CHITA
Погода

Сейчас-13°C

Сейчас в Чите

Погода-13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

0 м/c,

687мм 33%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Город мнение Дон Кихоты МАППа

Дон Кихоты МАППа

«Гораздо проще повысить до предела пошлины на ввозимые в страну подержанные автомобили и годами маниакально бороться на границе с «кэмэлами»…

В октябре внимание краевых властей было необычно приковано к международному автомобильному пункту пропуска «Забайкальск - Маньчжурия». После возникновения очередных пробок из людей и машин на въезде в Россию, едва не приведших к митингам на государственной границе, совещание по проблеме пункта пропуска в Чите провёл губернатор Равиль Гениатулин.

В ходе совещания для иллюстрации ситуации на границе губернатор использовал видео ГТРК «Чита» и сообщения, оставленные посетителями «Чита.Ру» в виде комментариев под новостями о пробках на подъездах к МАППу с китайской стороны.

Все комментарии очень похожи друг на друга:

…24-25 сентября наша таможня пропускала 2 машины в час, мы проходили границу около 20 часов. Сложилось впечатление, что инспекторам наплевать на очередь, движения нарочито замедленны, присутствует явное нежелание повлиять на ситуацию. Такая работа нашей таможни ничего кроме отвращения и возмущения не вызывает.

…В августе простояли на границе 24 часа, вывернули все сумки на контроле. Даже по первой сумке видно, что едет не коммерсант. Разложить на улице всем шести туристам нет места, поэтому выкладывали вещи на асфальт. А мы ведь вещи новые везли и выложить на грязь... Представьте, когда дождь, ведь навес не спасает. А после этих изнурительных часов простоя нам еще 14 часов ехать домой. Наведите порядок!!!

хмм...в июле прошлого года простояли на границе около 42 часов. Никому такого не пожелаем.=)

…И никакого уважения. Гражданин России пересекающий границу - никто. И звать его никак. А попробуй слово сказать - заставят колеса с машины снимать и раздеться до трусов.

И так далее – единообразие комментариев говорит о том, что люди описывают одну и ту же реальность.

По итогам совещания министерству внешнеэкономических связей было поручено «сформулировать рекомендации по улучшению работы МАППа – от психологической подготовки сотрудников до материально-технического обеспечения».

Позже власти края опубликовали телефоны, по которым забайкальцы могут подать жалобы по фактам некорректного обращения к ним сотрудников контролирующих органов на международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск — Маньчжурия». Звонить можно в Федеральную таможенную службу и её Сибирское управление, в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру, главному федеральному инспектору в Забайкальском крае и в Сибирское территориальное управление Росграницы.

Тема МАППа, а точнее пробок на пункте пропуска была вынесена и на одну из дискуссионных площадок гражданского форума «Забайкальцы - Забайкалью». Сообщалось, что «общественные организации и представители власти обсудили возможность восстановления системы двойного коридора на МАПП «Забайкальск», регламентирования времени проведения досмотра, свободного доступа к информации о порядке работы таможенной и пограничной службы, требованиям и правилам таможенного досмотра, обеспечение необходимых бытовых условий для туристов». «Среди проблем были обозначены несовершенное законодательство, плохо отработанная схема пропуска, отсутствие бытовых условий, низкая культура сотрудников занятых на МАППе служб, коррупционные проявления», - сообщала пресс-служба губернатора.

Таможня в ответ на все эти обсуждения в середине октября известила граждан о том, что на МАППе окончательно отменён так называемый «зелёный коридор». По нему граждане могли проходить при перемещении товаров исключительно для личных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. Причиной недвусмысленно были названы «кэмэлы», которые постоянно пытались пройти по «зелёному» с чужим товаром. Ну, тут всё известно.

Несмотря на то, что «зелёный коридор» де-факто не работал уже год, демонстративность его отмены де-юре – через несколько недель после совещания в правительстве края, в очередной раз напомнила нам всем, кто мы есть на самом деле. И где наше место.

Пробки на границе – проблема комплексная и вызвана несколькими макро-причинами. Быть может, к этому имеют отношение коррупционные проявления сотрудников таможни и других контролирующих структур. Какой-то процент бардака даёт реконструкция МАППа, сроки завершения которой четыре раза переносились, в которую федерация годами вкладывает миллиарды, но на деле всё это выливается в две-три хлипких постройки, выглядящих на фоне отреставрированного с китайской стороны огромного сверкающего комплекса в лучшем случае сараями. Большие вопросы вызывает и выбор подрядчика, и организация работ на месте, и качество того, что строят на МАППе с нашей стороны.

До сих пор не решён вопрос с изменением схемы движения транспорта, в которой российская часть пункта пропуска похожа на бутылочное горлышко – весь транспорт проходит через узкие ворота, для движения открыто по одной полосе в каждую сторону.

Отдельная проблема – отсутствие координации между различными структурами, работающими на МАППе и пресловутый человеческий фактор. Это и низкий уровень морально-психологической подготовки отдельных сотрудников контролирующих структур, и неукомплектованность штатов. Нагрузка на одного сотрудника таможни в разы превышает допустимую, а в Забайкальске нет практически никаких бытовых условий для того, чтобы люди ехали сюда работать с охотой.

Но основная причина пробок не в этом. Таможня годами безуспешно – как Дон Кихот с ветряными мельницами - борется с таким явлением современной российской действительности, как «кэмэльство». То есть с организованной деятельностью огромного количества людей, направленной на формально незаконный вывоз из Китая коммерческих партий товара под видом товаров для личного потребления. После того как баулы удаётся протащить через границу, они оседают на складах в Забайкальске, где их деловито сортируют граждане Поднебесной, согласно визе заехавшие в Россию совсем не для этого.

Безусловно, это явление сложно назвать цивилизованным проявлением двустороннего российско-китайского сотрудничества. Равно как сложно назвать эффективным российско-японским сотрудничеством односторонний поток подержанных автомобилей с японских островов в города Приморского края.

Тем не менее, оба процесса являются следствием не чьей-то злой воли, а текущего положения вещей в приграничных регионах России. Эти явления формируются рынком. Рынком, на котором многим людям просто больше нечем достойно зарабатывать себе на жизнь. И то и другое явление, будучи уродливым порождением не всегда приятной российской действительности, тем не менее, дают работу десяткам тысяч людей. В ситуации с японским автопромом – видимо, миллионам.

Государство, которое желает искоренить подобного рода рыночные грыжи, должно изменить причины, их породившие. Дать людям работу в приграничных регионах. Открыть границы. Создать не на словах, а на деле свободные экономические зоны. Оставить собираемые на границе деньги не просто в регионах, а в приграничных муниципалитетах. И сделать так, чтобы эти деньги распределяли не федеральные чиновники, которые на этой границе и не были никогда, а избранные народом на месте представители власти. Плюс наладить работу правоохранительных органов так, чтобы эти деньги не воровались, а тратились туда, куда их можно тратить – то есть на развитие территорий. Чтобы потом под флагом борьбы на местах с воровством, коррупцией и непрофессионализмом не громилось местное самоуправление.

Но всё это достаточно сложные схемы, для реализации которых выстроенная в стране властная вертикаль вряд ли приспособлена. Гораздо проще делать то, что делают федеральные власти в двух описанных случаях. То есть повысить пошлины на ввозимые в страну автомобили под эгидой развития отечественного автопрома, и годами маниакально бороться на границе с «кэмэлами», безуспешно пытаясь доказать людям, что во всех их стояниях на МАППе виновата вовсе не таможня, а люди, которые пытаются заработать себе на жизнь этим весьма примитивным способом.

Пример расположенного с той стороны границы Китая таможенных чиновников ничему не учит. А ведь не надо даже учить историю соседней страны. Достаточно помнить, например, слова Мао Цзэдуна о том, что «пусть расцветают сто цветов». Если явление «кэмэльства» существует уже почти 20 лет, то вполне логично загнать его в законное русло, и сделать процесс обоюдовыгодным для государства и жителей приграничных регионов. Для этого надо принимать законы, которые направлены на развитие территорий, а не на аккумулирование финансовых ресурсов в Москве. Но проще, конечно, пытаться выловить из уставшей, измождённой, дышащей ненавистью толпы всех тех, кто не хочет признаваться.

Пример бардака на МАППе демонстрирует ещё и то, насколько неэффективна вертикаль власти. В нынешних российских реалиях это просто перевёрнутый желоб, по которому из регионов в федеральный центр сливаются и полномочия, и деньги, и рычаги политического влияния. Неслыханная даже во времена Советского Союза концентрация властных полномочий в Москве приводит к тому, что из региона вынесены практически все центры принятия решений.

В той же ситуации с Забайкальской таможней решения о тотальной борьбе с «кэмэлами», об отмене «зелёного коридора» - что бы там ни говорили на местном уровне – принимаются не в Чите даже. В лучшем случае - в Новосибирске. Людьми, про которых 99,99% населения Забайкальского края вообще ничего не знает - только номера телефонов приёмных, до которых если и удастся дозвониться, то это не будет иметь никакого значения, потому что система контролирующих органов заинтересована не в том, чтобы ликвидировать причины, а том, чтобы скрывать их последствия.

Проблема МАППа лишний раз доказывает нам, что краевые власти, лишённые возможности управлять теми ресурсами, которые находятся на их территории, ничего без них часто не могут и сделать. Что может сделать краевое правительство в разрешении проблемы пробок на МАППе? Практически ничего. Теруправления федеральных контролирующих структур могут слушать и формально соглашаться, но решения всё равно принимаются не ими, а чиновниками в Новосибирске и Москве, которые, вероятно, на этом самом МАППе никогда и не были.

При этом политическая система такова, что регион не имеет права жаловаться на текущее положение вещей. Не до того – лишь бы удержаться на краю жёлоба, по которому в Москву стекают не только полномочия и деньги, но и потенциальные возможности региона.

P.S.: В случае, если вы столкнулись с неправомерным - по вашему мнению - поведению сотрудников контролирующих органов на МАПП «Забайкальск», вы можете сообщить об этом в редакцию ИА «Чита.Ру». Ваша информация будет использована для подготовки публикаций агентства и найдёт отражение в новостной и статейных лентах агентства. Связаться с нами можно по телефону 40-08-24 или по электронной почте info@chita.ru.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления