Город мнение Конституционный борщ

Конституционный борщ

Мысли о Конституции под «комплексный» обед.

Только сейчас начинаю понимать, почему множество людей склоняется к такому жанру художественной литературы как фантастика. И в самом деле, планета, где нет границ, государств и их власти, правителей и политическо-экономических «закавык», — несбыточная мечта. Там можно жить по простым человеческим законам, в общем и целом совмещающим библейские заповеди с моральным кодексом строителя коммунизма.

Ведь оставляли же сибирские охотники или охотники коми в своих зимовьях запас дров и продуктов для тех, кого заведёт в избушку беда или застигнет ночь. Просто так оставляли, не дожидаясь благодарности или платы. Умели брать от природы так, чтобы она не скудела, и не надо было ни полиции, ни природного надзора, ни бумаги на аренду охотничьих угодий.

Но, как говорится, «хошь не хошь» (мечтать невредно), а без властей теперь никуда, и предлагают они всем россиянам «комплексный» обед, как полагается, с первым, вторым и третьим. Для несведущего читателя: «комплексным обедом из первого, второго и компота» назвала председатель Центризбиркома Элла Памфилова поправки в Конституцию России, за которые народу нужно проголосовать одним «блоком». Высказывание это – ответ на вопрос, почему нельзя голосовать за каждую поправку отдельно. Только вместе.

Скоро и дружно

К слову, приготовлен «обед» в фантастически короткие сроки: в середине января президент страны дал задание разработать поправки, 11 марта их одобрили в Госдуме и Совете Федерации и направили в региональные парламенты. Последние в марте 2020 года проявили полнейшее единодушие: во всех 85 регионах России за два дня (!) дружно сказали «да», хотя было достаточно и двух третей законодательных собраний, одобривших поправки. Уже 14 марта Совет Федерации подписал закон, а 16-го законность вносимых предложений подтвердил Конституционный суд.

Для сравнения: 7 октября 1977 года была принята «брежневская» Конституция развитого социализма. Её обсуждали один год и рассмотрели 400 тысяч поправок. Можно сказать, что там-то принимали Конституцию, а тут всего лишь дополнения… Всё объяснил спикер Госдумы Вячеслав Володин в «Российской газете» от 11 марта 2020 года: «Эта Конституция не на год и не на два, а ориентирована на ближайшие 50 лет. Это то, что должно улучшить жизнь граждан и гарантировать их права». Так что старшему поколению голосовать придётся не только за себя, но и за детей и внуков. Ответственность.

Про «борщ» во времени

Если говорить о «меню» и считать главным блюдом «первое», то в пакете поправок это возможность действующего президента страны снова участвовать в выборах после обновления Конституции. То есть, остаётся президент – остаётся неизменным и курс страны на строительство того капитализма, который имеет Россия сейчас.

Оппозиция сразу же определила голосование за поправки как выдачу кредита доверия главе государства, и с этим сложно не согласиться, наблюдая хотя бы за тем, как было внесено предложение и как за него голосовали в Федеральном Собрании. Голосовали сразу после предложения Валентины Терешковой, без предварительного обсуждения.

Проведём аналогию с Конституцией 1977 года. Что в ней является тем самым «борщом» на первое? Ответ ясный – само понятие «развитой социализм» подразумевало, в первую очередь, что «государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд».

Всё это работало, и всё это не было пустым словом. Конституция 1993 года, «ельцинская», отняла эти коротенькие строчки, но память осталась. Если говорить о памяти людей во власти, то тут почти «забытье». Это лишь немногочисленная оппозиция КПРФ в Госдуме, которая внесла поправку «зафиксировать принадлежность природных недр России её народу, гарантировать всем гражданам страны достойную долю дохода от добычи полезных ископаемых». Мнение, конечно, услышали. Демократия же как-никак. Только поправку не приняли (как и все остальные от оппозиции), поскольку есть поговорка на все времена – «сила силу ломит».

В Госдуме из 450 кресел 343 занимают единороссы, а оппозиции из коммунистов принадлежат 43 места. Ещё две парламентские фракции – либерально-демократическая и справедливороссы – по всем принципиальным вопросам голосуют в унисон с правящей партией. Вышло, что в Госдуме 383 – за и 43 воздержались, в Совете Федерации 160 – за, 1 – против и 3 – воздержались. Единственный голос против – сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева.

«Котлеты с гарниром»

Что в пакете поправок «на второе», разобраться сложно, похоже, «блюд» здесь несколько. Выбираем. Первое – Госсовет, функции и полномочия которого пока не обозначены. Второе – в короткой строчке «защита исторической правды». Третье – главенство российского законодательства над нормами международного права, если они противоречат Конституции России. Аналитики и политологи строчку об исторической правде считают возможностью для инструмента цензуры и государственной идеологии, и, кажется, вполне резонно.

Каждая, по сути, декларативная статья Конституции расширяется и уточняется дальше каким-то федеральным законом. Вот проголосуем, а потом узнаем, что за Госсовет.

Рассуждая здраво, о «защите исторической правды» можно сказать так: через 24 часа день сегодняшний станет историей, и защищать её будет – кто? «Историю пишут победители, поэтому проигравшие в ней не упоминаются», – сказал в своё время Антон Дрекслер, основатель Немецкой рабочей партии, которую чуть позже под новым названием возглавил Гитлер. Поддержал его и Бернард Шоу с незамысловатым: «История, сэр, солжёт, как всегда».

А правда-то, она у каждого своя. Если б мы смогли поговорить с каждым солдатом, участвовавшим в битве под Сталинградом, что бы мы услышали от них, стоявших на разных участках? А какую правду мы бы услышали от генералов Чуйкова и Шумилова? А что сейчас прочитаем в «Википедии» или в книге «В окопах Сталинграда»?

Одичали!

Вспоминая Конституцию 1977 года, сомневаться в «котлетах с макаронами» не приходится. Это статья 45 об образовании. Говорят, равного ему не было в мире, и Запад до сих пор использует лучшие российские умы для повышения своего благосостояния.

«Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

Цитирую «Литературную газету»: «Так было. И бесплатные учебники – тоже реальность. Мы уже отвыкли от такого порядка вещей. Отмечу, что здесь речь идёт не просто о «всеобщем среднем» – обязательном и непременном, но и о бесплатном высшем образовании. В то время ни одна конституция в мире не давала столь широких прав.

Что может быть важнее просвещения? За сорок лет, прошедших после 1977 года, некоторые страны приблизились к советскому уровню образовательных прав. А мы отдалились. И самое главное, что эти постулаты Конституции не были иллюзорными, они исполнялись! Пройдёт ещё лет десять, и вряд ли кто-то сумеет оценить важность образовательных гарантий. Потому что мы утрачиваем основы просвещения, азы… За такие права имеет смысл бороться. Правда, наши современники больше любят бороться против кинофильма, которого никто не видел. Одичали!»

Что такое счастье?

Теперь, чтобы дать ребёнку образование, семья должна позаботиться о капитале, а это значит, подумать, стоит ли рожать детей.

У Оксаны с Алексеем крепкая семья и трое замечательных ребятишек. Детей супруги хотели и изо всех сил стараются обеспечить их всем необходимым, заботятся об их развитии. Алексей выезжает на вахты, а Оксана работает и с тремя успевает управляться. Всё бы ничего, да ипотека у супругов закончится в год выхода Оксаны на пенсию – через 20 лет. А старший уже в 10-м классе, и пора о дальнейшем обучении думать. Вот таким бы семьям да адресную поддержку государства, снижение процентной ставки по ипотеке, что взята почти восемь лет назад без всяких льгот.

Но сейчас думается, что в большом масштабе даже не это главное. Страшна сама идеология, поставившая в приоритет деньги, потребление и психологию «купи-купи, попробуй всё, живи для себя». Она зачеркнула у большинства молодёжи потребность в качественном образовании. Качественном не только набором знаний, но и нацеленностью человека жить и работать не только ради денег, но и на благо людей. Ведь только так и можно сохранить человечество человечным. «Ум, соединённый с добротой, – это мудрость. Ум без доброты – это хитрость», – говорили мудрые. А от хитрости до коварства, подлости и безнравственности – один шаг.

Сама себе задаю вопрос: а что такое доброта без знаний, просвещения и действительной заботы власть предержащих? Рискую ответить: это просто доверчивость русского человека, которому в трудный момент сложно сделать правильный выбор.

Вот и делаем выбор, польстившись на посулы и обещания. Многие из тех, кто «нахлебался» в перестройку, голосовали за ту самую Конституцию 1993 года, которая отняла много лишь потому, что ничего не поняли, или потому, что так заворожили народ «плюрализм мнений» и посулы «сможете зарабатывать, заведя собственное дело».

Завели, заработали, «плюрализмим». Кто-то на новой волне наловчился воровать по-крупному, и хочется всё больше и больше. А вот спроси их про счастье, что скажут?

«Деньги – это средство решить проблему, они счастья не приносят. Вот когда задумал, сделал и плодами твоего труда пользуются люди, этому я радуюсь. Самое счастливое время – когда я был студентом, и у меня не было ничего», – это Павел Грудинин в интервью одному из информагентств. Правда, тут же он сказал журналисту: «Вы мне не верите?» Это к тому, как широко мнение людей о «небескорыстности» всех, кто у власти. И к тому, как власть в России теряет свой авторитет.

Житие наше

Всё так. Не в деньгах счастье. Это (если смотреть «свысока») – иметь жильё, средства на всё необходимое для жизни нормального человека, который не свихнулся в желании «захлебнуться» от всех рекламируемых земных благ. А если спуститься на землю и вспомнить материалиста Карла Маркса, то «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание».

Только один типичный пример из современной жизни: Лена переехала в Читу из деревни, так как в селе нет работы. Трудится кассиром в супермаркете. Средняя зарплата – 19 тысяч рублей. Платёж по ипотеке – 19600 рублей. Типичный рабочий день – с 9 утра до 11 вечера. Как жить? Выручила мама-пенсионерка с кучей болезней, пенсией чуть больше 9 тысяч рублей и званием «Ветеран труда» (!), теперь расклад семейного бюджета выглядит так: 5 тысяч рублей – «коммуналка», 2 тысячи рублей – лекарства для мамы. На всё про всё остаётся 2 тысячи рублей, а платежи закончатся, когда Лена справит 60-летие.

А теперь спросите Лену, что она думает о поправках в Конституцию, если два дня назад у неё поломалась стиральная машина, в ванной потекла труба, а на работе уволилась руководитель, такая, что в наше время сумела в магазине создать человеческую атмосферу и могла хоть как-то поддержать людей, у многих из которых положение не лучше лениного.

По данным на 1 сентября 2019 года, 36% россиян, имеющих право голоса, закредитованы. Это 54% занятого населения России. Каждый второй заёмщик имеет задолженность по другим кредитам. Конечно, на кредиты кого-то толкнула не обязательно нужда, но и естественное желание сегодняшнего дня жить красиво. Это миллионер Корейко у Ильфа и Петрова не знал, куда деньги девать. И всё-таки интересно, как проголосовали бы эти 54%, придя на избирательные участки?

Что заслужили, то и имеем?

Все эти мысли пришли в голову рядового гражданина России лишь потому, что скоро голосование за поправки. И в России снова ситуация по поговорке «коней на переправе не меняют». Из аргументов Валентины Терешковой, предложившей поправку, гарантирующую действующему президенту вновь избираться на должность главы государства: «…страховкой в нынешних непростых для экономики условиях является сильная президентская власть и нравственный и моральный авторитет лидера». Тут как-то всё «совпало» – падение цены на нефть, падение рубля, коронавирус.

Исторически сложилось так, что в монархической России цари правили до кончины или насильственного отстранения от власти. Потом эта традиция перешла и к генеральным секретарям. И вот снова «никто кроме нас».

А что там думают мыслители по поводу государственного устройства?

Из письма французского дипломата де Местра графу Разумовскому от июня 1810 года. «…На человека смотрели как на существо абстрактное, одинаковое во все времена и во всех странах, и для этого же нереального существа составляли столь же нереальные проекты государственного устройства; между тем опыт доказывает самым очевидным образом, что всякая нация имеет то правительство, которого она заслуживает, и что всякий проект государственного устройства – не более чем мрачная фантазия, коль скоро он не находится в совершенном согласии с характером нации».

Так какие же мы, русские?

Вот хотя бы немного от русского философа Николая Бердяева из 1948 года: «…природа русского человека очень поляризованная. С одной стороны – смирение, отречение; с другой – бунт, вызванный жалостью и требующий справедливости. С одной стороны – сострадательность, жалостливость; с другой – возможность к жестокости, с одной стороны – любовь к свободе, с другой – склонность к рабству…» И ещё: «Русский народ религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни».

А это из переписки литературного критика Валентина Курбатова с писателем Виктором Астафьевым. Из письма от 7 января 1983 года:

«Перечитал и первый раз захотелось валидолу отведать – так зверски стукнуло сердце от тоски и болезненного ожесточения на свой народ, которому мало, что его всяк кому не лень на свой лад кроит и на стельки пускает, так он ещё и сам себя изводит со свирепостью, будто на лютого врага ополчился. Что сделали с русским мужиком! Как умело и последовательно вывели из него душу живую, а он, бедный, и не заметил – гуляет себе, купился на красное словцо и отрез к празднику. И вот вместо удали – дикость, вместо веселья – поножовщина, вместо смекалки – пронырливость».

P.S. Что ждёт каждого из нас в очередное непростое время, если забыть про все политико-экономические катаклизмы? Семья, за которую в России, в отличие от «европ», пока ещё держатся. Это ещё одна русская особенность. «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, – ждите, пока к вам придут». Это Булгаков о свете лампы, на который всегда можно вернуться.

А всё-таки?

«В истории есть такой закон, который до конца ещё толком не сформулирован: то, что должно произойти, рано или поздно произойдёт обязательно. Если искусственно тормозить процесс, то это лишь усугубит болезненность разрешения от бремени, но «роды» всё равно состоятся». (Г. Николаев, книга «День милосердия»).

Произойдёт то, что должно произойти…

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления