Город мнение Лес за домом

Лес за домом

Вопреки досужему, экономически популярному мнению о возобновляемых ресурсах, природные системы при их уничтожении не возобновляются. Они заменяются вторичными, более простыми. Оригинал исчезает навсегда.

Сломав березу иль осину,

подумай - что оставишь сыну?

Игорь Губерман

Археологи и геологи, таксаторы и бичи, охотники и туристы, деревенские жители и все те, кто по долгу службы, влекомый интересом или волею обстоятельств, проходил сотни километров по забайкальской тайге. Все эти люди знают, что тайга это — десятки километров сухих и тощих лиственничников, где от завалов и заломов негде поставить ногу, смешанные леса с мелколистным кустарником, сквозь который, в отсутствие тропы, не идёшь, а продираешься, бесконечные ерниковые мари, в долинах и верховьях ручьев, осыпи, гари, болота и другие слабо проходимые виды ландшафтов. Всё это бездорожное, дикое многообразие лишь изредка сменяется уникальным ельником, редким пихтачом, кедровником, вязовником, в долине большой реки или могучим, чистым, старым сосновым бором.

У некоторых из вышеперечисленных категорий людей, такие виды ландшафтов вызывают лишь восторг и непреодолимое желание пройти сквозь непроходимое. Однако для обычного горожанина понятие чистый лес и то, что оно под собой подразумевает, вещь небезразличная.

Чистые леса образованы одной древесной растительной породой. В зрелом возрасте развитые и сомкнутые кроны этого преобладающего вида пропускают мало света в низлежащие ярусы и не дают развиваться там кустарниковой и травяной растительности. В таком лесу расстояние между деревьями значительное, кустарника, подроста и травы мало, а ландшафт напоминает искусственный – парковый. Такие леса в наш антропогенный век встречаются редко, прежде всего, потому, что они старые. Старого же человеческая природа не терпит, ведь нам нужно всё новое, с иголочки. А старое куда? Под снос.

Именно такой старый, редкий, могучий, чистый сосновый бор и растёт на площади в десяток квадратных километров макросклона южной, юго-западной экспозиции хребта Черского, обращённого в сторону Читы. Этот лес покрывает борт Читино-Ингодинской впадины как раз напротив того места, где был заложен город. И это не случайно. Населённые пункты появляются в местах примечательных по своему природному содержанию, обладающих хорошим набором ресурсов среды. К ним относится и богатый лес, годный для строительства, сухость и устойчивость земли, наличие рек, озёр, а также эстетическая привлекательность и психологический комфорт ландшафта. Всё это в том месте, где находится Чита, было. Кое-что из этого сохранилось до сих пор. К этим незначительным остаткам и относится пока ещё существующий сосновый лес южного склона хребта Черского, видимый из окон горожан, выходящих на северную сторону. Не будем говорить, насколько он объеден стройками, замусорен, разбит машинами. Скажем лишь, что вопреки досужему, экономически популярному мнению о возобновляемых ресурсах, природные системы при их уничтожении не возобновляются. Они заменяются вторичными, более простыми. Оригинал исчезает навсегда.

Понятно, что инициаторам проекта строительства нового микрорайона, который отхватит большой кусок полторавекового соснового леса, нет дела до этих экологических тонкостей. Им чужды рассуждения о самоценности природы. Но подумайте о том, что городу есть куда расширяться, не задевая леса. А ваши дети и жены пока ещё могут прогуляться по настоящему сосновому лесу и подышать воздухом, посмотреть на белок, зайцев, бурундуков, дятлов, синиц и поползней. Их здоровье, а также здоровье ваших внуков, пока ещё может быть сохранено и восстановлено тем, что дала нам природа. И решение этого вопроса пока ещё в ваших руках.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления