Город мнение «Тогда мне было 5 лет...»

«Тогда мне было 5 лет...»

11 апреля «Международный День освобождения узников фашистских концлагерей».

11 апреля «Международный День освобождения узников фашистских концлагерей».

И именно в этот день у меня появилась возможность пообщаться с бывшим узником фашистского концлагеря, который ещё ребёнком оказался в этом страшном месте.

Ещё из школьной программы все мы помним, что фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами, крематориями и другими средствами массового истребления людей:

«Более семи десятков лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но память человечества до сих пор хранит чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли и задушили миллионы людей. К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов».

Вернусь к нашему герою-земляку, о котором хотелось бы рассказать. Родился Петр Александрович в 1938 году в Воронежской области, в семье учительницы и шофёра. Дед до войны был начальником районного управления милиции. В 41-м отец ушёл на фронт, а мать с несовершеннолетними детьми по чьему-то доносу поместили в концлагерь, развёрнутый в совхозе «Возрождение», в котором насчитывалось 1700 узников. В начале 1943 года был освобождён концлагерь, в котором к тому времени оставалось 700 человек.

Сам Пётр Александрович о том времени рассказывает с болью в груди: «Я помню это ужасное время август 1942 года, как фашисты собрали большую часть жителей нашего села, дело было в селе Белогорье (Воронежская область) и повели в ближайший совхоз. Все шли в страхе под дулами автоматов, женщины, мужчины, дети. Тогда мне было 5 лет, а моим брату и сестре 7 и 4. Привели на свиноферму, обычный барак, вокруг грязь, запахи ужасные. Поставили вышки, обложили всё колючей проволокой. Питались мы из кормушек для свиней, тем, что было заготовлено скотине на зиму, в основном это жмых от подсолнечника. Фашисты часто говорили о том, что если свинья не дохнет от этого, то и русский выживет. Летом была невыносимая жара и вонь, а зимой наступил такой страшный холод, что люди начали умирать… тогда и много детей погибло. Немцы выдали нам одеяла, которые до этого служили на ферме, как покрытие для лошадей. Мы прятались от холода/ укутываясь в них, но так, как до этого ими укрывали скот, то узники начали заболевать чесоткой. Новая беда – эпидемия, от которой ежедневно опять начали умирать люди. Каждый день в концлагере собирали детей и выкачивали кровь для того, чтобы впрыскивать раненым немецким офицерам. С людьми обращались хуже, чем с животными. Ещё тогда ребёнком я понял, худшее, что может сделать война – это унизить тебя и сломить твой дух, а самое лучшее – это дать возможность умереть. Фашист был настолько извращён в своих целях и планах любыми силами ослабить фронт Красной Армии, что от нашего лица… от лица детей отцам, которые сражались за Родину, отправлялись письма с просьбами: «Папа, ты убеги, а нас отпустят из концлагеря». В свою очередь наши солдаты всячески пытались вдохновить оставшихся в живых узников концлагерей. Например, бывало такое, что над лагерем пролетал самолёт и на территорию его падали листовки со словами вдохновения и ободрения, что Победа уже близка. В феврале 1943 года нас освободили, и это было чудо, потому что уже месяц перед освобождением велись разговоры о том, что узники лагеря «Возрождение» измождены и не могут принести никакую пользу немецкой армии, поэтому концлагерь следует уничтожить».

1 из 4

«Всего на оккупированной территории Советского Союза в Белоруссии, на Украине, в Латвии, Литве действовало около 60 лагерей для советских граждан».

Ежегодно 11 апреля в «Международный День освобождения узников фашистских концлагерей» Пётр Александрович участвует в «Уроках мужества», которые проводит Дом офицеров Забайкальского края и других акциях. О событиях прошлого он вспоминает со слезами на глазах: «Страшное было время, тяжёлое. Наша семья 4 человека – мама и нас трое детей… Нам каким-то чудом удалось выжить, ведь концлагерь – это настоящая «фабрика смерти». Я помню всё и знаю, что должен рассказать молодому поколению о том, что такое война».

1 из 4

После освобождения из концлагеря Пётр Михайлов вместе с матерью, братом и сестрой приехал в Читу, с того времени так и остался жить в столице Забайкальского края.

В этом году Петру Александровичу исполнится 80 лет. На протяжении долгого времени он пишет стихи и старается делиться своим творчеством с близкими. Своим теплом его радуют родные, в гости приезжают внуки, а их у него трое и даже уже есть маленький правнук, в котором Пётр Александрович не чает души.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления