики музейного дела, сложный символизм Белого месяца через иллюстрацию традиционных для него хуралов и порядком чтения молитв в честь отдельных божеств буддийского пантеона. Отсюда и название выставки «Буддийские образы…» А хронология Белого месяца с религиозной точки зрения — это и есть концептуальная основа нашей выставки.

— В прошлом году в это же время уже проводилась выставка на буддийскую тематику. Чем от неё отличается нынешняя?

— В этой выставке значительно расширен круг образов, отражённых в скульптуре и других произведениях искусства. Добавлены изображения защитников веры, образуя тем самым полный ряд божеств-охранителей, традиционных для северной части буддийской ойкумены. Выставка прошлого года во многом опиралась на консервативный музейный подход к экспонированию. В этот раз мы решили отойти от классического показа предметов и артефактов и наполнить пространство выставочного зала элементами архитектуры, декора и интерьера буддийского храма – дацана, поскольку это ещё одна из интереснейших сторон буддийской традиции Забайкалья. Наверняка, все мы видели, как хотя бы внешне устроен дацан, его архитектурный облик, роспись, цветовое звучание. Отсюда и наше стремление показать музейные экспонаты в их подлинной среде существования. Но вместе с тем, воспроизведённые архитектурные и декоративные элементы, попытка воссоздания сложнейшей системы традиционного устройства центрального алтаря соборного храма Цокчен-дугана – с главным объектом почитания Буддой Шакьямуни – это всего лишь реплики, но весьма важные в музейном показе, с точки зрения целостной картины восприятия посетителем музея подлинных экспонатов.

— Для буддистов представленные здесь предметы имеют большое сакральное значение. Как относятся сами буддисты к таким выставкам?

— Своим присутствием открытие выставки почтили представители Буддийской традиционной Сангхи России, в том числе шэрээтэ Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг» Бадма-лама, настоятель, одного из крупнейших и старейших буддийских храмов России, а также глава представительства Агинского дацана в Чите Амгалан-лама, Очир-лама из Алханайского дугана. И этому факту мы, работники музея, чрезвычайно рады. Готовя такие проекты, мы опираемся и на опыт других российских музеев. Так, в соседней республике Бурятия Национальный музей (Национальный музей республики Бурятия, располагающий богатейшей коллекцией буддийских экспонатов) имеет длительную историю взаимоотношений с Буддийской Сангхой, часть коллекции этого музея реставрировалось мастерами Иволгинского дацана. Наш край – точно такой же буддийский регион, с такой же колоссальной религиозной историей, с сохранившимися в лихолетье советского времени Цугольским и Агинским дацанами, а главное, с непрерываемой и продолжающейся сегодня духовной традицией. Музеи могут мирно сосуществовать с религиозными институтами, и мы выражаем надежду, что такие наши инициативы будут восприняты позитивно верующими буддистами.

— Но, тем не менее, мы видим, что часть посетителей относится к таким экспонатам с религиозным трепетом. Взять те же монетки, которые постоянно кладут к витринам с буддийскими реликвиями.

— Музей осознанно идёт на демонстрацию сакральных предметов, потому что в данном способе показа мы видим путь к большему взаимопониманию в социуме. За всю современную историю существования музейного учреждения после реставрации исторического здания, а это уже почти 17 лет, мы ни разу не встречали негативного отношения и неодобрительных откликов со стороны верующих. Подношения же к религиозным реликвиям – это норма, довольно часто встречающаяся в других музеях.

— Планируете ли вы продолжить такое музейное исследование Сагаалгана? Станет ли выставка ежегодной? Будет ли меняться её тематика?

— Уже сейчас происходит большая работа по дальнейшей публикации предметов буддийской коллекции музея. И это не только их прямая демонстрация непосредственно в стенах, на площадке учреждения. Главным образом, речь идёт о крупном каталожном издании. В следующем же году, возможен вариант выставки, рассматривающей не религиозный, а народный, бытовой аспект празднования Белого месяца. В нашем коллекционном собрании есть и традиционные костюмы, и коллекция серебряных украшений, утвари, повседневных бытовых предметов, довольно обширная фотографическая коллекция. Каждый из названных разделов, безусловно, достоин особой выставки, и более того, базирующиеся на данных группах экспонатов выставочные проекты, наверняка, будут интересны нашему посетителю, поскольку это подлинные, аутентичные вещи, имеющие довольно длительную историю бытования в этнической среде. А мы в свою очередь готовы их представить забайкальцам в следующем году.

9 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

спасибо. очень познавательная статья

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я всё жду когда мы месяц Рамадан начнём отдыхать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

очень интересный рассказ!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Большое уважение вызывают люди, работающие в музее и те, кто о них и о музее пишет! Большое спасибо за выставку! Роман, большое спасибо за статью-интервью! Пишите подобные статьи для нас чаще!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вот сравнивают и говорят,что Сагаалган ближе нам чем Хэлоуин или д.св.Влентина. не спорю,но разве мы отдыхаем на Хэлоуин? Помоему такое сравнение изначально некорректно и натянуто!

Все думаю и как мы жили раньше не знав-нн слышав про Сагаалган) Сами буряты у нас об этом празднике уже ничего не знают,а вы нам мозги моеете!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да Вы и сейчас, похоже, не хотите ни читать, ни знать, ни слышать! Бедные Ваши" мозги"! То,о чем написано в статье, полезно знать во все времена. Но для этого желательно иметь мозги не как у Вас!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Потрясающе! Молодец Эдуард Викторович!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хм. У меня одного при виде заголовка всплыла давняя ситуация с Музеем Декабристов и притязаниями РПЦ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прочитав отзывы, вижу, как мало знают о буддизме, даже в Забайкалье. Хотя о буддизме забайкалья знают далеко-далеко в России (сам приехал сюда, в монастыри).