Город мнение Стукачество ради справедливости

Стукачество ради справедливости

В июле в ленте ИА «Чита.Ру» появилось сразу несколько текстов, основанных на предоставленных посетителями портала фото- и видеоматериалах, которые по мнению наших читателей свидетельствовали о нарушениях закона.

В июле в ленте ИА «Чита.Ру» появилось сразу несколько текстов, основанных на предоставленных посетителями портала фото- и видеоматериалах, которые по мнению наших читателей свидетельствовали о нарушениях закона.

Так, житель Читы Сергей заснял на видеокамеру мобильного телефона, как автомобиль «Toyota Land Cruiser» с госномером P005PP75RUS нарушил правила дорожного движения — при обгоне автомобиль пересёк сплошную линию. В краевом Центре транспортного обслуживания удалось выяснить, что автомобиль с этим госномером закреплён за министром сельского хозяйства Забайкальского края Любовью Гарголло.

В комментариях под этой новостью блоггер useff предложил редакции ИА «Чита.Ру» и посетителям портала рассмотреть на фотографиях, как инспектор ГИБДД не штрафует водителя, который, как показалось блоггеру, движется по улице с односторонним движением «против шерсти».

Обе эти новости для читинского интернет-пространства любопытны как сами по себе, так и последствиями — мелкими или не очень — вызванными размещением этой информации в cети.

Во-первых, начальник краевого ГИБДД, отвечая весной на вопросы ИА «Чита.Ру», отметил, что в случае, если граждане видят нарушения правил дорожного движения и могут их как-то зафиксировать, то можно передавать их в милицию — ГИБДД при получении этих материалов будет в любом случае проводить проверку. Читинец, снявший на камеру служебный автомобиль Гарголло, сделал именно то, что главный ГИБДД-ник пользователям портала и всем жителям города и рекомендовал.

Звонок в ГИБДД остался без внимания — принявший его сотрудник, видимо, не совсем понял, о чём идёт речь. К сожалению, сочетание цифрового видео, которое можно оперативно перебросить электронной почтой и посмотреть на удалённом компьютере — это для многих сотрудников многих организаций пока за пределами возможного. Хотя для жирного и сочного интернета это уже постепенно зарастающее мхом прошлое.

Во-вторых, большинство посетителей «Чита.Ру» в комментариях под новостью про джип Р005РР поддержали водителя. В том смысле, что все мы не без греха и зачастую именно на этом месте нарушаем правила дорожного движения, никому особо не мешая. Читинца, заснявшего момент нарушения, многие, наоборот, корили за, грубо говоря, стукачество.

Хотелось бы прокомментировать и то, и другое. Безусловно, все мы частенько нарушаем правила дорожного движения. Это, конечно, плохо, потому что правила эти написаны кровью. Но мы, конечно, нарушаем. Потому что если не нарушать, то порой можно из одного конца города в другой ехать два часа. Да и что уж там — ну, сплошная, зато видимость на полтора километра вперёд, да и не мешает никому водитель. Да и непонятно, то ли там сплошная, то ли прерывистая, нанесённая поверх сплошной. Короче, все знают этот участок за кладбищем, и если бы там в кармане в сторону Каштакского кольца не прятались порой ГИБДД-шники, то никто бы эту то ли сплошную, то ли прерывистую линию никогда бы и не замечал.

Всё так. Но есть одно существенное «но». Лично для меня оно ничего не значит — ведь неважно, кто вылетает на встречную полосу: джип с отличными от других номерами, старый газик или среднестатистическая Toyota. Но для большинства граждан — и это совершенно логично — номера РРР или ООО, равно как любая другая боевая раскраска автомобилей — это признак их отличия от других, обычных водителей. И люди, которые управляют этими особенными автомобилями, должны понимать, что отличительные знаки накладывают на них отличные от остальных, более строгие не с точки зрения закона, а с обывательской точки зрения, требования.

Иначе говоря, управляя автомобилем краевого министра, надо, наверное, понимать, что и спрос с тебя — совершенно особенный. Это не просто красивые номера, а солидная ответственность. На водителя такого автомобиля смотрят и очень часто тыкают пальцем. И обсуждают его поведение, передавая сарафанным радио из уст в уста и формируя общественное мнение. А мнение это касается не столько малоизвестного водителя, сколько хорошо известного человека, который сидит рядом и олицетворяет государственную власть. Равно как любой экипаж ГИБДД, нарушающий ПДД на патрульной машине, олицетворяет не нежелание инспектора, сидящего за рулём, включать поворотники или ближний свет тогда, когда надо их включать, а слабость государства, которое не может заставить людей, обязанных блюсти закон, этот же закон соблюдать. Со всеми вытекающими.

И водители этих автомобилей, и сотрудники ГИБДД, да и все мы должны чётко понимать, что чем дальше, тем больше в сумках, карманах и руках обывателей будет появляться цифровых камер, диктофонов и фотоаппаратов. И чем дальше, тем лучше станет изображение и чётче звук. И тем больше будет площадок, где можно будет разместить полученную таким образом информацию. Да что уж там — уже сейчас и хороший фотоаппарат, и сносная камера, и неплохой диктофон, и вменяемый интернет есть в приличном сотовом телефоне.

И именно стремление людей, которые идут по тротуару, едут по дороге или плывут брассом по реке, фиксировать всеми возможными способами нарушения закона и заставлять контролирующие структуры добиваться наказания виновных — это и есть постепенное оздоровление общества. Я намеренно не говорю набившее оскомину словосочетание «правовое государство». Пусть хотя бы оздоровление общества. Ибо в России очень часто только потенциальное наказание может заставить человека не нарушать закон. Особенно, если несущественные внешние блёстки могут создать иллюзию хотя бы частичной безнаказанности.

И третье. Самое, на мой взгляд, обнадёживающее. После того, как ИА «Чита.Ру» получило информацию о том, что блоггер useff разместил в «Живом журнале» фотографии, якобы демонстрирующие нарушение инспектором ГИБДД закона — неслабое такое нарушение, в краевом УВД немедленно нашлись люди, которые не отмахнулись от этой информации, а немедленно стали разбираться с тем, что же произошло на самом деле. Сотрудника ГИБДД незамедлительно попросили объяснить, что происходило в этот день на перекрёстке Ангарской и Полины Осипенко. УВД не стало отказываться от комментариев, и, разобравшись, разъяснило и нам, и нашим читателям свою версию произошедшего. Пусть она вызывает у кого-то сомнения, но даже сомнительная версия лучше гробового молчания.

Чита в этих примерах очень серьёзно отличается от крупных городов, где в сотни и даже в тысячи раз больше и инспекторов ГИБДД, и блоггеров, и машин с примечательными номерами, в которых перемещаются чиновники. С одной стороны, там уже давно привыкли выкладывать в интернет факты, свидетельствующие о нарушениях кем бы то ни было закона. И выкрики о том, что тот, кто заснял пересекающую сплошную линию машину, - стукач, выглядят в этих городах, мягко говоря, странно. Ещё не так странно, как хотелось бы, но прогресс уже налицо. С другой стороны, эффективность такой борьбы в Москве или Санкт-Петербурге уже сейчас вызывает сомнения — власти в большинстве случаев просто игнорируют демонстрацию доказательств того, как ни в чём не виноватых людей бьют по лицу дубинками. В Чите, я надеюсь, некоторая камерность и информационного поля, и его пользователей, позволит не ориентироваться на порой нелицеприятную федеральную картинку, а создавать свою. То есть формировать нормальные условия жизни в любимом городе. Для всех. Усилиями каждого.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления