Город мнение Соучастие в фарсе

Соучастие в фарсе

К чему приводит практика рисования конкурсов под конкретные компании, которые не боятся никакой конкуренции, известно. Типичный пример уже несколько набил оскомину, но не сказать о нём нельзя – это практика работы мэрии и ДМРСУ...

Депутаты от «Единой России» Илья Костунов и Лариса Шойгу подготовили и внесли в Госдуму поправки к закону «О государственной гражданской службе РФ». Как пишет «Коммерсант», депутаты предлагают запретить чиновникам исполнять неправомерные поручения руководства.

Речь идёт о неправомерных поручениях и поручениях, исполнение которых влечёт причинение ущерба имущественным интересам РФ или бюджету РФ. Схема отказа даже в прогрессивном законопроекте до упора забюрократизирована – сначала отказывающийся пишет объяснение, потом получает от руководителя подтверждение того, что он его прочитал, и тоже в письменной форме. Только потом отказывается. Если не отказывается, то, в случае чего, несёт ответственность вместе с руководителем.

Инициатор законопроекта Илья Костунов в качестве примера ожидаемо рассказывает о госзакупках, когда специально завышается цена контракта и отсеиваются все компании, кроме одной. Поэтому чиновники, цитирует «Коммерсант» депутата, имеющие доступ к необходимой информации, ещё «на стадии заключения контракта и приёмки работ» должны предотвратить этот ущерб, отказавшись выполнять неправомерные поручения. Иначе, считает депутат, их необходимо привлекать к ответственности за халатность или даже соучастие в преступлении. А сознательных и честных госслужащих, по мнению депутата, нужно поощрять - в том числе «ценными подарками» и повышением по службе.

Для того, чтобы оценить уровень осведомлённости Костунова в хитросплетениях российской государственной машины, достаточно почитать его биографию. Лариса Шойгу со звучным и многоговорящим отчеством Кужегетовна опыта работы на государство имеет побольше, но тоже явно не погружена в проблематику, с которой ежедневно сталкиваются те, кто придумывает и проводит аукционы, а также получает задания от непосредственных руководителей и вроде бы как имеет моральное право от них отказаться.

То, что говорят Костунов и Шойгу, несколько противоречит практике, которая сложилась в системе органов исполнительной власти. За федеральный уровень не скажу, но на уровне региональном отказываться от прямых поручений начальства не принято. И даже если Госдума примет не федеральный закон, а поправки к Конституции, заставив подчинённых отказываться от жутких поручений начальства, то ничего, конечно, не изменится. Закон, будь он подписан президентом, примут к исполнению и даже создадут систему каких-нибудь комиссий, которые будут зорко следить за отказами подчинённых. В конце каждого календарного года обязательно будет появляться статистика, в которой будут говорить что-нибудь эдакое: «В соответствии с принятым в 2014 году законом, регламентирующим возможность отказа государственных гражданских служащих от выполнения неправомерных поручений непосредственных руководителей, в течение года нами зарегистрировано 14 таких отказов, по каждому из которых проведена служебная проверка. В 12 из 14 случаев отказы были обоснованы нормами действующего законодательства. В двух случаях государственные гражданские служащие отказались исполнять поручения без достаточных на то оснований». По таким мутным конструкциям всегда можно отличить произведения, которые государственная машина выпускает в свет не ради каких-то смыслов, а по заведённому порядку, который смысловой нагрузки не имеет.

Рассуждения Костунова по поводу госзакупок логично сравнивать с практикой, которая сложилась на местах. Вот, к примеру, как за неделю до выступления федерального депутата комментировал практику применения 94-го федерального закона губернатор Забайкальского края Константин Ильковский: «Если у нас есть необходимые для выполнения работ структуры, и мы не выигрываем конкурсы - это должно быть ЧП. Ещё раз говорю, садитесь вместе с нашими структурами и под них разрабатывайте правила проведения аукциона. Категорически буду запрещать, чтобы чужие выигрывали конкурсы, увольнять буду с работы, если не будут выигрывать наши. Да, есть работы, которые мы не можем выполнить, согласен. Мы видим, что сегодня делает, например, Новосибирскавтодор - строит дорогу - мы не можем пока так делать, тут вопросов нет. А то, что мы сами можем делать - ещё раз говорю: под страхом потери работы».

Логика главы региона понятна. Он не лукавит, а говорит прямо – делайте конкурсы под конкретные региональные компании, иначе я вас буду увольнять. Это, ясное дело, позволяет оставлять деньги в регионе, пуская их по проторенной дорожке в круг – платим деньги местным компаниям, которые платят на месте налоги, обеспечивают работой местных жителей и так далее и тому подобное.

То, что такие заявления, вообще-то, противоречат идеологии 94-го закона – кривого, но действующего федерального порядка – особо никого не волнует. Ильковский отличается от своего предшественника в этом плане только тем, что говорит об этом впрямую – это несколько удивительно, но в первый год работы избранным губернатором, видимо, совершенно безопасно.

Работать так проще и очевиднее, а большинство несогласных можно в прямой дискуссии разбить в пух и прах. Деятелей, которых разбить не так просто, в регионе нет, либо они благоразумно предпочитают держать своё мнение при себе.

К чему приводит практика рисования конкурсов под конкретные компании, которые, в итоге, не имеют никаких конкурентов, и, как следствие, не боятся никакой конкуренции, известно. Типичный пример уже несколько набил оскомину, но не сказать о нём нельзя – это практика работы мэрии и Дорожно-мостового ремонтно-строительного управления (ДМРСУ). Под ДМРСУ пишутся конкурсы на ремонты дорог, озеленение города, содержание объектов благоустройства, строительство ледяных горок. Если конкурс удаётся выиграть кому-то другому, то его благополучно выживают, после чего за дело вновь берётся ДМРСУ, которое после этого имеет полное моральное право срывать сроки, не обращать внимания на нормы СНиПов, укладывать асфальт то под дождём, то под снегом, да и просто откровенно плевать на всё, что происходит вокруг.

Понять, хорошо или плохо работает эта структура, просто невозможно – не с чем сравнивать. Никто в Чите не знает, и, по-моему, никогда и не узнает, какими могли бы быть дороги, если бы их строила какая-нибудь другая компания. На этом фоне любые заявления о том, как всё прекрасно, ничего, кроме скепсиса, не вызывают. А дурная привычка непосредственного руководителя ДМРСУ не отвечать на комментарии журналистов этот скепсис только усиливает. Да и зачем ему что-то рассказывать или отвечать на какие-то вопросы, если немногочисленная группа лиц, перед которыми эта контора несёт ответственность, не имеет никакого отношения ни к журналистам, ни к обычным жителям города.

Теперь губернатор края говорит, что такая практика работы с подрядчиками является единственно верной. И, естественно, что дороги в Чите ближайшие пять лет будет строить исключительно ДМРСУ. Оно же будет строить горки, озеленять город и благоустраивать его улицы. А федеральные депутаты могут, если захотят, утереться своими инициативами.

Законотворчество в России часто оторвано от реалий, в том числе и от региональных, жуткой пропастью, на дне которой валяются социальные лифты. К огромному несчастью, чиновники, депутаты, сенаторы и иже с ними чаще всего растут по карьерной лестнице не в соответствии с нормами логики. Растут они по уродливым принципам, в основу которых положены родственные связи, личная верность, большие деньги, опыт работы с теми, кто уже залез на вершину властной вертикали, умение сильно прогибаться в нужные моменты и грамотно смотреть в рот тем, кто на коне.

Это приводит к тому, что министрами становятся люди, которые не имеют никакого понятия о внутреннем убранстве отрасли, в которую они пришли не просто работать – руководить. Депутатами оказываются какие-то странные молодые люди, которые пытаются регулировать, например, систему органов госвласти, не имея не малейшего представления о том, как эта система работает на местах. Сенаторами работают хоккеисты. Перед глазами восхищённых избирателей мелькают совершенно одинаковые, хоть и очень редкие, отчества, фамилии и прочие родственные нити, опоясывающие властную вертикаль от самого низа и до самого верха, несмотря на 10-летний опыт борьбы с этим очевидным злом. Вчерашние налоговики начинают командовать авианосцами. Преподаватели возглавляют технологические министерства. Учителя становятся вице-премьерами.

В итоге, логичные вроде бы инициативы превращаются в очередной объект для насмешек или в стотысячную норму, единственная функция которой – генерация отчётов, бумажек и таблиц, которые отдалены от необходимых смыслов на несколько парсеков и никогда никем не будут нормально исполняться. Федерация не слышит регионы, регионы не слышат муниципалитеты, чиновники не слышат подрядчиков, и над всем этим витает всеобщая удовлетворённость всем. Дороги строятся, рождаемость растёт, депутаты улыбаются.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления