CHITA
Погода

Сейчас-14°C

Сейчас в Чите

Погода-14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -18

1 м/c,

сев.

688мм 32%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Город мнение 32 миллиарда против привычки умирать

32 миллиарда против привычки умирать

...граждане предпочитают расслабиться, взять руль парой пальцев, завалиться на бок, включить музыку так, чтобы ни черта не слышать, и помчаться левее сплошной линии навстречу своей, а часто и чужой, смерти...

Глава федерального кабинета министров Дмитрий Медведев в понедельник объявил о выделении около 32 миллиардов рублей на финансирование новой программы по повышению безопасности дорожного движения. Как пишет «Коммерсант», федеральный центр выделит на реализацию программы 17 миллиардов рублей, субъектам предлагается отдать 14 миллиардов, а некие внебюджетные источники составят миллион рублей.

«Как особо отметил премьер в ходе рассмотрения проекта бюджета, в стране «экономически непростая ситуация», но в данной ситуации «речь идёт об особой ценности - о жизни и здоровье, поэтому здесь недопустима экономия», - пишет федеральное издание.

Премьер напомнил, что с 2006 по 2012 год в стране действовала аналогичная программа, которая «в целом имела положительную динамику и привела к существенному снижению дорожно-транспортного травматизма»: «Достаточно сказать, что за годы действия программы такой травматизм и количество погибших в ДТП - самая тяжёлая цифра - сократилась практически на 20%».

К реализации федеральных целевых программ я отношусь с изрядной долей скептицизма, но если верить приведённым премьером числам, то предыдущая программа отработала на славу – обозначенное сокращение на 20%, всё же, серьёзный показатель.

Тем не менее, к инициативам Дмитрия Медведева без слёз относиться невозможно. Будучи президентом, Дмитрий Анатольевич провёл самую кривую федеральную реформу из всех, мне известных, - реформу милиции. Продекларированные на федеральном уровне стремления оставить в системе МВД профессионалов, избавившись от коррупционеров и извергов, на местах превратились в борьбу с этими самыми профессионалами. Суровая чистка, проведённая в рядах модернизированной полиции, немедленно отразилась на всех сферах ответственности этой силовой структуры.

Оправившись от шока и в полной мере осознав, что произошло, полицейские и прокурорские чиновники первые годы опасались говорить очевидное – реформа сработала в минус, не дав системе ни одного из тех плюсов, которые и ей, и гражданам обещали. Но уже в 2013 году то тут, то там можно услышать невероятные по степени смелости в каком-нибудь 2010-м году заявления. Например, очевидный вывод о том, что на увеличение показателей детской преступности в последние годы в Забайкальском крае напрямую повлияла реформа МВД.

«В крае немало органов, которые должны заниматься профилактикой подростковой преступности. Большая нагрузка ложилась на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Численность их сокращена из-за реформы МВД. Профессионалы перестали нормально заниматься детьми», - говорил в августе на пресс-конференции в прокуратуре региона начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Евгений Синельников.

Никто об этом не скажет напрямую, но профессионалы перестали заниматься и водителями. Не в узком смысле слова – я уверен, что система во многом не благодаря, а вопреки реформе смогла сохранить изрядный процент тех, кто понимает, что происходит на дорогах, и что с этим надо делать. Но этих людей, во-первых, очень мало, а, во-вторых, совершенно не слышно. В итоге вместо конкретики в стране принимаются какие-то муторные программы, которые наверняка не обсуждались со специалистами в регионах и мало к этим регионам привязаны.

В пользу этого тезиса говорит продолженная привычка федеральных деятелей навешивать на регионы всё новые и новые траты, не особо задумываясь о том, насколько субъекты федерации к ним готовы. «Речь идёт об особой ценности - о жизни и здоровье, поэтому здесь недопустима экономия», - премьер мастак говорить красивые и правильные слова, но где региону брать деньги на софинансирование всех федеральных программ?

Я уверен, что для изменения ситуации на дорогах нужно не принимать очередную федеральную программу, а провести ревизию реформы полиции, отыграв многое из того, что сделано. Это не очень сработает – те, кого система выдавила из не очень комфортных кабинетов, в которых приходилось пахать с утра до ночи за странную зарплату, вряд ли вернутся обратно. Но признание совершённых ошибок позволит не допускать новых, и добавить к будущей работе бездарно растерянный опыт прошлого.

Нужно возвращаться к обсуждению темы численности сотрудников полиции, в том числе и инспекторов ГИБДД. В Забайкальском крае, где только на одну федеральную трассу Чита – Хабаровск приходится 700 километров не очень хорошей дороги, и до реформы не хватало инспекторов, а после неё не осталось вовсе. Да что там говорить про федеральную трассу – любой водитель Читы знает, что в краевом центре почти нет экипажей, а если они и есть, то почти всегда известно, где и когда они стоят. Отсутствие контроля автоматически приводит к расхлябанности, смертельно-опасному спокойствию и – в итоге – к ДТП, с последствиями которых потом борются федеральными программами.

Давно пора посмотреть на то, кто и как управляет подразделениями МВД на местах, с какими коррупционными рисками реально связана их работа, и как эти риски реально – а не бессмысленными цитатами политиков – ликвидировать. Попытки играть на совести сограждан в этой стране не работают – высокие мотивы легко перекрываются желанием подзаработать, которое легко удовлетворяется лазейками в дырявой системе на сложившемся менталитете. Потому что когда подразделениями МВД управляют люди, торгующие блатными номерами – это практически то же самое, что руководители, торгующие водительскими правами. Я не уверен, что для этих торговцев есть великая разница между первым и вторым.

Когда-то, наверное, придётся перейти от слов к делу в вопросах воспитания нравственности. Потому что привычка довольно серьёзной прослойки населения – как водителей, так и пешеходов – вести себя на дороге то как на дискотеке, то как в собственной квартире – связана не столько с деньгами, которые выделены на организацию дорожного движения, сколько с отсутствием контроля и сложившимся в обществе мнением о том, что так – правильно. Это убеждение активно поддерживается литературой, телевидением, кинематографом. Всё это транслирует в головы населения жажду быстрой и лёгкой наживы, любовь к невиданной красивой жизни и прочее барахло. За традиционным неимением всего этого граждане предпочитают расслабиться, взять руль парой пальцев, завалиться на бок, включить музыку так, чтобы ни черта не слышать, и помчаться левее сплошной линии навстречу своей, а часто и чужой, смерти.

Всё это и многое другое должно решаться в комплексе. Это гораздо сложнее, чем мастерить федеральные программы, эффективность которых оценивается исключительно по размаху отданных на освоение миллиардов и итоговой статистике. Последняя часто мастерится так, чтобы удовлетворить вышестоящие звенья вертикали и оправдать затраченные деньги.

Для того, чтобы двинуться от говорильни и эффективных, но сугубо технических мер, мало связанных с тем, что творится у инспекторов, водителей и пешеходов в головах, в сторону реального изменения обстановки, придётся признать свои же ошибки. Это самая большая проблема – Владимир Путин указаний признаваться в грехах не давал, и это убеждение в собственной святости спускается вниз с упорством плотника, бьющего по безмолвным шляпкам стальных гвоздей.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления