Юлия Скорнякова
Фото: Ксения Зимина
Прикормленный "Платон"
Дальнобойщики по всей России 27 марта встали на забастовку против «Платона». В Забайкальском крае к акции протеста присоединились большегрузы, сгруппировавшиеся в Чите, в городе Борзя, в городе Краснокаменске и в посёлке Агинское.
Кругом – степь. Тёплый мартовский ветер заставляет расстёгивать молнию куртки, а потом обдаёт ледяным потоком, закручивая на выбитой колёсами большегрузов и ногами земле воронки и швыряя их на выстроившиеся в два ряда грузовики.

«С нас просто деньги снимают, даже на хлеб не хватает. Для нас сумма с повышением коэффициента неподъёмная. На весовых пунктах штрафы большие, а весы у них такие, что пустую машину пробивают. Спорить бесполезно даже в судах. От Маньчжурии до Иркутска по сегодняшенй цене 1,9 рубля я должен заплатить только за «Платон» порядка 7 тысяч рублей. Это пенсия бабушкина, а я должен кому-то отдать. Да знать бы, что это на дорогу, мы бы сами сбросились да построили, а так и «Платон» платить, и акциз на топливо, и транспортный налог», - вокруг нас собираются водители.

«Основным налогом считается акциз на топливо, сейчас он 9 рублей. При расходе 50 литров на 100 километров, а в горной местности и все 70 уходит зимой, получается за рейс от Маньчжурии до Иркутска я сжигаю 2-2,2 тонны. То есть 20 тысяч рублей с каждого рейса отдаю. Это хороший налог? Хороший. В год я делаю 24-25 рейсов, то есть только я один за акциз отдаю полмиллиона рублей», - подхватывает другой владелец машины.




«Платон» - система взимания платы с грузовиков, максимальная разрешённая масса которых выше 12 тонн, название которой является сокращением от слов «плата за тонны». Начала действовать с 15 ноября 2015 года. По замыслу разработчиков, деньги с перевозчиков взимаются за вред, причиняемый федеральным дорогам общего пользования.

По данным «Википедии», оплатить проезд можно двумя способами — с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчёт производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства (в момент старта системы по тарифу 3,73 рубля за километр). Часть собранных средств должна быть направлена в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.

Оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, 50 % — ООО «РТ-Инвест», в которой государственная корпорация «Ростех» владеет 25 % акций. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителями ООО «РТ-Инвест транспортные системы» являются: Игорь Ротенберг — 50 % уставного капитала и ООО «РТ-Инвест» — 50 % уставного капитала. Суммарный уставный капитал организации составляет 100 тысяч рублей.

За свои услуги оператор системы получает из федерального бюджета от 10,6 миллиарда рублей в год. По официальным прогнозам, доход госбюджета от введения системы составит 20-40 миллиардов рублей в год.



Сегодня 30 марта, и вот уже четвёртые сутки на федеральной трассе под Читой стоят водители-забайкальцы и их коллеги из Дагестана, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Томска и других городов.
Пыль здесь поднимается, как только ступишь на землю из машины. Несколько шагов – и сапоги из чёрных становятся матово-серыми – такими же, как у всех, кто здесь бастует. Такими же, как бока стоящих здесь грузовиков. На одном из них написано «Нет «Платону!»
Мимо, виляя хвостом, несколько раз пробегает среднего роста пёс.

«Наш Платон, - посмеиваются стянувшиеся к журналистам водители. – Но этого не обижаем, любим даже».

Кто-то из водителей лениво стоит в сторонке, задумчиво поглядывая на трассу. По ней время от времени, несмотря на забастовку, проносятся фуры.

«Кому-то война, кому-то мать родна, - усмехается один из моих собеседников. – Не все машины встали на забастовку, кто-то успевает карманы набивать: цены на перевозку сейчас взлетели в разы. Китайцы готовы платить вдвое дороже, чем было, только бы мы им грузы привезли, но тут дело принципа, нам просто некуда деваться».

«Если посчитать только затраты на наше плечо от Читы до Иркутска, то выходит, что я за поездку должен заплатить 20 тысяч рублей. Понимаете, 20 тысяч рублей отдать государству просто за то, что я продукты или технику людям привёз! А сколько платят те, кто едет на большие расстояния?» - возмущается другой водитель.

Запылившиеся, усталые, большинство – с морщинами от глаз, стоят бастующие. Большинство из них – собственники остановленных «Платоном» автомобилей, каждый из которых стоит миллионы рублей, если считать в деньгах. Если пересчитывать на более ценную валюту, то это давление огромных кредитов на всех родных и близких отправляющегося в рейс дальнобойщика, это каждая авария как беда, потому что ремонтировать дорого, это седина, когда чуть за тридцать.

«Здесь и живём», - открывает нам кабину водитель фуры, на стекле которой висит рукописный плакат против «Платона». Пёс Платон крутится рядом с нами и косо поглядывает, нет ли чего съестного в руках.

В кабине квартира незавидная: узкое место для сна, принадлежности для мытья, чуть кастрюлек. Походная пыль въелась в жизнь, как пыль в кожу, но легче от этого не стала.

Зарабатывать нынче на перевозках можно, но с каждым годом всё тяжелее и тяжелее кормить семьи, говорят бастующие.

«Нет, ну буряты-то молодцы какие. Взяли и встали в Агинском, и Борзя стоит. Вся страна, кроме хапуг, остановилась. Я вчера к оптовикам ездил, уже жалуются, что сыры на исходе. Власти замалчивают проблему, но вскоре её почувствуют все, кто ходит в магазины. Большинство жителей России не знают и не понимают, что такое «Платон», хотя на самом деле это не проблема только дальнобойщиков, это проблема всех жителей страны, которые обогащают тех, кому принадлежит «Платон», - мы прогуливаемся от фур с новёхонькими автомобилями, которые владельцы не получат в срок, к машинам, гружёнными разобранными КамАЗами, деталями для геологоразведки, продуктами.

«Заказчики звонят каждый день, ругаются. А что тут поделаешь? Тут или стоять на своём, или продавать всё и по миру идти, - щурятся водители на резкое забайкальское весеннее солнце. – Вот уже несколько лет мы не поднимали цену на перевозки, а то, что людям в магазинах говорят про рост цен и на нас кивают – враньё».
Завтра здесь ждут депутатов и надеются на то, что местные отделения «Единой России», КПРФ и другие напишут письмо президенту или зампреду правительства России Медведеву о том, что творится в регионе из-за платоновского коллапса. Уходить не собираются, а когда ветер в степи начинает беситься и швырять песком в глаза – зажмуриваются, но не уходят. Потому что, зажмурившись, есть шанс самим руководить своей жизнью и заниматься работой, которой посвятили столько лет. Повернуться спиной и разъехаться по домам проще, но что тогда значит крепкое мужское слово, приправленное ядрёным матом, за которым – нежелание играть по разоряющим правилам.



34 отзыва

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если б не было выгодно дальние рейсы гонять - не ездили бы. Жаба просто просит больше денег

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Конечно выгодно. Было.. Лет 10 назад. А теперь постаревшие мужики докатывают старенькие фуры купленные когда-то на заработанное с надеждой на светлое будущее для себя и своих семей. А докатают и что потом? Новая от 10 миллионов стоит, по нынешним ценам и поборам - жизни не хватит отработать, поэтому и вышли в надежде на справедливость. Отступать людям некуда - вот в чем беда. А вам счастья в жизни и розовые очки не снимайте главное.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ни чего!

Ни чего!

Скоро жрать нечего будет с магазинов!

Вот тогда то все запрыгаете на митингах как ошпаренные!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если человеку не выгодно, он уходит в другую сферу. А эти на фотках ничего так, упитанные. Видать, совсем им худо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец! К зеркалу- то подойди и в паспорт загляни! Не знаешь по чем в хлебе дырочки и молчи.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А куда деньги ушли, Платон?Дороги , какие были в Забайкалье . такими и остались.Платон -это новая структура чиновников. для получения зарплаты, а не ремонт дорог. Какой депутат протащил , эту аферу.Огромная армия халявщиков , на хребте у дальнобойщиков.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не выгодно - не работай. Ищи другую нишу. И нечего мешать работать тем, кто хочет и может работать. Работать, а не ловчить. Как только халява стала прикрываться, так завопили сразу, душат народ, грабят. Не народ вы. Вы же на нём и наживаетесь. И похохатываете пр этом.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ловчить, халява? Жить в кабине, ремонтировать в жару, в мороз автомобиль. Это вам не бумажки подписывать в офисе за миллионные зарплаты.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А не вы одни в таких условиях. В артелях мужики пашут без выходных, без семей, алкоголя и еще многих других вещей. И ничего, не жалуются. Конечно, хотелось бы и денежки побольше, и воли. Но терпят. Потому как семьи кормить надо. А вы из себя пупков наделали. Айда к нам. Посмотрим, как запоете.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

ну ты штрейкбрехер явно не из артели.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дело не в том как кто зарабатывает деньги, смотри в свой кошелёк. А в том, что олигархи тянут бабки с простых людей прикрываясь ремонтом дорог, которых по сути нет или так для галочки.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Продолжается взятие измором людей Платон на воздух!

Ненасытные олигархи проводят эпический эксперимент по проверке терпил на выносливость и живучесть!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Эти же слова можно переадресовать владельцам и создателям Платона.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Эти слова не подойдут для ненасытных олигархов - создателей Платона!

Ибо они питаются нефтью!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а ты возьми машину да попробуй

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а ведь это реально самая большая глупость и она может быть только в россии мы платим дважды за дороги дальнобои трижды а где дороги то? вопрос? где они от краснокаменска до забайкальска дорогу делают уже лет 30 если не больше она уже должна быть выложенна золотыми слитками правильно что встали эта власть уже все ни чего не замечает и не видит гуманитарку шлют везде и всюду всем помогаем а нам кто поможет нам уже в некоторые регионы нужно слать гуманитарку

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мужики держитесь до последнего . Я за вас. Как только в моем магазине полки опустеют я сразу к вам. Сейчас немогу продавца нет сам работаю. А просрочку уже есть надоело.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Смотрим: "Конец прогнившей власти. Всероссийская забастовка".

Очень сильно, вся сила в правде.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вчера заходим к соседке - она нажарила огромную кастрюлю пирожков. Спрашиваю, куда столько? Говорит, отвезу дальнобойщикам, угощу. Сегодня наша семья пирожками займется. Там даже и воды не хватает.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Соседка, поди, тоже на фуре запрягает?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

молодец ваша соседка. мы тоже напекли и отвезем ребятам

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

как быть тем перевозчикам, у кого разрешение на проезд с не габаритом заканчивается?.. стоять? потом ехать с просроченным?.. а стекла зачем бьют тем, кому работать нужно?.. тоже перегиб

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Работать нужно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Коснулось всех. Солидарность должна быть, иначе рабы мы покорные.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

дальнобойщики отстаивают свои права. право - на работу, право - на достойную жизнь. хорошо, что хоть кто-то не разучился отстаивать свои права.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Работа частного грузоперевозчика отомрет очень скоро. Так было с бензозаправщиками вдоль обочин, с комками, с мамонтами и динозаврами. Всему своё время. И не надо держаться за это прошлое.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Платон,оплата не государству,а в карман частному лицу ,с подачи президента и премьера!Более дикого государственного рэкета нет нигде!Недавно один чудак лепетал,что-то про борьбу с коррупцией,больной,однако.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И вообще, РФ - интересное государство, нет ни граждан, ни границ.

Не верите ? Изучайте юридическую информацию на сайте: ВОИНР СССР.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все таки короткая у нас память. Вспомните, как с таксистами было. Какие цены заворачивали?! Ночью две, а то и три цены. Тоже кучковались, когда их стали в налогопослушное русло направлять. Сегодня посмотрите, - милое дело. Позвонил, полторы - две минуты и тебе и номер скажут, и марку, и цвет, и имя водителя. Прошу. Хуже стало? Нет. Стало лучше.

Газели. Аналогичная история. Понятно, что окончание будет другое, но порядка стало значительно больше.

И здесь всё будет правильно. Рынок всё расставит по своим местам. Нравится это кому-то или нет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В Чите,в "Янте" охлаждёнка закончилась.Ещё 31 марта.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Знавал ранее несколько дальнобоев, народишка так себе.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодец Юля! Хорошая своевременная статья.Жаль, что так и остались "непробиваемые" которые не понимают, что платон ударит по потребителю

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Молодцы те, кто печет пирожки. Т

Также сделаю

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

За Платон отдать "бабушкину пенсию" жалко, а "на строительство дороги скинуться" - всегда пожалуйста! Как это? Если денег типа нет, то их нет. А если "денег нет", но "под матрасом они имеются" - то значит кто-то лукавит. Опять же стоять без работы, жечь горючку, питаться тоже на что-то надо. А денег же типа "ни на что не хватает". А как же их семьи живут? На что? Пока их "кормильцы" стоят и маются бездельем. И все как под копирку "радеют за народ". Хватит уже чушь пороть про повышение цен от Платона. Там цена вопроса вообще НЕСКОЛЬКО КОПЕЕК! Цены повышаются владельцами магазинов из собственных соображений. Не более того. Все "бастуны" рискуют вылететь из этого бизнеса одним махом. С такими ненадёжными перевозчиками очень скоро откажутся работать. Убытки от этих "бастунов" несёт не конечный потребитель, а получатель груза! Зрите в корень.