Город мнение Обезьяны на… троне

Обезьяны на… троне

...устрашая соперников, часто скалят зубы, хмурятся, бьют себя в грудь. Почти то же самое часто делают политики.

В эти дни пожар политических страстей разгорается не только на площадях и телеэкранах, но и на наших с вами кухнях. Политические «кулебяки» и «винегреты» ссорят жён и мужей, братьев и сестёр. Но стоит ли так кипятиться? Не лучше ли посмотреть на предвыборную гонку со здоровым юмором и осознанием того, что поведение политических лидеров имеет глубокие эволюционные корни и во многом напоминает поведение наших ближайших родственников – обезьян.

Возможно, сравнение человека с обезьяной кому-то не понравится. Но факт, как говорится, вещь упрямая. Генетический код шимпанзе и человека идентичен приблизительно на 98%.

Имеется множество ископаемых свидетельств, доказывающих наше происхождение от обезьяноподобных предков. Более того, наше родство доказывают эндогенные ретровирусы (следы древних вирусных инфекций в ДНК). Ретровирус встраивает свой геном в хромосомы клеток заражённого организма и передаётся по наследству. Очень важно, что встраивается он случайным образом, не стремясь занять какую-либо позицию. Следовательно, вероятность того, что один и тот же ретровирус встроится у разных видов животных в одно и то же место генома, ничтожна. Поэтому если учёные находят определённый ретровирус в одинаковых позициях генома у разных животных, вывод напрашивается сам собой: эти животные имели общего предка. В геноме человека таких следов около 30 тысяч. Некоторые из них встречаются только у нас и у шимпанзе! А значит, в общих предках сомневаться не приходится.

Конечно, некоторым из нас приятнее представлять в числе своих прадедов Адама… Что ж, тогда найдите кости Адама и принесите на экспертизу антропологам. Возможно, тогда ваша правота будет признана.

Пока же вернёмся к теме выборов. Точнее, обратим внимание на поведение политиков и правителей.

Возможно, вам часто приходилось видеть, как лидеры партий или начальники при любой подвернувшейся возможности стараются в присутствии народа, под прицелом видеокамер взять на руки… детей, погладить их, пожать руку. Именно в окружении детей нередко публикуют изображения вождей и тиранов. Может, у политиков особая любовь к детям? Нет. Скорее, они действуют подсознательно, руководствуясь программой, доставшейся нам от далёких предков.

Известно, что высокоранговые самцы павианов часто демонстративно ласкают детёнышей, учат их уму-разуму. Так они показывают остальным свой статус. Доктор биологических наук В.Р. Дольник пишет: «У каждого павианыша на доминантного самца с седой гривой есть три врождённые программы: «так выглядит тот, кому следует подчиняться», «так выглядит твой отец» и «учись у того, кто так выглядит». Иными словами, это Вождь, Отец и Учитель». Самцы шимпанзе, обласкивая детёнышей, пытаются завоевать симпатии самок и других членов стада. Конечно, у обезьян нет системы демократических выборов. Но борьба за власть внутри их групп идёт нешуточная. И порою в ней немаловажную роль играет поддержка сородичей. Стоит ли удивляться теперь, что в период предвыборных кампаний политики чаще берут детей на руки, чем в «мирное» время.

У обезьян, как и у людей, иерархи (начальники, правители) любят занимать возвышенные места или казаться выше остальных. Разница лишь в том, что самец обезьяны сидит на высокой ветке или пригорке, а начальствующая особь Homo sapiens восседает на троне, особом кресле, выступает с высоких трибун. У обезьян все члены группы непосредственно могут созерцать доминирующего самца на его месте. Люди такой возможности лишены. Поэтому они пошли дальше, тиражируя величественные изображения правителей. Тот, кто бывал в кабинетах краевых и районных чиновников, наверняка замечал портреты президента и премьера (как говорится, почувствуйте разницу) на хорошо заметном и обязательно возвышенном месте. При диктатурах данная форма поведения проявляется особенно ярко: на площадях, в общественных местах устанавливаются преувеличенные изображения вождей, флаги с их изображением, огромные экраны…

Власть иерарха в обществе приматов постоянно подвергается угрозе. Этологи (учёные, изучающие поведение животных) обратили внимание, что у многих видов обезьян амбициозные самцы образуют союзы с целью захвата власти. Как и у людей, эти союзы неустойчивы. Вчерашние союзники быстро становятся врагами.

Любопытно, что доминантные самцы шимпанзе и горилл, устрашая соперников, часто скалят зубы, хмурятся, бьют себя в грудь. Почти то же самое часто делают политики. Посмотрите, как ведёт себя кандидат, обещающий избирателям золотые горы, как он хмурится, глядя на соперника. Изредка можно заметить странную улыбочку – подобие оскала. Жаль только, клыков у человека нет. А то бы эта демонстрация, несомненно, возымела бы успех. По крайней мере, у части электората. С большинства агитационных плакатов на нас тоже смотрят угрюмые или хмурые лица. Отдельные политики даже фотографируются со сжатыми кулаками, выбирают агрессивные лозунги, пытаются убедить всех, что они самые лучшие, что без них стадо (простите, народ) точно погибнет.

С подчинёнными иерархи человекообразных обезьян обращаются весьма интересно. Например, часто похлопывают по спине. Тем самым они не только показывают своё расположение, сглаживают возможные конфликтные ситуации, но подчёркивают свой статус, как бы совершая ритуальное наказание. Недалеко от них ушли и начальники Homosapiens. Похлопывание подчинённых в хорошем расположении духа – наглядный тому пример.

Другое дело – подлинное наказание. Если главный иерарх наказал нижестоящего по рангу, но всё-таки занимающего не последнее место в обществе, то на наказанного, как, правило, обрушивается гнев остальных. Обезьяны просто измываются над наказанным. Собаки облаивают и кусают униженного. Думаете, люди лучше? Посмотрите, что происходит, когда вчерашнего фаворита отстраняют от должности. Все, кто хочет подняться по иерархической лестнице, начинают поливать грязью недавно обладавшего властью человека. Почти то же самое происходит и при внутрипартийных конфликтах, и даже в рабочих коллективах.

Наблюдать за тем, как лидеры шимпанзе и людей борются за власть, несомненно, интересно. Но нам приходится не только наблюдать за тем, как доминантные особи нашего вида сражаются за важные посты, но и выбирать, кому же именно эти посты достанутся. Кажется, вот тут-то разум может взять верх над инстинктами предков. Однако это не совсем так.

В книге «Эволюция человека» доктора биологических наук Александра Маркова описан ряд исследований, показывающих, что политические пристрастия зависят не только от доводов рассудка. Оказывается, они связаны с физиологией и генетикой. В частности, у консерваторов в среднем больше размер миндалевидных тел мозга, чем у либералов. Миндалевидные тела связаны с чувством страха, тревожностью. Поэтому консерваторы чаще поддерживают выступления против абортов, исследований стволовых клеток, иммигрантов, теории Дарвина, поддерживают рост расходов на вооружение. Обладатели одного из вариантов алелля гена дофаминового рецептора D2 активнее участвуют в выборах. По мнению учёных, этот аллель на 8% повышает вероятность того, что человек вступит в какую-нибудь партию. К тому же, упомянутый ген влияет на импульсивное поведение, пристрастие к азартным играм и алкоголизму.

Разумеется, на наши предпочтения и выбор наряду с генами оказывают влияние воспитание, среда, ну и, конечно же, разум. И всё-таки хотя бы частичная обусловленность убеждений генетикой позволяет понять, почему мы, несмотря на доводы, так яростно отстаиваем свою позицию, голосуем за того, а не другого кандидата. Гены у всех нас немного разные, а посему – не быть политическому единодушию! Может, осознание этих и других фактов из нашей биологии научит нас делать действительно разумный выбор?..

Алексей Мясников, газета «Читинское обозрение»

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления