Город мнение Миф о суперцветущем регионе

Миф о суперцветущем регионе

Транслируя довольно размытое представление о том, что такое образ территории, местные власти пытаются бороться с миграционной убылью и привлечь инвесторов обещаниями.

Некоторые члены правительства Забайкальского края последние полгода настаивают на идее создания положительного имиджа региона, включая в это понятие всё, кроме того, что к нему в действительности относится. Транслируя довольно размытое представление о том, что такое образ территории, местные власти пытаются бороться с миграционной убылью и привлечь инвесторов обещаниями.

Устойчивая миграционная убыль забайкальского населения, по данным крайстата, в январе-мае 2017 года составила более 2,4 тысячи человек - с 2016 года этот показатель вырос на 18,4%. Основная доля во внешнем миграционном обороте приходится на обмен населением края с регионами России: 98% прибывших и 98% выбывших. За счёт межрегиональной миграции население субъекта за полгода сократилось на 2758 человек, в 2016 году — на 2700 человек. С начала 2017-го наибольшее количество жителей края уехали на постоянное место жительства в Бурятию – 15,4%, Иркутскую область – 10,5%, Краснодарский край – 6,5%, Новосибирскую область – 4,9%, Санкт-Петербург – 4,7%, Московскую область – 4,4%, Красноярский край – 4,1%, Приморский край и Хабаровский край – 3,9% и 3,7% соответственно.

Быстрый старт

Озабоченность имиджем региона исполнительной властью проявилась на фоне неуспеваемости по программе переселения, отсутствия видимых подвижек на территории опережающего развития в Краснокаменске спустя 1,5 года после получения статуса, долгов перед строителями за возведённые объекты, критериев нуждаемости, забастовок тунгокоченских шахтёров и шлейфа других внутриполитических решений и их последствий. Удачными для старта изменений стали мероприятия в начале осени: «Регион Медиа», кинофестиваль, события перед «Гражданским форумом». Но на этом старте и до него что-то сломалось - вместо попыток понять основы формирования имиджа региона местное правительство сначала начало искать виноватых в том, что он негативный, а затем схватились за совершенно нематериальные понятия вроде «имидж региона - это его люди». И последнее могло бы стать основой, будь более очевидным. У людей возникают ассоциации с нациями - американцы, россияне; с национальностями - буряты, таджики, евреи. Но их практически нет по отношению к населению - забайкальцы, иркутяне. Москвичи - да, сибиряки - да, но не забайкальцы. И создать или изменить такую ассоциацию сложно, потому что такое представление формируется стихийно. А речь идёт не о стихийном формировании стереотипов, а об имидже.

Более 1 миллиона человек, среди которых упор власти делают на молодёжь, не могут являться фундаментом создаваемого образа территории. Это аудитория, но не база. Люди могут транслировать своё отношение, но не более. Но это отношение влияет только на внутренний имидж, а на внешний, над которым начали работать власти, он не оказывает практически никакого воздействия. Восприятие объекта - в данном случае региона, базируется не на постоянном вколачивании позитивных инфоповодов в информационную сетку, или убеждении собеседника в любви к своей родине, или обещаний перспектив. Образ основывается на символах и субъектах. Когда вы думаете про Сочи, на ум может прийти солнце, отдых, Олимпиада, Красная Поляна. Когда о «Единой России» - вам, например, представляется медведь, Владимир Путин. Когда об Америке - вы можете видеть флаг, Обаму или Трампа. Когда о Забайкалье - возникает Ильковский, красивая природа, Жданова, срыв программы переселения, удалённость, приграничье.

При этом надо понимать, что понятие имиджа завязано на релевантности - внутренний (для жителей) и внешний (для жителей других регионов) имидж территории, имидж президента и имидж страны. Аудитория у них разная и данные категории, как ни крути, воспринимаются по отдельности. Поэтому категория «забайкальцы» и «Забайкальский край» - это две разные вещи, и их представление зависит от разных событий и личностей. Также как «Москва» и «москвичи».

Власти региона не знают, что есть имидж Забайкальского края и кто есть забайкальцы. Это очевидно из той повестки, которую они транслируют в информационном поле. То есть можно было провести какие-то опросы, чтобы хотя бы апеллировать какими-то данными. Но их нет, и судя по всему, их никто не планирует собирать. Хотя в правительстве целый пул пресс-секретарей, среди которых есть пиарщики.

При этом имидж, конечно, не может быть сугубо материальным, он сочетает в себе и реальные и приписываемые свойства. Но региональные чиновники пока только приписывают, а это так не работает. Дихотомию имиджа обеспечивает не одна сторона, а две.

Повестка

В контексте развития территорий озабоченность имиджем ожидаема, но это по-хорошему она должна была случиться ещё лет 10 назад. Попытки сформировать имидж были у команды Ильковского - сделать регион привлекательным стало возможным через организацию крупных мероприятий вроде ШОСа или «Зарницы», под которые бы уже ложились ресурсный и человеческий потенциал. То же можно сказать о Забайкальском международном кинофестивале, он во благо имиджа региона, но это лишь вершина айсберга.

Что же говорят про край лидеры мнений? Президент Забайкальского международного кинофестиваля Александр Михайлов на открытии мероприятия сказал, что регион станет «суперцветущим», поэтому уезжать из него не нужно. По его словам, существует несколько крупных проектов, которые поднимут в крае экономику и культуру, но он отказался назвать, что это за программы, чтобы «не сглазить». Экономика и суеверия вкупе не дают той материальной зацепки, конкретики, способной убедить, что регион зацветёт. Обещание, не подкреплённое фактом - это наживка, на которую не поймаешь большую рыбу. То есть никакой лояльности от забайкальцев ждать не стоит. Прибавьте к этому «внутряк» - когда вы спросите жителей региона, стоит ли из него «валить», вам большинство скажет, что да. Среди них будет больше молодёжи - тех, на кого власти пытаются сделать ставку. И их не убедит фраза о суперцветении, на которую накладывается общая тенденция недоверия к власти. И никакой прелестный, конечно, Михайлов, не сможет это недоверие перешибить своей харизмой. Но у него она хотя бы есть харизма - тоже составляющая имиджа. А вот у того, чьими руками будут производиться изменения? У губернатора, у членов её команды?

Ещё одно высказывание, подающееся под другим соусом, принадлежит вице-премьеру краевого правительства Дмитрию Кочергину. В день 1 сентября на линейке в читинской школе он пожелал ученикам, планирующим уехать поступать в вузы в других регионах России, вернуться. Но возвращаться к обещаниям будущего расцвета мало кто захочет, а фактической основы, опять же, нет.

Затем Кочергин во время общения с молодёжью постарше сказал: «Поймите, самая главная, составная часть любого регионального развития – это люди. У нас если будут оставаться грамотные молодые ребята, специалисты, они будут создавать продукт, да неважно, в какой сфере они будут это делать. Они пойдут в горнорудную отрасль, сельскохозяйственную – какая разница?» Естественно, большая. Потому что если у властей есть чёткое понимание, что входит в основу внутреннего и внешнего имиджа, всё-таки горнорудка или сельское хозяйство - тогда можно и определить аудиторию, и обеспечить развитие и возвращение домой.

Митрополит Димитрий, имеющий к имиджу опосредованное отношение, вообще считает, что мы плохо живём, потому что не любим Забайкалье. То есть он отметил тенденцию невосприятия территории в позитивном ключе самими жителями, но это, вероятно, связано с душой, а не инфраструктурой.

Больше Кочергина в крае об имидже говорит только его непосредственный руководитель - Наталья Жданова, но и у губернатора нет чёткого представления о том, что об имидже надо не говорить, а создавать его. А лучше говорить и делать одновременно. Властям при этом даже не возбраняется ругать СМИ за убийства в лентах. Но давайте по-честному - журналисты никого не убивают. Не оставляют голодранцами шахтёров. Не строят дома для переселенцев. Как и власти - не убивают. Но у всех свои полномочия.

А кто есть сама Наталья Николаевна для жителей региона и для федеральных властей? Она - часть имиджа. Можно разбирать её образ с головы до пят, её риторику, которая в последнее время сводится к схеме «плохой-хороший полицейский». Но есть ли смысл, учитывая, что это никого из её команды имиджмейкеров не волнует, потому что в регионе борются не с причинами, а с последствиями? И что уж говорить о любимом «во всём виновато прошлое правительство». Таким регион пока и выглядит - дотационным и обиженным, который скидывает вину на других дядей.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления