Город Развить память, внимание и технику чтения у ребёнка — практические советы

Развить память, внимание и технику чтения у ребёнка — практические советы

Отсутствие внимания на уроках, плохая память и трудности с чтением — это три основных врага каждого родителя.

Отсутствие внимания на уроках, плохая память и трудности с чтением — это три основных врага каждого родителя. Какие ошибки допускают мамы и папы, пытаясь решить эти проблемы, рассказала преподаватель центра развития памяти «Мемори-Я» Анастасия Карымова. Она же даёт практические советы, как улучшить все три показателя.

Память

Память тесно связана с успехами ребёнка в школе или детском саду. Родители часто делают большую ошибку – превращают обучение в зубрёжку.Без неё иногда не обойтись - есть сложные понятия, которые нужно просто выучить, но в целом лучше избегать механического заучивания.

Для тренировки памяти хорошо подходят стихотворения. Можно учить по паре четверостиший в день — это со временем даст хороший результат. Только не надо бросаться сразу в классику — Пушкин, Лермонтов, Фет и Тютчев — это, конечно, прекрасные поэты, но детям гораздо интереснее учить смешные стишки, написанные специально дня них. Например, у Корнея Чуковского есть много замечательных стихотворений для детей.

Взял барашек

Карандашик,

Взял и написал:

«Я - Бебека,

Я - Мемека,

Я медведя

Забодал!»

Испугалися зверюги,

Разбежалися в испуге.

А лягушка у болотца

Заливается, смеётся:

«Вот так молодцы!»

Тогда тренировка памяти превратится в игру.

У некоторых детей бывают сложности с разучиванием стихотворений — они начинают пересказывать произведения своими словами. Так случается потому, что не сразу приходит понимание рифмы. Чтобы исправить ситуацию, можно играть в «Придумай рифму». Нужен мяч и несколько участников: мама, папа, ребёнок (дети). Ведущий игрок берёт в руки мяч и перекидывает его другому человеку, называя любое слово. Следующий участник придумывает на него рифму и передаёт мяч дальше. Вы хорошо проведёте время всей семьёй, а ребёнку будет легче учить стихотворения.

Ещё одна игра, которая поможет родителям, - «Слова», правила аналогичны игре «Города». Для маленьких детей лучше не ограничивать игру определённой тематикой, для детей постарше можно усложнить задачу. Важен темп игры, чем выше скорость тем лучше, это станет отличной тренировкой быстрого обращения к памяти и извлечения из неё нужной информации.

Развивать память можно спонтанно и в любом месте. Например, если сын или дочка любят цифры, когда идёте по улице, пытайтесь запомнить номера машин. Или количество деревьев на той стороне дороги. Варианты могут быть любые.

Внимание

В 90% случаев дети имеют проблемы со вниманием. И случается, что родители только усугубляют ситуацию неправильным подходом. Например, не учитывают индивидуальные особенности ребёнка – одни дети долго настраиваются, но больше приспособлены к продолжительной работе, другие легко включаются, но внимания не хватает надолго.

Есть очень простые упражнения, которые вы можете сделать с ребёнком дома. Например, к ним относится игра «Найди 5 отличий». Специальные рисунки есть в детских развивающих книгах, а ещё такие картинки запросто можно найти в интернете.

Второе упражнение – рисование по точкам. При этом не простое соединение разбросанных по листку знаков, а последовательное рисование по цифрам. Самые невнимательные обычно не обращают внимания на нумерацию.

Третье – позвольте ребёнку делать перерывы в учёбе. Многие родители считают – раз сел делать уроки, занимаешься этим, пока не закончишь. Это неправильный подход – особенно это касается детей в 1-2 классе. Лучше разрешить сделать перерыв, пусть ребёнок в это время поиграет в конструктор или займётся ещё чем-нибудь, развивающим мелкую моторику, такая смена деятельности пойдёт только на пользу.

Техника чтения

Если ваш ребёнок плохо читает, причины может быть две: отсутствие постоянной практики, любви к чтению и логопедические проблемы.

Первая причина - результат неправильного подхода родителей к процессу чтения. Вы даёте ребёнку читать книги которые ему не интересы, говорите, что он должен за раз прочитать N-ное количество страниц, и пока норма не выполнена, играть нельзя. Чтение становится неинтересным и превращается в наказание.

Позвольте ребёнку самому выбрать книгу для домашнего чтения. Так мотивация значительно повысится. Лучше читать три раза в день по 15 минут, чем 45 минут за раз. Если ребёнок маленький, присутствуйте при чтении. Во-первых, возрастает чувство уверенности в себе - ребёнок чувствует себя большим и самостоятельным: «Раньше читали мне, а теперь маме и папе читаю я». Во-вторых, это необходимо ещё и для исправления ошибок — только делайте это тактично.

Есть несколько приёмов, которые помогут повысить технику и скорость чтения.

Засеките минуту и дайте ребёнку прочитать отрывок текста — сколько успеет. Затем попросите его вернуться к началу уже прочтённого отрывка и прочитать его снова. Затем ещё раз. С каждой попыткой текст будет читаться всё легче и продвигаться ребёнок будет дальше. Это важно для развития уверенности в себе и общего оттачивания техники.

Для тех детей, которые читают от 50 слов в минуту, есть ещё одно интересное упражнение — чтение перевёрнутого текста. Просто разверните книгу вверх ногами и дайте почитать её ребёнку. За раз можно тратить на это не более 5 минут. После такого чтения обычный текст будет читаться легко.

Во время третьего упражнения «Моторчик» ребёнок должен читать текст вслух и при этом, соединив руки, совершать вращательные движения большими пальцами вокруг друг друга. Благодаря этому ваш ребёнок будет лучше усваивать и запоминать прочитанное даже при внешних раздражителях.

Не все родители знают, что иногда трудности в чтении связаны с логопедическими проблемами. Поэтому если ребёнок долго не может повысить технику и темп, сводите его к специалисту. Иногда дети после визитов к логопеду начинают лучше читать.

Мемори-Я, центр развития памяти и скорочтения

ул. Бутина, 28 (6 этаж, каб. 50)
8 924 296 8866

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления