Город мнение Осадочек от "Евровидения"

Осадочек от "Евровидения"

В первый раз я услышала песню Джамалы «1944» о депортации крымских татар незадолго до начала отборочных туров «Евровидения» на Украине. Тогда певица говорила о том, что никакой политической подоплёки в тексте нет - это просто история её прабабушки, которая в мае 1944 года оказалась с 200 тысячами татар в поезде, увозившем её прочь от родных земель.

Тогда их депортировали в Узбекистан, Казахстан и Марий Эл, Кемеровскую, Свердловскую области и другие. О причинах депортации можно подробнее узнать здесь, останавливаться я на них не буду. В том числе, потому что причины и следствия решений советских лидеров в стихийно сформированном конфликте интересов нескольких стран сегодня никого не интересуют. Ещё до начала финальных туров "Евровидения" российские СМИ начали собирать комментарии политиков и общественных деятелей, фактически, транслируя определённую точку зрения о провокации со стороны Украины - у многих центральных интернет-изданий и информационных агентств в ленту попадали высказывания каких-то неведомых депутатов, экспертов и просто всех, кто умеет болтать на любые темы. Это не говорит о политической ангажированности, а скорее о намеренном искажении информационного потока с выходом на интерес. Кому интересно читать мнение, в котором Украина ничего такого не задумала, а просто будет петь о крымских татарах? Зачем вообще петь о крымских татарах, когда можно спеть штампованное "Ю ар зе онли ван"? При этом интересно, что Европе и Украине, после того, как было объявлено о связи песни с так называемой "аннексией" Крыма, было выгодно гиперболизировать историю о депортации, а России - нивелировать. И с той, и с другой стороны - совершенно отвратительные действия по отношению трагедии - до 2014 года и присоединения Севастополя и Крыма всем было плевать, потом Путин реабилитировал народ наряду с армянами, и всем снова стало плевать. Не плевать у нас только тогда, когда всё выходит на европейский уровень.

О том, что "Евровидение" политизировано и давно стало площадкой для решения внешнеполотических проблем, в России говорят все, кому не лень. При этом не упоминают, что наша страна также в этом участвует - она равноправно играет на этой площадке, но не через личность артиста и выбор песни, а обратной реакцией. У нас на каждое событие, связанное с Украиной, Америкой, Европой, в меньшей части Сирией, находится свой "специалист", который не только удачно пиарится, неся ересь, но и сеет то самое зерно, прорастающее в умах россиян особым отношением к тому или иному государству.

Для меня вопрос о том, что песня изначально была политическим актом, до сих пор открыт. Я не уверена, что при написании текста Джамала думала, как бы ей красиво напомнить России о советском былом, да ещё и в эфире "Евровидения", и при этом намекнуть на присоединение Крыма в 2014 году. Она включилась в политическую игру уже после победы, до было просто нецелесообразно. Мне непонятно, почему включилась. Верить, что победа на конкурсе с песней, в которой поётся о Крыме и татарах, как-то изменит ситуацию и снова сделает Украину в глазах европейской общественности бедной урезанной країною, не приходится. "Евровидение" - это двухнедельная суета, относительно бесполезный конкурс с точки зрения музыкального творчества, и так себе политическая площадка, если честно. Но для Украины и России в конфликте все средства хороши. Думаю, что именно наши СМИ начали тиражировать тему про то, что "1944" - это песня про сегодня, а не про 70 с лишним лет назад. Украина подхватила чуть позже, но как всегда менее элегантно - странные заявления самой певицы, Порошенко и всякие тусклости типа «песня-то называлась бы 2014» очков восточно-европейской братской не прибавляют.

История депортации крымских татар и присоединение Крыма к России - это два абсолютно разных общественно-политических акта, разбросанных во временном континууме, которые смешали, и на выходе получили информационную гадость - непонятно даже что с ней делать. Ничего с ней не сделаешь. Тем не менее, эффект от недельной информационной атаки будет в обеих сторонах. Некоторые особо чувствительные россияне "обновятся" и вновь убедятся в испорченности украинских властей, жители которой в свою очередь будут думать, что чего-то добились выступлением Джамалы.

На фоне трёпа как-то ушла в тень история с меджлисом крымских татар, который уже считают экстремистским представительным органом, забыли о самих татарах, которые хоть и реабилитированы, но по-прежнему живут в каком-то подвешенном состоянии. Не знаю, что было бы, если бы армянин вышел и спел на сцене "Евровидения" про геноцид своего народа - всколыхнулась ли вдруг в российских СМИ тема Турции, заиграла бы новыми политическими красками? Вряд ли, потому что с Турцией вопрос пока закрыт, а Армения - дружественная страна, в которой сейчас другая уже межнациональная трагедия.

Сегодня удобно жонглировать историей, и от этого противно. Это как пытаться закрепить доску общественного мнения на ржавые гвозди - временная мера. Доска обязательно упадёт в самый неподходящий момент, больно ударив по ноге.

Мне хочется верить, что Джамала писала о своей бабушке без отсылки к сегодняшнему уже российскому Крыму. Хочется, чтобы в этом акте было больше искусства и памяти, потому что депортация крымских татар - это трагедия народа в первую очередь, а не инструмент манипуляций. Про то, какое влияние эта история окажет на российскую национальную идею, я затрудняюсь даже представить. У нас идея - это нечто эфемерное, то цепляющееся за просто неоспоримое величие, то за православие и соборность, то за восточно-славянскую мудрость. Расщепление - 100%.

Как бы там ни было, украинская песня для "Евровидения" хороша, и Джамала прекрасна. Грустно, когда творческие люди становятся в ряд с политиками, думая, что способны повлиять на геополитические отношения. Вообще, вся суета с Украиной осточертела. Нас заставляют чуть ли не ежедневно смотреть на заголовки, под которыми сидят чудо-высказывания адептов Рады и оппозиционной её кучки, депутатов ГД РФ, Марии Захаровой из МИДа, и всех, кому хочется поболтать. Конфликт, в котором смешалось всё, рано или поздно приблизится к точке бифуркации, но осадок от "Евровидения" останется. А, может, и нет. Но никаких проблем участие в этом конкурсе точно не решает, и решать никогда не будет.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления