Город мнение

В Украине с российским паспортом и твёрдой «г»

Даже близкие мне люди порой не хотят слушать истории, которые я узнаю из первых рук, находясь в Украине

Будучи в Чите, я боялась заговорить о ситуации в Украине. Люди вокруг раскололись на чёрное и белое. Многое - теоризированное, бездушное. И, сказать честно, я не стремилась найти гармонии в спорах земляков – слишком обобщёнными были аргументы. И вот моя судьба взяла курс на Украину…

Поездка случилась спонтанно, без планов и ожиданий.

Последнее время я отказалась от просмотра новостей, но, так или иначе, информационный поток настиг меня через друзей, родственников. Было непросто решиться на поездку, сказать своему дедушке, в прошлом офицеру советской армии: «Дедуля, я поехала в Днепр, пожить». Тем более, что они с бабулей не пропускают «Вести» с Брилёвым и Киселёвым, а Днепр между тем (до переименования Днепропетровск) находится ближе других крупных городов к очагу военных действий (которое в Википедии почему-то принято называть вооружённым конфликтом). Но подруга, к которой я намылилась, уверила, что в городе мир.

Турист с красным паспортом

Сижу в автобусе, рейс Вильнюс – Киев. Невероятный микс чувств. В Чите я около 20 лет жила в «военном городке», микрорайоне Батарейном, бок о бок с украинскими семьями. Дружила с ровесницами, приехавшими со служащими отцами. Они каждый год навещали бабушек «за кордоном», звали в гости. Как-то не складывалось. Но мечта увидеть Украину была – школьницей из романа «Тихий Дон» я узнавала, что есть любовь, из учебников истории – о столице древнерусского государства — Киевской Руси. У подружек училась женским хитростям, наслаждалась мягкостью мовы, слушая «Океан Ельзи». И вот я пересекаю украинскую границу… Вопросов к единственному в автобусе красному паспорту среди синих украинских обложек у таможни не возникло, со стороны спутников – тоже. Автобус был наполовину пуст: три девушки, остальные – работяги, держащие путь домой с заработков.

«Лерка, мне, наверное, лучше на русском потише выражаться» — мельтешила я взглядом по толпе, становясь в очередь в привокзальном кафе. В ответ получила удивлённый смешок, и больше глупых вопросов я старалась не задавать. Люди не перестали разговаривать на русском, и никто им не указывает на каком говорить (как было, например, запрещено разговаривать на русском языке в сфере услуг и официальных структурах в постсоветской Литве).

Мать городов русских

В Киеве мы проводим пару дней. Гуляем на морозе по центру: огибаем невероятной красоты Золотые ворота, архитектурный и исторический памятник, сохранившийся с эпохи правления Ярослава Мудрого, проходим мимо здания Национальной оперы Украины, крупнейшего музыкального театра страны, и по проспекту Перемоги (Победы) направляемся к майдану Незалежности (площади Независимости, ставшей концентрацией протестных акций после решения украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом). Мои спутники настроены основательно – миссию показать и рассказать о столице они принимают за честь и долг. В слегка навязчивых патриотично рассказанных историях, просвечивается горечь за Украину. Люди здесь прекрасно понимают, как нелепо страна выглядит в глазах мирового сообщества — эдакие чудаки, мечтатели. В то же время мыслящих граждан беда сплотила.

Площадь Независимости

Даже без слов Киев вызывает восхищение: живописная улица, старейший путь, соединяющий важные торговые территории Андреевский спуск ведёт нас к одноимённой церкви середины XVIII столетия. Гуляя по звонкой брусчатке, окунаешься в атмосферу истории Руси. Огромное количество древнейших фресок, неповторимых мозаичных изображений, среди которых легендарная мозаика под названием Богоматерь Оранта, мы увидели в Софийском соборе, а удивительные храмы, церкви и таинственные пещеры с мощами святых, живописными башнями – в древнейшем монастыре Руси (возведённый в 1051 году) – в Киево-Печерской лавре. Каждая деталь старого Киева – абзац великой истории не одного (на сегодняшний день) государства.

Человек человеку человек

Украина не только ошарашивает своими достопримечательностями, но и согревает кухней. Традиционное украинское гостеприимство начинается с густого запаха борща — наваристый бульон совсем не то, что мы привыкли есть в России, это нечто между нашими щами и борщом. Даже цвета не розово-красного. Киевскими котлетами, блинами... Ни одна гулянка не заканчивается без кусочка сала. Что касается выпечки и сладостей... Лучше их не касаться, остановиться трудно! Сами украинцы с нескрываемой иронией шутят, что президент их хорош за Roshen. Наведываясь за границу, они обязательно вручают принимающей стороне коробочку волшебного шоколада со словами «У нас тут вам подарок от президента».

1 из 2

На третий день мы уже в Днепре. Нахожу работу. Здесь я не выгуливаю свой паспорт. Его красная обложка, думается, может стать для окружающих мулетой в руках тореадора. «Цвет и что за ним скрывается, должно быть, вызовут скепсис», — думаю я. Проговариваю «г» с оттенком «х». Но для чего я всё это делаю? Боюсь из-за политических предубеждений, не более…

В жизни всё складывается иначе: человек встречает человека. В традициях Украины – с распахнутой душой, долгими разговорами, не ища причинно-следственных связей. Не спрашивая у меня как, почему и зачем я здесь (сама не понимаю, как они игнорируют эти вопросы). У всех, с кем мне приходится оказаться за чашкой кофе, во взгляде щепотка радости, что к ним приезжают: кто в поисках правды, а кто просто жить. Более месяца я работала в одной компании пиарщиком. Сказать, что я до сих пор хочу просыпаться, чтобы идти на работу – ничего не сказать. Коллеги помогали морально, с украинским и географией города...

Многие улицы, как и сам город, сейчас переименовывают. Привычка использовать старые топонимы остаётся. И не сказать, что кто-то строго за или против. Относительно Днепропетровска – названия города никогда особо полностью не выговаривали, проще было сократить до Днепра (а приезжие по ошибке – до Днепровска), так что, город принял негласное своё наименование. Между тем, многие ошибочно полагают, что «-петровск» производное от Петра, на самом деле это увековечение имени революционера, советского партийного и государственного деятеля Григория Петровского. До 1926 года город именовался Екатеринославлем. Улицам дали имена прославленных деятелей Украины. К примеру, центральный проспект Карла Маркса переименовали в честь украиноведа, историка, краеведа, археолога, этнографа, писателя, знатока истории Запорожского казачества и по совместительству горожанина Днепропетровска Дмитрия Яворницкого.

Как бы не назывались – улицы полны разговоров. Звонкие и импульсивные как итальянцы украинцы затевают разговор по любому поводу. Не раз слышала от новоиспечённых знакомых о том, что трудно изменить жизнь страны, пока народ внутри неё не сошёлся во мнении. Есть такая лемковская (восточнославянское население Лемковщины, проживающие в горных районах на границе Украины, Польши и Словакии) пословица, компилирующая ими сказанное: «день начался — украинец себе новую правду достал». Правда, говорится, зарыта глубоко и найдут ли «умы» хотя бы её долю – вопрос. И, что важнее, если правду кто-то знает и несёт в массы, то кто верит? Даже близкие мне люди порой не хотят слушать истории, которые я узнаю из первых рук, находясь в Украине.

Правда, кажется, сегодня существует, чтобы ей манипулировали, и выходит, как в той сатирической комедии с говорящим названием «Хвост виляет собакой»… А мы продолжаем жить, выбирая то, что нам даётся проще.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления