Р!
03 АВГУСТА 2021

Забайкалье - чернозём для рэпа

В феврале читинский рэпер Диктатор UAV, Антон Усепов, прошёл в топ-16 хип-хоп питерского проекта 140 BPM Battle cup, обойдя более 1,5 тысячи исполнителей. В марте его ждёт очередной отборочный тур, но по забайкальским меркам это как прыгнуть выше головы, потому что до этого у местных артистов всё складывалось успешно только в оффлайн-баттлах или на местном VRUBAY BATTLE. О том, какой он вообще, забайкальский рэп, и каково это — быть исполнителем в небольшом регионе, мы поговорили с представителем Диктатора UAV Никитой Нефедьевым.

Отказаться от идеи

— Кто стоял у истоков рэп-движения в регионе?

— Культура зарождалась в 1990-х. Ребята, которым сейчас уже за 30 лет, начинали самостоятельно. Направление было одно — хип-хоп, графити, танцы. Все исполнители держались вместе, это был единый поток. Они слушали западных артистов и начинали пробовать себя в этом. У истоков находились коллективы «ДаВосток», «Четвёртые», «Циклон», «Хип-Хоп центр Чита», позже появился «Выстрел-ДИ», который в последствии распался на All Native и «Дистанцию». Есть проект Антона Джака «Забайкальский рэпер», в нём можно подробно узнать обо всей истории забайкальского рэпа.

— Сколько сейчас объединений?

«75 цех», Dим Records, All Native, «Дистанция», «Тени города», Chitaka clan. Старичков меньше с каждым годом, объединения разваливаются, кто-то женится, у кого-то работа, рутина сгрызает, и они перестают делать музыку. От этого всего продуктивность падает, интерес падает, вера в то, что ты когда-то прорвёшься, — тоже. И люди начинают отказываться от идеи.

— То есть идейных сейчас мало?

— Мало. Я назвал объединения, которые занимаются этим не первый год, которые живут этим. Про молодые объединения я не могу говорить, потому что завтра их уже может не быть. Рэп-культура сейчас — некий мэйнстрим: каждый третий школьник или студент — рэперы.

— Для начинающего артиста лучше примкнуть к какому-то движению или пытаться создать своё?

— Если артист талантливый, движения сами на него выходят и стараются подтянуть к себе, начать работать вместе. В случае с Антоном так было. Он начинал делать хип-хоп, когда ему было 12 лет. Примкнул к «Дистанции», ему понравилось, им он понравился, и они взяли Антона, хотя объединение было довольно возрастное.

— Кто из новичков сегодня хорош?

— Из нового поколения я бы для себя никого не выделил. Раньше в Чите проходили встречи, баттлы, и там были ярко выраженные артисты, единицы, которые привлекали к себе аудиторию. Сейчас, к сожалению, таких нет.

VRUBAY BATTLE

Земфира на бите

— Когда появились «Тени города»? Что это за объединение?

— Ребята начали, когда ещё учились в школе. Вдохновились «Центром», «Легенды про…». Я не сразу к ним присоединился, потому что тогда слушал рок и думал, что рэп — это не круто. У них группа сначала называлась «8 этаж», мы записывались на микрофон на палке, но что-то делали, пробовали писать треки. Нас было четверо сначала: я, Игорь Макаров, Станислав Яковлев и Артём Кулешов, позже к нам присоединился Камо Аракелян, с ним мы организовали много проектов. Позже мы преобразовались в «Тени города», потому что «8 этаж» было беспонтовым названием. Ну и вообщем все закрутилось, к нам начали примыкать артисты и идейные люди из других объединений, это был своего рода ренессанс, мы были на слуху, к нам пошли талантливые ребята: Вова Дементьев — Фишер, Маша Кумскова — Kumska, Андрей Петелин — Свитер, Просто Сашка, Буер, Дима Мерк. Сейчас, правда, всё в упадке.

— Почему?

— Нет коммуникации. С Артёмом Кулешовым мы видимся каждый день, у нас есть общая цель, проекты. Те, с кем мы начинали, выбрали что-то другое — работу, семью.

— А вы как раз идейные? Не исключаете, что тоже уйдёте работать в другую сферу?

— Да, мы идейные. Я, например, пробовал ходить на обычную работу, но я просто подыхаю там. Когда ты занимаешься не тем, чем хочешь — это будто душу высасывает.

Никита Нефедьев

— Какие у вас с Артёмом проекты?

— Первый проект назывался «Поэзия бита», мы только школу окончили. Это была тусовка поэтов и артистов. Мы начали его раскручивать, потом появился VRUBAY BATTLE, мы провели два сезона.

Рэп-баттл — состязание исполнителей, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между двумя рэп-исполнителями под музыкальный бит, в более широком — может происходить между разным количеством оппонентов без сопровождения. Самый известный баттл в России — интернет-шоу Versus Battle, аналог зарубежных проектов Don't Flop и KOTD.

Диктатор UAV

— VRUBAY BATTLE была первой подобной площадкой в Чите?

— Вообще, в Чите было несколько площадок, первая из которых была создана Mainblack — мощным объединением. У них, кстати, были конфликты с «Дистанцией», читинские исполнители следили за этим, было здорово очень. Но тогда это был не такой формат, как сейчас. Это были баттлы, где люди выступали под треки, были какие-то лирические тексты или тексты, в которых намеренно вредят оппонентам.

— Что Mainblack не поделили с «Дистанцией»?

— Они не любили друг друга — «Дистанция» всегда была за олдскул, а Mainblack — это были ньюскульщики, «Танец локтей» и всё такое. Но Mainblack распалось, хотя объединение было крутое и продуктивное. Их не хватает на местной рэп-сцене.

— Сколько зрителей собирали баттлы?

— На втором сезоне было 700 человек. Для рэп-движения в Чите, представь, какая цифра?

— Какая у вас аудитория?

— На VRUBAY BATTLE у нас по регламенту — 18+. Конечно, мы не проверяем паспорта у всех, но смотрим, кто проходит. Раньше школьников было много, сейчас интереса у них нет, активности как следствие тоже, тем более, что всё в интернете можно посмотреть. Раньше такого не было и было круто прикоснуться к этому лично. Сейчас потенциальный зритель развалился на диване и думает: «Зачем я буду смотреть на читинский хип-хоп, когда я могу посмотреть на известных артистов?» Вообще, сейчас много ходит студентов.

— Много новых людей в местном хип-хопе?

— Я периодически захожу на страницы, где выкладывают треки новые исполнители. От многого, что там появляется — кровь из ушей. Имён появляется много, но они исчезают быстро.

Dим

— Кого из местных рэперов ты посоветуешь послушать?

— Диктатор UAV, у него достаточно жёсткий стиль, есть Dим, парень, который построил себе в комнате студию, живёт музыкой, очень талантливый. Есть Хэмп, у которого крутые треки с Катей Долженковой, Kumska.

— Маша — единственная девочка в рэпе здесь?

— Нет, появлялась у нас Авелина, и они с Машей на втором сезоне VRUBAY BATTLE уделали всех мужиков. Мы ведь сейчас отказались от этого, потому что всем было пофиг — никто не готовился особо, а нам надо было решать вопросы с организацией, помещением, арендой. Мы в это вкладывали всё, а чуваки пришли на второй сезон с листочками. И вот на 1/8 вышли девочки и дали жару.

Kumska

— Девочки в рэпе — это вообще хорошо? Или лучше не начинать?

— Ну вот Маша есть, как мы к этому можем плохо относиться?

— Ну, она исключение из правил, нет?

— Да, Маша — исключение. Она безумно талантлива. Кого ещё назвать, не знаю. Для меня идеальная девушка-рэпер — как Земфира на бите.

Свой продукт

— А «Тени города» — это олдскульное движение или нет? Кто вообще олдскул и ньюскул?

— Олдскул — тот самый рэп из трущоб, он о социуме, политике под такие старые биточки. Это «Каста», Noise MС, Баста, Shokk. Ньюскул — более свободный, лайтовый или наоборот, очень тяжёлый для восприятия, это часто может быть что-то абстрактное. Это Oxххymiron, PHARAON, YANIX. В них есть азарт, они яркие, они пришли покорить, задавить. Я не могу сказать, что мы приверженцы только олдскула или ньюскула. Мне лично нравится и то, и другое.

— Антон — это первый рэпер, который вышел на всероссийский уровень?

— В хип-хопе есть онлайн и оффлайн баттлы. В последних наши участвуют часто. Маша Кумскова выиграла один из таких баттлов, чисто женских. Саша Юноу в свое время был на слуху, Dим и Диктатор UAV, участвовали в атмосферных баттлах. В онлайне у нас были успехи, а вот в оффлайне мы впервые участвуем.

— Возможно ли делать здесь такой же качественный продукт, как в центральных городах?

— Возможно делать так же хорошо, как и в Москве. Но там быстро подхватывают с Запада, а здесь делают свой продукт.

— С коллегами из других регионов общаетесь?

— Связь есть, наши выступают там, All Native недавно выступали в Улан-Удэ. Есть площадки в Хабаровске, Владивостоке, Иркутске, всё о них можно узнать в Сети.

— Ты говоришь про свой продукт. Он сильно отличается от того, что делают везде?

— Он очень отличается. На самом деле, можно отследить это по баттлам. Если в Чите во время баттла ты скажешь что-то обидное, то будут последствия. Здесь есть рамки жанра. Рэп здесь сдержаннее и аккуратнее. Он реально не похож на западный. Здесь чернозём для рэпа, сам по себе тяжёлый край, его история, здесь есть нужная тематика.

— Допустим, ваша аудитория сидит на диване, она гуляет по интернету и слушает то, что раскручено и привыкает к определённой музыке. Поэтому они, вероятно, сложно воспринимают то, что выпускается здесь. Как вы пытаетесь это изменить?

— Мы для этого едем в Петербург.

— Если Антон выиграет, то всё станет круто?

— Если он пройдёт — это будет ступенька. Не единожды рэперы выходили на уровень, зарабатывали деньги и испарялись. Артист шёл и на пике популярности, когда он мог что-то сделать для себя и культуры, исчез. Мы же будем делать всё, чтобы оставаться на слуху. Выпускать альбом, клипы.

— Вы снимаете и записываетесь сами? Трудно?

— Это зависит от идеи, можно снимать в одном помещении, грамотно выстроить свет. У нас есть Артём Кулешов, который всё сделает в лучшем виде. На баттлах мы заморачивались, и огонь был, и лимузин, и мясники. Это всё выматывает, когда ты не получаешь отклика. Руки хочется опустить, на самом деле. Я не знаю где был бы сам и чтобы сейчас делал, если бы не Артём. Он делает колоссальную работу для многих исполнителей, при этом чаще всего просто за идею, и так же, как и я, верит во всё это, и помогает многим.

— А ты больше артист или же продюсер?

— Я пишу. Но когда я вижу, как стараются ребята и понимаю, что я вкладываюсь, и они на слуху, и я делаю что-то для их карьеры, у меня трепет такой внутри. Я бы хотел связать свою жизнь с этим, я думаю, что нашёл себя. Работа стрессовая, на самом деле — нужно постоянно договариваться, ходить, просить.

— Тебе сложно?

— Много разочарований, когда ты видишь, что люди — пофигисты. Мы делали VRUBAY BATTLE и вначале всё было отлично, люди подходили идейно, писали. Но потом приходили новые со своим «да кого, я его вывезу», писали за вечер до баттла тексты и теряли аудиторию.

Как заработать рэперу

— Oxxxymiron, Noise MC популярны и часто затрагивают какие-то околополитические, социальные темы. Пишут у нас про такое?

— На самом деле, мы писали про политику. Мы писали, когда были пожары, снимали послание президенту, мы не боимся и нам это интересно. Но мы ожидали реакции людей, и их не заинтересовало. Встал вопрос: а что тогда интересует? Лирика. Типа поругались, ты сел плакать и включил рэпчик. Но по-прежнему рэп о жизни в регионе пишут, эти темы есть у всех артистов в Забайкалье. Ну и, Oxxxymiron, конечно, задрал эту планку. Сегодня не интересны квадратные рифмы, у рэпера должен быть словарный запас, интересные тексты.

— А что с баттлами? Будут они ещё в Чите?

— Сезон второй ещё не завершён, после 1/8 мы передали полномочия своим друзьям. Но мы это не оставим. Пока мы в марте поедем в Санкт-Петербург, а там посмотрим. Тут остались ребята, с которыми я бы хотел работать. Если у Антона получится, то почему бы не начать подтягивать их? Тем более, я бы не хотел ограничиваться одним жанром. В Чите много талантливых вокалистов.

— Как вы музыку находите? Или пишете оригинальную?

— Можно покупать, можно брать бесплатные. Мы чаще экономим. В Чите «75 цех» пишут сами, Dим тоже. Easy Trick из цеха писал музыку московским ребятам — Стрижу и Амиру из «Центра».

— В районах есть рэперы?

— Есть, в Краснокаменске, Шилке. В Шилке — Ванлер и Кракен. Они достаточно успешно прошли баттл здесь. В Краснокаменске я не могу назвать ярких исполнителей.

— Как вы зарабатываете?

— Мечта молодого рэпера — открыть свою студию, записывать и получать гонорары. Но здесь аудитория маленькая, люди не приходят записываться каждый день… Я как-то предложил ребятам деньги за победу в баттле. На концертах ребята собирают — тысяч 20-50 ты можешь заработать. За сведение можно заработать. Песни на заказ пишут, для рекламы пишут тексты. Вроде всё. На Западе на баттле хорошо получают — среднюю читинскую зарплату.

НазадВперёд
7 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Реп - это музыка для негров!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну и без олигархов не обошлось, потому что они виноваты во всем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

реп - это американский шансон

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Кто все эти люди?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

тунеядцы, стремящиеся заработать на слабоумных, если коротко

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Согласен с автором, что если пришёл в рэп, так создавай что-то толковое, развивайся. Но в то же самое время, многие уходят из-за отсутствия прогресса, приоритетов и, в конце концов, есть примеры рэперов с семьей и детьми. Просто для кого-то это творчество, а для кого-то слава, девушки и деньги

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"каждый третий школьник или студент — рэперы". Да ну! Они об этом то знают? У нас, в основном, блатняк. Хотя, у нас каждое органическое удобрение мнит себя рэпером.