«БЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ С ПЕТРОВИЧЕМ»

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.С. ПУШКИНА И «ЧИТА.РУ»

ведущий блога Александр Тарасов
«COVID-19, больше не приходи!»
По прошествии еще одного года в тени COVID-19 наши соседи-китайцы питают надежду, что это будет
последняя холодная зима с пандемией.
Их ожидания частично основываются на прогнозе Всемирной организации здравоохранения о том, что пандемия может закончиться в 2022 году.
Эту точку зрения разделяем мы в Забайкальской краевой библиотеке им А.С. Пушкина и некоторые учёные, в том числе китайский специалист по инфекционным заболеваниям Чжан Вэньхун (张文宏), который заверил общественность, что


Фото sohu.com
эта зима и предстоящий китайский Новый год — Праздник весны — станут «последней простудой», и мы проводим эту зиму с COVID-19.
А перед Новым 2022 годом в приграничном с Забайкальским краем городе Маньчжурия имел место ковидный «рок-н-ролл», хронологию которого мы попытались изложить ниже.

Маньчжурия — крупный наземный порт в Автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая, который граничит с Забайкальским краем и обслуживает более 65% двусторонней торговли между нашими странами.

Маньчжурия
Фото Wikipedia®和维基百科
20 ноября в Маньчжурии в ходе регулярного профилактического контрольного тестирования было зарегистрировано три положительных случая заболевания COVID-19.
И началось...
Город объявил, что будет организован массовый общегородской тест и ведётся эпидемиологическое расследование.
Местные китайские власти заявили, что жилые районы и рабочие места, связанные с этими тремя случаями, были заблокированы, чтобы предотвратить распространение вируса, пояснив, что отслеживание происхождения и эпидемиологическое расследование продолжаются и общественность не должна паниковать.

Всем жителям города с населением более 300 тысяч человек (примерно как наша Чита) было настоятельно рекомендовано не выходить на улицу без необходимости.
Тогда же был реализован ряд мер:

торговые рынки и развлекательные заведения приостановили работу;

питание в ресторанах, публичные свадьбы и похороны, собрания, в том числе религиозные, запрещены;

такси и общественный транспорт, ветеранские, детские и благотворительные организации приостановили функционирование;

частные медицинские центры прекратили работу, для нуждающихся пациентов стали доступны только службы неотложной помощи при государственных больницах;

очное офлайн-обучение также было приостановлено.
Житель Маньчжурии сдаёт тест. Фото: VCG
Орган общественной безопасности города Маньчжурия, который, как известно, слов на ветер не бросает, объявил, что любой, кто поднимет цены на потребительские товары и станет заниматься спекуляцией, будет наказан.
Утром 25 ноября в Маньчжурии начался третий раунд общегородского тестирования на COVID-19. По состоянию на 7 часов утра этого дня в Маньчжурии был зарегистрирован уже 21 случай заражения, два бессимптомных носителя и два случая подозрения на COVID-19.

Китайцы поместили под медицинское наблюдение в карантин 1 082 человека, находившихся с заражёнными в близких контактах, и продолжили эпидемиологические исследования по поиску источников.
Медицинский работник дезинфицирует участок, предназначенный для общегородского тестирования
Фото: Синьхуа / Дархан
Портовые власти Маньчжурии со своей стороны также ужесточили работу по профилактике и контролю эпидемии. Китайские СМИ пытались успокоить трейдеров, что новые меры не окажут серьёзного влияния на торговые операции через порт благодаря эффективным мерам, принятым для обеспечения бесперебойной работы в условиях распространения COVID-19.

Не менее 30% сотрудников 29 ноября были отправлены на дистант. Кроме того, таможенные посты в местном аэропорту, на железнодорожном узле обязали выделить не менее 30% своего персонала в резерв на случай непредвиденных ситуаций.
После подтверждения ещё 19 случаев Национальная комиссия здравоохранения и Национальное бюро по контролю и профилактике заболеваний КНР заявили, что они отправляют свою рабочую группу во Внутреннюю Монголию, чтобы помочь местным властям справиться с новой вспышкой.
В порту Маньчжурии были приняты дополнительные меры по обеспечению безопасного таможенного оформления грузового автотранспорта в условиях эпидемии: после въезда порожние трейлеры направлялись в специально отведённое место для дезинфекции; после того как российский грузовой автомобиль въезжал в зону перевалки, он отцеплял порожний и прицеплял гружёный полуприцеп, который был заранее доставлен туда китайским грузовиком.

При этом лишь несколько человек поддерживали нормальную работу непосредственно в порту, в основном сотрудники работали из дома. На таможне были введены упрощённые безбумажные процедуры.
АПП «Маньчжурия». Фото предоставлено А. Тарасовым
Чтобы свести всякое передвижение к минимуму, согласно требованиям городского управления по борьбе с эпидемией, все дороги, соединяющие город с другими населёнными пунктами, были взяты под жёсткий контроль.

По сообщениям СМИ, за исключением доставки предметов первой необходимости, всем гражданам и транспортным средствам было запрещено покидать город.
Жители Маньчжурии выстраиваются в очередь на очередной раунд массового тестирования. Фото: CFP
28 ноября Национальная комиссия здравоохранения и Национальное бюро по контролю и профилактике заболеваний КНР направили в Маньчжурию рабочую группу, это означало, что местные власти не справляются с ситуацией самостоятельно. Пекин не мог не учитывать, что некоторые из вспышек, зарегистрированных в Китае за последние месяцы, были связаны с приграничными городами.

Две основные линии недавней волны начались в той же Внутренней Монголии в хошуне Эцзи-ци (额济纳旗) аймака Алашань, в также в Хэйхэ провинции Хэйлунцзян напротив нашего Благовещенска. В обоих случаях это были сухопутные приграничные порты с интенсивным внешнеторговым грузооборотом, а также места, где мигрирующие дикие животные могут пересекать границу.
Хотя на тот момент не было результатов тестов, какой именно штамм вызвал вспышку, китайские эксперты заговорили, что зимой сухопутные порты могут стать проблемой для китайской системы предотвращения эпидемий.

29 ноября, когда число подтвержденных случаев достигло 60, город Маньчжурия объявил, что приостанавливает все полёты авиакомпаний и всякое движение общественного транспорта в пограничный город. На всех пунктах въезда и выезда из города был введён круглосуточный контроль движения, инспекция и наблюдение за людьми и транспортными средствами.
Медицинский работник в лаборатории тестирования. Фото: VCG
Всем жителям, за исключением медицинского персонала и сотрудников службы доставки, было строго запрещено покидать город, чтобы свести к минимуму риск распространения вспышки.

Два района города были включены в общекитайский список зон высокого и среднего риска COVID-19.
Маньчжурия приостанавливает импорт неконтейнерных товаров
30 ноября на брифинге для прессы власти Маньчжурии заявили, что последняя вспышка коронавируса в приграничном городе вызвана заражёнными импортными товарами.
По их словам, полная геномная последовательность первых трёх подтвержденных случаев COVID-19, связанных с последней вспышкой в городе, имеет низкую гомологию с предыдущими внутренними вспышками.

Это означает, что данный раунд эпидемии был вызван новым источником — все три случая, возможно, были связаны с импортными товарами. Власти отметили, что в результате расследования установлено — данный виток эпидемии распространился «от человека к человеку или от товаров к человеку».
В Маньчжурии были повторно определены уже три зоны высокого риска и одна зона среднего риска по коронавирусу. По заявлению властей, общее число подтверждённых случаев достигло 73. Под медицинское наблюдение было поставлено более 2 700 близких и 1 400 вторичных контактов.

По данным властей, с момента начала вспышки до полного блокирования в городе имело место более 28 тысяч посещений, в том числе более 3 тысяч человек успели покинуть городской округ Хулун-Буир в Автономном районе Внутренняя Монголия, где располагается Маньчжурия.
Сотрудник железнодорожной станции Маньчжурия разговаривает со своим коллегой по рации. Фото: Синьхуа
Начиная с 1 декабря железнодорожный порт Маньчжурия приостановил импорт неконтейнерных товаров, включая древесину, уголь, минеральное сырьё, химические удобрения, целлюлозу, сельскохозяйственные и другие товары, связанные с ручной погрузкой и разгрузкой.

1 декабря сообщалось уже о 142 новых случаях заражения, которые были вызваны заражёнными импортными товарами. В частности упоминалось, что это не первый раз, когда этому портовому городу приходится сталкиваться со вспышками коронавируса, вызванными завозными случаями: порт Маньчжурии обнаружил завезённые из России случаи в апреле 2020 года, а затем боролся со вспышкой внутри страны в конце ноября 2020 года из-за завезённого вируса.
Местные власти уверяли, что сдержат вспышку в течение 14 дней.
Вспышка произошла примерно через месяц после того, как другой приграничный пункт в регионе, хошун Эцзи-ци аймака Алашань, пострадал от импортного источника в середине октября.

Хотя источник остаётся неясным, эпидемиологи, близкие к Национальной комиссии здравоохранения, полагали, что вирус, вероятно, был импортирован через порты из Монголии, подчёркивая проблемы, с которыми сталкиваются китайские порты, поскольку глобальную эпидемию еще только предстоит преодолеть.
Специалист по респираторным заболеваниям в Первой больнице Пекинского университета Ван Гуанфа (王广发) сообщил Global Times, что вирус имеет тенденцию дольше оставаться на поверхности товаров, что может увеличить вероятность заражения людей из группы высокого риска, если они не соблюдают правила гигиены в повседневной жизни.

Ван Гуанфа
Фото phirda.com/
«Когда эпидемия за границей всё ещё свирепствует, портовые работники не только должны проходить частые тесты на нуклеиновые кислоты, но также должны быть осторожны в своей повседневной гигиене», — цитировали его слова китайские СМИ.
Железнодорожный перегон Маньчжурия — Забайкальск. Фото предоставлено А. Тарасовым
По сообщениям СМИ, среди первых трёх заражённых в новой вспышке двое работают на погрузке и разгрузке грузов, а третий — сотрудник деревообрабатывающей и логистической фирмы, которая занимается международными грузоперевозками.

Хотя до конца не было ясно, откуда взялся импортированный вирус, местные торговцы заявляли, что растущие услуги трансграничных грузовых перевозок в Маньчжурии увеличивают риск перевозки вируса грузовыми поездами и другими транспортными средствами.

Возобладало мнение, что частые грузовые перевозки и регулярный трансграничный обмен грузами и людьми могут быть потенциальным каналом передачи инфекционных заболеваний, учитывая, что эпидемическая ситуация в Монголии и России остается тяжёлой.
И полетели головы...
5 декабря в Маньчжурии за медленную и слабую реакцию в борьбе с COVID-19 были уволены пятеро официальных лиц и ещё одному вынесено предупреждение.
Чжао Хуэй, заместитель директора бюро общественной безопасности маньчжурского района Чжалай-Нур, был снят с должности за задержку перевода и карантина более 100 близких контактов инфицированного человека.

Также был уволен заместитель председателя профсоюзного комитета Маньчжурии Су Вэйдун, который плохо выполнил свои обязанности в карантинных отелях.

Четверо других чиновников подверглись жёстким взысканиям за отсутствие ответственности за организацию тестов, перевод жителей на карантин или управление закрытыми жилыми районами.

Чуть позднее трое из них были уволены — член постоянной комиссии Чжалай-Нурского райкома КПК, директор бюро общественной безопасности Чжалай-Нура и заместитель главы района, курирующий местную комиссию по здравоохранению.
Чжалай-Нур — шахтёрский район в административных границах Маньчжурии, находится на юго-востоке от привычных забайкальцам городских кварталов
Местные власти призвали государственных служащих сохранять повышенную бдительность и всеми силами бороться с последней вспышкой COVID-19. По данным региональной комиссии здравоохранения, во Внутренней Монголии на тот момент было зарегистрировала 360 подтверждённых случаев местной передачи COVID-19, из которых 322 случая были выявлены в Маньчжурии, а 32 случая — в Чжалай-Нуре.

Факт, что перед Китаем стоят трудности, когда эпидемия за рубежом не сдерживается, а в ежедневной профилактике всегда есть скрытые моменты, которые могут вызвать новые вспышки, отмечали эксперты.

6 декабря было зарегистрировано в общей сложности 60 новых случаев заражения внутри страны, 57 из которых были зарегистрированы в приграничных с Забайкальским краем регионах: 55 — в Хулун-Буире в Автономном районе Внутренняя Монголия и два — в Харбине — столице провинции Хэйлунцзян.
7 декабря китайские СМИ сообщили, что последняя вспышка эпидемии COVID-19, связанная с завозными случаями через людей и товары и начавшаяся из приграничного города Маньчжурия в Автономном районе Внутренняя Монголия, уже затронула четыре провинциальных региона, включая Пекин, который готовится к Олимпиаде.

Девять раундов массового тестирования, проведённых на тот момент с 28 ноября в Маньчжурии, выявили 431 положительный случай.
Олимпийская символика на основных полосах движения в центре Пекина. Фото: VCG
Маньчжурия закрывает лазейки
8 декабря рабочая группа, направленная Государственным советом КНР, призвала Маньчжурию, которая была признана эпицентром нового раунда возобновления эпидемии (число подтверждённых случаев COVID-19 достигло 449), к дальнейшему ужесточению мер контроля над эпидемией и охране ворот страны.
Под руководством самого Ван Хэшена (王贺胜), заместителя главы Национальной комиссии здравоохранения и главы Национального бюро по контролю и профилактике заболеваний, группа посетила железнодорожный объединённый центр обнаружения, логистические компании, станцию обработки контейнеров и командный центр электронного порта в Маньчжурии, чтобы проконтролировать ежедневные меры профилактики и борьбы с эпидемиями.

Рабочая группа призвала город закрыть лазейки, ввести строгий принцип замкнутого цикла в отношении людей, которые имеют дело с импортными товарами, и напомнила, что первые три случая в Маньчжурии были выявлены среди местных компаний порта: двое были грузчиками, еще один — рабочим деревообработки, который работал с импортной древесиной.
В городе были приняты дополнительные меры по предотвращению эпидемий в замкнутых зонах управления, включая создание защитных, буферных и жилых зон, а также чёткую границу между портом и городскими районами.

Сотрудники с повышенным риском будут проходить тесты каждые два дня и должны быть полностью вакцинированы.

«Сейчас в Маньчжурии очень холодно, температура иногда достигает 20 градусов мороза. Вирус может довольно долго сохраняться на поверхности предметов, например, куска дерева. Кроме того, дезинфицирующее средство плохо работает, поскольку превращается в лёд, как только его распыляют», — сказал Global Times старший менеджер логистической фирмы, выступивший на условиях анонимности.
Грузооборот упал, но обещает «отжаться»
В декабре министерство культуры и туризма Китая запретило турагентствам и платформам онлайн-бронирования до 15 марта 2022 года предоставлять туристические услуги, связанные с поездками граждан КНР в сухопутные портовые города Китая.
В том числе, понятно, и в пограничный с Забайкальским краем город Маньчжурия в Автономном районе Внутренняя Монголия. Бронирование авиабилетов и отелей в этих городах также запрещено.

«Любые провинции или города, определённые как районы со средним и высоким риском заражения вирусом, должны немедленно приостановить поездки по провинциям», — говорится в приказе министерства. Политика будет действовать до 15 марта 2022 года, сообщают китайские СМИ.

Данные ограничения появились после того, как в последние дни в нескольких портовых городах Китая произошли вспышки вируса. Маньчжурия сообщила уже о 547 подтверждённых случаях COVID-19 во время последней вспышки.

С приближением Нового года и китайского Нового года министерство попросило туристические агентства и платформы онлайн-бронирования строго соблюдать правила предотвращения эпидемий и осознавать важность такой работы, отмечается в сообщениях.
Маньчжурия — город, граничащий с Монголией и Россией, через который ежегодно проходит большое число грузовых поездов Китай — Европа, что способствует оживлению мировой экономики и стабильности цепочки поставок в условиях пандемии.

К концу сентября через Маньчжурию прошло более 3 тысяч грузовых поездов Китай — Европа, этот показатель был достигнут на два месяца раньше запланированного срока, сообщило в октябре информационное агентство Синьхуа. Из них 1469 поездов следовали в Европу, 1659 — в Китай, что на 11,2% и 35% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно статистическим данным, опубликованным Главным таможенным управлением Китая, товарооборот между Китаем и Россией увеличился на 30,9% в годовом исчислении за первые 10 месяцев 2021 года, достигнув 115,66 миллиарда долларов, несмотря на эпидемию.

Россия и Монголия были двумя крупнейшими торговыми партнёрами в порту Маньчжурия с января по октябрь. Общий объем импорта и экспорта из Монголии и в Монголию увеличился на 82,4% в годовом исчислении за первые 10 месяцев 2021 года, достигнув 1,6 миллиарда юаней (251,2 миллиона долларов).
Фото: nmgttcy.com
В третьей декаде декабря я работал в Забайкальске, где стал невольным свидетелем разговоров, будто в связи с ограничениями китайской стороны на перевозку грузов российского экспорта только в большегрузных контейнерах чугунку (а с ней таможенных мытарей и славных пограничников) ждут сокращения.

Оказалось: сейчас между Забайкальском и Маньчжурией курсирует семь пар поездов вместо обычных 14. То есть грузооборот упал в два раза, но, похоже, намерен «отжаться». Может, и после Нового года. На чугунке готовятся в авральном порядке направить в Маньчжурию простаивающие поезда, их, говорят, на тот момент было порядка 40.

При этом несколько поездов с экспортным углём было перенаправлено в Находку для дальнейшей перевозки морем. Мой собеседник отметил, что тариф на перевозку морем из-за пандемии сейчас поднялся до уровня железнодорожного, но при этом чугунка сохранила конкурентоспособность по срокам доставки, грузоотправители «прут, как на буфет». В Забайкальске готовятся к строительству несколько новых контейнерных терминалов, расширяются известные экспедиторы, приходят новые.

Наш респондент — сотрудник транспортно-экспедиторской компании ФРГ, которая занимается организацией транзитных перевозок через Россию автотранспортом из КНР в Евросоюз, сообщил со ссылкой на своих китайских партнёров, что открытие грузового сообщения через МАПП Забайкальск — Маньчжурия ожидается в январе в прежнем бесконтактном порядке, если в пограничном городе не будет новой вспышки.

Солнце благополучия, похоже, не опустится за забайкальский горизонт.
***
Что касается того, когда закончится пандемия COVID-19, сейчас никто не осмелится предсказать — глобальный уровень вакцинации будет основным элементом, который следует учитывать, считают эксперты.

По состоянию на 1 декабря в Китае было сделано почти 2,6 миллиарда уколов вакцины. Не менее 1,1 миллиарда китайцев были полностью вакцинированы. В сообщениях СМИ со ссылкой на различных экспертов говорилось, что к концу года в стране ожидается вакцинация не менее 80% населения.

С SARS-CoV-2 требуется уровень вакцинации не менее 85% для создания коллективного иммунитета, не говоря уже о том, что существуют прорывные инфекции.
Пожилые люди из местных деревень выстраиваются в очередь для измерения артериального давления перед вакцинацией от COVID-19. Фото: Xinhua
Тем не менее по прошествии еще одного года в тени COVID-19 китайцы питают надежду, что это будет последняя холодная зима с пандемией.

Жительница Маньчжурии, пожелавшая остаться неизвестной, рассказала Global Times, что во время последней изоляции она была намного спокойнее и опытнее, чем во время первого локдауна в её жилом районе, когда она паниковала и часто плакала.
«Я должна выразить свою благодарность тем добровольцам, которые рисковали своей жизнью, чтобы удовлетворить наши жизненные потребности во время вспышки в Маньчжурии. И с каждым разом все больше и больше людей вызывались добровольцами»,
— сказала женщина. Она добавила, что её собственный отец, которому за 50, также вызвался добровольцем помогать людям в карантине: «Я так боялась, что пытался отговорить его. Но он сказал, что должен пойти».
«COVID-19, больше не приходи!»
— цитирует Global Times слова жителя Маньчжурии.
Всем здоровья и благополучия в Новом 2022 году, берегите себя, своих близких и подписывайтесь на наших информационных спонсоров — telegram-каналы «Чита.Ру» и «Читинский телеграф».