Работа привела в родную школу №16, нужно было попасть в местный музей, взглянуть на старые материалы и фотографии. Картина открылась удручающая.
Я ещё помню пятый класс — тогда мы впервые, кажется, оказались в школьном музее — по совместительству кабинете истории. Галина Геннадьевна — строгая наша учительница истории - сумела произвести неизгладимое впечатление и навсегда, во всяком случае мне, привить уважение к этим старым снимкам и скудным строкам из биографии героев 116-й дивизии.
Потом были конкурсы школьных музеев, ежегодные выступления на 23 февраля и 9 мая. Мы с одноклассниками собирались после занятий в кабинете истории, репетировали, разучивали строки из биографий героев нашего музея. Гимн 116-й дивизии каждый помнил наизусть.
Под Читой рождённую,
В битвах закалённую
Славную дивизию Харьковской зовут.
Ты Краснознамённая, солнцем опаленная,
С орденом Кутузова мы прошли твой путь.
Теперь музей заброшен, наверное, вспоминают о нём лишь накануне 9 мая, а в остальное время — он за железной дверью, закрытой на ключ. В больших альбомах со школьной историей есть наши фото — вот мы серьёзные такие рассказываем что-то об ожесточённых боях 116-й, о людях, которых видели лишь на фотографиях. Есть снимки класса, учившегося на год младше нас — и всё.
Как водится, с уходом на пенсию Галины Геннадьевны музейная деятельность практически прекратилась. Сколько пройдёт времени, прежде чем история, бережно сохраняемая когда-то в стенах музея, превратится в хлам в чужих глазах? Однажды очередной директор, возможно, заглянет в класс и скажет — «выкиньте всё ненужное», и многое выкинут, потому что для сегодняшних школьников да и для большинства учителей школьный музей ничего не значит.
Грустно, но я понимаю, что современным детям не нужна такая история — застывшая на старых стендах и фотографиях, с пыльными тяжёлыми шторами и глухим полумраком. Школьники меняются и чтобы воспитать их патриотами недостаточно заставить разучить пару стихов о войне и выступить с докладом. Но я не считаю это лишь их недостатком, дети стали иными, значит, должны становиться гибче и учителя, их методы работы.
Я надеюсь, что всё-таки забыто не будет — ни это место, ни герои, живущие на фотографиях, ни их подвиги. А музей обязательно дождётся новой смены — и среди учеников, и среди учителей.