Здоровье Куба, любовь моя

Куба, любовь моя

Далеко-далеко, на севере Карибского моря (пусть север вас не смущает, сейчас там плюс 27 градусов), на Антильских островах, есть республика, отделённая от США Флоридским и Юкатанским проливами и близкая по духу далёкому сибирскому Забайкалью.

Когда министром здравоохранения Забайкальского края был Михаил Лазуткин, он вместе с зампредом правительства региона по социальным вопросам Сергеем Чабаном и руководителями нескольких медучреждений для изучения инновационных технологий в медицине летал на международный семинар в город Токио. Возможным отголоском японского направления в забайкальской медицине тогда стал проект строительства Центра ядерной медицины для ранней диагностики онкологических, неврологических и кардиологических заболеваний на базе краевого онкологического центра, о котором сообщили через 3 месяца после возвращения забайкальской делегации. Проект планировался совместно с корпорацией «Роснано».

После смены губернаторов и министров в Забайкалье кардинально поменялись и географические ориентиры, а про предыдущий проект вроде как забыли. Нынешний глава ведомства Сергей Давыдов заявил, что намерен развивать медицину в крае по кубинской модели.

Здоровье Острова свободы

Далеко-далеко, на севере Карибского моря (пусть север вас не смущает, сейчас там плюс 27 градусов), на Антильских островах, есть республика, отделённая от США Флоридским и Юкатанским проливами и близкая по духу далёкому сибирскому Забайкалью.

По территории Республика Куба – это одна четвёртая часть Забайкальского края, на которой, правда, живут в 11 раз больше человек. То, что они не просто живут, но и преимущественно здравствуют, в 2012 году подтвердила Всемирная организация здравоохранения, официально признав кубинскую медицину лучшей в мире. Одним из главных показателей этого является продолжительность жизни кубинца, которая в среднем составляет 79 лет. Россияне пока в среднем доживают до 71,4 года, а забайкальцы, по данным открытых источников – и того меньше, до 67 лет. При этом женщины в регионе живут примерно 73,1 года, мужчины - на 10 лет меньше.

Парадокс Кубы заключается, по мнению учёных, в том, что страна из-за экономического эмбарго США имеет большие трудности в получении дорогостоящих лекарств, однако остаётся одной из самых здоровых.

«Многие лекарства на Кубе просто недоступны, долгое время врачи использовали акупунктуру (иглоукалывание - ЮС) для ослабления боли при операции, потому что не было никаких средств для анестезии», - пишет РИА Новости.

Куба по-забайкальски

Министр здравоохранения Забайкальского края Сергей Давыдов на встрече с работниками Клинического медицинского центра Читы 25 ноября сообщил, что планирует кардинально изменить вектор развития забайкальской медицины. Одной из первых мер «кубинской программы» станет сокращение очередей в поликлиниках. Сделать это, по словам Давыдова, можно через уникальную для России программу «Координатор здоровья», которая разработана им самим.

Поводом для её создания стала нехватка терапевтов. В ближайшие годы этот пробел можно ликвидировать, но, чтобы решить проблему с очередями быстрее, было решено прикрепить к пациентам, которые часто приходят в поликлиники, чтобы измерить, например, давление, медсестёр. Каждая медсестра будет работать с 15-20 людьми, навещая их по графику. Помимо посещений, она поможет им при необходимости попасть на приём к специалистам. В итоге очереди в поликлиниках через к 2019 году должны уменьшиться в два раза, время приёма пациента терапевтом - увеличиться, равно как и зарплаты терапевтов должны вырасти в 1,5-2 раза.

Какие ещё меры планируется внедрить в Забайкалье из опыта Кубы, в пресс-службе министерства здравоохранения региона сказать не смогли, сославшись на необходимость личного разговора журналиста с министром. Дату пока тоже не назначили, уточнив, что министр занят, и сможет найти время в своём графике не ранее 7-8 декабря, а то и позже.

Обратно в СССР

На разговор о забайкальском здравоохранении нашёл время депутат Госдумы от Забайкальского края, доктор медицинских наук Николай Говорин.

Николай Говорин

- Кубинская модель здравоохранения во многом основывается на нашей отечественной, советской модели здравоохранения, - рассказывает он. - Надо сказать, что сегодня все признают, что советская система здравоохранения, особенно в части профилактического направления, являлась одной из лучших в мире. Её основы были заложены нашим учёным Николаем Семашко. Кубинцы, да и не только они, заимствовали эту модель, потому что её главное преимущество в том, что это так называемая превентивная, профилактическая медицина: болезнь легче и на порядок дешевле предупреждать.

Он объясняет, что кубинцы успешно применили советскую модель к своим особенностям: «Продолжительность жизни в СССР была достаточно высокой. С 1926 года по 1972 год она увеличилась на 26 лет. Более того, не было такой жуткой разницы в 10 лет между продолжительностью жизни мужчин и женщин. Модель, которую мы избрали сегодня - это куративная, страховая модель, которая регистрирует случаи заболеваний, и наше здравоохранение финансируется по факту: есть больной - есть тариф. Деньги только там, где есть заболевание. Получается, что министерство здравоохранения сегодня - не столько министерство здравоохранения, а министерство болезни? Затраты государство на медицину колоссальные, но при этом здоровье нации не улучшается».

По мнению депутата, модель здравоохранения нужно менять не только в Забайкальском крае, но и по всей России, обращаясь к своему же опыту, который показал свою эффективность по всему миру.

- Мы должны сформировать профилактическую модель. В ближайшее время будет обсуждаться новый федеральный закон о школьной медицине, о профосмотрах. Будем прививать эффективную модель здравоохранения, когда денег тратится меньше, а здоровье людей улучшается, в общероссийском масштабе. Это не значит, что мы должны отказаться от высокотехнологичной помощи, одно другого не должно замещать, - отвечает Николай Говорин на вопрос о необходимости перемен.

Медобслуживание людей он сравнивает с едущим автомобилем, который не развернуть в одночасье, но разворачивать необходимо: слишком дорого в человеческом и материальном плане ехать по этому пути дальше.

- По каждому заболеванию, по каждой группе населения мы должны разработать профилактические программы. И, конечно, должна быть ответственность за своё здоровье самих людей. Для этого мы должны включить и экономические рычаги. Здоровье - это самая главная величина, и нам нужно сформировать его культ, - подчёркивает Говорин.

Профилактика без частных клиник

Но вернёмся к Кубе, чтобы понимать, на что ориентируется забайкальский минздрав. До революции 1953-1959 годов там работали порядка 6 тысяч врачей, что по показателям было сравнимо с такими развитыми странами, как, например, Франция. При этом уровень младенческой смертности отбрасывал страну к наиболее отсталым государствам. В стране не было дешёвой медицины и системы медицинского страхования.

После революции ситуация кардинально поменялась. При том, что сразу после победы Фиделя Кастро страну покинули 3 тысячи врачей, в короткие сроки была организована система медицинского образования, основными правилами которой стали профилактика болезней и преимущество бесплатной медицины - все виды медицинской помощи были и до сих пор на Кубе являются бесплатными. Там практически нет частных клиник, а те немногие, которые всё-таки получили право работать, находятся под жёстким государственным контролем.

Преимущественной на Кубе является практика работы семейных врачей, которые при небольших зарплатах постоянно курируют своих пациентов – как раз этот момент пока и перекликается с проектом Давыдова «Координатор здоровья». Задача кубинского врача заключается даже не в том, чтобы вылечить пациента, а в том, чтобы не допустить его болезни.

Вместе с семейными врачами вызывает вопросы и то, как постулат о практическом отсутствии частных клиник применит в Забайкалье Сергей Давыдов, построивший «Академию здоровья». Ещё совсем недавно, при Константине Ильковском, регион ориентировался именно на стремительное развитие частной медицины, а на участке по улице Коханского в Чите планировалось создать так называемый медицинский кластер. Начальник отдела разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию администрации города Владимир Носырев в мае 2015 года сообщил, что участок леса в 2 955 квадратных метра по вышеназванной улице передали под строительство частной консультативно-диагностической поликлиники. По словам директора медицинского центра «Эталон Мед» Егора Богатикова, это учреждение строилось как раз в рамках медицинского кластера. Возвести его должны были к 4 кварталу 2016 года. В июне 2015 года в отделе разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию управления архитектуры Читы сообщили о строительстве по улице Коханского медицинской лаборатории. Поликлиника в эксплуатацию ещё не сдавалась. Срок действия разрешения на её строительство – до 8 апреля 2018 года.

Помимо частной медицины, в регионе – по кубинской модели или без неё – предстоит решить вопрос оказания платных медицинских услуг. Как показывает практика, большинство людей, приходя в поликлиники, не понимают, какие услуги входят в полис обязательного медицинского страхования и должны оказываться бесплатно.

Сегодня в разговорах про иностранный опыт забайкальцы скорее посмеиваются. Получится ли их убедить в том, что эти модели – реальные возможности сделать что-то в крае лучше, а не просто повод чиновникам прокатиться за государственный счёт за границу?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления