ПочтаВыйтиРеклама на порталеИркутскАгинское

Чита.Ру — Информационный портал Читы и Забайкальского края

 

МНЕНИЯЧИТЫ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

Покос

/ Мнения / Елена Романова

Фото: Олег Меньков

Дед сделал Саньке лёгкие грабельки. Вернее, себе и Саньке. Тонкоствольные, прямые деревца он прореживал по поздней осени на выделенной деляне. За зиму-весну они просушивались так, что гремели, если их сбрасывали в кучу. Выстругивал из них длинные черенки. И колодки, и зубья вытачивал сам, без станка, руками, собирал в готовые грабли без единого гвоздя. К своим приделывал острые и длинные колышки-зубья, к Санькиным – покороче, поглаже.

Прошлогодние и позапрошлогодние грабли, которые он спускал со стайкиного чердачка, устланного сеном и старым брезентом, уже серые от пережитого, тоже годились. Но не пахли как-то по-особенному сладко. Когда к черенку приделывали «нож», он назывался косовищем. Под пятку ножа дед осторожно подбивал клинышки, чтобы лезвие вдруг не соскочило, примерялся и заламывал на косовище ручку, оплетал её туго, точил лезвие до почти хрустального характерного визга – «литовка» была готова.

Уехать с дедом на покос хоть на неделю было большим счастьем и разрешалось обычно, когда на озерке уже стоял шалаш и был организован быт: выкопана и утрамбована в крепкую прохладную нишу ямка под сметану, масло, молоко, варёное мясо (крупы, хлеб заворачивали плотно в пакет, поднимали над землёй, консервы расталкивали по углам шалаша), обустроено «курительное место», на котором перед сном пускали тлеть смолистую еловую шишку, чтобы спугнуть комаров. Над обеденным местом, к которому от шалаша уже шла едва заметная тропка, дед натягивал брезент, обозначал прутиками посудную полку, разделочную зону. Всегда сплетал низенький, как в детском саду, заборчик у отхожего места и строго запрещал бегать «посикать» в кустики – боялся разгневать местного «хозяина». Рассерженный божок мог обложить небо плотной серой ватой и запустить седые дождливые дни на полмесяца.

Дед выходил косить, пока Санька ещё боролась с утренним оцепенением – едва начинало светлеть небо. К утренним птицам, сменявшим ночных, у Саньки на костре закипал чайник. К чёрному байховому она крошила листья земляники – пустые, без ягод, отрезала хлеб, чистила варёные яйца пару штук, это был завтрак. В вечернюю заварку шли листья иван-чая, от него легко спалось. К обеду Санька собирала мангыр, чтобы построгать его в сметану, отыскивала среди травы по красным кисточкам кислый щавель на зелёные щи, а однажды дед показал её широкие, на бордовых ножках листья ревеня – он шёл на компот, на десерт – белые луковички саранок, похожие на головки чеснока.

После обеда они прятались от жары в шалаше, но часам к 4 выходили ворошить. Кроме кухни у Саньки была работа собирать уже просушенное сено в валки. Она цепляла граблями за краешек, начинала его подкручивать, будто дорожку в сенях, и сворачивала эту шуршащую ленту в рулон. Потом эти рулончики дед сметал в копны. Эта метаморфоза из гудящего насекомыми луга, по которому, как на море, разбегались от ветра зелёные волны, в щетинистую гладь с остро пахнущими летом стогами всегда поражала Саньку. И всегда означала осень, цикличную неизбежность, неотвратимость и даже обречённость.


деревня
  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Самое читаемое за сутки

  • Самое комментируемое за сутки

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Я всегда считал, что произведения авторы создают ради появившихся в их воображении героев, их характеров, событий, взаимоотношений, а потом это соединяется оправой из описаний природы, быта и т.д. Где герои? Почему их от нас прячут? Где то, из-за чего их должны запомнить читатели? Картинка великолепна, трудно будет выписать характер, который сможет с ней конкурировать. Боюсь, только картинку мы и запомним.

Не уверен, что Елена творит только для утешения ностальгии читателей Чита.Ру. Если человек начал писать, то должно родится произведение, сюжет, и, соответственно, герой. Герой, и это совсем не обязательно человек, всегда первичен. "Воображаемый герой - это "фэнтези", - замечательное утверждение, видимо Гоголь с Тарасом Бульбой лично общался, Шукшин с Князевым дружил, и Дж.Лондон биографию Белого Клыка с его личных слов записал.

А уж если "на критику внимания не обращать", то для чего тогда выкладывать творение на всеобщее обсуждение, можно ведь создать закрытую страничку и устроить замечательный междусобойчик с воскуриванием фимиама?

Хотя может быть я ошибаюсь, и Елене вполне достаточно еженедельных публикаций на сайте, сопровождаемых всеобщим восхищением и редкими спорами, только ведь или на 25-ом, или 101-ом рассказе всё приестся и что тогда? Ах да, чтобы не было обвинений в зависти, я не писатель и не пытаюсь им быть. Я - "профессиональный", очень требовательный читатель, и всегда рад открыть для себя нового автора. Ох, Господи, я таких комментов за все жизнь не осиливал, так что умолкаю и больше в споры не ввязываюсь.

Я думаю, когда внуки, внучки и последующие пра-пра, будут перечитывать рассказы бабы Лены-Саньки, они будут иметь иное мнение.

А я с вами согласен. Как рассказы - хорошо, но если это объединится в повесть или роман, то читатель утонет в мелочах, пусть даже и прекрасных. И я думаю, Елена старается не для внуков. Красиво пишет - достаточный ли это комплимент для творца?!

А мне понравилось. Снова. Возможно, комментатор Охлофоб в чем-то прав. Но мне хватило героев, хватило характеров. Поразило тонкое, дотошное даже, описание действий селян. Откуда у городской девочки такие знания, такое чуткое восприятие деревенской жизни, такой славный отточенный слог- лично для меня загадка. Спасибо, Еленка, в очередной раз порадовала. Эх-эх-эх, у человека внутри, оказывается, вон какая глубина, бездна, а не ценили раньше: потому что талант прозаика - не журналиста. Для журналиста и слог тяжеловат, витиеват, и эмоции слишком живые, не заказные. Давай еще, дорогая. Твори!

Почему то ставлю плюс, а голос уходит в минус, странно! Согласна с Вами. Хорошо пишет девчонка, вкусно!

Что значит "вкусно пишет"? Дети про всё говорят "круто" - это обедняет язык, а в комментариях собрались как бы ценители словесности. Красочно пишет Елена, интересно, но пока не могу сформулировать, в чём перебор. Какая-то витиеватость в предложениях. И всё же хочется читать и перечитывать. Есть самобытность и уже узнаваемость стиля.

точно, перебор и витиеватость. О чем свидетельствует огромное количество знаков препинания в каждом предложении. Сначала интересно, но уже после второго абзаца буквально силой заставляешь себя дочитать то, от чего тут все в восторге. Тяжеловатый слог, слащаво-деревенский. Балябин легко читается, залпом. Елена, не обижайтесь, к литературе не имею никакого отношения. А без критики успех невозможен в любой сфере. Очень жесткая критика полезна для успеха

Хорошо написано. Живо. Как будто вернулся в детство, на покос. Молодец.

Правдиво, как всегда захватывающе. Героя не обязательно "выписывать" - он не отделим от природы. Да по-другому и быть не может. Он вырос здесь. "Товарищ Охлофоб". "Воображаемый герой" - это у вас, вы скорее всего, "фэнтэзи" пишите и воображаете.

Елена Романова "списывает с того, что видит" - это дорогого стоит. Передать, запах, цвет, вкус скошенной травы (кошенины) - этого никогда не возможно придумать. Это всё кожей чувствуешь. Вот так-то. Спасибо, Елена.

я тоже с дедом на покосе побывала. Только я еще смородину по ручью собирала к чаю. А сено в валки сгребать не так-то легко.Спасибо автору

Да и не нужны герои. Они у нас у каждого свои , из своего деревенского детства.

5/5

Спасибо Елена, а на критику особо внимание и не обращайте (но в копилочку жизни понемногу складывайте, не все конечно). В основном эти коменты от собственного "не состоялось".

есть такой старый анекдот. кто такой тренер? тренер -это человек, который знает как бы он сделал, если бы мог

. В детстве

Все точно, и про грабли, и про балаган, и про ощущения и впечатления

Еще бы описать как метали сено а на горизонте туча, и завершали копяк с первыми каплями ливня.

Читала, а перед глазами Дархита, а в носу ароматы свежей скошенной травы и земляники

К началу покоса мангыр уже отцветал и становился жестким, а для саранок еще рано.

Мангыр - не вариант. Растет еще и просто чеснок. Со сметаной вкуснотища. А с творогом в варениках - просто супер. Эх, в деревню хочу. Лена, в детство меня вернула снова. Вот оно самое потрясающее время. Как же нам не хватает этой святой простоты в каменных джунглях. Думаем всегда все же самое лучшее впереди будет, а оно вот с тобой на покосе, голыми ногами по мокрой от росы траве, чай на костре, твои родные рядышком:) Лена, спасибо!.

Полевой чеснок тем более к покосу уйдет в сиреневую дудку. А написано хорошо, но почему то не описано главное впечатление - насыщенный запах скошенной травы.

В дудку не уйдёт если места где он растёт влажные. А еще всё зависит от того, когда вы начинаете заготавливать сено. Обычно это происходит по-разному. Я в деревне всё детство прожила так что знаю о чем говорю. мы в начале августа начинали где-то так и никогда чеснок не переводился. Много его было. Особенно если сезон богат на дожди.

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.