Город мнение Забайкальское кино как маленькое чудо

Забайкальское кино как маленькое чудо

Сегодня уже можно говорить о периферийных драме, комедии и триллере, как об отдельных жанрах российского кино. Регионы снимают не на спрос, а на интерес - это или их главная беда, или главная победа.

Региональное кино активно и вообще начали снимать в 2006-2007 годах. Сегодня уже можно говорить о периферийных драме, комедии и триллере как об отдельных жанрах российского кино. Регионы снимают не на спрос, а на интерес - это или их главная беда, или главная победа.

Через 10 лет после первых попыток не ехать в Москву или Санкт-Петербург, а сделать дома, можно говорить, что тенденция выпускать региональный киноконтент сложилась и оформилась. Кино на периферии стало не только творческой пробой, сегодня оно способно делать сборы, принося доход своим создателям. Главное, что у режиссёров есть своя аудитория, готовая платить за просмотр картин земляков.

Первой и самой успешной в киноизысканиях оказалась Якутия. Снимать фильмы там начали на 3-4 года раньше, чем в остальных регионах, за исключением Бурятии. Я говорю не о единичных случаях, а об индустрии. Сегодня северная республика уже на других высотах - фильмы якутских режиссёров участвуют не только в программе Московского международного кинофестиваля, но и в мировых. При этом в Якутске ежегодно проводится и свой кинофестиваль, который стал площадкой для развития, поиска единомышленников и обмена опытом. Большинство фильмов в республике раньше снималось на якутском языке и прокатывалось с субтитрами. Теперь якуты начали делать многоголосый перевод. Что касается жанров, то там сегодня есть всё - от успешных семейных ситкомов на телевидении до триллеров, драм и высокотехнологичных документальных фильмов. В 2016 году республиканский фильм режиссёра Алексея Амбросьева «Муммуттар», или «Заблудившиеся» стал самой заметной психологической драмой года, которая основана на реальных событиях - она рассказывает о потерявшихся в тайге в Верхоянском улусе двух молодых парнях, блуждавших в лесу 56 дней.

Один из первых успешных фильмов в Якутии «В поисках радости», снятый в 2006 году.

Драма о мальчике, растущем в тяжёлых условиях «Сэмэнчик».

А вот документальный фильм 2016 года «24 снега».

Якутская киноиндустрия успешно работает на республиканского зрителя и не рвётся на экраны всей страны, что странно, учитывая качество картин, и, самое главное, сценарии - то, чем откровенно бедны другие регионы. Отсутствие их картин у прокатчиков может объясняться тем, что колоритное и национальное кино может «не зайти» остальной России. Но с другой стороны, в республике есть экономически обоснованная возможность привлекать профессионалов российского уровня, поддержку оказывает и минкультуры, и бизнес. Так было не всегда - свой потенциал режиссёры и актёры доказывали и доказали, и теперь смело могут попасть в прокат через другие двери - через фестивали кино, что, конечно, в очередной раз станет фишкой республики. Но не всё в Якутии по-другому - там так же, как и у нас, в киноиндустрию приходят совершенно далёкие от неё на первый взгляд люди. Это, на самом деле, региональный феномен: среди наших кинематографистов, которые пока пробуют на вкус мир кино, фактически нет профессионалов. Это обычные люди, собравшие команды из своих друзей, родных и знакомых. У одних при этом сильная команда с точки зрения маркетинга и промоушена, у других - опыт участия в том же любимом в крае КВН, благодаря формату которого нарабатываются не только актёрские и организаторские качества, но и умение работать с текстом. Это видно по работам Баяра Барадиева, который вместе с видеографом Романом Хлюстовым делает совершенно свой, уникальный контент. Сегодня они снимают короткометражные картины о чабанах и бурятском языке, а когда-то именно они создали один из самых качественных на сегодняшний день игровых фильмов в регионе – «Золото Чингисхана».

Забайкальское кино вообще начало развиваться по своему пути - если в Бурятии стартом были комедии, то у нас - вестерн и криминальная тематика. Самый крупный проект «Дети 90-х» не только нашёл своего зрителя в регионе, его создатели сделали то, что ещё недавно казалось невозможным - вышли в прокат по стране. При довольно слабом сценарии, отсутствии продуманных локаций и непрофессиональной игре, команда сумела качественно подойти к продвижению и на выходе получила отклик аудитории. Кто бы что ни говорил, и в том числе я, «Дети 90-х» - это знаковый проект для забайкальского кино, который доказал, что оно в принципе есть. Хотя, конечно, ребята не первыми стали снимать фильмы.

Задолго до «Детей» началась работа над 6-серийным вестерном «Угэдэчи».

Теперь его создатели снимают постапокалиптический «Тайник красных камней» - тоже в стиле Америки XIX века.

А это короткий метр региональной студии New Frame Company - фильмы «Уравнение» и «Побег». Сейчас идёт подготовка новой полнометражной драмы, формируется команда.

Сериал про криминальный опыт в Краснокаменске «Наше время. 75 регион».

В соседней Бурятии начали с семейных фильмов и комедий и только потом коснулись криминальной тематики. Тема криминала начала потихоньку изживать себя в кино на всероссийском уровне, но регионы, до 2006 года не производившие киноконтента вообще, пробуют жанр триллеров и боевиков. Так появился фильм «Решала», который, как и наши «Дети», обзавёлся довольно масштабной аудиторией.

Последний из громких проектов, снятых в Бурятии и Иркутской области - прекрасные «Байкальские каникулы». Здесь аккумулированы все средства - и поддержка властей регионов, и работа с профессионалами. На выходе - семейный фильм хорошего уровня. Ещё драма «Живи» - история про то, как отнимают дом. Тут надо отметить, что в Бурятии тоже свой рынок и своя индустрия. В Забайкалье такого достичь пока не удалось. Во-первых, слишком мало людей, создающих кино, во-вторых, слишком явное отсутствие поддержки ведомств. И если с криминальной драмой всё ясно - то комедия о деревенском парне «Про Егора» и фильм о войне «Операция NORD» вполне заслуживают внимания минобразования или минкультуры. Над обоими, кстати, трудятся в разном составе члены команды первой части «Дети 90-х». Пока же все силы в крае брошены на «321-ю сибирскую» Солбона Лыгденова. Возможно, именно его народный фильм откроет новые возможности для регионального кино.

Что касается Баяра Барадиева, то он затронул своими короткометражными картинами совершенно другой пласт - более аутентичный и колоритный. Пока его работы посмотреть нельзя. Но учитывая команду и его опыт, можно рассчитывать на отличные короткометражки.

Но ведь есть у нас ещё Геннадий Сергеев с фильмом «Заваруха», тоже про криминал, но с другими ландшафтами - снимали ленту в Иркутске и Красноярске. И более того, с другим посылом: если «Дети 90-х» в своё время осуждались за романтизацию криминалитета, то «Заваруха» направлена против темы воровской романтики и «быдла» среди молодёжи.

Не хватает сегодня межрегиональных проектов типа «Похабовск. Обратная сторона Сибири» или «На Байкал». И, безусловно, скажется отмена Забайкальского международного кинофестиваля. С другой стороны, когда как не в отсутствие всего этого делать своё - не чтобы залатать пустоту, а чтобы не останавливаться и развиваться. Забайкальское кино есть, как якутское или бурятское. Это отличает нас от той же Новосибирской области с городом-миллионником во главе. Наши земляки активно включились в формирование краевого киноконтента. Это надо признать, от этого нельзя отворачиваться, и, конечно, надо поддерживать. При всей сложной обстановке в регионе, то, что здесь делается кино - маленькое чудо. Хочется, чтобы мы дотянулись до уровня Якутии и даже перешагнули его, пусть, может, и не в ближайшие года 3-4.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления