Город мнение «Диверсанту» - 10 лет. Как это было. «Танк-Трофи 2013»

«Диверсанту» - 10 лет. Как это было. «Танк-Трофи 2013»

А вот Монгой, Грязнуха и Кадалинка оказались весьма подходящими. Много падей, верховых болот, каменных россыпей. Полигоны окружены дорогами общего пользования и вспышками сотовой связи.

Клубу любителей внедорожников «Диверсант» исполнилось 10 лет. Совместить приятное с полезным, традиционный трофи-рейд с празднованием - вызов принят. Завершён. О том, как - главный судья соревнований Семён Шифрин и журналист «Чита.Ру», член экологического клуба «Берлога» Елена Романова. Два взгляда - мужской и женский, изнутри и снаружи.

Семён Шифрин:

Концепция формата

Подготовка ориентирования началась очень и очень заранее. Работали со спонсорами, думали над районом проведения. Потом долго обсуждали маршруты, но главное - сломали 4 тонны копий над форматом «танка», или, как его зовут часто организаторы, они же орги, «ТТ», «ТТ-13». Не хотелось делать скучный, надоевший порядком, чисто спортивный день рождения клуба. Обдумывались форматы командной гонки, где в команду бы сеялись по одному транспорту в виде стандартной машины, подготовленной экстремальной котлете-прототипу, джипа в категории «Спорт» и квадроцикла. Ещё интереснее было бы формировать команды на случайной основе жеребьёвки. У такой формы масса плюсов, но были и вопросы. Например, что делать с неспортсменами, которые тоже хотят участвовать, но не хотят гробить технику в спортивном азарте? Да и от клуба ждали финала Кубка Забайкальского края. Наконец, победила концепция классического ориентирования с добавлением в него нового класса «Дискавери». То есть гонка как гонка плюс зачёт «Открытый» для АТV (мотовездеходов) и туристический маршрут с развлечением гостей и участников.

1 из 8

Подготовка

Когда определились с форматом, то начали изучать районы проведения. Участок Амодово-Ерёмино-Александровка-Елизаветино прекрасен для спорта в чистом виде, но туристам там очень и очень сложно. И совместить несложный маршрут гостям с гонкой технически показалось нереальным. Да и накрыть такой участок радиосвязью невозможно. Район Карповка-Забайкалец, наоборот, прост для спорта и поэтому не очень интересен. А вот Монгой, Грязнуха и Кадалинка оказались весьма подходящими. Много падей, верховых болот, каменных россыпей. Полигоны окружены дорогами общего пользования и вспышками сотовой связи. Плюс район проведения прошивается уверенно нашими радиостанциями в автомобилях. Стартовые места доступны для неподготовленных зрителей и есть несколько маршрутов для туристов. Так и решили. Монгой.

Гонка

Укоротили суточное — традиционное для нас — ориентирование вдвое. В надежде на то, что участники финишируют и соберутся у костра, отметим день рождения вместе и запустим фейерверком. Гонку ставил Паша Добровлянин. Помогали ему и я, и Кастрицкий Лёша, и Виталя Дзядух. Решили удивить «танком», который обычно имел много «геометрии» и «валежника», но мало болот. Поэтому большинство точек были поставлены именно падями и верховыми болотами. Для стандартного класса особенной сложностью стал район озера Тасей. Там был интересный момент на ориентирование тактическое, и кто успевал до темноты выйти в этот район - был обречён на финиш в зачёте. Темнота же прятала тактический поиск верного направления и поиск объездов засад. Количество точек уменьшили и решили не ставить более 20 штук, лишив их из-за некоторой однотипности и линейного характера ориентирования цены. Все удивились отсутствию цены в баллах, а подсчёт был с процентном соотношении сбора контрольных точек. В результате получилась отличная сложная гонка практически на доезд в зачётное время. Сложность представляли не столько сами точки, сколько маршрут движения, выбор тактики преодоления проездов от точки к точке. Для квадов объединили точки «Спорта» и «Экстрима» в один список, потому что ATV имеют сумасшедшее превосходство в проходимости и скорости.

Гости и «Дискавери»

По нашей задумке гости должны были увидеть старт всех классов и посмотреть шоу-полигон. Удалось. Потом гости на неподготовленной технике ехали домой, а туристы из «дискавери» поехали асфальтом по трассе до отворота на Дворцы. Там мы поделили их на команды и разыграли первый конкурс. Нужно было за кратчайшее время вскипятить и заварить кружечку чая. Это была борьба! Забавная и весёлая. Потом ушли на маршрут. По пути стало ещё понятнее, что такое большое количество машин в колонне не даёт двигаться быстро. Особенным сюрпризом стало наличие мотоцикла «Урал» в составе туристов. После нескольких луж его хотели отправить назад, но загрузили в «ГАЗель» доброго человека и поехали дальше. Откорректировав маршрут на упрощение и сократив количество конкурсов, сделали несколько остановок на фотографирование и, как и было намечено, вышли в район финиша к 20.00.

Лагерь

У нас есть традиционные уже места в этом районе. Такие, как Дабан, тригопункт и ворота Истока. Вот именно на поляне «Исток» мы и построили накануне лагерь. И, конечно, оставили его там. Это и туалет, и столы, и кухня. В лагере было организовано централизованное питание. Свет и музыка, кухня и фейерверк было почти по плану, но вот орги, в основном, были заняты эвакуацией и ночью, и утром, а главным соперником организаторов стала погода.

«Погода внесла свои коррективы»

Фраза, которая уже стала наверное, термином. Мокрое лето оживило болота и ручьи, но неделя перед гонкой усилила эффект. Это было что-то, иногда казалось, что трассы поставили просто маньяки. Отсюда и отсутствие гонщиков у вечернего костра, и холодное снежное утро воскресенья. Несмотря на это, в лагере было интересно. Выезд же туристов к деревне Тасей и вовсе был сложным трофи-рейдом. И уже заскучавшие от простого маршрута накануне туристы хватанули лечебных грязей по полной. «Клубари» же пережгли и переломали все лебедки при проводке конвоя до твёрдой дороги. Было сложно и интересно. Пикантности добавили волки и холодный ветер со снегом.

1 из 7

Спасибо

Спасибо за подарки, спасибо спонсорам и организаторам, спасибо участникам. Отдельное спасибо тем, кто приехал издалека. Благовещенск, Китай, Иркутск, Борзя, Краснокаменск, Бада, Урульга. Всем спасибо!

Елена Романова:

Над озером Монгой взлетела и стала вытягиваться в пасмурном небе стая то ли гусей, то ли уток. Выстрела слышно не было, но одна птица начала падать, а клин изменил направление – в разгаре охотничий сезон. Блюдце Монгоя так же безмятежно отражало затянутое серыми облаками небо, порыжевший от ночных заморозков лес. Во всю ширь горизонта растеклась полями и сопками ржавая осень.

Над стартовой поляной гулял ветер, пилоты, штурманы затягивали болотники, стучали сапогами по колёсам — стравить-не стравить, негромко переговаривались между собой. Ветер трепал сигнальную ленту, обозначившую первую площадку для борьбы. До стартового выстрела оставалось немного.

Где-то в лесу уже рубились экипажи «Стандарта», когда «Спорт» ринулся делать петлю у озера, поднимая до крыш чёрные брызги, и тут же «вчатился» в болотную жижу. Экипаж «Чара» проскочил полянку, нырнул к озеру и, подпрыгивая на кочках, вернулся за «легендой». Так ровно в 13.00 он и помчался впереди и ровно через семь часов закончил 12-часовую гонку, собрав все точки маршрута.

После отмашки «Экстриму» и открытому классу на поляне остались те, кому лес не чужой, но и автомобиль как дальний родственник. Таких, когда они появляются на твоей кухне, обычно угощают, как иноземных гостей, бельё достают шёлковое, водят по достопримечательностям и помогают с трудоустройством. Холят и лелеют, проще говоря. Новый для «Танк-Трофи» класс «Дискавери» был открыт и неспешно двинулся в сторону Дворцов.

1 из 4

На первой же остановке тремя газовыми горелками «вскипятили» керамическую термоустойчивую кружку, которая, даже не издав «дзинь», рассыпалась крупными осколками. Заварили крепкий чай минералкой, обозначили две команды и уже веселее, с шуршанием в рациях, отправились дальше по маршруту. Остановок было запланировано немало, на каждой, по замыслу, команды должны были соревноваться. Но тут в первой глубокой луже мы узнали, что с нами путешествует мотоциклист.

После того, как «Урал» заглох во второй раз, колонна из двадцати автомобилей научилась терпению. А потом научилась взаимовыручке: мотоцикл закинули в «ГАЗель» и продолжили свой путь по каменистым горным дорогам. Преодолев брод через Кадалинку – благополучно и всё так же не спеша, остановились на привал с суетой, беготнёй и победой одной из команд. Собирали припрятанные запасы-спички, притворяясь птичками и мышками, пытаясь выжить во время «холодной зимы». Нехитрая игра, привезённая из Даурского заповедника. Здесь же и приняли решение впредь беречь неподготовленные автомобили и встать уже на тригонометрическом пункте, с которого виден и город, и вся цепь Ивано-Арахлейских озёр.

Пока караван, переваливаясь на камнях, поднимался в гору, в автомобилях уплетали бутерброды, опорожняли термосы, предвкушая обещанную баранину. Добравшись до тригопункта, рассыпались по опушке щёлкать затворами и замирать от растущего в груди восхищения. В сизой дымке куталась Чита, а до неё простирался игреневый лес в жёлтых завитках берёз и с рыжей щетиной лиственниц. По другую сторону лежали стального, матового цвета озёра, казавшиеся бездонными. Под ногами – сладкая от мороза брусника, уже мятые туманами ягоды голубицы, бархатистый даже на вкус шиповник.

Уже тогда в рации врывалась обрывками фраз и перекличкой гонка.

«На таборе» клубился дымок, под навесом кухни кипела работа: чистили, строгали, обжаривали в огромном казане лук, морковь, чеснок. В ведро крошили сладкий перец и огурцы, рядом ждали гостей и спортсменов сколоченные лавки и столы. «Дискавери» разъехались по поляне, обустраиваясь на ночлег. Над лагерем стоял сладковатый аромат костра, почти недвижимый густой запах сырой земли. Мы ждали возвращения экипажей и дождались одного. Уже к ужину, когда сгустились синие сумерки и над речкой поплыл туман, начали возвращаться остальные.

Мокрые, грязные, шумные пилоты и штурманы подходили к костру, получали порцию заслуженного восхищения и шли переодеваться, отогреваться и ужинать. Ночью разошёлся дождь, он стучал по крышам, палаткам, спинам, а лагерь полнился подъезжающими из леса, выбравшимися из болот.

Печка в выделенном под журналистов «УАЗике-таблетке» жарко гудела, смолкнув только к утру. Утром в чудной тишине, в которой бесшумно и с трепетом опускались на землю листья с продрогших берёз, как в деревенском детстве, отчётливо было слышно стук поварёшки о кастрюлю. Уже собрались на выручку оставшимся на полигонах машинам, уже закончился дождь, и солнце пыталось пробиться сквозь тяжёлые облака.

«Берлога» поздравляла «Диверсантов». Без них ни одна из наших экспедиций, принесших отклики читателей, зрителей и чиновников, внимание экологических фестивалей и награды, не состоялась бы. Так мы показали то, чего никогда не было в наших поездках и вряд ли когда либо будет ещё. Понравилось. И вашим, и нашим. Благодарности вручены - бумажные и в рамках, но пускай знают, что они куда дороже и ценнее.

Это был отличный осенний день, из тех, что растратить не жаль и забыть нельзя. Обед, танцы, поздравления, награждения, обратная дорога в город, который спал и не знал, что так бывает. Спасибо «Диверсанту» и всем.

Фото: Сергей Вечерок, Валентина Спивачук, Николай Пермяков. Видео: Александр Ладанов

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления